Презентация "Нейропсихологический подход к коррекции слухового восприятия"
презентация по коррекционной педагогике

Татьяна Ивановна Попова

Слуховое восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskiy_podhod.pptx938.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологический подход к коррекции слухового восприятия Попова Т. И.

Слайд 2

Нейропсихология – это новое направление в работе с детьми и подростками у которых наблюдаются проблемы в психическом развитии. Нейропсихология исследует связи между функционированием головного мозга, психическими процессами и поведением. Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга: восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики. Нейропсихологический подход – это сочетание методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений развития мозга, на развитие высших психических функций, с учётом его индивидуальных особенностей.

Слайд 3

Нарушения слухового восприятия – это диагноз, который инкапсулирует три области расстройств. Луис Кэм Хейманн ( Lois Kam Heymann ) описывает это так: Первая проблема возникает в области мозга, отвечающей за анализ звуков. Уши нормально слышат и отправляют информацию через слуховые пути в центральную слуховую нервную систему, но по мере прохождения сигнала мозг испытывает трудности с различием акустических характеристик полученного звука. К примеру, он не распознает, как звук «С» отличается от звука «Б». Вторая проблема возникает во время лингво -фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук “К-О-Т” не будет означать для него животное. Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем звук слова “кот” с образом пушистого комочка, лежащего на полу в гостиной”. Когда один из этих процессов обработки у человека с НСВ прерывается, образуется брешь между тем, что было сказано и что было понято.

Слайд 4

Королева Инна Васильевна описывает следующие группы методов коррекции тугоухости в детском возрасте: - медицинские (медикаментозная терапия, хирургические методы, физиотерапия); технические (слуховые аппараты или кохлеарные импланты); психолого-педагогические (развитие слуха, речи и мышления); социальные (законодательные акты, финансовая поддержка и др.) Королева, И.В. Современные технологии слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха / И.В. Королева // Основные проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху и пути их решения: материалы конференции. – СПб., 2009. — С. 17—24. доктор психологических наук, профессор . Главный научный сотрудник СПб НИИ уха, горла, носа и речи.

Слайд 5

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях с одной стороны развивается восприятие обычных звуков (неречевой слух) с другой стороны – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Для развития слухового восприятия у дошкольников используют следующие приемы: игровые приемы (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр); наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек); словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).

Слайд 6

Подбор игровых приёмов идет в определенной последовательности и с учетом шести этапов (по Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В.) развития слухового восприятия: 1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. 4 этап – дифференциация слогов. 5 этап – дифференциация фонем. 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 7

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же игры способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. Для развития слухового восприятия, внимания, памяти использую следующие игры: «В мире звуков», «Скажи, что звучит?», «Скажи, что ты слышишь?», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей». Дифференциация по силе звучания: «Тихо – громко!», «Иди – беги», «Найди игрушку» Дифференциация по способу восприятия: «Солнце или дождик», «Что делала Маша?», «Льет или капает» Дифференциация звучания по темпу: «Угадай, кто идёт», «На поляне», «Дождик»

Слайд 8

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова; воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро; учить пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией. Для этих целей служит ряд игр, которые можно разделить на несколько групп. Дифференциация голосов по тембру: «Угадай, чей голос», «Лягушка», « Улиточка », «Угадай, кто я?». 2. Дифференциацию по силе голоса: «В лесу», «Бум», «Ветер или ветерок?». 3. Дифференциация по интонации: «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал?». 4. Дифференциация по высоте: «Три медведя», «Малыши», «Медведица и медвежонок». 5. Развитие речевого внимания: «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее?».

Слайд 9

III этап. На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры. «Правильно – неправильно»; «Запомни слова»; «Как звучат слова?»; «Какое слово лишнее?». IV этап – дифференциация слогов. К четвертому этапу дети подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинать хорошо с такой игры, как «Какой слог лишний?», целью которой является обучение детей различать слоги, отличающихся далекими согласными звуками. V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, далее проводить работу по дифференциации согласных звуков.

Слайд 10

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачей последнего этапа работы, является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Слайд 11

Таким образом, использование предложенных игр включающих, в себя наглядные и словесные приемы позволяют, детям обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, развивать и формировать слуховое восприятие , необходимое для нормального усвоения и произношения звуков, слов, овладение речевой активностью. А также способствует развитию других познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, что в свою очередь является фундаментом становления личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Конспект занятия по коррекции и развитию слухового восприятия

Цели:Закреплять знания о понятии звук. Формировать умение определять звуки предметов окружающей действительности.Корректировать и развивать слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и разл...

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных з...

Консультация для педагогов на тему: «Игры для развития и коррекции слухового восприятия»

Консультация для педагогов на тему:«Игры для развития и коррекции слухового восприятия»....

Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"

Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"...

Игры для развития и коррекции слухового восприятия

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализато...

Картотека "Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового. зрительного и тактильного восприятия"

Картотека "Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового. зрительного и тактильного восприятия"...