Протокол дефектологического обследования 4-5 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике

Диагностика является неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога, позволяющая выявить уровень актуального развития ребенка, сформировать представления об омеющихся дефицитах, а также наметить план коррекционно-развивающей работы с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Протоколы обследования - удобный инструмент в процессе диагностики, благодаря чему сокращается время обследования и формируется наглядная картина имеющегося уровня познавательного развития ребенка.  Данный протокол составлен с использованием методических рекомендаций таких авторов как С.Д. Забрамная, О.В.Боровик, Л.Г.Руденко, Е.А.Стребелевой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_4-5.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол дефектологического обследования (4-5 лет)

Дата обследования «____» ______________ 20___г.

Ф.И. ребенка__________________________________________________________________________

Возраст на момент обследования____________________ Дата рождения______________________

Эмоциональное реагирование: адекватно реагирует на ситуацию обследования, волнение, насторожённость, тревожность, плач, чрезмерная возбудимость, агрессивные проявления, неадекватная веселость, фамильярность со взрослым

Контакт: легко идет на контакт, с трудом, не идет, нежелание вступать в контакт, отгороженность, полевое поведение

  1. ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ.
  1. Представления о себе и ближайшем окружении.

Называние

Понимание

Как тебя зовут

Реагирует поворотом головы сразу/отсроченная реакция/не реагирует

Узнает себя на фотографии, в зеркале: улыбка/неадекватные реакции/отсутствует реакция

Какая у тебя фамилия?

Реагирует поворотом головы сразу/отсроченная реакция/не реагирует

Ты мальчик или девочка?

Отвечает кивком/неправильно

Сколько тебе лет?

Показывает на пальцах правильно/неправильно

С кем ты пришел в детский сад?

Как зовут твою маму? Папу?

Сотрудники детсада

Дети в группе

Указательный жест/взгляд

Назови город/деревню, в котором ты живешь?

Отвечает кивком/неправильно/не отвечает

  1. Представления об окружающем мире

Картинки

Называние

Понимание

Примечание (способность к обобщению, ответ с помощью наводящих вопросов, отсроченный ответ, отвлекаемость)

Игрушки

Мебель

Посуда

Одежда

Домашние животные

Дикие животные

Овощи

Фрукты

  1. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.
  1. Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?_____________________________

Если ручки замерзнуть, что наденешь на них?__________________________________________

Что ты возьмешь на улицу, если пойдет дождь?________________________________________

Чем режут бумагу?________________________________________________________________

  1. Понимание простых предлогов

На (поставь машину на коробку)__________________________________________________________

В (спрячь машинку в коробку)____________________________________________________________

Под (спрячь машинку под коробку)________________________________________________________

За (спрячь машинку за коробку)___________________________________________________________

III. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. (под * обозначены пробы, невыполнение которых не является показателем нарушения, но могут быть предложены для определения ЗБР у детей с благоприятным прогнозом развития.

  1. Пространственные представления.

Схема тела и лица.

Называние

Понимание/показ

На себе

На других

Глаза, нос, уши (1,5 г)

Рот, лоб, щёки (2г)

Подбородок, брови (4г)

Руки, ноги (1,5г)

Живот, голова (2г)

Шея (2.5г)

Грудь, локти,  пальцы (4 г)

Колени, ладони (4.5г)

        Ориентировка в реальном пространстве.

Покажи рукой, где верх__________________ низ__________________что впереди________________

Что сзади______________________________

Подними правую руку___________________ правую ногу____________________________

Левую руку____________________________левую ногу______________________________

  1. Временные представления.

Называние

Описывает события, действия, признаки

Выбирает на картинке

По названию

По описанию

Утро

*

*

День (с 4.5лет)

Вечер

*

*

Ночь (с 4.5 лет)

Текущее время года

Весна

*

*

Лето

*

*

Осень

*

*

Зима

*

*

*- конец года

  1. Предметно-практическая деятельность.

Примечание: при ошибках/затруднениях в действиях с заданным количеством элементов, их количество уменьшается, количество фиксируется в протоколе.

Самост-но

После обучения

Способ действия

Доска Сегена 5 элементов

Пирамидка из 5 колец, 6-ти колец*

Матрешка 5-ти составная

Полые формы из 6-ти элементов

Коробка форм (5 прорезей)

Темп работы: нормальный, замедленный, быстрый

Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей помощи, не принял, ведет себя неадекватно

Понимание инструкции: словесная, сопровождение жестом, наглядным показом

Отношение к результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах

Точность и дифференцированность движений пальцев рук:

  1. Восприятие.

Цвет: КЖЗС (3г) оттеночные (4 г)

Называет: самостоятельно, показывает, соотносит

Форма: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, кубик, шар, кирпичик, цилиндр, крыша

Называет: самостоятельно, показывает, соотносит

Способ действия: зрительное соотнесение, примеривание, метод проб и ошибок  

        Величина

Называние (актуализирует сам-но/после называния антонима)

Показ

Большой-маленький

*

Средний

Высокий-низкий

Выше-ниже

*

Длинный-короткий

  1. Количественные представления.

