Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ручнова Алина Александровна

Конспект

Коррекционно-развивающее занятие с детьми

старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)

«Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx169.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

Коррекционно-развивающее занятие с детьми

старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)

«Зима»

373294-raskraska-ocharovatelnyy-zimniy-vecher.jpg

Учитель-логопед:

Ручнова Алина Александровна

Санкт-Петербург

2024

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима», формирование связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление умения подбирать однокоренные слова;

- образование глаголов прошедшего времени.

Коррекционно-развивающие:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»,

- развитие логического мышления, внимания;

- развитие умения подбирать имена существительные к глаголам;

- закрепление правильного употребления предлогов.

Коррекционно-воспитательная:

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: снежный ком, сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка, корзинка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Какие слова подходят к картинке?».

На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Логопед называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине.

Логопед: Ребята! Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? (Ответы, детей.) Я буду называть слова, если они подходят ко времени года ЗИМА, то вы хлопаете в ладоши.

Снег, лыжная горка, вьюга, босоножки, снеговик, метель, пляж, коньки, панама, снегири.

2.        Объявление темы.

Логопед держит в руках белый клубок ниток.

Логопед: Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы, детей.)

Да, на снежный комочек. Давайте проверим, куда он нас сегодня приведёт.

Мы будем выполнять задания, и все они будут зимние. Значит, о каком времени года мы будем говорить?

(Ответы, детей.)

3.         Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей.)

У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят. 

Слова-родственники не только имеют общую часть и похожи по своему звучанию, но и связаны по смыслу. (Логопед выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)

Игра «Подбери слова-родственники».

Снег — снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

Логопед: Молодцы!

Снежный комочек катится дальше.

Покатился снежный ком,

Снова отыскал он дом.

В доме том живет загадка.

Поищите-ка отгадку!

Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как, будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?»

Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.

Логопед: Сегодня снег блестит, а вчера... Сегодня снег падает, а вчера... Сегодня снег сверкает, а вчера... Сегодня снег тает, а вчера... Сегодня снег хрустит, а вчера…Сегодня снег идёт, а вчера...

Логопед: А комочек снова катится.

Покатился снежный ком

И опять увидел дом.

В доме том живет загадка.

Нужно вам найти отгадку!

Игра «Подбери предмет».

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (на тему «Зима»).

Наступает (что?) — ... (Зима)

Лежит — ... (Снег)

Кружатся — ... (Снежинки)

Свищет — ... (Ветер)

Катаются — ... (Дети)

Бушует— ... (Буря)

Валит — ... (Снег)

Лепят — ... (Снеговика)

Замерзает — ... (Речка)

Съежились — ... (Снегири)

Блестит — ... (Снег)

4. Физкультминутка  «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок (Дети идут по кругу друг за другом,                                                                                                                изображая, что катят перед собой снежок)
Кати по снегу свой снежок.
 (Останавливаются, «рисуют» руками ком)
Он превратится в снежный ком.

И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика. 
(Дети удивленно смотрят)  

Логопед: Какая же загадка ждет нас теперь?

Покатился снежный ком

И нашел четвертый дом.

В доме том живет загадка.

Но какая к ней отгадка?

5. Игра «Где снегирь?». Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи.

Логопед: Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки.

Логопед перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.

Снегирь спрятался под елью.

Подлетает к елочке.

Слетел с елочки.

Прыгает возле (около) ели.

Сидит на ели.

Перелетел с ветки на ветку.

Логопед: Ребята! Снежный комочек отправляется в путешествие последний раз.

Покатился снежный ком,

Перед ним последний дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку!

Игра «Назови несколько». Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.

Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок.

Снеговик — снеговики, два снеговика, пять снеговиков.

Снегирь — снегири...

Шайба — шайбы...

Клюшка — клюшки...

Шапка –шапки…

6. Итог занятия.

Логопед: О каком времени года говорили на занятии? Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их.

Наш комочек докатился до опушки леса, а за выполнение всех заданий оставил нам корзинку. Давайте посмотрим. В корзинке дети находят наклейки в виде снежинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»

КонспектКоррекционно-развивающее занятие с детьмистаршего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.Причины заикания бывают двух видов: ...