семинар- практикум "Рекомендации по развитию речевого дыхания и артикуляционного праксиса у дошкольников"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Обучение воспитателей  игровым способам развития речевого дыхания и артикуляционного праксиса у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Рекомендации по развитию речевого дыхания и артикуляционного праксиса у дошкольников»

Цель: Обучение воспитателей игровым способам развития речевого дыхания и артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-повысить компетентность воспитателей в вопросах развития речевого дыхания и артикуляционного праксиса у дошкольников,

-сформировать у воспитателей представление о значимости развития речевого дыхания и артикуляционного праксиса у детей;

-предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания и артикуляционного праксиса;

-упражнять воспитателей  в умении самостоятельно подбирать игры и

упражнения для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Другими словами, речевое дыхание- это дыхание в процессе речи.

У дошкольников наблюдаются  такие несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.


Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.

Параметры правильного ротового выдоха :

- выдоху предшествует сильный вдох через нос;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.(показ правильного ротового выдоха)

  Но при проведении   игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.

Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. 

Но самое главное, на что нужно ориентироваться во время игр – это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Выполнение упражнений на  дыхание лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.

Цель:  формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.

«Нюхаем цветы»

Педагог рассказывает о том, что все дети очень любят играть и предлагает «понюхать» цветы. Для этого нужно сделать короткий шумный  вдох.

 «Подуем на пчелку»

У педагога на гибких прутиках пчелки и бабочки. «Посмотрите, дети. К нам прилетели пчелки и бабочки. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на них, чтобы бабочки и пчелки сели на цветы». (Показать, как нужно дуть). Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули легко и спокойно,  вытянув губы трубочкой.

 «Покачаем рыбку на волнах» 

 Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Речедвигательная гимнастика на  артикуляцию гласных звуков

А – короткий шумный вдох, поднимаем руки вверх, затем опускаем руки и произносим звук.

О – короткий шумный вдох, разводим руки в стороны, затем округляем руки и произносим звук

У – короткий шумный вдох, вытягиваем руки, вперед, затем делаем  наклон и произносим звук.

И – короткий шумный вдох, поднимаем руки в стороны, затем опускаем руки и произносим звук

Ы - короткий шумный вдох,  руки согнуты в локтях,  у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны, произносим звук.

Э -  поднимаем руки вверх и касаемся  плечиков, затем опускаем руки и произносим звук

Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

Упражнения по системе «Артикуляционное дерево» (по Е.Ф.Архиповой) для развития артикуляционного праксиса:  

Цель: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Последовательность упражнений для постановки звука при стертой дизартрии. 1. «Забор». 2.»Окно»  3. «Мост». 4. «Парус».  5. «Трубочка».          6. «Забор» - «Трубочка». 7. «Лопата». 8. «Лопата копает».  9. «Вкусное варенье».  10а. «Теплый ветер».  10б. «Жук».  11. «Лошадка  цокает».                          12. «Молоток».  13. «Дятел».  14. «Пулемет».  15а  «Холодный ветер».                 15б. «Комар».  16.  «Пароход».  17. «Пароход гудит».  18. «Маляр».                          19. «Качели». 20. «Фокус».

 ВСЕ ЗВУКИ СТАВЯТСЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ В "ЗАБОРЕ"

Игры с мячом на развитие речевого дыхания и артикуляционного праксиса

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. 
Вариант 1. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А 

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Взрослый обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

 Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, а потом его качу. 
        Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. 
        Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Взрослый произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука

Упражнения с желобками и шариками для выработки направленной воздушной струи:

-следить за правильным вдохом – через нос;

-плечи не поднимать;

-выдох должен быть длительным, плавным;

-необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);

-каждое упражнение повторять не более 3-5 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

«Прокати шарик по желобку». Желобок должен стоять на уровне рта, чтобы ребенку было удобно дуть на шарик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы шарик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает шарик с помощью сильного выдоха.

(Все упражнения сопровождаются показом и отрабатываются участниками).

Литература:

Воробьева Т.А. «Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения».  Литера, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речевого дыхания у дошкольников"

Семинар-практикум содержит игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляци...

Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников" +презентация.

Доклад на семинар "Развитие речевого дыхания у дошкольников"+ презентация....

Семинар-практикум «Развитие речевого дыхания у дошкольников»

Семинар-практикум«Развитие речевого дыхания у дошкольников»Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое...

Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»

     Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средст...