Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горбатовских Анна Геннадьевна

Образовательная область Художественно- эстетическое развитие Направление «Музыка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrutzpr.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут

Образовательная область

Художественно- эстетическое развитие

Направление «Музыка»

Карта индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

ФИО: Иванов Иван Иванович

Возраст: 6 лет

Группа: Подготовительная

Диагноз: ЗПР

Цель маршрута: помочь ребенку с ЗПР активно войти в мир музыки,

стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать

коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной

деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитию и коррекции психических процессов;

2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую

активность ребенка;

3. Формировать произвольную регуляцию поведения;

4. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6. Формировать представление об окружающем мире;

    Занятия необходимо проводить, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и строго соблюдая следующую схему:

1. Приветствие;

2. «Свободное движение»;

3. Ритмическая разминка;

4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития

речевых и мимических движений;

5. Пение;

6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

7. Танцы, хороводы;

8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;

9. Прощание;

    Необходимо ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности, ритуал становится канвой занятия, которую музыкотерапевт как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

1. ПРИВЕТСТВИЕ

    Начало и конец музыкально-коррекционного занятия всегда четко обозначаются.

    Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно

продолжительного, времени.

    Занятие начинается с приветствия. Приветствие – обязательный ритуал на

протяжении всего курса (вариативно здороваются, называют имя, используя ударные музыкальные инструменты). Приветствие является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению, дает этикетные модели невербального поведения.

    Приветствие может проходить в разных формах. В начале занятия желательно провести установочную мини-беседу, учитывая календарно-тематическое планирование, например, о текущем времени года (приметы, что происходит на улице, как одеты дети, во что они играют, какое у них настроение). Далее можно вместе с детьми изобразить на лице данное настроение (напомнить, как надо расположить губы, брови, глаза, чтобы было похоже на «радость», «грусть» и т.д.) и поздороваться, выражая эмоцию в голосе и жестах.

2. «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

   «Свободное движение», включающее пространственные перестроения в

процессе движения по залу, формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками; «будит тело».

   Дети берут друг друга за руки, только после этого встают со стульев, образуя

«змейку»: впереди взрослый ведущий – «голова», за ним – «хвост»: дети и родители (если необходима физическая поддержка, либо существует сложность тактильного контакта с другими детьми). Звучат в записи танцы народов мира (довольно продолжительное время), все двигаются по залу, выполняя определенные перестроения и задания:

- Движение по залу «змейкой» вместе со взрослыми, обходя объемные фигуры;

- Движение по залу «змейкой» вместе со взрослыми, обходя плоскостные фигуры;

- Движение по залу «змейкой» с одним взрослым – ведущим;

- Самостоятельное движение детей по залу «змейкой», обходя предметы;

- Самостоятельное движение детей по залу «змейкой» со сменой ведущих.

Все действия сопровождаются речевыми комментариями взрослого: «идем по кругу», «по центру зала», «между предметами», «вокруг предметов», «закручиваемся, как улитка», «ищем новые дорожки». В соответствии с ранее предложенной темой, например, «Осень», мы движемся между искусственными «листочками», «лужами» и т.п. В конце «свободного движения», когда заканчивается музыка, «голова» и «хвост» объединяются, образовывая круг.

3. РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

   Задачами ритмической разминки являются внесение дисциплины и

организованности, формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации сдвижением, осознание схемы собственного тела.

   Далее проводится зарядка (базовый комплекс), которая включает вводную

ходьбу по кругу (с соблюдением четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки), легкий бег, чередование ходьбы и бега, шаги на носках («идем, как балерина») и на пятках («медведь идет»), а также разминочные упражнения на развитие отдельных групп мышц. Комплекс разучивается в течение полугода, и только при условии успешного овладения им можно переходить к следующим комплексам (с использованием мячей и флажков).

    Движения с музыкальным сопровождением (русские народные мелодии,

классика в современной обработке) положительно влияют на развитие слуха,

внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, РЕЧЕВЫХ И МИМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

   Пальчиковые игры без предметов и с предметами – клавесами («палочками») направлены на развитие тонких движений пальцев рук, а также речи, внимания, памяти, воображения.

Выделяются три этапа в руководстве пальчиковыми играми.

1. Этап удивления. Важно заинтересовать детей, вызвать желание играть, к

примеру, увлечь ребенка пальчиковой игрой с эмоциональным показом.

