Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В настоящее время используется в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционные методы. Один из них - Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_su-dzhok.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Третьякова Яна Викторовна.

Образование: Высшее, МГОПУ им. Шолохова.

Специальность: Учитель- логопед.

Тема самообразования: «Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста».

Актуальность:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В настоящее время используется в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционные методы. Один из них - Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии. Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек и не прибегая к медикаментам помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Очень полезно использовать приёмы Су-Джок терапии для развития моторики и речи детей.

Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определѐнном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для реализации задач используются следующие Направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Методы и приемы:

В процессе использования упражнений Су-Джок терапии, применяются следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.

2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.

5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев. Су-Джок терапия проводится поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с Су-Джок шариком, правилами его использования, разучивание игр с использования метода Су-Джок.

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх, ОД

III этап.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

мероприятие

сроки

ответственные

  1. Изучение методики «Су – Джок»
  2. Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:
  3. Подбор материала для внедрения данного метода.
  4. Приобретение шариков «Су – Джок»
  5. Проведение обучения с использованием методики Су-Джок

2019г.

2019г.

2019г-2020г.

Учитель-логопед

Месяц/

№ п/п

Содержание проведенной образовательной деятельности

цель

Развивающая предметно- пространственная среда

сентябрь 2019

1.

2.

3.

4.

  1. массаж пальчиков Су-Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Капуста»;
  3. дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Развитие:

1. мелкой моторики рук,

2. тактильной чувствитель-ности,

3. координацию движений.

Су-Джок шары,

Мячики-ёжики,

наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

  1. массаж пальчиков грецким орехом;
  2. пальчиковая игра «Бом- бом-бом по гвоздям бьем молотком»;
  3. игра «Подбери крышку»;

Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

Грецкие орехи, пластиковые ба-ночки, бутылочки с крышками раз-ных видов и раз-меров

  1. массаж пальчиков (поглажи-вание пальцев в разных на-правлениях) - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;
  2. игра «Бумажный мяч»

Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления

Бумага разной плотности, бумаж-ные салфетки

  1. массаж пальчиков каранда-шами;
  2. пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;
  3. игра «Рисуем пальчиком по манке»

Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса

Карандаши с гра-нями, манка, паль-чиковый бассейн, одноразовые тарелочки

Октябрь 2019г.

1.

2.

3.

4.

  1. массаж пальчиков «Силь-ные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);
  2. пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»;
  3. д/игра «Цветные вклады-ши».

Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообрази-тельность

Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

  1. массаж пальчиков грецким орехом;
  2. пальчиковая гимнастика «Рыбка»;
  3. д/игра «Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактиль-ные ощущения, речь.

Грецкие орехи, Разные по вели-чине и качеству предметы

  1. массаж пальчиков Су- Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;
  3. Пальчиковая живопись «Снег идёт»

Активизировать движение пальцев рук методами нетра-диционного рисования

Су-Джок шары, альбомные листы, пальчиковая гуашь.

  1. массаж пальчиков «Сухой бассейн»;
  2. пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;
  3. д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цве-том;

«Сухой бассейн»; счетные палочки.

Ноябрь 2019г.

1.

2.

3.

4.

  1. массаж пальчиков каранда-шами;
  2. пальчиковая гимнастика «Утром пальчики просну-лись»;
  3. Игра «Нанизываем бусы»

Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму

Карандаши, тесьма,

Картонные бусы

  1. массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
  2. пальчиковая гимнасти-ка «Быстро тесто замесили»;
  3. шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

  1. массаж пальчиков Су-Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнасти-ка «Новогодние игрушки»;
  3. штриховка «Яблоко», «Груша»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе

Су-Джок шары,

цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»

1. Массаж пальчиков грецким орехом;

2. Пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;

3. Репка из пластилина с использованием семян горо-ха, дыни и т.д.

Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса

Грецкие орехи, пластилин, семена овощей

Декабрь 2019г.

1

2

3

4

  1. массаж пальчиков «Ка-таем карандашики»;
  2. пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;
  3. игра «Поможем Золуш-ке разобрать фасоль по цвету»

Развитие усидчивости, чувства цвета и размера

Карандаши, раз-ноцветная фасоль, коробочки

  1. массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажима-ем на резиновый мяч с силой);
  2. пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;
  3. игра «Пробковые лыжи»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие дви-жения (движения на лыжах)

Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок

  1. массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;
  2. пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;
  3. игра панно «Деревенс-кая улица»

Учить застегивать и рассте-гивать пуговицы, молнии, ли-пучки

Деревянные палоч-ки, панно «Дере-венская улица»

  1. массаж пальчиков ка-рандашами;
  2. пальчиковая гимнастика «Паучок»;
  3. игра-шнуровка «Поро-сенок», «Зайчик», «Утенок»

Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание

Карандаши, шнуровки «Поросенок», «Зайчик», «Утенок»

январь 2020 г.

