Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белочка» (пгт. Федоровский)

  Индивидуальный образовательный маршрут

 на воспитанника

                                

Подготовили  педагоги  группы:

Кравец Светлана Дмитриевна

                                                               Стич Лилия Валентиновна

Направления, задачи коррекционно-развивающей работы.

Социальное развитие направлено на формирование у ребенка осознания собственного «Я», а так же формирование потребности навыков общения и продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для этого в программу включается следующие задачи:

-формирование у ребенка  представления о себе;

-формирование культурно-гигиенических навыков, формирование самостоятельности в быту;

-формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослыми;

-формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации с ним;

-формирование у ребенка интереса к игровой деятельности;

-формирование у ребенка интереса к продуктивным видам деятельности;

-формирование у ребенка интереса к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.

Предлагаются следующие игры:

- на формирование навыков самообслуживания «Умываемся», «Мыльные перчатки» и т.д.;

-на формирование интереса к взрослому и сверстникам, совместной деятельности с ними «Посмотри мне в глазки», «Кто спрятался», «Дай мне мяч» и т.д.;

-на формирование интереса к продуктивной деятельности «Рисуем дождик кап-кап»,  «Возьми много кирпичиков для дорожки», «Катаем и получаем яблоко, мяч» и т.д.;

-на формирование интереса к физической культуре «Идем по дорожкам», «Прокати мяч», «Прыгаем как зайчики» и т.д.

Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке. Взрослый предлагает совершать предметно-игровые действияпо подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. Для становления сюжетной игры ребенок сначала играет рядом со взрослым, затем включается сверстник, постепенно объединяясь в подгруппы.

Структура и содержание коррекционно-развивающей работы:

Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в основном индивидуальной формой работы. Групповая и подгрупповая форма работы предполагает коррекционно-развивающее воздействие не только со стороны воспитателя, но и внутри группы при взаимодействии с воспитанниками. Все задания и упражнения в игровой форме. Каждое занятие имеет 3 этапа (вводная часть, основная часть и заключительная). На протяжении всего дня воспитатели и помощники воспитателей работают над привитием ребенку культурно-гигиенических навыков в режимных моментах. С родителями проводятся консультации и даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.

Продуктивная и игровая деятельность при работе по пятидневной неделе

Образовательная область

Периодичность обучения

Условия обучения

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Художественное творчество

Лепка

Рисование

Аппликация

Конструирование

Непосредственно образовательная деятельность

4 раза в месяц

4 раза в месяц

2 раза в месяц

2 раза в месяц

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в две недели

1 раз в две недели

Ежедневно в режимных моментах

Физическая культура

Физическая культура

8 раз в месяц

2 раза в неделю

Ежедневно в режимных моментах

Социализация

Формирование культурно-гигиенических навыков

Игровая деятельность        деятельность

Игровая деятельность совместно с воспитанниками

Ежедневно в режимных моментах

(показ и речевые инструкции)

Обучение игре

Сюжетно-ролевые игры

Дидактические игры

Пальчиковые игры

Подвижные игры

Игровая деятельность

Игровая деятельность совместно с воспитанниками

Ежедневно в режимных моментах

(показ и речевые инструкции)

Время проведения мероприятий

15 мин.

15 мин.

15 мин

        

Ожидаемый прогноз:

После проведения коррекционно-развивающей работы ребенок:

-откликается на свое имя, узнает себя в зеркале или на фотографии;

-дает положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых(папа, мама, брат);

-умеет выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками;

-умеет правильно держать карандаш, мелки, умеет рисовать прямые и отрывистые линии;

-умеет выполнять простейшие постройки совместно со взрослым из различного строительного материала;

-умеет выполнять упражнения и движения по подражанию;

-умеет рвать и мять пластилин, раскатывать прямыми и круговыми движениями на ладони при помощи взрослого;

-умеет подготавливатьс помощью взрослого рабочее место, смазывать аппликационные заготовки клеем при помощи взрослого, салфеткой прижимать заготовки.

Улучшатся культурно-гигиенические навыки ребенка: садится за стол на свое место, не пить из тарелки, правильно держать ложку. В процессе умывания ребенок соблюдает определенную последовательность: открывает кран, мочит руки, берет мыло, намыливает руки мылом, смывает мыло, закрывает кран, вытирает полотенцем.

