ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Набока Дарья Сергеевна

Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В рамках режимных моментов предлагаю проводить игры и упражнения системно, например, в момент «утреннего круга».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 При обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические компоненты речи и, в частности, ритмизация речи, имеет нарушения. У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз.  

 Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В рамках режимных моментов предлагаю проводить игры и упражнения системно, например, в момент «утреннего круга».

 В данной работе выделяем два этапа. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи.  На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования.

Примерные игры и упражнения первого этапа:

1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)

2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»

3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»

4. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане.

5. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же.

6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом и п. д. Затем переходим на воспроизведение ритма речевых фраз.

7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.

8. «Дирижер» «Продирижировать» в такт стихотворению, чистоговорке и т. д.

9. «Топтыжка» Потопай ножками в ритме стиха.

Со старшими детьми можно использовать схематические изображения и в ходе этой работы познакомить с понятием «ударный слог». Примеры схем.изображений:

Примерные игры и упражнения:

1. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге.

-' -

__ __ __'

 2. Узнать ритмическую мелодию, прохлопанную педагогом.

3. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию.

4. Перечислить слова (найти картинки) с ударением на первом слоге.

5. Подобрать слова в словосочетании или чистоговорке по ритмике и смыслу.

На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи.

1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро)

2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:

Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро)

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно)

3. Определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.)

4. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

1. Повторение фраз за взрослым в заданном темпе.

2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

3. Произнесение фраз по сигналу логопеда (например, после взмаха флажком или удара в бубен)

4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.

5. Выполнение действий под произнесение взрослого  одного и того же текста с различным темпом:

Сильно вертится крыло,

Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

(Дети выполняют вращательные движения руками)

6. Проговаривание фраз по музыку, чтение стихов под удары метронома (темп определяется в зависимости от задачи, стоящей перед логопедом)

7. Использование игр-инсценировок, где герой должен произносить текст в определенном темпе (например: мышка-торопышка, сонный ленивец и т.п.)

Эту работу целесообразно дополнять занятиями по логоритмике на занятиях с логопедом и музыкальным руководителем, которые включают в свою деятельность различные речевые игры с разной степенью подвижности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...