Речевой статус
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Определение речевого статуса ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как определить речевой статус ребёнка?

Ребёнок будет отнесен специалистом к группе «неговорящих», если положительный ответ хотя бы на один пункт: 

  • ребёнок может повторять за взрослым любые звуки и/или слова, но НЕ произносит их по собственной инициативе; 
  • ребёнок использует в активной речи менее 20 общеупотребительных (понятных окружающим) слов; 
  • ребёнок использует в активной речи только отдельные слова, не выстраивая их во фразу, типа «Я пить». 

У ребёнка есть нарушения понимания речи, требующие коррекции специалиста, если: 

  • ребёнок не реагирует на обращение к нему на фоне других шумов (например, при включенной воде в ванной); 
  • ребёнок не понимает значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, Вы просите ребёнка принести банан из кухни); 
  • не понимает значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (ребёнок ранее знакомился со львом и тигром/китом и дельфином (игр.), но при одновременном показе их, и просьбе указать, где лев, показывает на тигра (или наоборот). 
  • не понимает грамматических значений (не покажет, где «рыбЫ», показывая на единицу, а не на множество; не выполнит инструкцию, данную последовательно: положи НА стол, а это ПОД стол. 
  • не понимает вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?
  • не понимает логико-грамматических конструкций, сравнительной степени: старше, больше и т.п.;
  • не понимает переносного значения и многозначности: идти может и человек, и дождь, и часы;
  • не понимает речь, когда она представлена в потоке (отдельные обращения понимает, а когда несколько инструкций подряд или обращение-текст не понимает). 

Ребёнок «говорящий», но у него есть нарушения коммуникации, требующие коррекции специалиста, если: 

  • самостоятельно (без просьбы со стороны взрослого) произносит более 20 слов, понятных окружающим; 
  • не обращается к сверстникам, предпочитая «замыкаться», «игру одному», «агрессивно отбирать игрушку» и пр. 
  • не умеет обращаться с просьбами ко взрослому, сразу переходя к крику, манипуляции и пр.; 
  • избегает групповых активностей, например, хороводов; 
  • может сообщать о своих потребностях, но не задает вопросы. 

Как определить, что ребёнку необходима помощь специалиста по коррекции поведения?

Если Вы ответили положительно хотя бы на 3 вопроса из списка, то ребёнку требуется коррекция поведения с помощью специалиста: 

  • у ребёнка повышенная потребность в движении (двигательная расторможенность), 
  • ребёнок быстро утомляется (быстрее 5-10 минут) в деятельности, в которой необходимо внимание и самоконтроль; 
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, отвечает на вопросы, не задумываясь; 
  • «кривляние» ребёнка усиливается в ответ на неодобрение со стороны взрослых; 
  • ребёнок устраивает «капризы» или истерики, сопровождающиеся падением на пол, раскидыванием вещей и игрушек;
  • у ребёнка чаще, чем 3 раза в день, возникают «беспричинные» слёзы и грубость и/или обидчивость;
  • отказывается, активно протестуя,  от деятельности, предлагаемой взрослым в условиях специальных занятий;
  • ребёнок проявляет агрессию в отношении других людей (бьёт, обзывает, толкает, щипает, кусает) или самоагрессию (то же по отношению к себе);
  • не умеет делать выбор и проявлять инициативу;
  • у ребёнка отсутствует стремление к собственной деятельности, нет навыков досуговой деятельности (постоянно требуется участие взрослого, не умеет себя занять).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Школьник - новый статус ребенка"

ре Консультация для родителей буКонккккаммпмРеко...

Оценка речевого статуса дошкольника

Одно из направлений профессиональной деятельности учителя-логопеда -  диагностика речевого развития. Оптимизировать её результативность помогает обобщение характеристик параметров оценки основных...

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ

Подготовка необходимой документации учителя - логопеда, по установленной форме....

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ

Статья о работе с  методической разработкой Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ....

Мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет с помощью интерактивных речевых карт

В данном материале представлены варианты интерактивных речевых карт, с помощью которых можно провести мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет: компьютерная программа "Диаг...