Диагностика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Методика, предложенная в книге Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, 2019г.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Рекова Людмила Борисовна

Эта диагностика помогла мне выстроить коррекционную работу в правильном направлении. Подходит для детей докольного возраста с легкой степенью умственной отсталости (синдром Дауна).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_20-21.odt45.68 КБ
Файл tablitsy_dlya_diagnostiki.odt17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, 2019г.

Диагностика развития ребенка 3-4 лет.

_______________________________________

Познавательное развитие.

        Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественные признак и развития речи.

        Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умения называть основные качества и свойства предметов.

        Задание «Найди домики для фигурок» направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму.

        Оборудование: деревянная (пластмассовая)доска с тремя прорезями — круглой, треугольной, квадратной — или с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной; три или шесть плоских геометрических фигур, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)».

        Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигурку при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: « Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

        Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Спрячь матрешку» направлено на развитие у ребенка практической ориентировки на величину, наличия соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.

        Оборудование: двухместная матрешка, кубики-вкладки (большой, маленький).

        Проведение обследования: педагог показывает матрешку и предлагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой матрешки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик».

        Обучение: при затруднениях педагог показывает, как надо прятать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую — в маленький; затем достает матрешки, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку их спрятать в «домики».

        Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Цветные бабочки» направлено на определение умения выделять цвет как ведущий признак, различать и называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий).

        Оборудование: цветные карточки красного, желтого, зеленого и синего цветов, четыре бабочки соответствующих цветов.

        Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветные карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди желтый, красный, синий и зеленый домики. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету.

        Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

        Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли название цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение реббенка к своим действиям; результат.

        Задание «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик) направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

        Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две-три части.

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку две-три части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

        Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

        Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет — самостоятельно, после обучения; отношение к результату; результат.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Покатай матрешку» направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

        Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета скользкая тесемка.

        Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы догадаться подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединить оба конца, либо тянуть за оба конца тесемки обеими руками), тогда машинка едет.

        Обучение не проводится.

        Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается тянуть за два конца тесемки, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату, оценивается сам результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Возьми игрушки» направлено на выявление сформированности представлений о предметном мире,умения использовать игрушки в соответствии с их назначением.

        Оборудование: перед ребенком находятся несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, ложка, тарелка, щетка для одежды, расческа.

        Проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушки и поиграть.

        Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай как я». после обучения ребенку снова предлагают взять игрушку и поиграть.

        Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов самостоятельно или по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание « Покажи картинку» направлено на выявление уровня сформированности представлений о живой природе (животных, птицах).

        Оборудование: по четыре пары картинок с изображением нескольких домашних животных (кошек, собак, лис, зайцев) и птиц (петуха, уток, ворон, воробьев).

        Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более четырех) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т. д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: « Покажи, где петух. Как он кричит? и т. д.

        Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая и у меня такая же».

        Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по названию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Покажи много, покажи один»  направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

        Оборудование:12 грибочков одного размера и одного цвета.

        Проведение обследования: перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребенок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять много грибов.

        Обучение: если ребенок выполняет задание неправильно, педагог обучает: «Смотри и делай как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?»

        Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Обследование уровня развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.

        В ходе индивидуального обследования выясняется сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т. е. его словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности.

Речевое развитие.

        Задание «Покажи картинку» направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка (употребляемых существительных и глаголов).

        Оборудование:два набора картинок: один — из шести штук с изображением картинок, знакомых ребенку из опыта его обыденной жизни (чайник, чашка, автобус, ложка, яблоко, огурец); второй — из четырех штук с изображением простых действий6 девочка одевается, мальчик умывается, мальчик катается на коньках, девочка рисует).

        Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки и предлагают показать одну из них, например «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит повторить и т. д. Затем уточняется назначение предметов (Чем мы едим суп; Из чего мы пьем).

        Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует», и просит ребенка повторить фразу. При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи — понятной или малопонятной для окружающих.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Спрячь игрушку» направлено на выявление умений выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимания простых предлогов (на, в, под), уровня сформированности фразовой речи.