Проблемы ребенка исчезают, конечно же, не сразу, даже после проведенной коррекционно-развивающей работы. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год на начало учебного года и на конец, после её прохождения.

Рекомендации для родителей

  1. В процессе умывания следить за соблюдением определенной последовательности, помогая словесными инструкциями.
  2. Играть с ребенком с его любимыми игрушками, совершая предметно-игровые действия, комментируя речевыми инструкциями «Вот твой тигренок, онесть хочет, давай его покормим», «А машина грязная, надо помыть, поехали на автомойку», «Покатаем на машине тигренка и куклу» и т.д.
  3. Разбор и сбор пирамидки, 3-4местной матрешки.
  4. Из положения лежа на животе переворачиваться на положение лежа на спине и обратно.
  5. Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.

Для повышения педагогической компетенции родителей рекомендуется проведение тематических лекций:

«Особенности развития детей с отклонениями в развитии»;

«Обучение действиям с предметами»;

«Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков».

Используемая литература.

  1. Е.А.Екжанова, Е,А.Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»;
  2. А.Р.Маллер «Помощь детям с недостатками развития»;
  3. Л.В.Игнатова, О.И.Волик, В.Д.Кулакова, Г.А.ХолюковаПрограмма укрепления здоровья детей в коррекционных группах»;
  4. С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».

Календарно-тематический план

№ п\п

Цель

Задачи

Форма реализации

Предполагаемые результаты

Квартал 1 (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания.

1.Учить ребенка просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой  и туалетом.

2.Формировать у ребенка навык опрятности, учить проситься на горшок, снимать и надевать трусы,  шорты.

3.Формировать у ребенка навык аккуратной еды. Пользоваться чашкой,  тарелкой,  ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом.

1.Многократный показ взрослого, сопровождать свои действия речевыми комментариями.          

 2.Хвалить ребенка за любые малые  успехи в достижении цели.

3. Организовать С.Р.игру «Маша одевается, или ложиться спать».

«Маша идет на горшок».

«Накормим Машу».

Ребенок должен научиться: 1.Проситься на горшок, самостоятельно спускать  шорты, трусы и садиться на горшок.

2.Садиться за стол на свое место.   Не  пить из тарелки.        

3.Вытирать рот и руки  салфеткой. Не выходить из-за стола.

Лепка.

Воспитывать интерес к лепке.

1. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами.

2. Учить выполнять лепные действия с пластилином мять, разрывать на кусочки,  соединять в целый кусок.

1.Индивидуальная работа.

 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

1.Ребенок должен научиться действовать

по инструкции (возьми кусочек пластилина,  положи на ладошку)

2. Научиться мять пластилин.

3. Выполнять простейшие инструкции.

Конструирование.

Развивать положительное отношение и интерес к конструированию.

1.Знакомить ребенка с различным материалом для конструирования.

2.Учить ребенка совместно с взрослым выполнять простейшие постройки  играть с ними.

1.Индивидуальная работа.

2.Показ способов действия, сопровождаемый речевыми  инструкциями.

3. Привлечь к созданию совместных простых построек.

1.Проявлять интерес к созданию простейших построек.

2.  Понимать речевые инструкции при создании конструкций (возьми, поставь, положи, кубик, кирпичик).  

Рисование.

 Воспитывать интерес к изображению различными средствами(фломастер, карандаш, мелки).

1.Формировать представление о рисунке как о изображении реальных предметов и явлений (дождик кап- кап).

1.Индивидуальная работа.

2.  Рисование рука в руку.

3.Комментирование своих действий.

1.Рисовать прямые и отрывистые линии.

2.Рисовать карандашами, фломастерами, мелками.

3.Правильно держать карандаш

Аппликация.

Воспитывать интерес к выполнению аппликации.

1.Учить соотносить аппликацию с реальными предметами(шарик, гриб).

2. Знакомить с правилами и атрибутами необходимыми для выполнения аппликации (бумага, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка).

3.Учить наблюдать за действиями взрослого выполняющего аппликацию.

1.Индивидуальная работа.

2.Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями.