Называние /определение количества предметов

Показ, манипуляции с предметами(дай, возьми, покажи)

Дочисловые представления

Один, много (3г)

Мало (4г)

Нисколько, ни одного

Больше-меньше *

Поровну, столько же *

Количественные представления и счет

Два

Три

Четыре (после 4.5л)

Пять (после 4.5л)

Понимание вопроса «Сколько?»____________ Счет в пределах _______________

IV. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с опорой на картинки)

  1. Конструирование из строительных элементов

Вид

Сам-но, по рис

По образцу

С помощью взрослого

Не выполн

Лесенка из 6-ти кубиков/

ворота/заборчик из 7-8 кирпичиков вертикально по кругу

Самост.постройка из 3-ех деталей (домик с крышей)

Построй то, что ты хочешь

Точность и ловкость движений: _______________________________________

Характер работы: сразу приступает к заданию, не рассмотрев образец; проводит анализ, подбирая нужные детали и выбирая их правильное расположение; насколько часто обращается взглядом к образцу______; руководствуется ли образцом при выполнении задания_____________

Помощь и уровень принятия: не требуется, стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая (после обучения переносит показанный прием, нуждается в большом количестве повторений)

Инструкция: принятие_________________понимание________________ удержание_____________

Способность к творчеству: ____________________

Отношение к результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах

  1. Работа с разрезными картинками

Вид

Сам-но, по рис

По образцу

С помощью взрослого

Не выполн

4 части

3 части

2 части

Метод: наложения, целенаправленных проб, перебора вариантов

Темп работы: нормальный, замедленный, быстрый

Принятие задания: принял сразу, после стимулирующей/организующей помощи, не принял, ведет себя неадекватно

Понимание инструкции: словесная, сопровождение жестом, наглядным показом

Отношение к результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах

  1. Изобразительная деятельность

Рисунок  

Сам-но по просьбе взрослого

По образцу

С помощью взрослого (хар-р помощи)

Не выполн

Человек (наличие основных частей тела и лица)

Дополнительно при невыполнении предыдущих заданий

Заборчик (с 3-4 лет)

Солнышко (с 3 лет)

Ниточка к шарику (с 3лет)

Дорожка (с 2-2.5лет)

Захват карандаша: правильный (3-4г), перекрестная хватка (все пальцы направлены вниз к концу карандаша, 2-3г), в кулаке (вертикальная позиция, 12-15мес, проявляется до 4 лет).

Уровень развития предметного рисунка: черкание, каракули, предметное изображение

Нажим: нормальный, сильный, слабый

Согласованность действий обеих рук: придерживает лист, не придерживает

Инструкция: принятие, понимание, удержание

Способность к творчеству: ________________________________________________________

Отношение к заданию, результату: безразличен, заинтересован, теряет интерес при неудачах, не использует карандаш для черкания на бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет

V. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Характер предметно-игровых действий:

Ролевые игры с детьми, распределяя роли и выполняя их (4г)

Начало ролевой игры (3г)

Сюжетная игра, несколько действий игры вдвоем, планирует, воображает (с 2.5лет)

Ряд взаимосвязанных действий с игрушками, 2-3 действия (с 2 лет)

Сопровождает действия речью (с 2лет)

Использует предметы-заместители (с 1 г.9 мес)

Предметные действия (с 1 г 6 мес)

Процессуальные действия (с 1 г 3 мес)

Несвязанные действия с одной или несколькими игрушками (с 1 г)

Продолжительность: ________________ Интерес к игрушкам: стойкий, нестойкий, избирательный, отсутствует, разнообразные игрушки

Желание играть со взрослыми: не идет на контакт, с трудом вступает в контакт, заинтересованно сотрудничает

Стремление играть со сверстниками: сам включается в игру, наблюдает за игрой других, играет в одиночку, держится в стороне от детей

VI. МОТОРИКА 

Общая:

Соответствует возрасту;

Развита недостаточно: заторможенность движений, моторная вялость рук и ног, скованность движений, неловкость, ограничена амплитуда движений, трудности сохранения равновесия, нарушена общая координация, сопутствующие движения, иное_________________________________________

Значительное отставание: не ходит, ходит с поддержкой, самостоятельно не сидит, иное___________________________________________________________________________________

Мелкая:

Соответствует возрасту

Развита недостаточно: недостаточная согласованность, замедленные движения, нарушена координация, мелкие движения рук неточны, тремор кисти, тонус кисти и пальцев снижен/повышен, иное__________________________________________________________________________

Значительное отставание: двигательная функция рук не сформирована, выраженные гиперкинезы, зрительно-моторная координация не сформирована, иное__________________________________

Ведущая рука: правая, левая, не определена

Умение резать ножницами(4г): ___________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"

Это авторское учебно-методическое пособие разработаное  мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями р...

Образец карты дефектологического обследования.

Данное пособие может быть полезным для дефектологов. Карта содержит примерный план дефектологического обследования и приложения для разных возрастов для обследования мелкой моторики....

Особенности дефектологического обследования ребенка дошкольного возраста на базе ГБУ ЦДК СПб.

В данной презентации раскрываются основные принципы, лежащие в основе обследования учителем-дефектологом  детей ранего и дошкольного возраста, обращающихся за помощью в Центр диагнгостики и консу...

Примерны бланков дефектологического обследования

бланки дефектологического обследования от 3 до 8 лет...

Дефектологическое обследование от 2-8 лет

Дефектологическое обследованиеВозраст 3 года1.Умение вступать в контакт _______________________________________________________________________________________________________________________2.Сведени...

Дефектологическое обследование детей с ЛИН, УТИН, сложной структурой дефекта

Диагностическая работа дефектолога построена согласно требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ ФГОС для детей с ОВЗ....

Протокол дефектологического обследования 5-6 лет

Диагностика является неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога, позволяющая выявить уровень актуального развития ребенка, сформировать представления об омеющихся дефицитах, а также наметить план ...