        Оборудование: игрушки — игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

        Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину, спрятать собачку под стол, посадить зайку на стул.

        После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи куда поставил домик?», «Скажи, куда спрятал зайку?» и т. д.

        Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее, но не более трех раз.

        Оценка действий ребенка: фиксируется выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей. В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова, называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме ( в момент, когда его что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

        Оценка речевого развития: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умение повторить за взрослым фразу, слова: лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка 4-5 лет.

        __________________________________________________________

Познавательное развитие.

        Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, представлений об окружающем мире, временных и количественных представлений, уровня развития речи.

        При обследовании сформированности сенсорного развития дети выполняют задания, которые направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умения называть основные качества и свойства предметов.

        Задание «Найди свои домики для фигурок» направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму.

         Оборудование: деревянная (пластмассовая) доска с пятью прорезями — круглой, треугольной, квадратной, овальной, многоугольной — и пять плоских геометрических фигур, основание каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)»

        Обучение проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не входит, попробуем в другую, вот сюда входит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, педагог действует вместе с ним. Потом ребенку снова дается возможность выполнить задания самостоятельно.

        Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание  « Занимательная пирамидка» направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, наличия соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.

        Оборудование: пластмассовая пирамидка из 5-6 элементов, разных по величине, одинакового цвета.

        Проведение обследования: педагог показывает пирамидку и демонстрирует, как ее можно разобрать. Затем предлагает ребенку ребенку ее собрать. Дает ребенку самый большой элемент и говорит: «Ставь на нее другие. Собери пирамидку».

        Обучение: в случае возникновения затруднений педагог показывает, как надо ставить каждый элемент пирамидки, каждый раз указывает ребенку, что нужно найти следующий. После этого ребенку предлагают снова собрать пирамидку.

        Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Цветные гаражи» направлено на умение выделять цвет как ведущий признак, на различение и называние основных цветов. (желтого, красного, синего, зеленого).

        Оборудование: цветные кольца красного, желтого, зеленого и синего цвета (четыре основных цвета) и соответствующего цвета машинки.

        Проведение обследования:перед ребенком расставляют четыре цветных кольца и говорят: «Это гаражи для машин». Показывают цветные машинки и предлагают поставить каждую машинку в свой гараж. Затем просят ребенка показать по очереди: желтый, красный, синий и зеленый. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать гаражи по цвету.        

        Обучение:если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета 2-3 раза. После обучения предлагается самостоятельно выполнить задание.

        Оценка действий ребенка:принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли названия цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребенка к своим действиям; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Сложи разрезную картинку (домик) из трех частей» направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

        Оборудование:две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части.

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку три части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сложи целую картинку».

        Обучение:в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другие части. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

        Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет — самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

        Задание «Возьми игрушки» направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире.

        Оборудование: перед ребенком находится несколько картинок с изображением игрушек и предметов: мяча, юлы, куклы, машинки; платья, рубашки; ложки, тарелки, кастрюли, чашки.

        Проведение обследования:взрослый просит ребенка взять картинки, на которых изображены игрушки.

        Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай как я». После обучения ребенку снова предлагают взять картинки с изображением игрушек.

        Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов — самостоятельно, по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Покажи картинку» направлено на выявление уровня сформированности представлений представлений о живой природе (животных, птицах, растениях).

        Оборудование: по две одинаковых картинки с изображением животных (коз, лошадей, ежей), птиц (голубей, воробьев, сорок), деревьев (елей, берез, яблонь).

        Проведение обследования:перед ребенком раскладывают все картинки и просят показать: «Покажи, где коза» и т. д. Затем просят выбрать только те картинки, на которых изображены животные, и назвать каждое из них. Далее — выбрать только те картинки, на которых изображены птицы, и назвать их.

        Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая же и у меня такая же».

        Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание ребенком речевой инструкции, делает ли выбор картинки по названию животного, птицы или дерева, соотносит ли название объекта с его изображением, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Какое время года?» направлено на выявление уровня сформированности временных представлений (о временах года — лете, осени, и зиме).

        Оборудование:перед ребенком находятся три сюжетные картинки с изображением специфических признаков трех времен года: зимы, лета, осени.

        Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетные картинки и последовательно показать, где изображены зима, лето, осень. И объяснить свой выбор: «Как ты догадался, что здесь изображено лето?» и т. д.

        Обучение: если ребенок не может выполнить задание, его просят вспомнить, что бывает зимой, и найти картинки с изображением признаков зимы, а затем с изображением признаков лета и т. д.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения: самостоятельно, объясняя свой выбор; обучаемость; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Возьми много (один, два)» направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак, умения дифференцировать «много» или «один», выделять из множества по слову — один, два.

        Оборудование: 10 счетных палочек одного цвета.

        Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают счетные палочки и просят взять одну палочку: «Возьми одну палочку»; если ребенок выполнил задание правильно, спрашивают: «Сколько взял?» после правильного ответа его просят взять много палочек и снова спрашивают: «Сколько взял?». После этого просят взять две палочки и снова спрашивают: «Сколько взял?».

        Обучение: если задание выполнено неправильно, педагог обучает: «Смотри и делай как я». берет одну палочку, кладет на свою ладонь и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять тоже одну палочку и спрашивает: «Сколько взял?» если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много палочек и спрашивает: «Сколько у меня?» затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько ты взял палочек?»

        Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи.

        Определение уровня развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.

        В ходе индивидуального обследования выясняется понимание обращенной речи, умение выполнить задание по речевой инструкции , наличие фразовой речи, ее особенности.

        Задание «Покажи картинку» направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка.

        Оборудование: наборы картинок с изображение знакомых ситуаций ( мальчик катается на велосипеде; девочка поливает цветы из лейки; дети играют с мячом; дети во дворе — одни катаются на качелях, другие скатываются с детской горки).

        Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре сюжетные картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где дети играют во дворе». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок правильно не может выбрать картинку, взрослый делает это сам. Затем по очереди просит показать и назвать: «Во что играют дети во дворе? Где девочка поливает цветы? Где мальчик катается на велосипеде?»

        Оценка действий ребенка: принимает и понимает задание, не понимает задание; активная речь — наличие (отсутствие) фразовой речи; особенности фразовой речи — понятная для окружающих, малопонятная для окружающих, аграмматичная, нарушение звукопроизношения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Спрячь игрушку» направлено на выявление умения выполнять словесные инструкции различной сложности, а также определение уровня понимания простых предлогов (на, в, под, за), уровня сформированности фразовой речи.

        Оборудование: игрушки — игрушечный домик, машинка, матрешка, юла.

        Проведение обследования: ребенку предлагают выпонить следующие действия — поставить машинку в домик; спрятать юлу под стул; поставить матрешку за домик. После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил машинку. Скажи, куда спрятал юлу» и т. д. Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее , но не более 3 раз.

        В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова, называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда его что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент своей двигательной активности, удивления, радости.

        Оценка речевого развития ребенка:принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи; наличие речевых высказываний, их характер 9 фразовая речь — понятная для окружающих, малопонятная для окружающих).

Диагностика развития ребенка 5-6 лет.

___________________________________

Познавательное развитие.

        Педагогическое исследование степени познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-образного мышления, представлений об окружающем мире, развития речи.

        При обследовании уровня сенсорного развития задания направлены на проверку степени сформированности представлений о предметном мире, форме, умения называть основные качества и свойства предметов.

        Задание «Найди форму в предмете» направлено на выявление уровня сформированности восприятия, в частности зрительной ориентировке на форму, умения называть форму предметов, работать по образцу.

        Оборудование:две карточки с изображение круга и квадрата одного цвета, шесть карточек с изображениями простых предметов круглой формы (часов, мяча, пуговицы, подсолнуха, помидора, тарелки) и шесть карточек с изображениями простых предметов квадратной формы (мольберта, книги, сумки, коробочки, картины, окна).

