Коррекция речевых развитий в играх с мячом
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Анастасия Дейцева

Коррекция речевых нарушений у

дошкольников в играх с мячом»

Цель мастер–класса:приобщение родителей к активному участию в коррекци- онном процессе по преодолению речевых нарушений у детей, посредством игр с мячом

Задачи:

1.Научить родителей использовать различные виды мячей в совместной дея- тельности с ребенком, направленные на развитие общей и мелкой моторики, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление).

2.Развивать заинтересованность родителей к общению с детьми.

3.Привлечь внимание родителей к данной проблеме, используя игры с мячом.

Предполагаемый результат:

1. Активизируется участие родителей в коррекционном процессе.

2.Повысится компетентность родителей по использованию различных игр с мя- чом, направленных на речевое развитие

Оборудование: резиновый мяч, стеклянный мяч, Су-джок, тряпичный мяч, набор пластмассовых мячей (зеленые, синие, красные)

Раздаточный материал: буклеты для родителей. вводная часть (5 мин.);

основная часть (20 мин.);

заключительная часть (5 мин.).

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью анкеты.

Ход мастер–класса:

Вводная часть

Приветствие участников мастер - класса

Хочу напомнить вам, уважаемые мамы и папы, один из эпизодов вашей роди- тельской практики. Вы занимаетесь с ребенком 6-ти лет, обучая его грамоте. «Вот слово «тигр», - говорите вы, - сколько здесь звуков? А какой – первый?». «Мамочка, а давай лучше поиграем! Вот мячик новый!»

Как хочется ребенку внести хотя бы элемент игры в это тяжелое для него за- нятие! Потому что занятие со звуками, которое у нас, логопедов, называется развитием фонематического слуха, очень тяжелое для детей.

Ведь звуки нельзя потрогать, даже увидеть, можно только услышать и про- изнести. Особенно это касается мальчишек, которым трудно усидеть на месте, им хочется двигаться, все трогать, передвигать, менять местами, перекидывать, подбрасывать, кидать, ловить...

Вам не кажется, что все эти глаголы можно подобрать к слову «мяч»? А ведь игры с мячом можно использовать при развитии у ребенка фонематиче- ского слуха и автоматизации звуков в речи.

Игры с мячом известны с древних времен. Они весьма популярны у многих народов мира и являются самыми распространенными из игр.

Выбор мячей достаточно широк. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Игры и упражнения с мячом помогут вам решить множество проблем.

Во-первых, они отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Мальчики учатся регулировать силу и точность движений, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. У детей пе- ред школой активизируется непроизвольное и формируется произвольное вни- мание; развивается и нормализируется эмоционально-волевая сфера. И не надо забывать значение игры в мяч для развития мышечной силы, усиления работы важнейших органов – легких, сердца, улучшения обмена веществ.

Эти игры с различными мячами (резиновыми, пластмассовыми, тканевыми, массажными, маленькими стеклянными, даже воздушными шарами) помогут вам закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, научат выделять звук из ряда звуков и слов, называть слова с заданным звуком.

Виды игр с мячом:

Направленные на развитие мелкой моторики; Направленные на развитие ориентировки в пространстве;

Направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов;

Направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грам- матического строя речи.

Использование упражнений с мячом помогают детям:

сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пой- дут в школу;

развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

А теперь поиграем!

Основная часть

Игры с мячом для развития фонематического слуха.

Игра «Умный мячик»

Цель: формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.

Описание: взрослый бросает резиновый мяч ребенку и произносит слоги. Например: та, то, ту, ты, тэ, ат, от, ут, ыт, эт. Ребенок называет первый и вто- рой звук или произносит звуки наоборот, меняя их местами.

Игра «Мяч поймай – слово составляй»

Цель: составление слов из 3-4 звуков, их анализ.

Описание: взрослый называет ребенку звук и катит по полу пластмассовый мяч соответствующего цвета (красный, синий, зеленый). Ребенок соединяет из мячей-звуков слово и называет его. Слова: рак, сом, мак, мир, кот, кит.

Игра « Мяч поймаю, слово четко называю»

Цель: автоматизация звука, определение места в слове.

Описание: взрослый катит к ребенку по столу стеклянные шарики, называя слова с автоматизируемым звуком. Ребенок повторяет слово и катит шарик взрослому.

Игра «Светофор»

Цель: развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукового

анализа ;закреплять умение бросать и ловить мяч левой и правой рукой.

Описание: взрослый предлагает ребенку определить какой из согласных зву- ков (твердый или мягкий) «живет» в слове, если в слове «живет» твердый со- гласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мячик синего цвета. Если в слове « живет» его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.

Игры с мячом для развития словаря и грамматического строя речи. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (анто- нимы),учить бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоя- щий напротив.

Описание: взрослый бросает мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу.

Игра «Сосчитай»

Цель: закреплять умение детей согласовывать существительные с числитель-

ными.

Описание: взрослый называет животного, а дети считают ( первый заяц, вто- рой заяц, седьмой заяц...),перекидывая мяч друг другу стоя в кругу.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Игра: «Мяч – другу»

Цель: закреплять умение ориентирования ((справа- слева, прямо, наискосок),

развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Описание: дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и пе- рекидывают мяч, говоря при этом «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови мяч»

Игры с массажным мячиком для развития мелкой моторики.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем.(прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик) И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика) Пустим ежика на ладошку, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем... (катаем мячик) Потом ручку поменяем (меняем руки) Заключительная часть

Сегодня мы играли с мячом, в такие простые и интересные игры. Вы смогли увидеть и поиграть вместе со своими детьми. Порой родители даже не знают, что сделать это можно весело и интересно. Теперь вы знаете, можно не только играть с ребенком, но и способствовать в процессе игры его речевому разви- тию.

Дорогие родители, заинтересовали васигры, в которые мы сегодня играли? В корзине лежат мячи трех цветов. Если вам понравилось и вы готовы использо- вать эти игры в своей работе возьмите красный мяч, синий мяч- понравилось .но не готовы использовать, зеленый мяч – не нравиться.

Спасибо!

Позвольте вам предложить буклеты, в которых я подобрала разные игры с мя- чом для игры дома

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"

Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями   и приёмами  коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...

ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья о значении игры для коррекции речевого развития детей дошкольного возраста...

« Игры по ранней коррекции речевого развития в домашних условиях»

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляц...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на 2018 — 201 9 учебный год Логопедическое заключение: ОНР (III уровень речевого развития)

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на 2018 — 201 9 учебный год    Козлов Николай...

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Массажные игры в профилактике и коррекции речевого развития дошкольников.

Массажные игры являются одним из перспективных направлений здоровьесберегающих технологий, всё чаще применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов не ...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...