Музыка и ребенок с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Музыка и ребенок с ограниченными возможностями здоровья

 

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, п 

лаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ  придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.

Кроме того, специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки. Повторение знакомых игр детям не надоедает, чем свободнее они выполняют какое-либо действие, тем больше радости им это доставляет.

С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:

-              создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

 

-              устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;

-              предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;

-              предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;

-              сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.

Для достижения оптимальных результатов занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 10-20 минут в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Одно из обязательных условий – присутствие родителей на музыкальном занятии. Детям нужна помощь в передвижении по залу (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве), при выполнении задания вместе с ребёнком - «рука в руке» (дети с предшествующей длительной социальной депривацией), а также при знакомстве с новым музыкальным материалом, освоении приёмов взаимодействия с ребёнком, наблюдении за динамикой его развития. Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом.

Важно отметить, что в попевках, потешках звучат напевно- декламационные интонации клича, зова, которые отражают естественное повышение и понижение разговорной речи, предвестника интонационного пения. Детские попевки построены преимущественно на традиционных устойчивых попевках-формулах. Усваивая их с раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества; он является и отличным тренажерным материалом для развития легких, дыхания, голосового аппарата. Этот список расширяется текстами поэзии наших русских советских поэтов: К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой. Эти стихи настолько популярны, что их используют без имени автора как народные, их вместе с детьми можно пропевать на любые придуманные мелодии (стихи

«превращаю» в песенки). На каждый жизненный момент ребенка находится стихотворение или попевка, помогающая познавать мир, расти, развиваться. Таким образом, педагоги с детьми и их мамами «сочинили» попевки: «Я люблю свою лошадку…», «Идет бычок, качается…», «Наша Таня громко плачет», «Самолет летит, самолет гудит», «Мишка с куклой громко топают».

К первым творческим заданиям относится и пение по «формуле»: «У меня есть глазки – и у меня, у меня есть носик – и у меня» и т.д. Дети могут выделить музыку из всех получаемых впечатлений, отличают ее от шума,

 

прислушиваются, радуются, иногда даже начинают «мурлыкать», подражая маме и педагогу.

Тембровые, динамические игры:

-              «Колокольчики звенят» - игра на знакомство и узнавание такой музыкальной формы, как «колыбельная». Дети бегут с колокольчиками в руке или, сидя у мамы на коленях, звенят колокольчиками. На смену контраста в музыке кладут колокольчик в кулачок и с мамой покачивают рукой.

-              «Игра с погремушкой». Дети экспериментируют со звуком. Похлопывают погремушкой по своей ладошке, по маминой, постукивают по коврику на полу, по поверхности стула.

Театрализованные игры: «Прятки с Петрушкой», «Теремок», «Белочка по веточкам…», «Идет коза рогатая». Педагог вносит и озвучивает игрушки, игрушки-забавы, кукольный театр, соотнося с характером, внешним видом персонажа слова, движения, интонацию, тембр голоса. Дети подражают взрослому.

Двигательно-ритмическая деятельность:

-              танец «Ай, да». Дети танцуют, имитируя движения медвежат, ритмично покачиваясь в парах с мамами.

-              «Танец с цветами». Педагог отрабатывает с детьми навык выполнения движений с предметами. А также развивает звуковысотные отношения (вверх

–             проговаривание высоким тембром голоса, вниз – низким).

Слушание музыки (предлагается только в сочетании с двигательной деятельностью):

-              «Игра с Мишкой». Дети, мамы и педагог играют в подвижную игру. Веселая, радостная танцевальная музыка «помогает собрать шишки» в быстром темпе, ритмически организуя движения.

-              «Укачиваем куклу». Игровое действие - плавное покачивание руками, кистями пальцев, всем корпусом, выполняется под спокойную колыбельную музыку. Мамы помогают детям выдерживать музыкальный ритм.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия, и мама пытается, если есть такая возможность, «поиграть» с ручками, ножками, головой ребенка.

Инструментальная деятельность, сопровождающаяся стихотворным текстом: «Палочки веселые в руки мы возьмем, палочкой в барабан ударять начнем», «Вот какая дудочка, раз и два, и три, вот какую дудочку мы с тобой нашли», «Музыкантами мы стали, инструменты в руки взяли», «В бубен точно ударяй, если хочешь – поиграй», «Колокольцы-бубенцы, раззвонились молодцы». Ребенок совместно с мамой совершает попытку извлекать музыкальные звуки, ударяя по барабану палочками, звеня колокольчиками. Это первый опыт музыцирования, что предполагает созидательную творческую деятельность.

Игры-упражнения, которыми заканчиваются занятия: «Потягушеньки- порастушеньки», «Тяги, тяги, потягушки, на детишек порастушки,

 

подрастай-ка, малышок, как пшеничный колосок». Дети потягиваются, расслабляются, слушая спокойную музыку, закрывают глаза, расслабляют все тело - этот момент занятия можно назвать релаксационными

«музыкальным отдыхом».

Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.), подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.

Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, особенно когда отсутствует речь. Создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и ребенок с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ  придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.

Кроме того, специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки. Повторение знакомых игр детям не надоедает, чем свободнее они выполняют какое-либо действие, тем больше радости им это доставляет.