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку две карточки -образца, обращая его внимание на то, что они разные: «Вот разные карточки, надо к ним разложить картинки: в первый ряд надо класть картинки, похожие на эту (показывает круг), а в другой — похожие на эту (показывает квадрат). Смотри внимательно на эти карточки-образцы». Далее ребенку дают по очереди картинки, предлагая подложить к той карточке, на которую они похожи. После того как ребенок разложит все картинки, его просят назвать форму предметов в первом ряду, а затем — во втором.

        Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать. Педагог жестом указывает на карточку-образец, выделяя круглую форму жестом: «Вот круг, сюда надо класть картинки, где изображены предметы круглой формы». После этого ребенку предлагается выпонить задание. Если он не справляется с заданием, педагог использует указательный жест и называет каждую форму. Потом ребенку снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

        Оценка действий ребенка: принимает и понимает условия задания; способ выполнения — самостоятельно выполняет задание и называет геометрические формы; выполняет задания после обучения; не выполняет задание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Разложи картинки»направлено на выявление уровня развития восприятия, в частности зрительной ориентировки на величину; умения самостоятельно группировать предметы по внешнему признаку, ориентируясь на образец; умения обозначать принцип группировки в словесном высказывании; уровни обучаемости.

        Оборудование:восемь пар предметных картинок с изображениями простых предметов двух величин (мячей, домов, матрешек, машинок, зайцев, лодок, ведер, чашек).

        Проведение обследования:перед ребенком кладут две картинки, на одной изображен маленький домик, на другой — большой. Педагог говорит: «У меня много разных картинок. Их надо разложить в два ряда. В один ряд надо класть все похожие на эту картинку и похожие между собой, а в другой — похожие на другую картинку и тоже похожие между собой». «Вот картинка, - указывает жестом на маленький домик. - Все похожие на нее будешь класть здесь» (указывает жестом место под ней). «А вот другая картинка, - указывает жестом на картинку с изображением большого дома. - Все похожие на нее будешь класть здесь», - указывает жестом место под картинкой. Ребенку дают по одной картинке и каждый раз просят класть туда, куда она подходит. После того, как все картинки будут разложены, ребенка спрашивают: «Какие здесь картинки? Какие они?» - указывая жестом на маленькие предметы. «А какие в этом ряду? Какие они?» - указывая жестом на большие предметы.

        Обучение: если ребенок не ориентируется в поставленной задаче,  не раскладывает картинки по образцу, педагог объясняет принцип группировки: «Сюда надо класть маленькие предметы, а сюда — большие».

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения — самостоятельно разложил картинки по величине, ориентируясь на образец, и обозначил принцип группировки в словесном высказывании; сгруппировал картинки после обучения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Спрячь бабочку в свой домик» направлено на умение различать и называть основные цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

        Оборудование: четыре плоские бабочки разного цвета и четыре плоские карточки такого же цвета.

        Проведение обследования: перед ребенком кладут четырех бабочек и предлагают ему найти им домики: «Найди для каждой бабочки свой домик. Назови, какого цвета домики».

        Обучение: в случае затруднения взрослый показывает ребенку способ выполнения задания путем соотнесения: «Красная бабочка живет в своем красном домике. А теперь найди домики для других бабочек».

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения — самостоятельно соотносит основные цвета и называет их; самостоятельно соотносит основные цвета, но затрудняется назвать их; выполняет задание после обучения и только соотносит цвета.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Сложи разрезную картинку (домик)» направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

        Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три  части.

        Проведение обследования:педагог показывает ребенку части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сложи целую картинку».

        Обучение: в тех случая, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезанной картинки на целую и просит ребенка добавить другие части. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

        Оценка действий ребенка: принятие задания; способ выполнения — самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Угадай, чего нет» направлено на выявление уровня сформированности зрительной памяти.

        Оборудование:пять мелких игрушек (домик, елочка, собачка, грибок, машинка).

