Мини-лекция "Использование приемом арт-терапии для восстановления психологичекого состояния у участников образовательного процесса"
консультация по коррекционной педагогике

Фомичева Елизавета Викторовна

Одним из эффективных методов коррекции психоэмоционального состояния человека в психологии и психотерапии является арт-терапия. Рассмотрим ее подробней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-lektsiya_art-terapiya.docx983.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 192 г. Ростова-на-Дону»

Мини-лекция «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса»

Подготовила

педагог-психолог Фомичева Е.В.

Арт-терапия — дословно «излечение с помощью творчества». Однако, она отличается от простого кружка по рисованию, музыке или актерскому мастерству. Цель арт-терапии — не создать объект искусства, а работать с собственным Я. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию. Суть арт-терапии — выразить через творчество эмоции, желания, агрессию, боль, страхи и тем самым избавиться от причины стресса. Человек делает это на подсознательном уровне, обнажая свои скрытые проблемы, которые влияют на его психику.

Одним из эффективных методов коррекции психоэмоционального состояния человека в психологии и психиатрии является арт-терапия.

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия». 

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе.

Арт-терапия помогает:

  • повысить самооценку;
  • снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
  • избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
  • решить семейные и детско-родительские конфликты;
  • выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
  • лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

Виды арт-терапии

У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.                                                                         

Изотерапия

Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека.  Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы. 

Сказкотерапия

К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми. 

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения. 

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания. 

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания. 

 

Музыкотерапия

Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии. 

 

Арт-терапия подходит и детям, и взрослым. Ее преимущество в работе с детьми — элемент игры, экспрессивность и отсутствие необходимости много говорить. Арт-терапия помогает развить коммуникативные и когнитивные способности, понимать других и чувствовать себя уверенней. Взрослым людям арт-терапия дает более полное понимание себя и своих чувств. Многие занимаются творчеством в детстве, но бросают делать это с возрастом. А еще перестают быть открытыми и запрещают себе эмоции. Это плохо сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье — арт-терапия обращается к «эмоциональному мозгу» человека и раскрывает все его преимущества для человека. 

А сейчас давайте перейдем к практическому блоку. Он будет состоять из двух частей. В первой, мы попробуем проработать арт-терапевтические приемы для вас. Уважаемые педагоги. Вы ознакомитесь с упражнниями и сможете сами их применять. А во второй части, я познакомлю вас с арт-приемами. Которые вы сможете применять в работе с дошкольниками.

Блок 1.  «Использование приемов арт-терапии

для восстановления психологического состояния у педагогов»

Цель:

- физическое и эмоциональное состояние педагога, т.е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии

- показать важность чувства здорового эгоизма, развивать навыки самоанализа.

Арт-терапия - это способ работать с душой через творчество. Существуют различные техники арт-терапии, их подбор осуществляется психологом индивидуально, в зависимости от целей вашей с ним работы. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное - разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Визуализация «На берегу океана»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Педагогам предлагается закрыть глаза, представлять образ, который у них возникает при прослушивании музыки.

Обсуждение: Что вы ощутили? Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение?

Арт-терапевтическая техника «Человек, который срывает яблоко с дерева» 

в контексте диагностики.

С большой долей вероятности можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях.

Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Материалы: Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный. Обычно эта проективная методика рассматривается с позиций анализа графических признаков изображения в контексте выделенных арт-терапевтических шкал формальных элементов.

После того, как рисунки будут готовы, можно перейти к его интерпретации и обсуждении (интерпретация методики представлена в приложении).

Упражнение «Рисование»

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, бланки раскрасок антистресс.

Для гармонизации психоэмоционального состояния используют раскраски-атистресс. Сейчас я предлагаю вам попробовать поработать с данным видом арт-терапии.  

Блок 2. Использование арт-приемов при работе с детьми дошкольного возраста

Занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

- Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.

- Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.

- Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.

- Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.

- Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

- Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?

Как его зовут?

Где он живет?

Что с ним случилось?

А дальше что произошло?

Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Приложение

Методика «Человек, который срывает яблоко с дерева»

(Методика Маховера в модификации Даниленко, Лебедевой)

Яблоко – символ проблем и задач (количество).

Высота – чем ниже, тем острее проблема.

В руках яблоко – решает проблему в настоящее время.

Зеленое яблоко – незрелая проблема.

