Организация работы с музыкальными инструментами с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мысова Ирина Александровна

Дети с ограниченными возможностями здоровья-это определенная группа детей,требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация работы с музыкальными инструментами с детьми ОВЗ

Музыка — это удивительно гибкое и пластичное средство, способное затронуть личность любого возраста и интеллектуального развития. Она влияет на мышление, тело и эмоции и способна менять поведение слушателя или исполнителя. Музыка способствует осознанию окружающего мира, независимо от того, есть ли у человека какие-либо нарушения или нет.

Музыкальные занятия с использованием музыкальных инструментов позволяют каждому ребёнку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.

Детям с нарушением развития координации движений – игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д., игра на «неозвученном пианино».

Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игр на дудочках, колокольчиках и т. д.

Детям с нарушением развития дыхания - игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)

Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах перед детьми открывается новый удивительный мир звуков, проявляется интерес к инструментальной музыке, идет усвоение первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте, обогащается активный словарь, осуществляется овладение детьми навыками игры, развиваются музыкальные способности.

Музыкальное творчество способствует зрительной, слуховой активности, развивает музыкальную память, расширяет восприятие в целом.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает детей. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности. Развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Таким образом, проблема обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в рамках реализации ФГОС ДО является очень актуальной.

Для успешного обучения игре на детских музыкальных инструментах и развития музыкальных способностей необходимо, прежде всего, создать необходимые условия.

В первую очередь, должна быть создана благоприятная музыкальная среда, то есть, наличие детских инструментов в музыкальном зале и в группах, музыкально-дидактических игр, музыкальных пособий, аудио- и видеозаписей, соответствующих возрасту детей.

Во-вторых, очень важным является поддержание интереса к музыкальной деятельности, в частности, к музыкальным инструментам и игре на них.

Такая деятельность всегда связана с открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Каждый инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

Успешное овладение игрой на детских музыкальных инструментах укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

В наше время музыкальному руководителю не обойтись без активного использования в своей работе современных информационных технологий. Это является еще одним из условий успешного обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Также музыкальные руководители активно используют в своей работе печатные источники информации в электронных СМИ и звуковые файлы, в частности, коллекции плюсовок и минусовок песен для детей дошкольного возраста.

Одним из обязательных условий обучения является использование в работе доступного возрасту и понятного музыкального материала.

Совместная работа с воспитателями, с детьми и их родителями оказывает большую помощь в работе.

Организация детского оркестра из наиболее способных дошкольников является результатом знакомства с шумовыми и музыкальными инструментами.

Одним из условий положительной динамики обучения игре на инструментах являются открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление детского оркестра на утренниках и развлечениях.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует времени, терпения и поэтапной работы:

1 – слушание, запоминание мелодии;

2 – пропевание мелодии (попевки);

3 – прохлопывание ритмического рисунка попевки;

4 – разучивание мелодии (попевки).

5 – исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;

6 – исполнение попевки в оркестре;

7 – исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.

Обучение игре на музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Уже во 2 й младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках, знакомятся с металлофоном.

Игра на музыкальных инструментах может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

С трех лет дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).

С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам или по цветовым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.

Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определённое цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например, нота ля обозначается красным цветом, соль – зелёным. Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух). Играть по этой системе легко, но при таком способе игры (вижу зелёное обозначение ноты – нажимаю на зелёную клавишу) слух не всегда участвует в воспроизведении мелодии. Важно научить играть и по цветам и на слух.

Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма.

Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.

Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления от музыки.

Музыкальное мышление – способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различать музыкальные средства, передающие содержание.

Таким образом, в каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма), развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и импровизаций (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно поддерживать проявляющуюся склонность к инструментальному исполнительству и создавать соответствующие условия для развития музыкальных способностей.

Проведение каждого занятия по обучению игре на инструментах требует от музыкального руководителя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь дошкольников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Организация работы с музыкально одарёнными детьми

Организация работы с музыкально одаренными детьми...

Организация работы с музыкальными инструментами с детьми ОВЗ

Музыкальные занятия с использованием музыкальных инструментов в ОВЗ группе...

Выступление из опыта работы «Изучаем музыкальные инструменты вместе с детьми»

Выступление из опыта работы «Изучаем музыкальные инструменты вместе с детьми»...

Организация игры на музыкальных инструментах

Организация игры на детских музыкальных инструментах:  подходы методики технологии процесса.Цель:  формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах, развитие творческих способно...

Организация работы с музыкально одаренными детьми

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...