Мастер-класс "Использование ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

В работе указана актуальность использования технологии ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста, представлен практический материал по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmodiklomatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

           Использование  ритмодикломация в работе с детьми дошкольного                                              

                                                     возраста.

                                                    Актуальность                                                 

   Наблюдения показали, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; эти дети малоэмоциональны и неуверенные в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается, на интеллектуальном развитии и на успешной социализации в обществе.В решении этой проблемы свою эффективность показала метод ритмодекламации.

 Ритмодекламация — это четкое произнесения текста или стихотворений в заданном ритме, как синтез музыки и поэзии. Основной целью ритмодекламации является развитие музыкального слуха, поэтического слова, творческого воображения. Каждое слово, звук, слог произносятся с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

  Методику развития ритмических способностей (ритмодекламацию) разработал швейцарский  педагог Эмиль Жак - Далькроза в 1912. Эта методика может быть использована  при разучивании стихов. В основу системы Далькроза положено понятие ритма, как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

  В основе ритмодекламации лежат три понятия: движение, музыка и речь. Ритм в литературе - это равномерное чередование ударных и безударных слогов внутри стихотворного промежутка.

Слово ритм произошло от от древнегреческого«размеренность,такт,стройность, соразмерность». Поэтическая строчка появляется тогда, когда группы слогов объединяются ударением.

Декламация – это выразительное чтение, произнесение текста. И соответственно ритмодекломация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Иначе говоря, ритмодекламация - это фитнес для языка.

Иными словами, ритмодекламация–это  проговаривание текста или стихотворения в заданном ритме. И один из приемов ритмодекламации – проговаривание стихотворения под сопровождение звучащими жестами.

Звучащие жесты - это звуки нашего тела: хлопки, щелчки, притопы и т.п.

Это очень удобно, так как никакие дополнительные инструменты нам не

нужны.

Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности: 1. Игры речевые (логоритмические), пальчиковые: пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений. 2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. 3. Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и т. д.) Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанимента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности. 4. Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки). Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.  

 Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также успешно используются стихи А. Барто, И. Токмаковой, Е. Благининой и др.

Давайте попробуем вместе выучить стихотворение Анастасии Орловой «Галка». Эту молодую поэтессу называют современным К. И. Чуковским. При заучивании будем использовать прием звучащих жестов.

                                                         Галка.

                                                   По дорожке,

                                                   По тропинке

                                                   Галка шла

                                                   Вразвалочку.

                                                   А когда

                                                   Взлетела галка,

                                                   Превратилась

                                                   В галочку!

По дорожке – топаем ногами.

По тропинке – шлепки по ногам.

Галка шла  – руки вперёд, ладони вместе.

Вразвалочку  – переваливаемся с ноги на ногу.

А когда взлетела Галка – хлопки по левому и правому плечу (руки крест

накрест).

Превратилась  – руки по одной вверх и обратно на плечи.

В галочку – руки вверх и постучать тыльной стороной ладоней.

Также для заучивания этого стихотворения можно использовать ударно-шумовые инструменты, а в частности ложки.

Давайте попробуем вместе!

Ритмодекламация с использованием деревянных ложек:

Задание: простучать стихотворение на деревянных ложках 2 раза:

1. В медленном темпе

. . . .

. . . .

2. В быстром темпе

……..

…….

  Такой прием ритмодекламации помогает развить у ребёнка чувство ритма и

темпа, координацию движения, моторику рук, артикуляцию, речь и, конечно,

память. Дети быстрее запоминают стихотворение.

   Ещё один из приемов ритмодекламации – это проговаривание стихотворения

под музыкальное сопровождение. Например, в ритме вальса или в ритме

марша.

Давайте попробуем вместе!

  1. Ритмодекламация под «Марш» Н.Богословского (аудиозапись).
  2. Ритмодекламация под «Вальс» А.Петрова (аудиозапись)

 Этот прием ритмодекламации развивает у детей музыкальный,

поэтический слух, чувство  слова, речь и память. Дети с удовольствием

запоминают стихотворение.

 Можно также при заучивании стихотворений использовать такой прием: п(Такой прием ритмодекламации способствует формированию навыков

артистизма, учит импровизировать, передавать интонацию, развивает речь. А

самое главное, дети через увлекательную игру запоминают стихотворение наизусть.

 Вот ещё примеры речевых игр, упражнений, стихотворений для заучивания, которые  можно использовать в работе с детьми педагогам  и рекомендовать родителям.

Например, массаж спины.

«Дождик».