1.Уметь  с помощью взрослого подготавливать свое рабочее место.

2.Салфеткой прижимать заготовку.

3.Смазывать заготовку клеем при помощи взрослого.

Физическая культура.

Воспитывать интерес к выполнению физических упражнений.

1.Учить внимательно, смотреть на взрослого поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

2.Учить  выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

3. Учить действовать по сигналу.

1.Индивидуальная работа.

2.Многократный  показ способов действия.

1. Ребенок должен выполнять движения по подражанию воспитателя.

2. Уметь действовать по сигналу

Примечание:

№ п\п

Цель

Задачи

Форма реализации

Предполагаемые результаты

Квартал 2 (декабрь, январь, февраль)

Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания.

1.Учить ребенка просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой  и туалетом.

2.Формировать у ребенка навык опрятности, учить проситься на горшок, снимать и надевать трусы,шорты.

3.Формировать у ребенка навык аккуратной еды. Пользоваться чашкой,  тарелкой,  ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом.

1.Многократный показ взрослого, сопровождать свои действия речевыми комментариями.          

 2.Хвалить ребенка за любые малые  успехи в достижении цели.

3. Организовать С.Р.игру «Маша одевается, или ложиться спать».

«Маша идет на горшок».

«Накормим Машу».

Ребенок должен научиться: 1.Проситься на горшок, самостоятельно спускать  шорты, трусы и садиться на горшок.

2.Садиться за стол на свое место.   Не  пить из тарелки.        

3.Вытирать рот и руки  салфеткой. Не выходить из-за стола.

Лепка.

Воспитывать интерес к лепке.

1. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами.

2. Учить выполнять лепные действия с пластилином мять, разрывать на кусочки,  соединять в целый кусок.

1.Индивидуальная работа.

 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

1.Ребенок должен научиться действовать

по инструкции (возьми кусочек пластилина,  положи на ладошку)

2. Научиться мять пластилин.

3. Выполнять простейшие инструкции.

Конструирование.

Развивать положительное отношение и интерес к конструированию.

1.Знакомить ребенка с различным материалом для конструирования.

2.Учить ребенка совместно с взрослым выполнять простейшие постройки  играть с ними.

1.Индивидуальная работа.

2.Показ способов действия, сопровождаемый речевыми  инструкциями.

3. Привлечь к созданию совместных простых построек.

1.Проявлять интерес к созданию простейших построек.

2.  Понимать речевые инструкции при создании конструкций (возьми, поставь, положи, кубик, кирпичик).  

Рисование.

 Воспитывать интерес к изображению различными средствами(фломастер, карандаш, мелки).

1.Формировать представление о рисунке как о изображении реальных предметов и явлений (дождик кап- кап).

1.Индивидуальная работа.

2.  Рисование рука в руку.

3.Комментирование своих действий.

1.Рисовать прямые и отрывистые линии.

2.Рисовать карандашами, фломастерами, мелками.

3.Правильно держать карандаш

Аппликация.

Воспитывать интерес к выполнению аппликации.

1.Учить соотносить аппликацию с реальными предметами(шарик, гриб).

2. Знакомить с правилами и атрибутами необходимыми для выполнения аппликации (бумага, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка).

3.Учить наблюдать за действиями взрослого выполняющего аппликацию.

1.Индивидуальная работа.

2.Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями.

1.Уметь  с помощью взрослого подготавливать свое рабочее место.

2.Салфеткой прижимать заготовку.

3.Смазывать заготовку клеем при помощи взрослого.

Физическая культура. Воспитывать интерес к выполнению физических упражнений.

1.Учить внимательно, смотреть на взрослого поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

2.Учить  выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

3. Учить действовать по сигналу.

1.Индивидуальная работа.

2.Многократный  показ способов действия.

1. Ребенок должен выполнять движения по подражанию воспитателя.

2. Уметь действовать по сигналу

Примечание: 

        

№ п\п

Цель

Задачи

Форма реализации

Предполагаемые результаты

Квартал 3  (март, апрель, май)

Продолжать формировать культурно–гигиенические навыки.  

1.Учить последовательным действиям, связанным с мытьем рук - засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться насухо своим полотенцем.