        Проведение обследования:перед ребенком по очереди раскладывают пять игрушек, называют их. Затем взрослый предлагает ребенку запомнить все игрушки и говорит: «Будем с тобой играть. Запомни все эти игрушки. Затем закроешь глаза, а я одну игрушку спрячу. Когда откроешь глаза, назови, какой игрушки нет». В случае затруднения ребенку предлагают запомнить не пять игрушек, а четыре или три.

        Оценка действий ребенка:принятие и понимание условий задания4 сколько запоминает (пять, четыре, три игрушки).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        Задание «Запомни слова»направлено на выявление уровня сформированнности слуховой памяти.

        Оборудование:пять предметных картинок (ежик, юла, лягушка, карандаш, лопатка).

        Проведение обследования: по очереди называют и раскладывают перед ребенком картинки так, чтобы он не видел изображений, говорят: «Я называю тебе картинки, а ты их запомни. Теперь называй их по очереди, а я буду их показывать».

        Обучение:при затруднении количество слов уменьшается до двух, трех.

        Оценка действий ребенка:принятие и понимание условий задания; сколько слов запоминает (пять, четыре, три).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Разложи картинки» направлено на выявление уровня сформированности представлений о живой природе.

        Оборудование: картинки с изображением восьми животных (коровы, козы, лошади, свиньи, зайца, лисы, медведя, белки) и восьми птиц (курицы, петуха, утки, гуся, воробья, галки, снегиря, голубя).

        Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть предметные картинки и разложить их на две группы, т. е. выбрать принцип группировки самостоятельно: «Разложи картинки на две группы, в каждой должны быть похожие чем-то между собой». Обучение не проводится.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения — выполняет, не выполняет.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Какое время года?» направлено на выявление уровня сформированности временных представлений (о временах года).

        Оборудование: перед ребенком находится несколько сюжетных картинок с изображением специфических признаков четырех времен года: зимы, весны, осени, лета.

        Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетные картинки и последовательно показать, где изображены зима, осень, лето, весна, затем объяснить свой выбор: «Как ты догадался, что здесь изображено лето?» и т. д.

        Обучение: если ребенок не может выполнить задание, его просят вспомнить, что бывает зимой, и найти картинку с изображение признаков зимы, а затем — с изображением признаков лета и т. д.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения — самостоятельно, способен ли объяснить свой выбор; обучаемость; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Счет и количество» направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений.

        Оборудование: 10 счетных палочек.

        Проведение обследования: перед ребенком на стол кладут все палочки одного цвета и предлагают: «Возьми одну палочку. Теперь возьми три палочки». Если ребенок выполнил задание правильно, его спрашивают: «Сколько ты взял?» После правильного ответа, его просят взять четыре палочки. Если ребенок по слову выделяет определенное количество палочек, то ему предлагают выполнить счетные операции по представлению в пределах двух: «Сейчас поиграем с этими палочками». Педагог кладет себе на ладонь одну палочку и спрашивает: «Сколько я взяла?» Затем педагог прячет в ладони эту палочку и кладет на глазах у ребенка другую палочку в свою ладонь и спрашивает: «Сколько там палочек?» Если же ребенок справился и с этим заданием, то предлагается выполнить счетные операции в пределах двух-трех.

        Обучение:если возникают затруднения, ребенку предлагают выполнить задание по показу: «Смотри, вот одна палочка, а здесь много. Возьми, как у меня, одну палочку. Это одна палочка, а теперь возьми много. Сколько у тебя палочек?» и т. д.

        Оценка действий ребенка:принятие и понимание условий задания; уровень количественных представлений: ориентировка на количественный признак (дифференцирует «много-один»; выделяет определенное количество по слову в пределах двух, трех); сформированы счетные операции по представлению в пределах двух, трех; способы выполнения: по слову; по показу; обучаемость; результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи.

        Определение уровня развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.

        В ходе индивидуального обследования выясняется словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности, фиксировать в речевых высказываниях свои действия.

        Задание «Покажи картинку» направлено на выявление уровня понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках, умение называть эти предметы.