Дождик бегает по крыше (ритмично похлопывать ладошками по всей спине), Бом, бом, бом! (постукивать пальчиками) 

По веселой звонкой крыше (ритмично похлопывать ладошками по всей спине), Бом, бом, бом! (постукивать пальчиками). 

Дома, дома посидите (поколачивать кулачками), 

Бом, бом, бом! (постукивать пальчиками), 

Никуда не выходите (растирать ребрами ладоней), 

Бом, бом, бом! (постукивать пальчиками),

Почитайте, поиграйте (ладонями растираем плечи вверх-вниз), 

В дом, дом, дом (растирать плечи круговыми движениями),

А уйду – тогда гуляйте (поглаживать ладонями сверху вниз )

Бом, бом, бом!

Ранним утром. (Т.Э.Тютюнникова).

Сначала можно  использовать звучащие жесты, затем -  музыкальные инструменты.

Ранним утром на рассвете,    шлепки по ногам

Шух- шух- шух,                     «шуршать ладошками»

То ли аист, то ли ветер,          шлепки по ногам

 Шух- шух- шух,                    «шуршать ладошками»

Пролетел среди берёз,           машем «крылья»-  Ффуууу! 

Новость новую принёс,        пальчик указательный к губам -  Ффуууу!  

И по лесу тут же слухи,       «шепчимся» - Ссшшш! 

Полетели точно мухи,                 машем «маленькими «крыльями» -  Зззззз!  

Покатился лесом гул:                  рисуем руками большие круги - Ггуууу!

То спросонок лес вздохнул,       глубокий вдох - Ггуууу!

И посыпалась роса,                   «брызги» руками -  Кап- кап- кап- кап!  

Зазвучали голоса.                       имитируем разные голоса лесных жителей. 

Лесной вальс. (Т.Э.Тютюнникова).

Для декламации используется ритм вальса – раз, два, три.

Белочка с зайчиком вышли гулять,                   хлопки, шлепки

На травке поесть и орешков собрать,               хлопки -трёхдольный размер

Рыжая белочка – щёлк да по - щёлк,                щелчки

Заинька серенький – прыг да прыг, скок.         хлопки

Видят вдруг ёжик бежит по траве,                   «шуршать» руками

Гриб сам нашёл он в траве – мураве,                шлепки

Весь я в иголках – пых, да по – пых,                хлопки

Помнить друзья бы должны вы о них!             хлопки, шлепки

Телёнок. (А. Веденский).

Бу- бу,                                два прыжка

Я рогатый,                        «рожки» из пальчиков

Бу- бу,                                два прыжка

Я хвостатый,                    хвостик» из руки за спину

Бу- бу,                                два прыжка

Я ушастый,                      «ушки» из ладошек

Бу- бу,                               два прыжка

Очень страшный,            изобразить страшный вид

Бу- бу,                               два прыжка

Испугаю,                          пугающий жест

Бу- бу,                               два прыжка

Забодаю!                         «бодаются»

Хохотальная разминка .

Рассчитана на развитие звуковысотного слуха и чувство ритма.

Хо- хо- хо, ха- ха- ха,                  три шлепка по коленям, три шлепка по груди

В речке плещется уха!               «змейка» правой рукой

Хо- хо- хо, ха- ха- ха,                 три шлепка по коленям, три шлепка по груди

Это просто ЧЕ- ПУ- ХА!           проговорить тоненьким голосом

Хо- хо- хо, хо- хо- хо,                 шесть шлепков по коленям

Вот какое ЧЕ- ПУ- ХО!             проговорить низким голосом

Хе- хе- хе, хе- хе- хе,                 шесть шлепков по животику

Вот какое ЧЕ- ПУ- ХЕ              проговорить средним голосом

Ху- ху- ху, ху- ху- ху,                 шесть хлопков над головой

Вот какое ЧЕ- ПУ- ХУ!            проговорить писклявым голосом 

Хо- хо- хо, ха- ха- ха,               три шлепка по коленям, три шлепка по груди

Проглотила всё блоха               изобразить, как проглотила блоха

Потому что ЧЕ- ПУ- ХА!         развести руки в стороны.

Интонационно - речевая игра «Варим борщ» ( Т. Боровик).

Правила: каждые две строчки проговариваются 2 раза.

 

Кастрюлю с водой

показываем «большую кастрюлю» - сомкнутыми перед собой руками покачиваем в стороны

Ставим на огонь

движение сомкнутыми руками вниз – «поставили!»

