Вопросы взаимодействия участников образовательного процесса
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Надежда Алексеевна Кузнецова

Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания и обучения детей.

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. В отечественной литературе существует множество классификаций родительских отношений.

Рассмотрим несколько классификациий типов родителей. Выделим основные рекомендации по работе с каждым типом родителей. Определим общие правила для всех типов родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вопросы взаимодействия участников образовательного процесса»

Надежда Алексеевна Кузнецова

учитель-дефектолог, учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 24

компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания и обучения детей.

Хочу напомнить, кто является участниками образовательных отношений. «Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п.31 глава 2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)

Сегодня мы рассмотрим отношения родителей к детям, которые являются фактором психо-социального развития. Особенности взаимодействия родителей и детей закрепляются в поведении детей и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от семейных условий и взаимоотношений.

А в процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому педагогу важно знать типы родителей, их особенности и уметь с ними правильно взаимодействовать – это ведущая составляющая педагогического мастерства.

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. В отечественной литературе существует множество классификаций родительского отношения.

Некоторые авторы пытаются положить в основу описания типов родительского отношения степень выраженности эмоциональной стороны общения. В качестве примеров, рассмотрим классификации Е.Б. Насоновой (1989г), М. Н. Поповой (2000).

Е.Б. Насонова выделила 4 группы семей, отличающихся по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей:

  1. Семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций (гиперопекающие родители).
  2. Семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требования дисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальных потребностей ребенка (разумная любовь).
  3. Семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений (амбивалентное родительское отношение).
  4. Семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.

М.Н. Попова выделила следующие типы семей: «любящие», «игнорирующие», «формально-любящие».

Дмитрий Николаевич Исаев определил ведущие критерии подхода как степень свободы ребенка в семье и вид контроля за поведением (контроль означает регулирующее действие родителей): демократический, авторитарный, попустительский (или либеральный).

  1. При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль согласия, предполагающий сотрудничество, взаимопомощь, полное равноправие участников семейного союза.
  2. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль подавления, здесь царит авторитарность, безапелляционное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат и холодность по отношению друг к другу.
  3. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Он проявляется в семье как отсутствие всяких отношений: отстраненность и отчужденность, безразличие - основные принципы существования такой семьи.

Мы рассмотрели не все классификации. Существует множество классификаций типов родителей, предлагаю остановиться на часто встречающиеся типы портретов родителей (по В. В. Ткачевой).

Родитель авторитарного (импульсивно-инертного) типа:

Этот тип родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям со стороны (советам родственников, педагогов, специалистов). Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего ОУ, педагогов и т.д. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути. Создают родительские ассоциации, ищут союзников, идут напролом, часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника.

Девиз данного типа родителей: «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним».

Отрицательные качества этой категории родителей:

  • неумение сдерживать свой гнев и раздражение;
  • отсутствие контроля за импульсивностью собственных поступков;
  • склонность к участию в ссорах и скандалах;
  • откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т.д.)

Положительные качества этой категории родителей:

  • стойкое желание найти выход;
  • характерен феноменом вытеснения негативных переживаний;
  • упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.

Рекомендации по взаимодействию с родителем авторитарного (импульсивно-инертного) типа:

  • Не следует отвечать гневом на гнев – это только накалит обстановку: гораздо лучше приложить все усилия, чтобы сохранить в такой ситуации невозмутимость и позитивный настрой.
  • Правильная внутренняя позиция, т.е. не позволяйте себе думать: «Да как он смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли лишь сильнее разожгут ваше недовольство. Вместо этого прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.
  • Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно, раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием, которое вывело его из себя.
  • Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, по делу, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.
  • Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.
  • Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.
  • Не избегайте общения после конфликта.

Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа:

В личности невротичных родителей доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, отказе от решения проблем. Сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения, всё воспринимают в трагических красках. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. Всегда всем недовольны, во всем разочарованы. Видя проблему, они не стремятся к самостоятельному ее преодолению. Считают, что нет выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, педагогов, администрации: «А нам никто не говорил… Мы ничего не знали…».

Девиз данного типа родителей: «Пусть всё идет в жизни, как идет».

Отрицательные качества этой категории родителей:

  • пассивность;
  • сильно зацикливаются на поиске путей решения;
  • оправдывают свое бездействие нехваткой информации;
  • непоследовательны в вопросах поощрения и наказания

Положительные качества этой категории родителей:

  • внимательность к людям;
  • эмоциональная выразительность оценок и действий;
  • повышенные требования к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.

Рекомендации по взаимодействию с родителем невротичного (тревожно-сензитивного) типа:

  • Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.
  • Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.
  • В разговоре используйте местоимения «мы», «у нас». Это будет для родителя поддержкой, что он не один.
  • Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.

Родитель психосоматического типа:

Это самая многочисленная категория родителей. Проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категории. Эти родители эмоционально более лабильны, чем два других типа. Они участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т.д. Им свойственны частые смены настроений (от радости, до депрессии). Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблема, чаще скрывается от посторонних взглядов ими изнутри. Если у невротических – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик, то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.

Девиз данного типа родителей: «Мы можем положить собственное здоровье на алтарь жизни ради своего ребенка».

Отрицательные качества этой категории родителей:

  • смена полярных настроений;
  • проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних;
  • свойственно что-то сделать за ребенка,
  • непоследовательны в вопросах поощрения и наказания

Положительные качества этой категории родителей:

  • внимательность к людям;
  • стремятся найти лучших специалистов для ребенка;
  • все усилия направляются на оказание помощи ребенка;
  • меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка

Рекомендации по взаимодействию с родителем психосоматического типа:

  •  не критикуйте и не торопите;
  • найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным;
  • такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками;
  • данный тип родителей может стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.

Общие правила для всех типов родителей

В большинстве случаев родители вступают в конфликт с педагогом из желания защитить интересы своего ребенка. Правда часто они видят угрозу там, где ее нет, и занимают оборонительную позицию. Педагогу необходимо понять, что практически каждый родитель желает добра своему ребенку. А от педагога ждет:  

Слов поддержки.

Всем мамам и папам хочется слышать, какие они хорошие родители для своего ребёнка. А молодым — особенно. Ведь они не всегда знают, как правильно поступить, и ждут одобрения своих действий.

Понимания.

Родители хотят, чтобы педагоги учитывали их загруженность на работе, семейную ситуацию, финансовое положение и просто иногда кивали головой в ответ на их рассказы.

Отсутствия стыда за ребёнка.

Ведь это, в конечном итоге, стыд за самого себя. В диалоге с родителями важно обращать внимание не только на отрицательные моменты, но и на плюсы, достижения, отличительные качества их детей.

Конкретных советов и рекомендаций.

Родители хотят получить от педагога инструменты, поэтому в диалоге с ними лучше заменить фразу «Ваш ребенок совершенно не понимает математику» на «Помогите ему с заданием по математике, он плохо понимает уравнения».

P.S. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...