Доклад: "Применение социальных историй в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ульихина Дарья Алексеевна

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому чтобы хоть как-то помочь ребенку с РАС справиться с проблемой социального взаимодействия, было решено применить в своей практике метод «социальных историй».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

При расстройствах аутистического спектра отмечаются нарушения социального взаимодействия, коммуникации и поведения, предопределяющие трудности социализации детей. У них оказывается нарушенным процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Дети с аутистическими расстройствами не усваивают основные правила социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому чтобы хоть как-то помочь ребенку с РАС справиться с проблемой социального взаимодействия, было решено применить в своей практике метод «социальных историй».

Этот метод был разработан Кэрол Грей (Carol Gray) - директором Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США. Его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций). Когда ребенку нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека, то адекватное поведение объясняется ему в форме истории.

Большинство социальных историй (хотя далеко не все) написаны для маленьких детей, чтобы помочь им справляться с повседневными событиями, эмоциями, разочарованиями и проблемами. Поэтому данный метод очень эффективен в работе с детьми аутистами дошкольного возраста.

Социальная история - это краткий рассказ с подробными иллюстрациями и описанием определенной ситуации, события или деятельности, и включает информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему.

Социальные истории преподносят информацию конкретным образом, что позволяет улучшить понимание ребенком трудных для него ситуаций, структурируют поведение ребенка аутиста и уменьшают уровень его тревожности.

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его личных интересов и потребностей, и включают вещи, которые малыш ценит, или которыми он интересуется. Их можно использовать не только для обучения тому, как вести себя в той или иной социальный ситуации, но и для освоения нового распорядка дня, новых занятий, для уменьшения проблемного поведения.

Существуют определенные правила составления социальной истории:

  1. Необходимо четко выделить тему социальной истории. Например: как вести себя на детской площадке, визит к стоматологу, как разогреть завтрак в микроволновке, как мыть руки, как правильно перейти проезжую часть дороги, как купить продукты в магазине и т.п. Все эти истории объединяет комплексный навык, но узкий в охвате.
  2. В процессе написания текста нельзя использовать осуждение и грубый запрет без объяснений.
  3. Объяснять ситуацию надо просто и доступно. Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории: когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие действия должен выполнить ребенок, какие результаты будут получены.
  4. Простой и легкий к пониманию язык изложения позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.
  5. Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребенка к пониманию разных уровней абстракций:
  • Цветные фотографии самого ребенка и всего, что его окружает
  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
  • Черно-белые фотографии
  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
  • Черно-белые рисунки
  • Схематическое изображение
  1. Используйте не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой.
  2. Рассматривать и читать истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребенку.

Важными моментами при написании социальной истории являются зрительные образы. «Слова всего лишь символы и не имеют смысла, пока они не будут соотнесены с вещами, или точнее, с их образами» (Дж. X. Джексон, невролог конца XIX — начала XX вв., мыслитель, философ). Многие аутичные дети хорошо поддаются визуальному обучению, поэтому им нравятся социальные истории, так как они записаны и проиллюстрированы. В качестве изображений важно использовать реалистичные фотографии места, лучше всего сделать эти фотографии специально для истории незадолго до мероприятия. Перед работой над социальной историей важно приехать на место, описываемое в истории (например, в парикмахерскую или в магазин) и «пройти» его, представляя себя на месте ребенка.

Важно! 

  • Ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную речь (не просто выполнять инструкцию взрослого «например, принести кофту, чтобы мама убрала её в шкаф», а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста).
  • Дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в случае: если они способны общаться предложениями, если социальная история соответствует коммуникативным навыкам ребенка, если у ребенка сформировано понятие последовательности событий во времени.
  • Предоставить всю необходимую и доступную информацию, улучшить понимание определенных явлений, а не сформировать новое поведение.

При обучении ребенка с РАС методу «социальной истории» большое значение имеет привлечение родителей к совместной работе. Для этого необходимо познакомить родителей с особенностями обучения детей с аутизмом с помощью социальных историй. Объяснить: что такое социальная история, как социальные истории помогают детям, как надо знакомить ребенка с социальной историей, как правильно составить социальную историю для ребенка с аутизмом и как использовать её.  

Жизнь любого ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. Именно в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Как известно, использование игровых моментов при обучении, повышает мотивацию у детей, способствует более успешному усвоению знаний.

Аутичных детей характеризуют низкий уровень развития игровых и символических навыков, трудности социализации. Однако, игровой метод также можно использовать и в работе с ребенком с РАС. Поэтому рекомендуется использовать игровой прием в работе с аутичными детьми, включая его как элемент сюжетной игры при знакомстве (или закреплении) с социальной историей.

Таким образом, хочется отметить, что социальная история исчерпывающе, наглядно и последовательно может сопроводить ребенка через то дело, которое пока что трудно поддается к самостоятельному выполнению. При этом она не исчезает, как родительский рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что дает ребенку время, чтобы усвоить материал. Опираясь на выше сказанное, рекомендуем использование метода социальных историй в практике работы с детьми с аутизмом дошкольного возраста, с коммуникативными и поведенческими трудностями. Также, на наш взгляд представляется целесообразным применение метода социальных историй в сочетании с игровым методом (использование элементов сюжетно-ролевой игры), что повышает эффективность работы, направленной на развитие социальной интеракции и коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями.

Рекомендуемая литература

  1. Барри К. Моррис / Barry K. Morris Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй? Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам, Источник: autism-help.org
  2. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер; пер. с англ. А. А. Ильина-Томича. — Изд. 4-е. — Москва: Теревинф, 2016. С.511.
  3. Грей Кэрол. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. С. 432.
  4. Делани Тара. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. / Пер. с англ. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. С. 272.
  5. Еремина С.В. Механизмы социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации / С.В. Еремина. – Текст: непосредственный  // Молодой ученый. – 2022. - №34 (429). С. 98-102.
  6. Марлен Коэн, Питер Герхарт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. Пер. с англ. У.Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. С. 264; цв.ил. С.16.
  7.  Мак Кланнахан Л.И., Кранц П. Расписание для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. – Москва, 2003. С. 130.
  8. Сырых Ж. Ю. Применение метода социальных историй в коррекции поведения детей с РАС // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. 2022. № 1 (21). С. 61-69. https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-1-61
  9.  Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2009. №1. С.1-12.
  10.  Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушение развития, 2012. №1 (36). С.1-16.
  11. Эстербрук С.А., Орлова Е.А., Карпекова Т.А. Метод социальных историй в развитии социального взаимодействия детей с нарушениями аутистического спектра (по материалам зарубежных источников) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). – 2018. №1.с. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....

Доклад "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра".

Актуальной проблемой в настоящее время является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  Очень важно владеть теор...

Коррекционно – педагогическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра

2 слайдАутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.Детский...

Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....