Варим борщ, варим борщ,

одна рука полукругом, другая как бы с половником

Вкусный, овощной!

«воздушный поцелуй» пр. рукой, причмокивая («какая вкуснятина!»)

Раз-два, картошечка,

«лепим пирожки»

Варится картошка!

пружинистое движение ладошками вниз – «бросили картошечку!»

От капусты стало густо,

вращаем запястьями рук перед собой

Гу-у-у-у-сто!

круговые движение запястьями вверх  

Варим борщ, варим борщ

одна рука полукругом, другая как бы с половником

Вкусный, овощной!

«воздушный поцелуй» пр. рукой, причмокивая («какая вкуснятина!»)

Свёклу и морковку чик,

ребром ладони правой руки ритмично стучим («режем») по ладошке левой 

Режем – чик, ловко – чик!

на слово «чик» стряхивающее движение в сторону («сбросили в кастрюлю»)

Красные помидоры

движение руками «весы», с расставленными пальцами -(«держим большие помидоры»);затем сжимая-разжимая пальцы («подавим помидоры»)

Варим борщ, варим борщ

одна рука полукругом, другая как бы с половником

Вкусный, овощной - мм!

«воздушный поцелуй» пр. рукой, причмокивая («какая вкуснятина!»)  

Перец сладкий - мм!

ребром ладони правой руки ритмичные скользящие движения по ладони левой  

Лук,лучок, петрушка и укроп.

хлопки, щелчки в стороны

Варим борщ, варим борщ

одна рука полукругом, другая как бы с половником 

Вкусный, овощной!

«воздушный поцелуй» пр. рукой, причмокивая («какая вкуснятина!»)

Всё, сварили!

«показываем кастрюлю»

А что мы забыли?

ставим руки на пояс. 

А соли мы забыли!

«посолили».

«Купим бабушка».

Правила. Все движения во время игры повторяются.

Бабушка, бабушка, купим курочку - 2 раза

Курочка по зернышкам кудах-тах- тах. (пальцами рук ударяем по ножкам - «клюем).

Бабушка, бабушка, купим уточку- 2 раза

Уточка — те-те-те,    (руками делаем «волны» перед собой)

А  курочка по зернышкам-кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка купим индюшенка- 2раза

Индюшонок фолды-болды  (руки на поясе, повороты вправо. Влево)

Уточка- те-те-те,

А курочка по зернышкам кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим кошечку - 2 раза

А кошечка- мяу-мяу, (перед лицом плавные движения руками поочередно

«умывается»)

Индюшонок — фолды-болды,

Уточка — те-те-те,

А курочка по зернышкам — кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим собачонку — 2 раза

Собачонка — ав-ав,  (делаем «ушки» на головке, сгибая, разгибая ладони)

Кошечка — мяу-мяу.

Индюшонок — фолды-болды,

Уточка — те-те-те,

А курочка по зернышкам — кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка купим поросенка — 2 раза

Поросенок хрюки-хрюхи ,    (рукой в кулочке вертим перед носиком - «пяточок»)

Собачонка — ав-ав,

Кошечка — мяу-мяу,

Индюшонок — фолды-болды,

Уточка — те-те-те,

А курочка по зернышкам — кудах-тах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим коровенку — 2 раза

Коровенка — муки-муки,  (делаем пальчиками «рожки»)

Поросенок — хрюки-хрюки,

Собачонка — ав-ав,

Кошечка — мяу-мяу,

Индюшонок — фолды-болды,

Уточка — те-те-те,

А курочка по зернышкам — кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим лошаденку — 2 раза

Лошаденка — скоки-скоки, (движения руками — натягиваем «вожжи»)

Коровенка — муки-муки,

Поросенок — хрюки-хрюки,

Собачонка — ав-ав,

Кошечка — мяу-мяу,

Индюшонок — фолды-болды,

Уточка — те-те-те,

А курочка по зернышкам кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим телевизор — 2 раза

Телевизор — время, факты  (согнутыми в локтях руками показываем экран - квадрат)

Дикторша — ля-ля-ля  (перед ртом показываем «язычок»)

А зрители по кнопочкам -кудах-так-так.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 32

143033, Московская область, Одинцовский городской округ, п. Горки-2, д.19,

тел.:8(495)598-10-07,  det_sad_32@mail.ru

Мастер класс на тему

      «Ритмодекламация как средство привлечения детей

дошкольного возраста к книге».

                                                                         Составила: Кирьянова Е. А.

2022-2023 г.

п. Горки — 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...