Оценка речевого статуса дошкольника
методическая разработка по логопедии

Егорова Надежда Михайловна

Одно из направлений профессиональной деятельности учителя-логопеда -  диагностика речевого развития. Оптимизировать её результативность помогает обобщение характеристик параметров оценки основных компонентов речевой системы, моторной сферы, которые используются как для составления логопедического представления на ребёнка, так и для заполнения протокола логопедического обследования дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_rechevogo_statusa_doshkolnika.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка речевого статуса дошкольника.

Особенности артикуляционного аппарата

•        Строение.

Зубы - норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус - норма, ортогнатический, открытый передний, боковой (двусторонний, односторонний), глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекёстный.

Твёрдое нёбо - норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо - длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы - норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипотонус, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).

Язык - обычный, макроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипотонус, гипертонус.

•        Артикуляционная моторика.

Объём движений - строго ограничен, неполный, полный; снижение амплитуды артикуляционных движений, слабость и истощаемость.

Тонус - норма, повышен, понижен.

Подвижность - достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия, содружественные движения языка и нижней челюсти, губ.

Переключаемость, точность движений - достаточная, недостаточная; трудности нахождения определённой артикуляционной позы. 

Саливация - норма, повышенная (гиперсаливация), усиливающаяся при длительном удержании артикуляционной позы.

Состояние просодии

Разборчивость: 

- норма (достаточная), разборчивость речи не нарушена;

- невнятная, смазанная, мало понятная для окружающих;

- разборчивость речи снижена, речь нечёткая.

 Темп: норма, тахилалия (быстрый), брадилалия  (замедленный), запинки, заикание (степень, форма).

Ритм - норма, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов.

Дыхание - свободное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное, неритмичное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой вдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации вдох ротовой, смешанный.

Голос - норма, тихий, слабый, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).

Моторная сфера

Общая моторика :       

- норма,         

- незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; 

- недостаточная точность воспроизведения предложенных двигательных проб;

- низкая скорость переключения с одного движения на другое;       

- моторно неловок.

Мелкая моторика:

- затруднения при выполнении сложных поз одной (какой именно) или двумя руками,

- замедленность темпа принятия позы,

- недостаточная координация движений,

- неточность воспроизведения поз,

- быстрое утомление в мышцах,

- затруднения в переключении с одной позы на другую.

Моторика мимических мышц

- незначительно нарушена двигательная функция мимических мышц;

- незначительно снижен объём движений мимической мускулатуры;

- движения вялые, не в полном объёме;         

- ограничен объём движений;

- неравномерность выполнения мимических движений;

- испытывает трудности при формировании мимических поз радости, грусти, удивления,

- ограничена двигательная функция мышц глаз, щёк, шеи, лба при формировании мимических поз радости, грусти, удивления.

Фонетическая сторона речи

Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.

Смешение звуков: смешение с теми группами звуков, на которые заменяется.

Отсутствие звуков.

Искажение звуков: 

- каппацизм,  

- гаммацизм,    

- хитизм,    

- йотацизм,

- сигматизм свистящих звуков (шипящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, призубный),

сигматизмшипяших звуков (свистящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, губной),

- ротацизм: горловой (велярный, увулярный), носовой, боковой, одноударный;

- ламбдацизм (межзубный, носовой, горловой, губной).

Замена звуков.

Недостаток произношения звонких согласных:

- замена звонких согласных парными глухими;

- недифференцированное произношение звонких, глухих согласных;

- глухие согласные опускаются или произносятся звонко.

Недостаток произношения твёрдых согласных.

Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки появляется общаясмазанность речи.

Фонематический слух

- в пределах возрастной нормы, сохранен;

- нарушен: 

испытывает трудности при дифференциации слов-паронимов; 

при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками смешивает звуки, близкие по способу, месту образования и акустическим признакам.

Фонематическое восприятие

- сформировано в пределах возрастной нормы, сохранно;

- задания не предлагались в связи с возрастом ребёнка;

- нарушено: 

затрудняется в выделении гласного (согласного) звука в начале (середине, конце) слов; затрудняется в придумывании слов на заданный гласный, согласный звук; 

испытывает трудности в определении количества и последовательности звуков в словах.

Слоговая структура слова

- не нарушена;

- нарушена:

парафазии - замены звуков и слогов;

элизии - пропуски звуков и слогов;

интерации - повторение звуков и слогов;

контаминации - часть одного слова соединяется с частью другого;

персеверации - отсроченное повторение;

перестановки звуков, слогов. 

Импрессивная сторона речи

- в процессе обследования содержание заданий понимает, выполняет сложные речевые инструкции;         

- понимает обращённую речь на бытовом уровне;

- понимает обращённую речь ситуативно;

- не понимает обращённую речь.   

Пассивный словарь

- понимает лексико-грамматические конструкции,

- понимает простой сюжет на сюжетной картинке,

- понимает действия предметов,

- понимает смысловое значение слов,   

- понимает отношения с предлогами (простыми, сложными).

Словарный запас

- достаточный,

- в пределах обихода,       

- резко ограничен,        

- беден:      

называет картинки с изображением предметов одной тематической группы (какой);

затрудняется в назывании картинок с изображением предметов тематической группы …;

самостоятельно обобщает …;

затрудняется в обобщении предметных картинок в тематическую группу…;

испытывает трудности в назывании признаков предметов;

испытывает трудности в назывании действий людей и животных;

затрудняется в подборе антонимов.

Грамматический строй речи

- в речи – предложения из … слов; 

- соответствует возрастным показателям;

- допускает специфические ошибки в использовании грамматических средств и конструкций;

- не всегда адекватно использует грамматические средства в собственной речи;

- имеет недостаточный объём грамматических форм и конструкций для продуцирования собственных высказываний;

- простые (сложные) предлоги отсутствуют;

- в процессе конструирования предложений отмечаются стойкие аграмматизмы … падежей;

- в речи – множественные аграмматизмы управления и согласования;

- речь грубо аграмматична.

Связная речь

•        Монологическая речь:

- задание выполняется самостоятельно, без лексико-грамматических ошибок, отмечается творческий характер при составлении рассказа;

- для выполнения задания требовалась некоторая помощь педагога (побуждение, стимулирующие вопросы), наблюдаются лексико-грамматические ошибки при составлении предложений;

- задание выполнено с помощью повторных наводящих вопросов, речь логична, но непоследовательна, допускает лексико-грамматические ошибки при построении предложений;

- задание выполняется только с помощью наводящих вопросов, связность изложения нарушается значительно, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки, бедность и однообразие употребляемых языковых средств;

- задание не выполняется из-за значительных затруднений по всем параметрам, отказ от выполнения задания.

•        Диалогическая речь:

- ребёнок умеет отвечать полными предложениями, ответы логичны и последовательны;

- ребёнок отвечает фразами, речь логична и последовательна, наблюдаются лексико-грамматические ошибки (аграмматизмы управления и согласования) при построении предложений;

- ребёнок отвечает простыми предложениями или односложно, но не теряет смысловой нити разговора, речь схематична;

- ребёнок участвует в общении эмоционально, отвечает односложно, активно дополняя беседу жестами и мимикой;

- ребёнок не вступает в диалогическое общение.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Бадяева Н.Е., Десюкова Н.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы.// Логопед. 2005.№5.

2.        Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ. 2004. 

3.        Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования/ АЙРИС ПРЕСС. М., 2005.

4.         Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с ДЦП. / Методические рекомендации. Свердловский пед. институт 1989. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Концепция деятельности МБДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников» (Старший воспитатель Л.А.Лазутина)

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирован...

«Оценка речевого развития младших дошкольников. Пути решения проблемы»

Выступление на медико-педагогическом совете на тему «Хорошая развитая речь ребенка – залог его успешности в будущем»....

Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».

«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....

Концепция деятельности ДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирован...

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет с помощью интерактивных речевых карт

В данном материале представлены варианты интерактивных речевых карт, с помощью которых можно провести мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет: компьютерная программа "Диаг...

Речевой статус

Определение речевого статуса ребенка...