        Оборудование:восемь картинок с изображениями предметов, знакомых ребенку (ложки, кастрюли, лейки, лопаты, молотка, варежек, машины, мяча).

        Проведение обследования:перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на словесные инструкции (Покажи, чем люди едят. В чем варят суп? Чем забивают гвоздь? Что люди надевают на руки зимой? Из чего поливают растения? Чем копают землю? На чем люди ездят? С чем играют дети?)

        Оценка действий ребенка:выбирает картинки в соответствии с инструкцией, называет предметы, изображенные на картинке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Спрячь машинку» направлено на выявление понимания и употребления ребенком простых предлогов (под, на, в, за), умения обобщать свои действия в словесных высказываниях.

        Оборудование: коробка, домик, стол, стул, машинка.

        Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующее действие: « Спрячь машинку в коробку». Затем его спрашивают: «Куда спрятал машинку?» В дальнейшем ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Поставь машинку за домик»; «Спрячь машинку под стул» и т. д. И рассказать о них.

        Оценка действий ребенка: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией, употребление предлогов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка 6-7 лет.

______________________________________

        Познавательное развитие.

        Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-образного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный признак.

        Задание «Доска форм» направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму, умения называть форму, выбирать заданную форму.

        Оборудование: деревянная (пластмассовая) доска с шестью прорезями — круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной, овальной, шестиугольной, шесть плоских геометрических фигур, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики) и назови форму».

        Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигурку при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка, попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую прорезь. Вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

        Оценки действий ребенка: принимает задание; способ выполнения (самостоятельно, методом зрительного соотнесения, выполняет задание после обучения — методом практического примеривания, методом проб; не выполняет задание, пользуется хаотичными действиями); обучаемость; умение называть форму предметов; результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Собери кубики» направлено на выявление уровня развития у ребенка ориентировки на величину, наличия соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.

        Оборудование: пять кубиков-вкладышей.

        Проведение обследования: педагог показывает кубики-вкладыши и предлагает ребенку их разобрать, помогая ему разложить их без учета величины. Затем предлагает ребенку собрать кубики в один самый большой: «Собери их снова вместе так, чтобы получился один кубик».

        Обучение: если ребенок затрудняется, педагог показывает, как надо собирать кубики в один самый большой: « Вот самый маленький, надо найти немного побольше, затем еще больше, вот самый большой. Все вошли в один кубик, кубики все вместе».

        Оценка действий ребенка: принимает задание; способы выполнения (самостоятельно, методом зрительной ориентировки, методом практического примеривания, методом проб); обучаемость; результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Цветные шарики» направлено на выявление у детей умения называть основные цвета.(желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый).

        Оборудование: лист белой плотной бумаги, на котором изображены цветные шарики красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного цветов.

        Проведение обследования: перед ребенком кладут плотный белый лист бумаги, на котором изображены цветные шарики, и говорят: «Это цветные шарики. Нарисуй к каждому шарику ленточку такого же цвета, как шарик. Назови цвет каждого шарика».

        Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета 2-3 раза. После обучения снова дается возможность выполнить задание самостоятельно, но уже с шариками двух-трех цветов.

        Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения (сличает цвета, узнает их по названию, знает названия цветов); речевое сопровождение; результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Сложи разрезную картинку (машину)» направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

        Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на 4 части.

        Проведение обследования: педагог показывает ребенку части разрезной картинки и просит сложить целую картинку.

        Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соеденить части картинки, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другие части. Затем предлагает ему выполнить задание самостоятельно.

        Критерии оценки действий ребенка: принятие задания; способ выполнения (самостоятельно, после обучения); отношение к результату, результат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Задание «Разложи картинки» направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения самостоятельно группировать предметы по функциональному признаку, ориентируясь на образец (начальный этап наглядно-образного мышления), умение обозначать принцип группировки в словесном высказывании.

        Оборудование: 16 картинок с изображениями восьми предметов посуды и восьми предметов одежды.

        Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки, на одной изображено платье, на другой — кастрюля. Педагог говорит: «У меня много разных картинок. Их надо разложить в два ряда. В один ряд надо класть все похожие на эту картинку и похожие между собой, а в другой — похожие на вот эту и тоже похожие между собой. «Вот картинка (указывает жестом на платье). Все похожие на нее будешь класть здесь (указывает жестом на место под ней). А вот другая картинка (указывает жестом на картинку с изображением кастрюли). Все похожие на нее будешь класть здесь» (указывает жестом на место под картинкой). Ребенку дают по две картинке и каждый раз просят класть туда, куда нужно. После того как все картинки будут разложены, спрашивают: «Какие здесь картинки? Как их можно назвать одним словом? А какие в этом ряду? Как их можно назвать одним словом?»

        Обучение: если ребенок не ориентируется на поставленную цель и не раскладывает картинки по образцу, педагог объясняет принцип группировки: «Сюда надо класть картинки с изображением посуды, а сюда — одежды» если после объяснения ребенок не раскладывает картинки в соответствии с принципом группировки, то дальнейшее обучение не проводится.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способ выполнения (самостоятельно разложил картинки по функциональному признаку, ориентируясь на образец; обозначил принцип группировки в словесном высказывании; выполнил группировку картинок после обучения); результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Найди картинку» направлено на выявление уровня сформированности временных представлений.

        Оборудование: перед ребенком находится несколько сюжетных картинок с изображение специфических признаков четырех времен года: зимы, лета, весны, осени.

        Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетные картинки, последовательно показать, где изображены зима, весна, лето, осень и объяснить свой выбор: «Как ты догадался, что здесь изображено лето?2 и т. д.

        Обучение: если ребенок не может выполнить задание, его просят вспомнить, что бывает летом, и найти картинку с изображением лета и т. д.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения (самостоятельно, объяснил ли свой выбор); обучаемость; результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Подбери картинку» направлено на выявление уровня сформированности представлений о живой природе (домашних животных, птицах и их детенышах).

        Оборудование: картинки с изображением нескольких домашних животных (кошки, собаки, коровы) и их детенышей и домашних птиц (курицы, гуся, утки) и их птенцов.

        Проведение обследования: перед ребенком в начале раскладывают картинки с изображением животных и просят подложить к ним соответствующие картинки с изображением их детенышей: «Покажи, где собака. Найди ее детеныша и положи к ней» и т. д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где курица. Найди птенца курицы и положи к ней.» и т. д.

        Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и сам кладет ее к изображению соответствующего животного. Затем предлагает ребенку выделить картинку животного из двух предложенных.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способ выполнения (делает ли выбор картинок по названию животного или птицы, соотносит ли название животного с изображением его детеныша); обучаемость; результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Счет и количество» направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений.

        Оборудование: 12 счетных палочек одного цвета.

        Проведение обследования: перед ребенком на стол кладут все палочки и предлагают: «Возьми одну палочку. Теперь возьми три палочки». Если ребенок выполнил задание правильно, его спрашивают: «Сколько ты взял?» после правильного ответа его просят взять четыре палочки. Если ребенок по слову выделяет определенное количество, то ему предлагают выполнить счетные операции по представлению в пределах двух. «Сейчас мы поиграем с этими палочками, - педагог кладет к себе на ладонь одну палочку и спрашивает, -сколько я взял?» затем прячет в ладони эту палочку и кладет на глазах у ребенка другую палочку и спрашивает: «Сколько там палочек?» если ребенок справился с этим заданием, то предлагается выполнить счетные операции по представлению в пределах трех.

        Обучение: в случае затруднений ребенку предлагают выполнить задание по показу: « Смотри, вот одна палочка, а здесь много. Возьми, как я, одну палочку. Это одна палочка. Теперь возьми много. Сколько у тебя палочек?» и т.д.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; уровень количественных представлений (ориентировка на количественный признак — дифференцирует «много-один»; выделяет определенное количество по слову в пределах двух, трех; сформированы счетные операции по представлению в пределах двух, трех); способы выполнения (по слову, по показу); обучаемость; результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи.

