Детско-родительский клуб "Вместе с мамой"
статья по коррекционной педагогике

В тексте предсатвлен опыт работы детско-родительского клуба по формированию педагогической компетентности среди родителей, а также по формирвоанию толерантного отношения к детя с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги!

Слайд 1

Меня зовут Бухарова Анна Ивановна, я работаю  учителем-дефектологом в МБДОУ «Детский сад №1» в г. Богородск, на группе для детей с расстройством аутистического спектра.

Очень часто среди специалистов и педагогов ходят разговоры о том, что не сложно работать с детьми, а сложно работать с родителями и это действительно так. Особую категорию родителей составляют те, которым пришлось на себя взять роль родителя ребенка с овз, либо ребенка инвалида.

Появление в семье ребенка с особенностями в развитии, ставит перед семьей множество проблем, стрессов и ограничений, разворачивая жизнь на 180 градусов. Принятие «сложного» ребенка происходит проблемно и тяжело. Множество факторов влияет на то, что семья чувствует себя изолированной от родительского сообщества нормотипичных детей.

Родственники, социум и знакомые часто не понимают особенностей развития. Отсутствии такта, сверхинтерес к особенностям, косые взгляды на «нехватку» воспитания, приводят к тому, что родители детей с ОВЗ замыкаются в кругу своей семьи, обрывают контакты со знакомыми и остаются один на один со своей проблемой.

Несмотря на все сложности многие семьи пытаются занять активную позицию в воспитании и развитии своего ребенка. Родители ребенка с ОВЗ предпринимают все возможное, чтобы его социализировать, обучить навыкам взаимодействия с другими людьми, дать доступное образование, то есть включить своего ребенка в процесс инклюзивного образования. Конечно же, успешная вовлеченность детей в обучение и взаимодействие с нормотипичными детьми требует, чтобы общество верило в компетенцию системы образования удовлетворить потребность всех учащихся. Родители, имеющие детей с ОВЗ, должны быть уверены в способности образовательной организации понимать, обучать и социализировать своих особых детей, а родители детей с нормативным развитием иметь уверенность, что совместное обучение будет положительно влиять на их ребенка, не мешая образовательному процессу.

Слайд 2

Наблюдая за семьями воспитанников, мы заметили, что многие из родителей не знают как проявить заботу о детях, очень часто понятие заботы включает в себя две функции: покормить и одеть. Самый популярный вопрос среди родителей…Ел?, Спал? Необходимо расширять представление родителей, что забота и любовь может провялятся и в другом виде.

Одной из задач в дошкольном образовании считается обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от социального статуса, места жительства, пола и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Есть мнение, что родители нормотипичных детей испытывают страх за них при включении в коллектив особенного ребенка, даже если на это нет веских оснований. Поэтому начиная работу по толерантности мы в первую очередь направили ее на родительское сообщество.

Для преодоления описанных выше сложностей мы организовали детско-родительский клуб «Вместе с мамой».

Слайд 3

Целями клуба является:

- формирование основ толерантной культуры личности дошкольников, педагогов и родителей;

- формирование понимания участниками Клуба индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ, осознание того, что все они разные, но у них много общего, все имеют равные права;

- создание условий для формирования у членов Клуба толерантного отношения к окружающему миру;

- создание условий для совместной деятельности детей и их родителей.

Основными задачами деятельности Клуба является:

- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ;

- формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей и родителей между собой;

- создание условий для сотрудничества детей и родителей.

Слайд 4

В деятельности клуба принимают участие педагоги: учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.

Слайд 5

При планировании содержания деятельности клуба мы стремились к тому, чтобы все мероприятия были:

- доступны для совместного выполнения взрослыми и ребенком;

- направлены на развитие эмоциональной сферы, толерантных отношений родителей и детей к детям с ОВЗ;

- решали оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Всю деятельность нашего клубы мы постарались разделить на четыре основных блока:

Слайд 6

1-й блок – художественно-эстетический. В рамках мероприятий данного блока дети с родителями создавали интересные поделки к праздникам, украшения для интерьера, подарки, изучали нетрадиционные техники рисования и аппликации, искренне удивляясь всему новому и находя нестандартные приемы и решения.

Слайд 7

2-ой блок – «музыкальная гостиная». Под руководством музыкального родителя диада родитель-ребенок познакомились с понятием эвритмии, узнали много новых музыкальных игр, попробовали озвучить с знакомую всем с детства сказку с помощью музыкальных инструментов, а также бросового материала. Атмосфера, царившая на заседании этого блока, поражала своей доброжелательностью.

Слайд 8

3-й блок- физкультурный. Организацию и проведение мероприятий в рамках этого блок взял на себя инструктор по физической культуре. Мамы вместе с детьми играли в подвижные игры, соревновались с мамой в ловкости и силе, узнали, игры, способствующие эмоциональному заражению и сближению («Веревочка», «Мы посмотрим на тебя», «Липучки» и др.). Педагог познакомила родителей с основными видами движений, предложила комплекс зарядки, которую можно делать вместе с мамой дома, используя подручные средства.

Слайд 9

4-й блок-психологической помощи. Заседания данного блока рассчитаны на присутствие только родителя. Психолог детского сада предложила родителям упражнения на взаимопонимание, сплоченность, эмоциональную разрядку.

 В рамках психологическая гостиной были рассмотрены проблемные ситуации, родителям предложили поменяться местами, осуществить принятие многих проблем и вопросов, хотя некоторых и частично.

Кроме основных блоков, также велась индивидуальная работа по консультации родителей детей с ОВЗ, помогающая принять, прожить все стадии горя, а иногда и просто выговорится. Эта работа является не менее важной так как часто накопление эмоционального напряжения в силу проблем и сложностей воспитания своего ребёнка наносит психике матери серьезный урон. Психологически нестабильная, раздраженная и встревоженная мать мало чем может помочь своему ребенка. Проработка психологических проблем это также важно. Так как при отсутствии помощи очень высок риск матери совершить суицид [1]

Анализируя деятельность нашего клуба, по отзывам родителей, можно сказать, что часть целей была безусловно достигнута. Сравнивая первое и четвёртое заседание многие родители нормотипичных детей перестали так явно обращать внимание на детей с ОВЗ, при возникновении спорных ситуаций старались помочь, и не ограждали так явно своих детей, показывая раздражение, неприятие и боязнь таких детей. Кроме того, отзывы детей были очень интересными, им понравилось проводить время с мамой за интересными и веселыми занятиями, в момент когда ребенок на эмоциональном уровне ощущает, что мама с ним и они вместе занимаются чем-то интересным. Мы планируем, что наш клуб продолжит работу и в следующем году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детско-родительского клуба входного дня "Мама, папа, Я - творческая семья"

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....

Детско-родительский клуб "Вместе с мамой"

Плпн-программа по дополнительному образованию...

Пояснительная записка, тематическое планирование к программе по гармонизации детско-родительских отношений в диаде мама (папа) – ребенок «ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»

В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентн...

Детско-родительский проект «Работа моей мамы»

Вид проекта :По продолжительности: кратковременный.По количеству участников: фронтальный.По характеру контактов: в рамках ДОУ.Участники :дети старшей группы детского сада №366...

Тренинг детско-родительских отношений «Бабушка и мама»

Тренинг детско-родительских отношений «Бабушка и мама»...

Детско – родительский проект «Профессия моей мамы» (Бухгалтер)

Тип проекта: творческий, познавательно-информационный, краткосрочный.Участники проекта: воспитанница старшей группы София, мама воспитанницы Татьяна Александровна, воспитатели.Возраст воспит...

Опыт работы детско-родительского клуба "Вместе с мамой"

В статье представлен опыт работы клуба как одной из форм работы по формированию толерантного отношения к детям  с ОВЗ...