Неповторимый колорит играм придают стихи, потешки.

2. Этап присоединения. Педагог показывает движения и проговаривает слова, ребенок самостоятельно или вместе с родителями («рука в руке») повторяет движения рук. Позднее появляются отдельные слова (как правило, дети договаривают конец фразы).

3. Самостоятельное исполнение. Ребенок самостоятельно способен

удерживать статичную позу кисти, а также выполнять динамические

движения. Одновременно он проговаривает текст вместе со всеми или может

стать ведущим игры, показывая остальным пример и признося стихи. Очень

важно обеспечить успешное активное участие каждого ребенка в игре.

Артикуляционные упражнения выполняют либо в процессе проговаривания

текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо дозировано при отработке особо сложных в плане артикуляции и мимики фрагментов текста. Они направлены на стимуляцию речевой деятельности, на развитие умения через движение и интонацию выражать свои эмоции, изображать героев в мимике.

На протяжении всего музыкально-коррекционного занятия проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяют общепринятые упражнения:

1. Упражнения для жевательно-артикуляторных мышц (опускание и поднимание нижней челюсти, движение вперед-назад и т.п.);

2. Упражнения для мимико-артикуляторных мышц (сморщивание всего лица,

поднимание бровей, закрывание и открывание глаз, придать лицу выражение

радости, печали, обиды, удивления и т.п.);

3. Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти (шепотное

произнесение или пропевание ряда гласных, требующих различной ширины

открытия рта «А-о-у-и-э-ы» и т.п.);

4. Упражнения для мышц зева и глотки (позевывание, покашливание, имитация жевания и т.п.);

5. Упражнения для активизации мышц мягкого неба (глотание слюны,

произнесение гласных на твердой атаке и т.п.)

6. Упражнения для языка, губ и щек (традиционная «язычковая» гимнастика).

Таким образом, включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений

позволяет стимулировать развитие речи, формировать правильное

звукопроизношение, корректировать и повышать уровень развития всех сторон психической дельности, а также устанавливать творческий контакт между педагогом и ребенком, обеспечивая максимальную эффективность психокоррекционного процесса.

Дети садятся в кружок на пол (на подушечки, чтобы обозначить личное

пространство каждого ребенка) или на самостоятельно принесенные (минимальная помощь взрослых) и поставленных в круг стулья).

5. ПЕНИЕ

    Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и

обычно не входят за пределы определенного круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.

Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребенка от

природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, при естественном головном резонировании ребенок поет значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво.

    Именно такую ситуацию естественного оптимального режима для развития детского голоса и создают произведения детского фольклора, а также детские песни советских авторов, в которых точно отражены певческие и интонационно- ритмические возможности ребенка на различных ступенях возрастного развития.

    Тексты детских песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с

доступными и понятными образами, персонажами, которые ребенок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов, развить в собственном интонационном творчестве.

    Выразительные движения в процессе интонирования способствуют развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием.

    На музыкально- коррекционных занятиях учитываются вышеуказанные

особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребенка и создается наиболее благоприятная атмосфера для включения детей в вокальную деятельность.

   Пение развивает дыхание, речь, учит формам выражения невербальных

контрастных эмоциональных состояний, развивает умение переключаться в

различные эмоциональные состояния, используя выразительные интонации,

движения, темброво-шумовые эффекты.

6. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

    Многолетний опыт музыкально-коррекционной работы доказывает, что

пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или дается с огромным трудом путем волевой организации педагогом статичных поз детей, «насильственной тишины», что само по себе обесценивает применение музыки в терапевтических целях, поэтому актуально активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых, ударных, струнных, духовых, инструментах К. Орфа: клавесы, коробочки, тон-блоки, гуиро, обычные и круговые ксилофоны, металлофоны, треугольник, колокольчики, бубенцы на различных креплениях и манжетах, кастаньеты, маракасы, бубны, барабаны, бонго, конги, джембе, тамбурины, румбу, блок-флейты и др. русских народных инструментах: ложки, трещотки, рубель, свирели и др.). Большим успехом пользуются этнические и самодельные шумовые инструменты - шеркунчики, скрипелки, свистелки, погремушки, разнообразные коробочки и емкости с различными наполнителями, которые в совокупности с настоящими музыкальными инструментами позволяют очень нетрадиционно, образно украсить любую мелодию, сказку (можно озвучить зверей, птиц, явления природы, различные шумы и т.п.).