1

2

3

  1. массаж пальчиков (по-глаживание пальцев в разных направлениях);
  2. пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;
  3. игры с персонажами пальчикового театра

Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие инте-реса к драматизации

Наборы «Пальчи-ковый театр»

  1. массаж пальчиков Су-Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Бычок»;
  3. д/игра «Спрячь в ла-дошку»

Активизировать движения пальцев рук, координацию движений

Су-Джок шары, поролоновые игрушки

  1. массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажима-ем на резиновый мяч с силой);
  2. пальчиковая гимнастика «Наша мама»;
  3. рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание забо-ты о близких

Резиновые мячики, краски, картон

февраль 2020г.

1

2

3

4

1. массаж пальчиков «Сухой бассейн»;

2. пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;  

Способствовать развитию тон-ко координированных движе-ний рук, различение цвета

Пальчиковые бас-сейны, , прищепки

  1. массаж пальчиков (по-глаживание пальцев в разных направлениях);
  2. пальчиковая гимнастика «Замок»;

аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через не-традиционные методы аппли-кации

Картон, клей, салфетки

  1. массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;
  2. пальчиковая гимнастика «Лодочка»;
  1. выкладывание из пало-чек геометрических фигур

Развивать координацию паль-цев рук; развивать внимание, воображение

Деревянные па-лочки, разноцвет-ные счетные па-лочки

  1. массаж пальчиков грец-кими орехами;
  2. пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;
  1. мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»

Способствовать развитию вни-мания, четкости координации движений пальцев, про-странственного мышления

Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»

март 2020г.

1

2

3

  1. массаж пальчиков ка-рандашами;
  2. пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;
  1. лепка «Пластилиновые дорожки»

Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

Карандаши, картон, пластилин

  1. массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажи-маем на резиновый мяч с силой);
  2. пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;
  1. игра «Геометрическая мозаика»

Способствовать точной точеч-ной координации рук, разви-тию мышления

Резиновые мячики, мозаика

  1. массаж пальчиков Су-Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;
  1. игра «В гости к Винни- Пуху»

Развитие мелкой моторики де-тей с использованием тактиль-ных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

Су-Джок шары, тактильные до-рожки

Вывод: Анализ полученных результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с детьми. Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Предполагаемый риск активного использования шариков Су – Джок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи не подтвердился. Дети с большим желанием выполняли упражнения с шариками и пружинками. В случае их отсутствия в совместной деятельности часто задавался вопрос: «А где же волшебные шарики?». Падений с каждым занятием становилось всё меньше и меньше, а на «колючесть» внимание обращалось только в самом начале реализации проекта.

Включение в деятельность детей элементов Су-Джок терапии способствовало созданию атмосферы эмоциональных положительных эмоций, доброжелательному настрою детей и педагогов.

Су-Джок способствовала координации движений и развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию произвольного поведения, внимания, памяти, речи и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Разработанные мною комплексы упражнений с использованием Су-Джок терапии можно рекомендовать логопедам, педагогам и родителям.

Перспективы:

  • разработать цикл упражнений фонетической ритмики по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок» для согласных звуков;
  • начать работу над проектом по внедрению элементов Су – Джок терапии для детей старшего и подготовительного к школе возраста;
  • внедрить данный метод в непосредственно образовательную деятельность по обучению творческому рассказыванию с целью достижения более высокого уровня готовности детей к обучению в школе

Используемая литература:

1. В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

Данное пособие содержит рекомендации по проведению логопедического массажа, ушной раковины, кистей рук, стоп, массажа при ринолалия и японскую методику пальцевого массажа.

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

В книге представлены игры с мячом не требующие сложной атрибутики длительной подготовки и больших временных затрат.

3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

В статье представлено одно из направлений педагогической деятельности Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере.

4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009  -  С. 208

В книге подробно описаны и проиллюстрированы простые способы лечебного метода Су-Джок разработанного южнокорейским профессором Пак Чже Ву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Способы сохранения здоровья детей дошкольного возраста».

     Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле са...

Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:НаблюдениеБеседаИсследовательская деятельностьЭкспериментальная деятельность...

Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

Программа по сохранению здоровья детей дошкольного возраста....

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения сотрудников детского сада с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями пов...

Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...

Нетрадиционных форм по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» «Геоборд»

Нетрадиционных форм по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста "Геоборд или математический планшет"...