Вопросы формирования коммуникативной компетентности у детей с ООП.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лаврова Татьяна Михайловна

Основными коммуникативными трудностями детей дошкольного возраста являются трудности вступления в контакт, трудности в эмпатии, трудности, связанные с детским эгоцентризмом, трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека, трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребёнка, трудности, связанные с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнёров по общению. Принимая во внимание все вышеперечисленные коммуникативные трудности, необходимо сказать, что у детей с ООП они усугубляются речевыми трудностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы формирования коммуникативной компетентности

детей с ООП.

Общение является одним из главных условий полноценного развития ребенка, оно имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь. Человек не рождается  с готовыми речевыми навыками, все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее сензитивным для этого является период дошкольного детства.  Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речевое воспитание детей, направлено на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Основными коммуникативными трудностями детей дошкольного возраста являются трудности вступления в контакт, трудности в эмпатии, трудности, связанные с детским эгоцентризмом, трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека, трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребёнка, трудности, связанные с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнёров по общению. Принимая во внимание все вышеперечисленные коммуникативные трудности, необходимо сказать, что у детей с ООП они усугубляются речевыми трудностями.

У детей с особыми образовательными потребностями помимо основного дефекта, как правило,  нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.  Дети  затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы, естественно, отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны и последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен, поэтому дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству. У детей с ООП на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.

 Особенности речевого развития детей с ООП явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недоразвитие речевых средств у дошкольников снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей таких как: замкнутость, робость, нерешительность; порождает специфические черты общего и речевого поведения - ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Трудности общения со сверстниками, невозможность установления длительных коммуникативных контактов, специфические затруднения неречевого характера: некоммуникабельность, негативизм, раздражительность приводят к низкому уровню коммуникативного и познавательного развития. Отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя, связной речи, трудности в звукопроизношении,  недоразвитие фонематических процессов служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Поэтому особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с нарушениями речи, так как овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками.

Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В звуковой стороне речи традиционно выделяют два компонента: звукопроизношение и фонематические процессы. Под фонематическими процессами  понимают фонематический слух и фонематическое восприятие. Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным произношением речевых звуков, но без достаточного развития фонематических процессов  развитие правильного произношения значительно затруднено.  При несформированности фонематических процессов для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при произношении, что непосредственно влияет на качество речи и как следствие на развитие коммуникативных навыков. Исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематических процессов. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Также бесспорна взаимосвязь развития фонематических процессов не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются "неуловимыми". Несформированность фонематических процессов мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, а как известно все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей с ООП нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика, а это также отрицательно влияет на речевую активность детей.  Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Несформированность фонематических процессов значительно затрудняет освоение ребенком произношения звуков и слов в соответствии с нормами родного языка, построение предложений в соответствии с правилами грамматики, оформление высказывания.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с речевыми нарушениями  спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода, через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми. Только при планомерной, комплексной и систематичной работе улучшится не только качество речи, но и разовьется способность к полноценному общению.

На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации. Дети с ООП имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими. В этом процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимают коммуникативные умения и  личностные качества , необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения,  требованиями ситуации и особенностями собеседника. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что сформированность фонематических процессов является действительно важным фактором не только успешного становления речевой системы, но и коммуникативной компетенции детей с ООП.

Литература

1. Алмазова, А.А. Особенности освоения языка детьми с нарушением речи  // Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 35-37.

2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 471 с.

3. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения: методическое пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: В. Секачев, НИИ школьных технологий, 2008. - 192 с.

4. Глаголева, Е.А. Комплексный подход при оказании помощи детям с речевыми нарушениями // Педагогическая диагностика. - 2009.- № 1. - С. 110-127.

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ...

Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....

Предпосылки формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Дошкольный возраст является сензитивным пер...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

В статье представлены терапевтические методы  в целях формирования речи старших дошкольников  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут ...