Школа. Школьные принадлежности
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В данной методической разработке представлен конспект занятия в подготовительной группе детского сада коррекционного вида по теме "Школа. Школьные принадлежности". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola.shkolnye_prinadlezhnosti.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

Цель: Расширение представлений о школе и обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

1.Расширить знания детей о школе.

2.Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза.

3. Закрепить навык анализа предложения.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

5.Закрепить навык согласования числительных с существительными.

6.Закрепить навык согласования прилагательных с существительными.

7. Совершенствовать навык употребления в речи предложений с вводными словами «я думаю», «я считаю». Подготовка к составлению связного рассказа.

8.Совершенствовать навык владения мячом, координацию движений, согласованность движений с речью и счетом.

Оборудование: Кроссворд, схемы слов, полоски для выкладывания схемы предложения, карточки со слогами для составления слова, ребус, мяч.

Ход занятия:

I . Организация начала занятия.

Дети здороваются.

- У нас сегодня гости,  но еще один гость появится чуть-чуть позже. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать, чтобы наша речь была красивой?

Примерные ответы детей:

-При вдохе плечи не поднимаются.

-При вдохе грудь не напряжена.

- При вдохе животик поднимается, а при выдохе опускается.

-Для чего нужна пауза?

Примерные ответы детей:

-Пауза нужна, чтобы «взять вдох».

-Пауза нужна, чтобы наша речь была понятной и красивой.

- Ребята, к нам пришел  еще один гость (на доске появляется Незнайка).

- Ребята, а вы знаете, как меня зовут?

-Правильно, а откуда вы меня знаете?

- А знаете ли вы, почему меня так зовут?

-Ребята, я собрался в школу, но меня туда не берут и говорят,  чтобы идти в школу, нужно много знать и уметь. Мне кажется, что ничему учиться не надо, а в школу можно просто сходить поиграть. Я слышал, что вы все скоро пойдете в школу, вот и пришел к вам посмотреть, что вы умеете делать.  Может быть, я тоже все это знаю и умею. А еще я хочу, чтобы вы мне рассказали про школу. Расскажете?

-Ребята! Покажем Незнайке, что вы умеете делать?

II. Основная часть занятия.

«Разгадывание кроссворда».

-Ребята, давайте скажем Незнайке, что находится на доске?  (кроссворд).

-В кроссворде спряталось слово, и нам нужно его узнать. Объясните Незнайке, как разгадывают кроссворд? (нужно отгадать все слова и тогда узнаем спрятанное слово).

1.Игровое упражнение «Из слогов сложи слово» (КАРАНДАШ).

На карточках записаны слоги, детям предлагается из них сложить первое слово, загаданное в кроссворде.

2. Игровое упражнение «Отгадай слово по первым звукам» (КНИГА).

Детям предлагается картинка с изображениями: Кот, Неваляшка,  Индюк, Глобус, Автобус.

-Назовите каждый предмет. Определите первый звук. Из звуков получится  второе слово, загаданное в нашем кроссворде.

3. Ребус.

- Разгадайте ребус, и вы узнаете следующее слово из кроссворда. ( ЗВОНОК).

4. Загадка (ЛИНЕЙКА).

-Отгадайте загадку и вы узнаете следующее слово из кроссворда.

« Я люблю прямоту

И сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю!»

5. Игровое упражнение «Отгадай слово» (ПАРТА).

-Если вы правильно определите все загаданные звуки, сможете из них сложить  следующее слово из кроссворда:

1 звук - последний звук в слове СУП

2 звук -2 гласный в слове  РУЧКА

3 звук –  звонкий согласный  из слова  КАРТА

4 звук- 2 глухой согласный в слове  СТОЛ

5 звук –  2 гласный в слове РУКА.

- Какое получилось слово?

Вот мы и разгадали кроссворд, и теперь сможем прочитать  для Незнайки загаданное слово: ШКОЛА.

Ребята, давайте, немного отдохнем:

 6. Игра с пальчиками.

В школу осенью пойду
( шагают по столу),
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
(загибают пальчики на обеих руках),
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду
(грозят указательным пальчиком).

-Вы отгадали загаданное в кроссворде слово ШКОЛА, давайте  поиграем с этим словом.

6. Игровое упражнение « Найди схему к слову».

-На доске выложено несколько схем. Выберите схему, подходящую к слову ШКОЛА и докажите: назовите, сколько в слове звуков, сколько гласных, сколько согласных, первый и последний звуки.

Примерная речь детей: схема слова ШКОЛА вторая сверху, потому что в этом слове 5 звуков – 2 гласных, 3 согласных. Первый звук Ш - он согласный, глухой, твердый. Последний звук А - он гласный.

- Определите, сколько в слове слогов? Объясните, почему.

Примерная речь детей: в слове ШКОЛА 2 слога, потому что 2 гласных звука.

- Определите, какой слог ударный. (В слове ШКОЛА ударный 1 слог).

-Незнайка ничего не знает о школе. Расскажите ему, как называется время между уроками,  когда можно отдохнуть и поиграть. (Переменка).

-Чтобы немного отдохнуть, у нас тоже будет переменка.  Но чтобы попасть на переменку, нужно выполнить еще одно задание:

 7. Игровое упражнение «Образуй слово-признак».

 От слова ШКОЛА, загаданного в кроссворде, нужно образовать слово - признак. ШКОЛЬНЫЙ. Я буду называть слово, а вы должны к нему добавить признак ШКОЛЬНЫЙ. Кто ответит-выходит на переменку.

(ШКОЛЬНАЯ ПАРТА, ШКОЛЬНЫЙ ПЕНАЛ, ШКОЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ, ШКОЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ШКОЛЬНОЕ УТРО, ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК).

 - Чтобы отдохнуть, давайте поиграем с мячом.

 8. Игровое упражнение с мячом «Дифференциация звуков Л- Л* и определение их места в слове». 

- Мы с вами вспомним школьные принадлежности - предметы, которые понадобятся в школе. В названии каждого предмета мы будем искать звуки Л или Л*, и определять место звука в слове. Давайте вспомним правила игры: Если в слове твердый звук Л - мяч ударяем об пол, если мягкий звук Л* - подбрасываем мяч вверх. Если звук находится в начале слова - один раз, если в середине слова- 2 раза, в конце- 3 раза (ЛАСТИК, ЛИНЕЙКА, ГЛОБУС, ПЕНАЛ, ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА). 

9.Игровое упражнение «Все по 2 и по 5».

- Пусть каждый из вас вспомнит, какая школьная принадлежность ему досталась и  назовет ее  вместе со словом 2, а потом со словом 5. (РУЧКА - ДВЕ РУЧКИ - ПЯТЬ РУЧЕК)

- Вот и закончилась переменка. И мы попробуем рассказать Незнайке о школе.

10. Игровое упражнение «Составь схему предложения».

-Ребята, в нашем кроссворде было загадано слово ШКОЛА. Давайте составим предложения с этим словом.

- Выложите схему предложения «Скоро дети пойдут в школу». Дети из полосок выкладывают схему, называют, сколько всего слов в предложении, 1 слово, 2 слово, 3, 4, 5 слово.

- Есть ли в этом предложении предлог?  Назовите его, какое по порядку это слово в предложении? Какой знак стоит в конце предложения? Что это значит?

Примерная речь детей: В конце предложения стоит точка, поэтому мы произносим его спокойно.

-Какие еще знаки могут стоять в конце предложения? И как мы будем произносить наше предложение с этими знаками?

Примерная речь детей: В конце предложения может стоять вопросительный знак, тогда мы произносим предложение вопросительно. Произносят.

В конце предложения может стоять восклицательный знак, тогда мы произнесем предложение эмоционально (радостно или тревожно). Произносят.

11. Составление рассказа о школе.

-Ребята, я придумала первое предложение о школе. А теперь пусть каждый из вас по опорным словам составит свое предложение о школе.

Примерная речь детей: Я думаю, что в школе мы прочитаем новые книжки и узнаем  много нового и интересного. Я надеюсь, что в школе у меня появятся новые друзья, потому что с друзьями жить веселее.

-У нас получился рассказ о школе. Давайте придумаем ему название.

Примерная речь детей: « Как я представляю себе школу».

-  Сегодня каждый из вас придумал для Незнайки  предложение  о школе и у нас получился  рассказ. На следующем занятии мы попробуем повторить наш рассказ полностью.

III. Подведение итога занятия.

- Ребята, давайте вспомним,  и повторим для Незнайки,  чем мы  сегодня занимались.

Примерная речь детей:  Мы составляли предложения о школе…

Незнайка:

-Ребята, большое вам  спасибо!  Вы  много знаете о школе, многому научились, готовясь к школе. Все вы готовы стать школьниками. Я понял, что  мне еще рано идти в школу, мне еще многому нужно научиться!

- Вот и закончилось наше занятие и пришло время прощаться с гостями, а Незнайке мы пожелаем хорошо подготовиться к школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Занятие по коррекционно-логопедической работе в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Школа. Школьные принадлежности.» ( квест)

Занятие в пдготовительной логопедической группе для детей с ТНР на тему: "Школа. Школьные принадлежности" (квест)....

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Школа. Школьные принадлежности"

Воспитатель сообщает детям, что на участке д.с  нашли портфель и решили  принести его  вам, так как вы на следующий год тоже отправитесь в школу. В порфеле записка с письмом от ученика ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...