С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:

-              создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

 

-              устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;

-              предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;

-              предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;

-              сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.

Для достижения оптимальных результатов занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 10-20 минут в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Одно из обязательных условий – присутствие родителей на музыкальном занятии. Детям нужна помощь в передвижении по залу (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве), при выполнении задания вместе с ребёнком - «рука в руке» (дети с предшествующей длительной социальной депривацией), а также при знакомстве с новым музыкальным материалом, освоении приёмов взаимодействия с ребёнком, наблюдении за динамикой его развития. Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом.

Важно отметить, что в попевках, потешках звучат напевно- декламационные интонации клича, зова, которые отражают естественное повышение и понижение разговорной речи, предвестника интонационного пения. Детские попевки построены преимущественно на традиционных устойчивых попевках-формулах. Усваивая их с раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества; он является и отличным тренажерным материалом для развития легких, дыхания, голосового аппарата. Этот список расширяется текстами поэзии наших русских советских поэтов: К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой. Эти стихи настолько популярны, что их используют без имени автора как народные, их вместе с детьми можно пропевать на любые придуманные мелодии (стихи

«превращаю» в песенки). На каждый жизненный момент ребенка находится стихотворение или попевка, помогающая познавать мир, расти, развиваться. Таким образом, педагоги с детьми и их мамами «сочинили» попевки: «Я люблю свою лошадку…», «Идет бычок, качается…», «Наша Таня громко плачет», «Самолет летит, самолет гудит», «Мишка с куклой громко топают».

К первым творческим заданиям относится и пение по «формуле»: «У меня есть глазки – и у меня, у меня есть носик – и у меня» и т.д. Дети могут выделить музыку из всех получаемых впечатлений, отличают ее от шума,

 

прислушиваются, радуются, иногда даже начинают «мурлыкать», подражая маме и педагогу.

Тембровые, динамические игры:

-              «Колокольчики звенят» - игра на знакомство и узнавание такой музыкальной формы, как «колыбельная». Дети бегут с колокольчиками в руке или, сидя у мамы на коленях, звенят колокольчиками. На смену контраста в музыке кладут колокольчик в кулачок и с мамой покачивают рукой.

-              «Игра с погремушкой». Дети экспериментируют со звуком. Похлопывают погремушкой по своей ладошке, по маминой, постукивают по коврику на полу, по поверхности стула.

Театрализованные игры: «Прятки с Петрушкой», «Теремок», «Белочка по веточкам…», «Идет коза рогатая». Педагог вносит и озвучивает игрушки, игрушки-забавы, кукольный театр, соотнося с характером, внешним видом персонажа слова, движения, интонацию, тембр голоса. Дети подражают взрослому.

Двигательно-ритмическая деятельность:

-              танец «Ай, да». Дети танцуют, имитируя движения медвежат, ритмично покачиваясь в парах с мамами.

-              «Танец с цветами». Педагог отрабатывает с детьми навык выполнения движений с предметами. А также развивает звуковысотные отношения (вверх

–             проговаривание высоким тембром голоса, вниз – низким).

Слушание музыки (предлагается только в сочетании с двигательной деятельностью):

-              «Игра с Мишкой». Дети, мамы и педагог играют в подвижную игру. Веселая, радостная танцевальная музыка «помогает собрать шишки» в быстром темпе, ритмически организуя движения.

-              «Укачиваем куклу». Игровое действие - плавное покачивание руками, кистями пальцев, всем корпусом, выполняется под спокойную колыбельную музыку. Мамы помогают детям выдерживать музыкальный ритм.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия, и мама пытается, если есть такая возможность, «поиграть» с ручками, ножками, головой ребенка.

Инструментальная деятельность, сопровождающаяся стихотворным текстом: «Палочки веселые в руки мы возьмем, палочкой в барабан ударять начнем», «Вот какая дудочка, раз и два, и три, вот какую дудочку мы с тобой нашли», «Музыкантами мы стали, инструменты в руки взяли», «В бубен точно ударяй, если хочешь – поиграй», «Колокольцы-бубенцы, раззвонились молодцы». Ребенок совместно с мамой совершает попытку извлекать музыкальные звуки, ударяя по барабану палочками, звеня колокольчиками. Это первый опыт музыцирования, что предполагает созидательную творческую деятельность.

Игры-упражнения, которыми заканчиваются занятия: «Потягушеньки- порастушеньки», «Тяги, тяги, потягушки, на детишек порастушки,

 

подрастай-ка, малышок, как пшеничный колосок». Дети потягиваются, расслабляются, слушая спокойную музыку, закрывают глаза, расслабляют все тело - этот момент занятия можно назвать релаксационными

«музыкальным отдыхом».

Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.), подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.

Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, особенно когда отсутствует речь. Создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.

В последние годы проблеме коррекции отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами изобразительного искусства уделяется большое внимание. Изобразительная д...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье

Родителям детей с ограничеными возможностями здоровья просто необходимо знать, как правильно воспитывать и развивать ребенка в семье. Данный материал поможет вам ответить на интересующие вопросы по эт...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В. МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Это - «Обучающийся с ограниченным

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В.МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком ...