Программа кружка «Волшебный пластилин» 2023-2024 г.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бухтина Ирина Геннадьевна

Художественно-эстетическое направление (пластилинография)

для детей  (с ОВЗ и инвалидов) подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа N 222» в лице директора Баскаковой Натальи Анатольевны.

 

 

 

 

Программа кружка «Волшебный пластилин»

                    художественно-эстетического направления (пластилинография)

 для детей  (с ОВЗ и инвалидов) подготовительной группы

                                               на 2023-2024 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Воспитатель:  

                                                                                      Бухтина Ирина Геннадьевна.

                                                                                                         

                                                           Москва 2023 г.

                                                                         

Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» для детей               подготовительной группы (ОВЗ и инвалидов)

                                       Пояснительная записка

   Развитие  мыслительных и  интеллектуальных  процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.  Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).  Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ограничениями в развитии, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

 Дополнительная образовательная  программа «Волшебный пластилин»   разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, будет полезна родителям, которые всерьёз заинтересованы развитием и образованием своих детей. Программа построена с учетом авторской технологией Г.Н. Давыдовой, учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Цель: Развить индивидуальные творческие способности, и мелкую моторику детей дошкольного возраста интерес к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Задачи перед ребенком:
- Освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами;
-Научиться работать на ограниченном  пространстве,  не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина, пользоваться специальными формочками для лепки.
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстанавливать  последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;
- Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.  
Предполагаемые результаты работы:
- у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- усвоены основные приёмы работы в технике - пластилинография;
- мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
- получат навыки совместной работы.
- умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал для пластилинографии:  цветной пластилин, доска для лепки, салфетка для рук, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, специальные наборы формочек, чеснокодавилка.

Расписание занятий:

Занятия в кружке «Волшебный пластилин» проводятся с детьми подготовительной группы, во вторую половину дня: 1 раз в неделю.

длительность – 30 минут;

Четверг – 15.30 -16.00

Содержательный  и организационный раздел

Занятия проводятся с группой детей  в количестве 10 человек.

Форма организации кружка:

- Интегрированные занятия

 Структура занятий:

1. Беседа.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Изготовление картины.

4.Анализ работы.

Методы: Наглядный, практический, словесный.

Перспективный план занятий по пластилинографии.

Неделя

Тема занятия

Цель, задачи

Примечание

                                                               Октябрь

 1

неделя

«Зонтики» (прямая пластилинография)- диагностика

Цель: Выявить уровень умений, полученные в старшей группе.
- закрепить умения создавать образ зонтиков используя прием прямая пластилинография; использовать в работе для украшения различный материал.

 - развивать ручную умелость,  мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, фантазию, интерес к технике пластилинографии.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратность в работе.

Закрепление приемов: раскатывание, размазывание, сплющевание.

    2

неделя

«В лес за грибами»

Беседовать с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривать муляжи грибов,    

-  учить   рисовать грибы используя трафарет и закрашивать пластилином.    

 - закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.

Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание.

     3

неделя

«Осенняя береза» (прямая, модульная пластилинография)

Цель: создать образ осенней березы, используя знакомые приемы пластилинографии.
-закрепить основные приемы пластилинографии (скатывание, размазывание, раскатывание жгутиков); учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
-развивать чувство цвета, композиции ; мелкую моторику рук, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Приемы работы: раскатывание, размазывание, смешивание цветов пластилина.

   4

неделя

«Петушок» (прямая, мозаичная пластилинография)

Цель: создание композиции «Петушок»

- учить создавать образ петушка, используя приемы: прямая, мозаичная пластилинография, нанесения рельефного рисунка, использование гороха в работе.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творческое мышление.

- воспитывать самостоятельность, инициативность.

Прием работы: раскатывание, размазывание, нанесение рельефного рисунка, использование гороха в работе.

                                                                Ноябрь

1 неделя

4 ноября

Рельефная лепка «Российский флаг»

Формировать знания у детей о Российском флаге – триколоре через лепку.

- развивать мелкую моторику.

Картон, пластилин трёх цветов (белый, голубой, красный), трубочка для коктейля

Презентация «Праздник 4 ноября- день народного единства»

2 неделя

«Укрась вазу»

Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора.

-развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.

-продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии.

-воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа.

Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание.

3 неделя

Лиса (прямая, модульная пластилинография

 Создать композицию «Лиса»

- формировать реалистическое представление о диких животных; формировать умение действовать по образцу; показать новый прием нанесения налепа с «растяжкой»

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Прием работы: налеп с «растяжкой»

4 неделя

«Матрёшка» (полуобьемная)

Цель: создать образ Матрешки в полуобъеме.
- познакомить с русскими традиционными игрушками; формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением; совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму и срезать стекой половину шара.

- развивать мелкую моторику пальцев, рук, цветовое восприятие.
- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Прием работы: скатывание шариков и придание им полуобъемной формы (отрезание шара стекой)

5 неделя

«Красивый коврик из жгутиков»

Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу.

 - развивать чувство цвета.

Приемы работы:

 раскатывание жгутиков и выкладывание их на поверхность.

 

                                                               Декабрь

1 неделя

«Кашалот»

Цель:  Познакомить детей с морским животным.

-учить детей передавать образ кашелота.

 -продолжить знакомить с  трафоретом, разными приемами и способами в пластилинографии.

- развивать эстетическое и образное мышление, воображение, творческую активность, самостоятельность в работе.

- воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость.

Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание.

2 неделя

«Снежинка» (модульная пластилинография)

Цель: сделать образ снежинки в технике модульной пластилинографии.

- учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор снежинки, передавая её природные особенности посредством приема модульной пластилинографии: учить раскатывать прямыми движениями рук-пальцами, жгутики; выкладывать по контурным линиям.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.

- воспитывать уверенность, самостоятельность.

Приёмы работы: раскатывание длинных жгутиков и деление их стекой на равные части, нанесение рельефного рисунка на основу

3 неделя

«Снеговик-почтовик» (прямая пластилинография)

Цель: создавать сюжетную картину по мотивам мультфильма «Снеговик-почтовик».

- учить приему прямая пластилинография: отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве; учить оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

- развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, аккуратность в работе.

Приёмы работы:

отщипывание, скатывание шариков пальцами, придавливание, размазывание.

4 неделя

«Павлин»

(прямая, мозаичная пластилинография)

Цель: познакомить детей с произведением  П. Ершова «Конек-Горбунок».

-обратить внимание детей на диковинную птицу.

-формировать композиционные навыки

 -воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Прием работы: раскатывание, размазывание, нанесение рельефного рисунка, использование гороха в работе.

                                                              Январь

1 неделя

«Снежинка»

Учить детей передавать образ снежинки.

 -украшать работу, используя пайетки.

-воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Прием работы: по выбору детей.

2 неделя

«За окошком

Снегири»

Обобщить

представления детей о

зимующих птицах.

- разобрать особенности

внешнего вида снегиря.

- побуждать детей точно

передавать внешний

вид объекта; подбирать

цвет и сопоставлять

размер.

Прием работы: по выбору детей.

3 неделя

«Ваза с цветами»

(мозаичная пластилинография)

Учить детей рисовать вазу  с цветами.

-развивать чувство цвета.

-продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.

Прием работы: использование трафарета,  сплющивание, размазывание.

4 неделя

«Варежка»

Продолжать учить детей работать на заданном пространстве, не выходя за контур;

- побуждать детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла.

-упражнять приему размазывания пластилина подушечкой пальца.

Силуэт варежки из картона, пластилин,

Стих «Маша варежку надела» Воронько.

загадки

варежка с узором.

                                                              Февраль

1 неделя

«Слон»

Продолжать знакомство с животными Африки

 -развивать мелкую моторику рук.

-поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме

-воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

Прием работы: по выбору детей.

2 неделя

«Галстук для папы»

Добиваться точной передачи формы,

-развивать желание добиваться результатов с помощью цвета и работы стекой.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета;.

галстук, картинка с изображением галстука

3 неделя

 «Кораблик для

папы»

Цель: изготовить подарки

для близких к Дню защитников отечества.

- учить создавать на плоскости «кораблик», сочетая разные приемы техники пластилинографии по выбору детей;

закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии.

- развивать творческие способности, внимание, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Прием работы: по выбору детей.

4 неделя

«Открытка для папы»

Цель: создавать открытку ко Дню защитников  отечества.
- формировать представление о государственном празднике День защитника отечества; совершенствовать умения полученные ранее.
- развивать фантазию, творческие способности
- воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в работе.

Прием работы: по выбору детей

5 неделя

«Муха- цокотуха»

коллективная композиция

Учить детей лепить насекомое в движении, передавая характерные особенности строения и окраски.

-вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения

-развивать согласованность в работе глаз и рук.

Большая готовая форма и коллективная мозаика из пластилина.

       

                                                              Март

1 неделя

«Цветок для мамы»
(витраж)

Цель: создавать образ цветка в технике обратной пластилинографией (витражная).
- познакомить с техникой обратной пластилинографии (витражная) в работе; закреплять приемы прямой пластилинографии: отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве.

- развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.

- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы.

Приемы работы: 

Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру. Размазывание на горизонтальной поверхности.

2 неделя

«Радуга»

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

-учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

-продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

-развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4;

пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов;

салфетка для рук;

доска для лепки;

стека;

иллюстрация с изображением радуги.

3 неделя

«Сова и синица»

Учить детей лепить пары выразительных образов контрастных по величине тела и глаз.

 -продолжать освоение рельефной лепки.

Пластилин, стеки, пуговицы жёлтого и оранжевого цвета,  картон голубого и чёрного цвета, салфетки;

картинки с изображением птиц, игрушка совы, звуковое сопровождение «Голоса птиц»

4 неделя

«Весна идет, весне дорогу»

Формировать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах через творческую деятельность.

-продолжать развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета. Иллюстрации весенней природы

Слушанье музыки весенней природы.

                                                              Апрель

1 неделя

«Весенняя капель»

 Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография»

Освоение приемов:

скатывание,

расплющивание,

раскатывание, размазывание.

2 неделя

11 апреля

«Загадочный космос» (обратная пластилинография-витражная)

Цель: создавать картинку «Загадочный космос» в технике обратной пластилинографией (витражная).

- закреплять технику обратной пластилинографии (витражная) в работе.

- развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.

- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы

Прием работы: раскатывание, размазывание.

3 неделя

«Кудрявые

овечки»

Учить детей для создания «кудряшек» у овечки

пользоваться вспомогательными приспособлениями.

- совершенствовать

умение детей прикреплять

пластилиновые шарики

рядом друг с другом.

- развивать мелкую моторику рук.

Прием работы: по выбору детей

4 неделя

«Тюльпаны»

Познакомить детей с

весенними цветами –

тюльпанами.

- продолжать знакомить

с нетрадиционной

техникой изображения

– пластилинографией;

учить создавать

выразительный образ

посредством передачи

цвета и объёма.

- закреплять умение и

навыки в работе с

пластилином –

отщипывание,

скатывание пальцами,

размазывание на

основе, разглаживание

готовых поверхностей.

- развивать мелкую

моторику пальцев рук.

- воспитывать интерес к

пробуждающейся

весенней природе.


Прием работы: по выбору детей.

           

                                                              Май

1 неделя

9 мая

«Салют Победы»

Продолжать упражнять в

раскатывании комочков

пластилина круговыми

движениями рук и

расплющивании по

поверхности основы

- способствовать развитию

мелкой моторики рук при

создании композиции из пластилина.

Использование чеснокодавилки.

2 неделя

«Весенняя полянка»

(коллективная работа)

Вызвать у детей

эмоциональное

радостное отношение к весенней природе

средствами художественного

слова, музыки, произведений

живописи.

- продолжать знакомить детей с жанром изобразительного

искусства – пейзажем

- продолжать лепить картинку

из отдельных деталей –

придавливать, примазывать,

разглаживать границы соединения частей.

- расширять умения применения разнофактурный

материал для

выразительности картинки.

Прием работы: по выбору детей.

3 неделя

«Божья коровка,

улети на небо»

Формировать интерес к

окружающему миру,

реалистические

представления о природе.

-учить

использовать знания и

представления об

особенностях внешнего

вида насекомого.

-развивать умение

находить с помощью

взрослых ответы на

вопросы, возникающие

в ходе выполнения

работы.

4 неделя

«Земляничка»

Закреплять

познавательный

интерес к природе.

-продолжить обучение

созданию композиции

из отдельных деталей,

добиваясь целостности

восприятия

картины.

 -способствовать развитию

 формообразующих

движений рук в работе

с пластилином.

Консультация: «Польза ягод».

 

5 неделя

Итоговое диагностическое обследование

«Цветочная поляна»

Закреплять

познавательный

интерес к природе.

Самостоятельное выполнение работ.

Прием работы: по выбору детей.

Итоги года.

                                                           

Диагностика
умений по пластилинографии
(осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, подгрупповых  занятий)

Показатели:

1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень

2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень

3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень

4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень

6. Показатели технических навыков
а) 
Раскатывание, скатывание
-  Выполняет самостоятельно — высокий уровень
-  Требуется небольшая помощь — средний уровень
-  Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
б)
сплющивание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
в) размазывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
-  Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
г) использование других приемов и материалов в работе
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

Литература:
1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография»,  2003 – 96с.
2.Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с
3.http://stranamasterov.ru/node/41388
4.сайты: mam/ru, infouroc.ru? kladras?ru и тд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

Программа кружка "Волшебный пластилин"

Цель: Создание условий для развития ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Программа кружка" Волшебный пластилин"

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация ...

План-программа кружка «Волшебный пластилин» для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Лепка для детей 3-4 лет – захватывающее и увлекательное занятие, которое способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, хорошей координации, фантазии и постоянно активизирует умственную д...

Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин » для детей 4-5лет. на 2017-2018 уч.год.

Рабочая программа кружка «Волшебный  пластилин »для детей  4-5лет.на 2017-2018 уч.год....

рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка башкирского языка, 2023 - 2024 гг.

Цель: создание условий для всестороннего развития детей и обучения разговорному башкирскому языку....