Логопедическая работа в разновозрастных группах детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Степанова Ксения Владимировна

Методика речевого развития дошкольников в разновозрастной группе в целом будет традиционная. В таких группах обучение осуществляется по трем типам занятий: общегрупповые (фронтальные), групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova_kseniya_vladimirovna.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Ксения Владимировна

Воспитатель дошкольных групп МКОУ «Чантырская СОШ»

Логопедическая работа в разновозрастных группах детей дошкольного возраста

Методика речевого развития дошкольников в разновозрастной группе в целом будет традиционная. В таких группах обучение осуществляется по трем типам занятий: общегрупповые (фронтальные), групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные.

Наибольшую сложность для воспитателя представляет не только планирование, проведение общегруппового (фронтального) занятия, так как содержание, методические приемы, дидактический материал необходимо готовить для каждой возрастной группы. Поэтому эффективнее взять для работы общую для всех возрастов тему. Но продолжительность работы с детьми и уровень заданий будут различны.

Варианты проведения фронтального занятия:

1. Сначала занимается одна возрастная подгруппа и решаются специфические для данного возраста задачи, затем включается другая по возрасту подгруппа и решаются общие для всех детей задачи.

Например, занятие по ЗКР. Звуки Р-Л. Задача для 4 летних — формировать умение четко и правильно произносить звуки, различать на слух слова с ними; для 6-летних — определять место звука в слове, упражнять в подборе слов с данными звуками. В конце — использовать для всех игру.

2. Или — занимается вся группа, затем младшие уходят играть, старшие продолжают заниматься. Например, работа со сказкой. Педагог спрашивает о том, какие сказки дети помнят, могут ли назвать, какие среди них любимые. Рассказывает или читает новую. Отпускает играть младших. Со старшими работает по содержанию сказки, речевым задачам, инсценирует отдельные моменты.

3. Возможна и такая организация занятия, когда дети выполняют специфические для каждого возраста учебные задания. Например, рассказ по картине. Задача для детей 4 лет – формировать умение составлять рассказ из 2-3 предложений; для 6-летних — формировать умение составлять развернутый рассказ, при описании указывать место и время действия, используя различные типы предложений, продолжать учить выделять звуки в словах. На таких занятиях практикуется дифференцированная постановка заданий: «Сейчас будут говорить только старшие, а малыши послушают».

Или – 5-летние дети отгадывают загадки об овощах, 6-летние заняты самостоятельным придумыванием загадок на ту же тему, а младшие в это время раскрашивают овощи в книжке-раскраске.

По эффективности и результативности проведение фронтальных занятий по развитию речи в разновозрастных группах имеет отрицательные и положительные моменты.

Отрицательные моменты:

а) затрудняется решение тех речевых задач, которые являются конкретными для каждого возраста. Следует напомнить, что основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольном образовании (воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи) решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения;

б) младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых знаний, а все задачи за них охотно решают старшие;

в) педагог вынужден снижать верхний предел заданий, усреднять, делать доступными для понимания малышей.

Но есть и положительные моменты:

а) особенно ценным является межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога. Но важно, чтобы старшие владели тем учебным содержанием, которое будут передавать младшим, и чтобы оно было доступным последним;

б) можно использовать и такую форму организации взаимообучения при которой дети объединяются в пары, происходит прямое взаимодействие;

в) разновозрастный состав группы создает благоприятные условия для общения старших детей с младшими и является важнейшим фактором речевого развития. В совместной деятельности формируются новые формы и функции речи.

Обучение детей в разновозрастных группах требует от воспитателя гибкости и приспособляемости к разным уровням развития и потребностям детей. Методика работы может быть традиционной, но с учетом особенностей каждой возрастной группы.

Общегрупповые занятия (фронтальные занятия) в разновозрастной группе позволяют установить общий контроль и участие всех детей. Важно выбирать темы, которые будут интересны всем детям, но в то же время учитывать их уровень развития. Например, можно выбрать тему "Весна" для всех возрастов, но предложить разные задания и материалы для каждой группы.

Групповые занятия (подгруппы по одному возрасту) способствуют более индивидуализированному подходу к каждому ребенку и обеспечивают ему развитие в соответствии с его потребностями и уровнем развития. В таких занятиях важно подобрать задания, материалы и методические приемы, которые наиболее эффективны для конкретной возрастной группы.

Индивидуальные занятия позволяют воспитателю работать с каждым ребенком отдельно, учитывая его индивидуальные потребности и особенности развития речи. В таких занятиях можно использовать индивидуальные игры, упражнения и материалы, которые помогут развить речевые навыки ребенка на оптимальном уровне.

Важно помнить, что работа в разновозрастной группе требует от воспитателя гибкости, терпения и умения адаптировать занятия под потребности каждого ребенка. Сформулированные вами методические приемы для разных типов занятий помогут вам организовать работу с детьми эффективно и индивидуально в соответствии с их возрастными особенностями и уровнем развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Конспект занятия для детей разновозрастной группы старшего дошкольного возраста «Если добрый ты – это хорошо!»

Сформировать в сознании детей понятие «доброта».Расширить знания дошкольников о доброте и ее роли в жизни каждого человека....

Формирования позитивных межличностных отношений в разновозрастной группе детей дошкольного возраста

Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая вступает в противоречие с ее недостаточной изученностью. В отечественной литературе практически нет...

Логопедическая работа по формированию у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии связного высказывания на основе пересказа текста

Логопедическая работа по формированию у детей  дошкольного возраста с отклонениями в развитиисвязного высказывания на основе пересказа текста В последние десятилетия особенно остро обозначилась п...

Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...