    Последовательность освоения данного этапа следующая. Сначала проводится презентация различных музыкальных инструментов (от простых – к сложным по технике звукоизвлечения), в процессе которой идет обогащение общих представлений детей, ознакомление их со звуковыми свойствами инструментов, конкретными приемами звукоизвлечения, устанавливается связь между качеством звучания и материалом, из которого музыкальные инструменты изготовлены.

    Затем педагог выразительно и эмоционально исполняет музыкальное

произведение на фортепиано (мелодии народных песен и танцев),и дети должны в соответствии с музыкой начинать и заканчивать игру на инструментах, впоследствии учитывая динамику, темп и ритм произведения.

7. ТАНЦЫ, ХОРОВОДЫ

Танцы и хороводы дети исполняют стоя в кругу.

    Накопление ребенком некоторого двигательного опыта идет уже при выполнении упражнений «свободного движения» (даем пространственные

представления), на ритмической разминке дети осваивают простейшие движения, учатся соотносить действие с его названием и самостоятельно совершать движение, при исполнении песен вырабатывается выразительность движений, развивается координация музыки, речи и движения.

    9. ПРОЩАНИЕ

    Обязательный ритуал, который заканчивает музыкально - коррекционное занятие и психологически готовит детей к расставанию или к переходу к другому виду деятельности.

    Прощание проходит аналогично приветствию. Ведущий показывает пример, эмоционально прощаясь с детьми и взрослыми, снова сидящими на стульях у стены: берет бубен, стучит ладонью на каждый слог и пропевает: «До сви-да-ни-я».

    Присаживается напротив каждого ребенка, устанавливает зрительный контакт, передает ребенку бубен, ждет его ответа, четко артикулирует сопряжено с ребенком или родителем, поощряет любую инициативу и т.д.

Позднее возможен другой вариант прощания: педагог прощается один, а дети поют хором, вместе с родителями (ведущий при этом сам на бубне задает необходимый ритм).

Перспективный план музыкальных занятий для ребенка с ОВЗ

Д/з: ЗПР

Сентябрь

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(05.09.2023)

(07.09.2023)

(12.09.2023)

(14.09.2023)

(19.09.2023)

(21.09.2023)

(26.09.2023)

(28.09.2023)

Слушание

Побуждать слушать мелодию спокойного характера

«Баю – бай» (В. Агафонникова)

Пение

Развитие голоса

Способствовать приобщению к пению, учить подпевать повторяющиеся слова

Попевка «Здравствуйте»

Упр.для развития голоса «Василек».

«Кошка» (Ан. Александрова)

Муз.ритмические движения

Учить шагать по залу в ритме марша

Побуждать передавать ритм ходьбы и бега

«Марш» ( Е. Тиличеевой)

«Марш» (Э. Парлова) «Ходим – бегаем» (Е. Тиличеевой)

Танцевально- игровое творчество

Учить выполнять простейшие танцевальные элементы

Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя

«Ах ты, береза», (русская народная мелодия)

 «Где же ваши ручки?» (авторская разработка Ломовой)

Музыкально- дидактические игры

Развивать двигательную активность

«Киска догоняй» («Колыбельная», «Полька»)

Игра на детских  музыкальных инструментах

«Пляска с погремушками»

«Погремушка спит- погремушка играет»

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику пальцев рук

«Кошка»

Октябрь

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(03.10.2023)

(05.10.2023)

(10.10.2023)

(12.10.2023)

(17.10.2023)

(19.10.2023)

(24.10.2023)

(26.10.2023)

Слушание

Учить детей слушать музыку контрастного характера: тихую и громкую, не отвлекаясь до конца звучания

«Тихо – громко» (Е. Тиличеевой)

Пение

Развитие голоса

Способствовать приобщению к пению  

Способствовать стремлению петь чисто, повторяя за взрослым

Попевка «Здравствуйте»

Упр.для развития голоса «Василек».

 

«Зайка» (обр. Лобачева)

Муз.ритмические движения

Учить менять движения вместе со сменой характера музыки.

