Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ручнова Алина Александровна

Конспект

Коррекционно-развивающее занятие с детьми

старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)

 «Звук и буква Ф»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ff.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

Коррекционно-развивающее занятие с детьми

старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)

 «Звук и буква Ф»

498771-yarkaya-bukva-f-raskraska-dlya-detey.jpg

Учитель-логопед:

Ручнова Алина Александровна

Санкт-Петербург

2024

Цель: ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Фф.

Задачи:

Образовательные задачи.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф.

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Чудесный мешочек, магнитные буквы (К, О, Т, А, М, И), магнитная доска, планшет, листы с заданиями по числу детей, карандаши, резинки, контейнеры с элементами для выкладывания букв.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики с су-джок мячами «Мы во двор пошли гулять».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Педагог встречает детей, организует приветствие с ними.

Педагог. Посмотрите, ребята, у меня есть чудесный мешочек. Давайте попробуем угадать, что внутри. Дети выполняют задание и называют найденные буквы. Педагог предлагает пройти к магнитной доске и составить из данных букв слова. Дети комментируют выполнение задания.

1-й ребенок. Я составил слово КОТ.

2-й ребенок. Я составил слово МАК.

3-й ребенок. Я составил слово КОМ.

4-й ребенок. Я составил слово КИТ.

Педагог. Вы отлично справились с первым заданием. Педагог убирает буквы.

2. Игра «Подними руку». Развитие фонематического восприятия.

Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан — все это

Фиолетового цвета.

Дети. Звук [ф] слышится чаще других.

Педагог. Давайте произнесем звук [ф] все вместе. Дети вместе с педагогом произносят звук [ф].

Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Педагог. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Послушайте, в слове ФЛАГ звук [ф] звучит твёрдо или мягко?

Дети. Твёрдо.

Педагог. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Педагог. А в слове ФИОЛЕТОВЫЙ  звук [ф] звучит твёрдо или мягко?

Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Мягко. Зелёным.

Педагог. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.

Дети. Он глухой.

Педагог. Верно. Это согласный глухой звук. А теперь возьмите резинки. На правую руку наденьте синюю резинку, а на левую зелёную. Вы будете поднимать правую руку, как только услышите звук [ф]. А левую руку будете поднимать, как только услышите звук [ф’].

Для упражнения предлагается следующий материал: ф, б, п, ф’, м, ф, у, б, ф’, м; фа, бу, мо, фи, фу, па, фо, бо; флаг, батон, филин, софа, фырчать, молчать, футбол. Дети слушают и поднимают руки, услышав звук [ф] и [ф’]. 

Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот поднимает руку.

Педагог. Верно. Ф, а. Что получилось?

1-й ребенок. Фа.

Педагог. Верно. Ф, о. Что получилось?

2-й ребенок. Фо.

Педагог. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата, фото.

4. Пальчиковая гимнастика с су-джок мячами «Мы во двор пошли гулять». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей в игровую зону и предлагает им сделать знакомое упражнение.

Раз, два, три, четыре, пять 

Мы во двор пошли гулять. 

Бабу снежную слепили 

Птичек крошками кормили 

С горки мы потом катались 

А еще в снегу вались 

Все в снегу домой пришли 

Съели суп, и спать легли 

5. Работа на листах. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. Развитие тонкой моторики.

Педагог приглашает детей за столы, раздает им листы, ставит на столы контейнеры с карандашами и материалами для составления буквы.

Педагог. Посмотрите на букву, расположенную в центре листа. Знаете эту букву? Это буква Ф. Вокруг буквы много картинок. Давайте назовём, что изображено на этих картинках.

Дети. Футболка, фишка, флаг, финики, фотоаппарат, фен.

Педагог. Правильно. А как вы думаете, почему буква Ф разделена на две части?

Дети. Значит, буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф’].

Педагог. Верно. Раскрасим одну половину буквы синим цветом, а другую зелёным. Дети выполняют  задание. А теперь давайте найдем все предметы, названия которых начинаются со звука [ф] и обведём их в синий кружок.

Дети. Футболка, флаг, фотоаппарат.

Педагог. А теперь давайте найдем все предметы, названия которых начинаются со звука [ф’] и обведём их в зелёный кружок.

Дети. Фишка, финики, фен.

Педагог. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Дети. Палочка и два полукруга.

Педагог. Как расположены полукруги по отношению к палочке?

Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от нее.

Давайте «напишем» букву Ф в воздухе. Посмотрите, как я делаю это. Педагог и дети «пишут» букву в воздухе.

Педагог. Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Давайте составим на столе букву Ф из веревочки, фасоли, палочек. Дети самостоятельно выбирают материал и составляют по одной букве Ф.

Педагог. Молодцы! А теперь переверните листок и напишите буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь давайте, почитаем, что написано.

1-й ребенок. Фа

2-й ребенок. Фо

3-й ребенок. Фу

4-й ребенок. Фи

5-й ребенок.  Фата

6-й ребенок. Фото

Педагог. Отлично!

6. Окончание занятия.

Педагог. Молодцы! С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает? Оценка работы детей. По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Зима»

КонспектКоррекционно-развивающее занятие с детьмистаршего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)«Зима»...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.Причины заикания бывают двух видов: ...