Взаимодействие специалистов ДОУ
материал по коррекционной педагогике

Филимонова Ирина Михайловна

таблица взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_34_vzaimodeysvtie_spetsialistov_dou.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Взаимодействие  специалистов ДОУ  

Педагогические задачи

1

Логопед

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Преподаватель ИЗО

Тифлопедагог,

Развитие

мелкой

моторики

 Метод Орффе

Упражнения с различным дидактическим материалом Пальчиковые игры

Пальчиковый театр Дидактические игры Мозаика

Конструирование Ручной труд

Игра на детских музыкальных инструментах Танцевальные движения

Театр с использованием кукол бибабо

Специально подобранные упражнения для рук Гимнастика

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Пальчиковые

приемы

Пальчиковые упражнения и игры Использование на занятиях пальчикового театра и кукол бибабо

Развитие

мимики

 Массаж лица

 Гимнастика мимических мышц    Произвольное формирование определенных мимических поз Связь мимики с интонацией

Распознавание эмоциональных состояний через мимику Произвольное формирование определенных мимических поз Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении, танце

Распознавание эмоциональных состояний через мимику с использованием наглядности Изображение эмоциональных состояний в рисунке

Массаж лица Мимическая гимнастика Распознавание эмоциональных состояний Формирование мимических поз

Развитие

речевого

дыхания

Скороговорки Упражнения на поддувание Дифференциация ротового и носового дыхания (по А.Г. Ипполитовой) Выработка нижне-диафрагмального дыхания

Дидактические игры на развитие физиологического и речевого дыхания

Упражнения на поддувание

Использование музыкальных духовых инструментов.  

Распевки

Упражнения на дыхание в танце

Серия упражнений на дыхание Дыхательная гимнастика

Развитие фразовой речи на плавном выдохе

Упражнения на развитие нижне-диафрагмального дыхания

 ЖУРНАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ –ДЕФЕКТОЛОГА С ПСИХОЛОГОМ

Месяц

неделя

Содержание работы

Дети

Отметка

сентябрь

1

Задания на развитие восприятия.        

 Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 5—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

2

Задания на развитие памяти.

Упражнение «Запомни пары слов»

- Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ребенку необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать.

Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

                       Книга-читать

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

- ребенку требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют?

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор      Солнце - палец
Ковер - кофе             Двор - ножницы
Кольцо - лампа         Котлета - песок
Ноготь - книга           Обезьяна - пальто
Жук - кресло             Зубной врач - туалет

 Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат. 

3

Игры с тревожными детьми, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

«Гусеница»

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы”.

4

Обучение умению работать по алгоритму.

Введение правила –схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры «Повтори задание» «Скажи по-другому» Работа с инструментами (символами) .

Работа в паре со взрослыми «Ты мне слово, я тебе слово!»  «Составь предложение или перевертыши»

октябрь

1

Задания на развитие восприятия. Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

https://helpiks.org/helpiksorg/baza1/1046252573659.files/image003.jpg

2

Задания на развитие памяти.

Упражнение «Запомни и нарисуй»

- Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры.  Например:

 

https://fs.znanio.ru/8c0997/09/f4/0e99ee0bb2d89c529564a84c5924ccbed5.gif

- Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

 

- Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными буквами (от 3 до 7). Например:

https://fs.znanio.ru/8c0997/5f/44/815ab568d70fb59ef4aa6ca7d0476f8ffd.gif

- Затем учитель закрывает буквы, ребенок по памяти записывает их на своем листике.

3

«Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

4

«Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

“Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”. Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

ноябрь

1

Задания на развитие восприятия.           Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 5-7 -летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

2

Задания на развитие памяти.

Упражнение  «Что изменилось»

- Перед ребенком выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ребенок  должен назвать, что изменилось.

- Перед ребенком выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ребенка просят отвернуться, меняют местами 2-3 картинки (предмета). Ребенок  должен назвать, что изменилось.

3

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

“Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т. д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. “А что делают зайки, если видят волка?. ” Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра. ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

4

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержке. Исключение соревновательных моментов. Психогимнастика.

Игры « угадай что нравится маме (друзьям)».

«Я не могу-я могу-я сумею»

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка.

декабрь

1

Задания на развитие восприятия. «Наложенные изображения»

http://internat76.kvels55.ru/uploads/company/492133550/4497/frukty-najdi-v-kartinke.jpg        

Ребенку предъявляют 3 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

2

      Задания на развития мышления.

       Упражнение «Исключение лишнего»

-  педагог предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. ребенок должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Варианты слов:

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

3

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты,. , морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты,. солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

4

«Аэробус»

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет “три” они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля. Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер.

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...

Взаимодействие специалистов ДОУ

Правильно организованное взаимодействие педагога-психолога со специалистами дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями в развитии позволяет повысить качество и эффективн...

Тематический план взаимодействия специалистов ДОУ по теме "Овощи"

В этом планировании отражён внутренний механизм взаимодействия специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателя, специалистов ДОУ в подготовительной группе компенсирующ...

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на месяц (старшая логопедическая группа «Одуванчик»)           Месяц Недели Лекси...

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов МДОУ на учебный год

Взаимодействие специалистов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Успешная коррекционная работа в МДОУ может осуществляться только п...

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...