Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития и социальной адаптации. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, мы выбрали кинезиологический и нейропсихологический подход. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности  коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_24.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ .

Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития и социальной адаптации.

При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных систем: зрения, слуха, глубокой чувствительности. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

            Выявленная проблема определила содержание и систему проведения упражнений, направленных на тренировку движений кисти, пальцев рук, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга и стимуляции интеллектуального развития. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, мы выбрали кинезиологический и нейропсихологический подход.

Нейро-кинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы ребенка через движение. Кинезиологическая и нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней. Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально-волевой сфере детей имеющих дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.

Нейрокинезиологические  игры и упражнения применялись на занятиях по 5-7 минут в течение года. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности  коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. Таким образом, применение кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей обучающихся и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Упражнения:

  1. КОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.п. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг с друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
  3. ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 - 8 раз. Добавьте высокой скорости смены положений.
  4. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  1. УХО - НОС. Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
  2.   СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК. Укладывать спички в коробок обеими руками одновременно (большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечный коробок);
  3. КУЛАК – РЕБРО. Одновременно менять положение кистей рук (одна сжимается в кулак, другая разжимается, пальцы выпрямляются);
  4. КРУГИ. Одновременно рисовать в воздухе указательными пальцами вытянутых вперед рук одинаковые круги любого размера

 (пальцем правой руки – по часовой стрелке, пальцем левой – против часовой стрелки);

Литература

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с ДЦП. М., 1989 г.
  2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.
  3. Ипполитова        М. В.        Коррекционно-воспитательная        работа        с        детьми        дошкольного        возраста, страдающими церебральным параличом. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967.
  4. Ипполитова М. В., Мастюкова Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1985 г.
  5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  6. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2002 г.
  8. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...