"Сенсорная интеграция".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Волкова Ольга Юрьевна

Одним из специальных методов, которые используются в коррекционной педагогике является метод сенсорной интеграции, разработанный американским логопедом и психологом Джейн Айрес.

Включение максимального количества сохранных анализаторов способствует формированию условно-рефлекторной деятельности, способствующей развитию ассоциативных комплексов нервных связей, и является основой восприятия и речи ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми».

   В последнее время значительно увеличилось количество жалоб со стороны родителей на отсутствие речи у детей. Чаще всего нарушение речи является не самостоятельным дефектом, а становиться следствием других более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребёнка.

   Фундаментом общего интеллектуального развития детей является сенсорное развитие. Через органы чувств ребёнок получает информацию об окружающем мире, формирует представление о себе в пространстве, узнаёт о взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к ложной интерпретации получаемой информации и, как следствие, к психофизическим нарушениям.

Одним из специальных методов, которые используются в коррекционной педагогике является метод сенсорной интеграции, разработанный американским логопедом и психологом Джейн Айрес.

Включение максимального количества сохранных анализаторов способствует формированию условно-рефлекторной деятельности, способствующей развитию ассоциативных комплексов нервных связей, и является основой восприятия и речи ребёнка. Поэтому, занятия, включающие элементы сенсорного воспитания оказываются весьма успешными в стимуляции речевой активности.

   Стимуляция речевого общения с помощью сенсорной интеграции состоит из следующих зон:     - зрительное восприятие;

                                 - слуховое восприятие;

                                 - тактильное восприятие;

                                 - восприятие предметов через осязание, обоняние и вкус;

                                 - развитие вестибулярного аппарата.

Зона «Развитие зрительного восприятия».

   Зрительное восприятия лица и образа человека – первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребёнок. Необходимо научить ребёнка удерживать контакт «глаза в глаза», и быть готовым к сотрудничеству.

Упражнение «Лицо».

   Доброжелательно улыбаясь, сменяя мимику, побуждаем ребёнка вступить в контакт и переходим к действиям с предметами: «Покажи мяч!», «Возьми мишку!», «Дай мне куклу!» и т. д.

   Можно использовать крупные фото близких людей (бабушка улыбается, мама целует, папа удивляется) и атрибуты для изменения внешнего вида (очки, бусы, браслеты, парики, шляпы), что позволит дольше сохранить внимание ребёнка.

Упражнение «Покажи, как!»

   Родитель просит ребёнка выбрать одну игрушку и выполнить с ней определённое действие (покатать мяч, посадить куклу, снять кольцо с пирамиды).

Упражнение «Разноцветные картинки».

   Разложить перед ребёнком разноцветные карточки и предметные картинки. Попросить разложить картинки на карточки того же цвета и назвать (если ребёнок не называет, назвать самим).

Зона «Развитие слухового восприятия».

   Успех работы в этой зоне возможен при создании высокого эмоционального фона, т. к. безречевые дети не обращают внимание на говорящего взрослого и не прислушиваются к нему.

Упражнение «Угадай, что звучит».

   Родитель предлагает ребёнку несколько звуков: переливание воды, грохот коробки с кнопками, стук карандашом, - и даёт образцы звукоподражаний. Затем предметы прикрываются ширмой и ребёнку предлагается угадать, что звучит?

 Упражнение «Громко - тихо».

   Предлагается покричать в баночки и пузырьки, изменяя высоту и громкость звуков.

Упражнение «Гости пришли».

   В «гости приходят домашние животные», родитель произносит приветствие от каждого животного: от взрослого – громко, от детёныша – тихо. Ребёнку предлагается повторить и показать животное.

Зона «Развитие тактильного восприятия».

   Ребёнку предлагаются игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистая, резиновая, пластилиновая). Родитель называет предметы, характеризуя их качества и поощряя самостоятельные высказывания ребёнка.

Упражнение «Пёрышко».

   Родитель дотрагивается пёрышком до разных частей тела ребёнка, комментируя его ощущения (приятно, щекотно, нежно, мягко), ребёнок повторяет слова и действия за взрослым.

Упражнение «Разные фигурки».

   Вместе с ребёнком родитель ощупывает, рассматривает и называет фигурки (наждачная бумага, мех, резина, бархат), затем ребёнок находит называемые предметы на ощупь.

Упражнение «Восприятие предметов через осязание, обоняние и вкус».

   Вместе с родителем ребёнок нюхает и называет, стараясь запомнить, несколько запахов (чеснок, апельсин, духи), по возможности каждому запаху подбирается предметная картинка. Закрыв глаза, ребёнок нюхает, затем показывает соответствующую картинку.

Упражнение «Азбука вкуса».

   Упражнение проводится аналогично предыдущему, только вместо запахов подбирают несколько вкусов (сладкий мёд, горький лук, кислый лимон, солёный огурец).

Упражнение «Лёгкий - тяжёлый».

   Перебирая различные предметы, родитель и ребёнок «взвешивают их на руке» (пёрышко, деревянный кубик, металлический шар, камень), определяя вес предмета.

Зона «Развитие вестибулярного аппарата».

      В данный раздел входят упражнения на развитие координации и равновесия:

- хождение по скамейкам одной и разной высоты,

- по ступенькам лестницы;

- перешагивание с наступанием на указанные зоны;

- использование массажных ковриков, кубиков разной высоты и размера в целом;

- использование балансиров и вращающихся дисков.

 

    Игры на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи ребёнка. Приобретённый сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, помогая избежать механического заучивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...