2.Формировать навык аккуратной еды, правильно вести себя за столом.

3. Учить понимать названия предметов одежды, посуды связанных с формируемыми навыками.

1. .Индивидуальная работа.

 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

1.Ребенок должен уметь  мыть руки и лицо, засучивать рукава, вытираться насухо своим полотенцем.  

2.Ребенок должен уметь пользоваться тарелкой, чашкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

3.Уметь  понимать названия предметов одежды, посуды.

Лепка.

Воспитывать интерес к лепке.

1.Учить выполнять различные действия с пластичными материалами - мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

2.Учить  раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого(«Колбаска», «Конфеты-палочки»).

3.Учить соединять концы слепленной колбаски.

4. Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты–шарики», «Колобок» «Мяч»).

1.Индивидуальная работа.

 2.Совместные действия с воспитателем.

3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

1.Ребенок должен научиться мять, разрывать на кусочки, соединять в целый кусок.

2.Уметь раскатывать пластилин между ладонями, прямыми движениями подражая действиям взрослого.

3.Уметь соединять концы слепленной колбаски –лепить баранки.

4.Уметь раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями –лепить круглые предметы.

Конструирование. Развивать положительное отношение и интерес к конструированию.

1. Учить выполнять постройки по подражанию и по показу педагога, называть их и играть с ними.

2. Учить выполнять простейшую речевую инструкцию, связанную с процессом  постройки.

1. Индивидуальная работа.

 2.Совместные действия с воспитателем.

3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

1.Ребенок должен уметь выполнять простые

постройки по подражанию и по показу педагога.

2.Уметь  выполнять простейшую речевую инструкцию, связанную с процессом  постройки: «Возьми кубик», «Поставь на кирпичик», «Принеси много кирпичиков для дорожки».

Рисование. Воспитывать интерес к изображению различными средствами(фломастер, карандаш, мелки).

1.Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.

2. Учить правильно сидеть за столом при рисовании.

3.Учить проводить прямые и прерывистые  линии («Дождик», «Ручеек»).

1.Индивидуальная работа.

 2.Совместные действия с воспитателем.

3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

4.Рассматривание рисунков детей и образцов.

1.Ребенок должен уметь правильно сидеть за столом.

2. Уметь проводить прямые и отрывистые линии, рисовать –дождик, ручеек, листочки, клубочки для котенка, дорожки для зайчика, ленточки к шарикам.

Аппликация.

Воспитывать интерес к выполнению аппликации.

1.Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действие  по подражанию и по показу.                   2.Учить наклеивать простые заготовки: правильно пользоваться кисточкой,  наносить на заготовку клей,  переворачивать заготовку («Мячик», «Яблоко», «Гриб»).

1.Индивидуальная работа.

2.Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями.

3. Совместная работа с воспитателем.

1.Уметь совершать действия по подражанию и по показу.

2.Уметь наклеивать простые заготовки,  пользоваться кисточкой,  наносить клей на заготовку.

ФИЗО.

Воспитывать интерес к выполнению физических упражнений.

1.Учить ходить по дорожке и по следам по подражанию и по показу.

2.Учить переворачиваться с положения,  лежа на спине в положение, лежа на животе и обратно.

3. Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.

4.Учить спрыгивать с высоты 10-15 см.  

1.Индивидуальная работа.

 2.Совместные действия с воспитателем.

3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями.

1. Ребенок должен научиться ходить по дорожке и следам.

2.Уметь переворачиваться с положения,  лежа на спине в положение, лежа на животе и обратно.

3.Спрыгивать с  высоты 10-15см.

Примечание: 

Динамика развития ребенка по физическому воспитанию

Методики

1 год обучения

Н.г.

К.г.

Ходьба

По дорожке

По следам

Прыжки

С высоты 10-15 см

На двух ногах

Ползание

По ковровой дорожке

По доске

По наклонной доске

Перевороты из положения, лежа на спине в положение, лежа на животе

Динамика развития ребенка по формированию продуктивной деятельности

Методики

1 год обучения

Н.г.

К.г.

Лепка

По показу

По подражанию

Аппликация

По показу

По подражанию

Рисование

По показу

По подражанию

Конструирование

По показу

По подражанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...