Продолжать учить детей ходьбе по залу в ритме марша

«Ножками затопали» (М. Раухвергер)

«Марш» ( Е. Тиличеевой)

Танцевально- игровое творчество

Учить детей свободно двигаться под музыку, танцевать с предметами

«Танец с листочками» (С. Майкапар)

Музыкально- дидактические игры

Учить различать высокие и низкие звуки , на «до» 1 и 2 октавы

«Кошка или котенок»

Игра на детских  музыкальных инструментах

Учить детей играть детскими музыкальными инструментами в соответствии с динамикой музыки

«Тихо – громко» (Е. Тиличеева

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику пальцев рук

«Тики-так»

Ноябрь

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(02.11.2023)

(07.11.2023)

(09.11.2023)

(14.11.2023)

(16.11.2023)

(21.11.2023)

(23.11.2023)

(28.11.2023)

(30.11.2023)

Слушание

Закрепить умение различать характер музыки, передавать его в движении рук

Приучать детей эмоционально откликаться на музыку, передавая ее характер движениями

«Петрушка» (Красевой)

«Осенние листочки» ( Вересокиной)

Пение

Развитие голоса

Способствовать стремлению петь чисто, повторяя за взрослым

«Зайка» (обр. Лобачева)

«Заплясали наши ножки» (Н. Лукониной)

Муз.ритмические движения

Учить детей строить круг, водить хоровод, выполнять движения в парах

«Маленький хоровод» ( обр. Раухвергера)

«Прогулка» (Раухвергер)

«Барабанщики» (Кабалевский)

Танцевально- игровое творчество

Учить активно реагировать на смену музыки (прыгать под солнышком, убегать от дождика)

«Солнышко и дождик» (Раухвергер)

Релаксация. Самомассаж

Развивать мелкую моторику пальчиков, массаж лица, руками следовать за мелодией

«Тишина» (Л. Бетховена)

Релаксация. Развитие мелкой моторики

Самомассаж, работа с пальчиками

«Музыка ангелов» (Моцарт)

Пальчиковая игра

Приучать выполнять движения пальчиками и кистями рук в соответствии с текстом

«Тук – тук»

Декабрь

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(05.12.2023)

(07.12.2023)

(12.12.2023)

(14.12.2023)

(19.12.2023)

(21.12.2023)

Слушание

Учить детей слушать песни и понимать их содержание

«У ребяток ручки хлопают» (Е.Тиличеевой)

Пение

Развитие голоса

Учить детей петь повторяющиеся фразы в песне, повторять за взрослым

«Да да да»(Е. Тиличеевой)

Муз.ритмические движения

Учить детей передавать в движении характер музыки

«Марш» (Е. Тиличеевой)

Танцевально- игровое творчество

Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя

Закреплять умение выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.

«Танец зверей» (В. Курочкина)

«Танец снежинок» (Т. Ломовой)

«Танец зверей» (В. Курочкина)

Музыкально- дидактические игры

Побуждать к активному участию в играх, к исполнению ведущей роли

«Бубен» (Г.Фрида)

Пальчиковая игра

Развивать внимание

«Снег»

Январь

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(09 .01.2024)

( 11.01.2024)

( 16.01.2024)

( 18.01.2024)

( 23.01.2024)

( 25.01.2024)

( 30.01.2024)

Слушание

Учить различать пьесы разного характера

«Колыбельная» (е. Тиличннвой)

Пение

Развитие голоса

Учить детей допевать фразы до конца, со взрослыми

Разучивание прослушанной песни

«Спи мой мишка»(Е.Тиличеевой)

«Дудочка» (Г.Левкодимова)

Муз.ритмические движения

Передавать бодрый и спокойный характер музыки

«Топ – топ» (русская народная мелодия)

«Бодрый шаг» (В. Герчик)

Музыкально- дидактические игры

Прививать интерес к игре

«Мышки и кот» В сопровождении «Польки» К. Лоншан – Дружкевичевой)

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику пальцев рук

«Варежки»

Февраль

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(01 .02.2024)

(06 .02.2024)

(08 .02.2024)

(13 .02.2024)

(15 .02.2024)

(20 .02.2024)

(22 .02.2024)

(27 .02.2024)

(29 .02.2024)

Слушание

Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера

«Петрушка и мишка»(В.Красева)

Пение

Развитие голоса

Учить петь с поддержкой  взрослого

Учить петь без крика в умеренном темпе

«Дудочка» (Г.Левкодимова)