        Задание «Прямые палочки» направлено на выявление готовности к выполнению элементарных графических заданий.

        Оборудование: лист бумаги, ручка.

        Проведение обследования: педагог кладет пред ребенком лист белой бумаги с изображением двух-трех прямых палочек и говорит: «Вот я нарисую еще палочку. Теперь ты нарисуй рядом такие же палочки, как у меня». Ребенку предлагается написать строчку палочек по прямой линии.

        Обучение: если ребенок затрудняется, педагог выполняет задание вместе с ним, а затем предлагает ребенку нарисовать самому такие же палочки.

        Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения 9самостоятельно, по показу, после обучения); результат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Исследование уровня развития речи включает изучение степени понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Также предлагаются специальные задания.

        В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок занет, т. е. его словарный запас, определяется его умение выполнять словесные указания различной сложности.

        Задание «Покажи картинку» направлено на выявление понимания функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

        Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы).

        Проведение обследования: перед ребенком раскладывают карточки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на словесные инструкции (Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. Что люди надевают на руки зимой? Чем пришивают пуговицу? Что нужно людям, чтобы лучше видеть? Чем режут бумагу?что нужно взять на улицу, если идет дождь?)

        Оценка действий ребенка: выбирает ли картинки в соответствии с инструкцией, называет или нет предметы, изображенные на картинке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Спрячь игрушку» направлено на выявление понимания и употребления ребенком простых предлогов (на, под, в, за).

        Оборудование: игрушки (зайка, машинка, коробка, домик).

        Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующее действие: «Посади зайку в домик. Расскажи, куда спрятал зайку. Спрячь машинку под стул» и т. д.

        Оценка действий ребенка: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией и употребление предлогов в активной речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Задание «Покажи картинку» направлено на выявление уровня сформированности у ребенка грамматического строя речи, в частности умения употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

        Оборудование: картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов.

        Проведение обследования: перед ребенком раскладывают картинки попарно и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоки и яблоко. Покажи, где стул и стулья».

        Оценка действий ребенка: показ картинок в соответствии с инструкцией.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Диагностика детей 3-4 лет.

Ф.И.ребенка:

Возраст:

Познавательное развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Ориентировка на форму

2

Ориентировка на величину

3

Умение выделять и различать цвета

4

Развитие целостного восприятия

5

Развитие наглядно-действенного мышления

6

Представления о предметном мире

7

Представления о живой природе

8

Ориентировка на количественный признак

Речевое развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Понимание речи

2

Активная речь

Диагностика детей 4-5 лет.

Ф.И.ребенка:

Возраст:

Познавательное развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Ориентировка на форму

2

Ориентировка на величину

3

Умение выделять и различать цвета

4

Развитие целостного восприятия

5

Представления о предметном мире

6

Представления о живой природе

7

Временные представления

8

Ориентировка на количественный признак

Речевое развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Понимание речи

2

Активная речь

Диагностика детей 5-6 лет.

Ф.И.ребенка:

Возраст:

Познавательное развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Ориентировка на форму

2

Ориентировка на величину

3

Умение выделять и называть  цвета

4

Развитие целостного восприятия

5

Зрительная память

6

Слуховая память

7

Представления о живой природе

8

Временные представления

9

Ориентировка на количественный признак

Речевое развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Понимание речи

2

Активная речь

Диагностика детей 6-7 (8) лет.

Ф.И.ребенка:

Возраст:

Познавательное развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Ориентировка на форму

2

Ориентировка на величину

3

Умение называть  цвета

4

Развитие целостного восприятия

5

Развитие

 наглядно-образного мышления

6

Представления о живой природе

7

Временные представления

8

Количественные представления и счет

Речевое развитие.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

Примечание

1

Готовность к выполнению элементарных графических заданий

2

Понимание речи

3

Активная речь

4

Сформированность грамматического строя речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...