Красные, желтые яблоки – то, что уже можно решать, делать (зрелая проблема).

Червивые, черные, сморщенные яблоки, человек поднимает яблоки с пола – негативное состояние.

Яблоки на земле – проблемы, которые отлетели сами собой.

В корзине яблоки – решаю проблемы одну за другой.

Лестница (залез человек на лестницу) – накручивание проблем.

Динамика (человек поднял руку…) – активная жизненная позиция в решении проблем.

Почва (не важно как и чем нарисована) – прочность социальных позиций.

Дерево в воздухе – ситуация альтернативы, жизненного выбора.

Корни дерева – хорошо прорисованы – человек готов принимать жизненные сценарии родителей.

«Интерпретация рисунка — это и таинственная игра, и научная работа»

 П. Брутше

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

«Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

«Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.

«Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).

«Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).

«Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.

«Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.

«Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.

«Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

«Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).

«Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.

«Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).

«Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).

«Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

«Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

В исследовании Е. Свистовской, в частности, была установлена высокая чувствительность данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых. К примеру, автором зафиксировано общее снижение богатства и яркости эмоциональных проявлений у больных шизофренией.

Феномен ротации наиболее ярко проявился в работах больных органическим заболеванием головного мозга.

Использование этого графического теста вряд ли следует ограничивать шкалами формальных элементов. Зачастую, по меткому выражению М.М. Бахтина, «...генерализация и формализация стирают грани между гением и бездарностью».

Многие известные ученые подчеркивают, что тотальное количественное исследование деформирует видение объекта, высвечивая только ту его часть, которая поддается измерению. Именно качественная интерпретация изобразительной продукции помогает увидеть глубину внутреннего мира личности, снижая риск «обобщить индивидуальность».

Поэтому предлагаю посмотреть на проективные возможности рисунка «Человека, который срывает яблоко» в контексте качественной интерпретации изображения.

 КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину...

Возникает вопрос: что побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемым человеком усилий для достижения желаемого? Может быть, самой символической целью — яблоком? Видимо, неспроста авторы теста предлагают «сорвать» именно яблоко, а не плод вообще.

СИМВОЛЫ

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за него поспорили Афродита, Афина и Гера — так появилось выражение «яблоко раздора».

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке...».

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

Срывание яблока логично рассматривать в контексте динамических символов как действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».

По мнению Р. Ассаджиоли, техника сознательного использования символов путем их визуализации способствует интеграции сознательных элементов личности с бессознательными, а также до некоторой степени — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями.

Воображение (в смысле способности к вызову и созданию образов) — одна из наиболее важных спонтанно-активных функций человеческой психики как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый образ заключает в себе моторный импульс, который можно преобразовать в действие. Словом, образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия.

Визуализировать, вызвать в воображении символическое яблоко, которое срывает человек, — значит представить действие, происходящее во времени.

Эти процессы также сопровождаются феноменом идентификации автора с динамическими символическими сценами, что является объективным основанием для качественной интерпретации рисунков.

Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это впечатления раннего детства, которые способны пробудить позитивные чувства, положительные эмоции: Рождество, воздушные шары, парад на празднике, река на закате, детская песенка или книжка...

Данные символы и символические сцены обращены к препсихотическому состоянию человека и способствуют установлению связи между этим состоянием и нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена. Обращение к «детским символам» позволит психологу наиболее успешно установить контакт с ребенком (подростком, взрослым) и оказать ему необходимую поддержку.

Однако данный метод, по мнению Р. Ассаджиоли, трудно применим к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие представления о себе и окружающем мире на уровне своего сознательного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят. Поэтому будет весьма интересным и полезным, подчеркивает автор, сначала поэкспериментировать на себе, а потом уже применять техники в измененном или адаптированном виде в сфере образования.

 ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

D:\МБДОУ 316\метод материалы 2022\май\RaskraskiAntistress368.jpgD:\МБДОУ 316\метод материалы 2022\май\istockphoto-958858180-612x612.jpg

D:\МБДОУ 316\метод материалы 2022\май\e585e63fbc800aad48c2a5c13847025c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Тренинг для педагогов «Использование арт-терапии для снятия уровня эмоционального напряжения у участников образовательного процесса».

Тренинг для педагогов по снятию эмоционального напряжения и знакомство с психотерапевтическими практиками: песочная терапия, игровая терапия и арт-терапия....

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...