«Солнышко» (Н.Лукониной)

Муз.ритмические движения

Учить детей ходить в ритме, выполнять простые танцевальные движения

Учить ходить по залу бодро, выполняя простые движения

«Вот как мы умеем» (Е. Тиличеевой)

«Прогулка»

Танцевально- игровое творчество

Учить выполнять простые движения по кругу, врассыпную, учить ориентироваться в пространстве, брать друг друга за ручки

Свободно двигаться по залу парами

«Полька зайчиков»(Е. Тиличеевой)

«Покружись и поклонись» (В. Герчик)

Музыкально- дидактические игры

Прививать интерес к музыкально-дидактической игре

«Птицы и птенчики» (Е.Тиличеевой)

Релаксация. Самомассаж

Развивать мелкую моторику пальцев рук

«Музыка ангелов» (Моцарт)

Март

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(05 .03.2024)

(07 .03.2024)

(12 .03.2024)

(14 .03.2024)

(19 .03.2024)

( 21.03.2024)

(26 .03.2024)

( 28.03.2024)

Слушание

Приучать внимательно слушать музыку изобразительного характера

«Песня жаворонка» (П.Чайковский)

Пение

Развитие голоса

Учить детей петь несложные песни, естественным голосом, без крика

Учить определять характер песни, понимать ее содержание

«Солнышко» (Н.Лукониной)

«Листочки»

«Кто нас крепко любит?» (И. Арсеева)

Муз.ритмические движения

Бодро ходить под марш, легко бегать, в одном направлении стайкой

Различать контрастную музыку, двигаться в соответствии с характером

«Марш и бег» (Е. Тиличеевой)

«Ноги и ножки» (А.Филиппенко)

Танцевально- игровое творчество

Свободно двигаться по залу парами

«Покружись и поклонись» (В. Герчик)

Музыкально- дидактические игры

Продолжать приучать к восприятию музыки разного характера

«Мишка спит – мишка пляшет»

Апрель

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(02.04.2024)

(04.04.2024)

(09.04.2024)

(11.04.2024)

(16.04.2024)

(19.04.2024)

(23.04.2024)

(25.04.2024)

Слушание

Учить слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера

«Кошка» (Ан.Александрова)

Пение

Развитие голоса

Учить детей петь естественным голосом, вместе со взрослым

«Белые гуси»( Красев)

Муз.ритмические движения

Улучшить навыки бодрой ходьбы и бега по залу

Учить ходить бодро в одном направлении

«Идем – прыгаем» (Р.Рустамова)

«Зашагали ножки» (М.Раухвергера)

Музыкально- дидактические игры

Продолжать приучать к восприятию музыки разного характера

«Мишка спит – мишка пляшет»

Май

Дата

Программное содержание

Программные задачи

Репертуар

(02.05.2024)

(07.05.2024)

(09.05.2024)

(14.05.2024)

(16.05.2024)

(21.05.2024)

(23.05.2024)

(28.05.2024)

Слушание

Учить слушать песни и пьесы изобразительного характера

«Зарядка» (Е.Тиличеевой)

Пение

Развитие голоса

Учить петь простые мелодии, петь без крика, слушать пение взрослых

«Солнышко» (Т.Попатенко)

Муз.ритмические движения

Учить выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, в парах, своевременно менять движения

«Приседай» (эст. народная мелодия в обр. Ю. Энтина)

Танцевально- игровое творчество

Учить детей ходить в ритме, выполнять простые танцевальные движения

«Вот как мы умеем» (Е. Тиличеевой)

Музыкально- дидактические игры

Развивать ловкость, подвижность, доставлять радость в игровой деятельности

«Солнышко и дождик» (М.Раухвергера)

Игра на детских  музыкальных инструментах

Играть на детских муз. инструментах

«Солнечная капель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут ребенка

Индивидуальный маршрут ребенка...

Индивидуальный маршрут ребенка

Индивидуальный маршрут ребенка...

Индивидуальный маршрут ребенка

индивидуальное планирование (программа) ребенка с ТНР...

Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей направленности

Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей аправленности....

Индивидуальный маршрут ребенка ОВЗ на 2017-2018 учебный год

В детском саду особое внимание уделяется детям ОВЗ....

Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответ...

индивидуальный маршрут ребенка - инвалида

составление индивидуального плана развития...