Мастер класс " Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ройзман Татьяна Витальевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Мастер-класс для педагогов ДО
Тема: «Использование нейроигр»

 

Подготовил:

Педагог дошкольного образования воспитатель группы

компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Ройзман Татьяна Витальевна

 

Конспект

 

Тема: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста; распространение нетрадиционных методов работы.

Задачи:

1. познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;

2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности;

3. активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу;

4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

План проведения мастер-класса:

1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога-психолога. Вхождение в тему.

2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ход мероприятия:

1 этап. Теоретический.

Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?

Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.

Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.

Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.

Вот здесь следует опять вернуться к головному мозгу и вспомнить, что Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.

 

 

 

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы.

Метафорический «девиз» этого блока «я хочу».

2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей  информации.
Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно.   

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Метафорический «девиз» этого блока «я должен».

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов. 

Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились к нейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр., так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.

Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :

• проблемы с памятью;

• снижение внимания при выполнении задания;

• проблемы с усвоением материала;

• зеркальное письмо 

• плохая координация, неуклюжесть;

• излишняя активность либо наоборот медлительность;

• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);

Но  при включении нейроигр,  в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:

1. Принцип «от простого к сложному».

2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.

 

И так же хочу отметить, что очень важно соблюдать  основные условия эффективности применения данных игр.

• Педагог должен свободно владеть упражнениями.

• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

• Периодичность – ежедневно, без пропусков.

• Время занятий – утро, день.

• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.

• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).

• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

• От детей требуется точное выполнение упражнений.

• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

Сразу отмечу, что на сегодняшний день в нашей группе 3 возраста и три диагноза, поэтому нам очень сложно выполнять данные требования. К сожалению у нас не идеальные -  лабораторные условия, что снижает уровень эффективности данного метода. Однако,  результаты есть, но о них чуть позже.

2 этап. Практический.

Ну а теперь, давайте перейдём к более интересной части нашего мастер-класса – к практике.

Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое полушарие отвечает за логическое мышление А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого пройдем 4 теста

  1. Сплетите пальцы рук в замок
  2. Целимся в мишень
  3. Сложите руки на груди
  4. Поаплодируйте себе

А теперь смотрим, каких букв у нас больше))))

Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.

И так я предлагаю несколько игр попробовать провести.

 Как я уже сказала, наши игры должны быть для разных блоков мозга!

Для первого : - дыхательная гимнастика

                        - зрительная

                        - самомассаж

                        - артикуляционная

Это разминка для нашего мозга )))))

Дальше усложняем.

 

Для второго блока нам важно играть

  • одновременно двумя рукам
  • руки + глаза (лабиринт)
  • руки + глаза + язык ( сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические)

 

И наконец игры для третьего блока, которые направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.

 «Нейропризнаки»

Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их.

Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь»

Следующая игра которую хочу вам предложить уже относится к 3 блоку.

 

 

«Ищи, прячь, говори»

Перед вами карточка, на которой изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача одновременно находить и  закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его ( правильно проговаривая звук)

Ну и еще одна игра которую я хочу вам показать это

«Игра двумя руками».  

 Ребёнку предлагаются две ёмкости, которые нужно заполнить (шариками, фигурками животных, пуговицами)разными предметами. Можно одного цвета, можно одинаковые предметы

( животные, овощи, фрукты) Можно выполнять задание пенцетами, можно пальцами. Можно провести эту игру как соревнование.

 

На самом деле видов этих игр очень много. И вот о самых трудных и наиболее интересных вам сейчас расскажет дифектолог .

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своей работе.

Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

 

Из собственного опыта хочу отметить, что приходя новые дети, зачастую не могут держать карандаш, не следят за ним глазами, когда мы учим закрашивать шаблоны. И только благодаря ежедневной работе с нейроиграми, мы умеем не просто рисовать, но еще и озвучивать свои действия!!!

Данный метод работает и в физических упражнениях, бросая мяч мы проговариваем кидай – лови)))

Наши дети могут ориентироваться в пространстве и это не только на занятиях ( ориентирование на листе бумаги ) они могут сам – но накрывать на столы, дежурные раздают материал для занятий и многое другое. Казалось бы элементарные вещи! Но для ребят, которые изначально не понимали обращенную речь и не отзывались на свое имя))) это огромный прорыв!

 

А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:

• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.

• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.

• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.

 

На этом наш мастер – класс подошел к концу ! Всем спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Мастер-класс для педагогов ДО
Тема: «Использование нейроигр»

                                                                                                             Подготовил:  

       Педагог дошкольного образования воспитатель группы

компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
                                                                         Ройзман Татьяна Витальевна

Конспект

Тема: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста; распространение нетрадиционных методов работы.

Задачи:

1. познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;

2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности;

3. активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу;

4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

План проведения мастер-класса:

1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога-психолога. Вхождение в тему.

2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мероприятия:

1 этап. Теоретический.

Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?

Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.

Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.

Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.

Вот здесь следует опять вернуться к головному мозгу и вспомнить, что Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы.

Метафорический «девиз» этого блока «я хочу».

2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей  информации.
Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно.    

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Метафорический «девиз» этого блока «я должен».

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.  

Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились к нейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр., так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.

Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :

• проблемы с памятью;

• снижение внимания при выполнении задания;

• проблемы с усвоением материала;

• зеркальное письмо 

• плохая координация, неуклюжесть;

• излишняя активность либо наоборот медлительность;

• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);

Но  при включении нейроигр,  в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:

1. Принцип «от простого к сложному».

2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.

И так же хочу отметить, что очень важно соблюдать  основные условия эффективности применения данных игр.

• Педагог должен свободно владеть упражнениями.

• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

• Периодичность – ежедневно, без пропусков.

• Время занятий – утро, день.

• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.

• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).

• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

• От детей требуется точное выполнение упражнений.

• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

Сразу отмечу, что на сегодняшний день в нашей группе 3 возраста и три диагноза, поэтому нам очень сложно выполнять данные требования. К сожалению у нас не идеальные -  лабораторные условия, что снижает уровень эффективности данного метода. Однако,  результаты есть, но о них чуть позже.

2 этап. Практический.

Ну а теперь, давайте перейдём к более интересной части нашего мастер-класса – к практике.

Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое полушарие отвечает за логическое мышление А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого пройдем 4 теста

  1. Сплетите пальцы рук в замок
  2. Целимся в мишень
  3. Сложите руки на груди
  4. Поаплодируйте себе

А теперь смотрим, каких букв у нас больше))))

Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.

И так я предлагаю несколько игр попробовать провести.

 Как я уже сказала, наши игры должны быть для разных блоков мозга!

Для первого : - дыхательная гимнастика

                        - зрительная

                        - самомассаж

                        - артикуляционная

Это разминка для нашего мозга )))))

Дальше усложняем.

 

Для второго блока нам важно играть

  • одновременно двумя рукам
  • руки + глаза (лабиринт)
  • руки + глаза + язык  ( сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические)

И наконец игры для третьего блока, которые направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.

 «Нейропризнаки»

Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их.

Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь» 

Следующая игра которую хочу вам предложить уже относится к 3 блоку.

«Ищи, прячь, говори»

Перед вами карточка, на которой изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача одновременно находить и  закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его ( правильно проговаривая звук)

Ну и еще одна игра которую я хочу вам показать это

«Игра двумя руками».  

 Ребёнку предлагаются две ёмкости, которые нужно заполнить (шариками, фигурками животных, пуговицами) разными предметами. Можно одного цвета, можно одинаковые предметы

( животные, овощи, фрукты) Можно выполнять задание пенцетами, можно пальцами. Можно провести эту игру как соревнование.

На самом деле видов этих игр очень много. И вот о самых трудных и наиболее интересных вам сейчас расскажет дифектолог .

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своей работе.

Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

Из собственного опыта хочу отметить, что приходя новые дети, зачастую не могут держать карандаш, не следят за ним глазами, когда мы учим закрашивать шаблоны. И только благодаря ежедневной работе с нейроиграми, мы умеем не просто рисовать, но еще и озвучивать свои действия!!!

Данный метод работает и в физических упражнениях, бросая мяч мы проговариваем кидай – лови)))

Наши дети могут ориентироваться в пространстве и это не только на занятиях ( ориентирование на листе бумаги ) они могут сам – но накрывать на столы, дежурные раздают материал для занятий и многое другое. Казалось бы элементарные вещи! Но для ребят, которые изначально не понимали обращенную речь и не отзывались на свое имя))) это огромный прорыв!

А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:

• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.

• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.

• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.

На этом наш мастер – класс подошел к концу ! Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Материал будет полезен воспиталям групп раннего возраста....

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...

Мастер класс использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер-класс «Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей»

Мастер-класс «Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей» в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...

Мастер-класс "Использование сказкотерапии в работе с детьми"

Мастер-класс для педагогов«Использование сказкотерапии в работе с детьми» Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно - образ...

Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ для формирования произвольного внимания и саморегуляции, как основы учебного поведения.

Самые характерные сложности для детей с ОВЗ являются трудности в усвоении учебного материала, часто обоснованно это незрелостью произвольных процессов, и впоследствии вызывают проблемы учебного поведе...