Конспект группового занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте группового занятия  по развитию связной речи с детьми подготовительной группы представлен

«Пересказ рассказа  К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

 

       

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия  по  развитию связной речи на тему:

«Пересказ рассказа  К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

       Цели:

   коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений о зиме; выделение признаков и действий зимы из прослушанного текста рассказа Н. Д. Ушинского; развитие диалогической речи «свободный» диалог по содержанию рассказа;

  - актуализация словаря по теме: «Зима. Хвойные деревья»;

  - обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами, глаголами;

  - развитие связной речи.

      коррекционно-развивающие: развитие временной ориентации; творческий пересказ рассказа по плану с добавлением детьми эпизодов об отлете зимующих птиц, о зимовье медведя, зайца, белки и о зимних забавах детей; развитие   речевого дыхания, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

      воспитательные:

воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям.

       Оборудование:  предметные картинки: лесные звери, птицы, рыбы, насекомые, сюжетные картинки - фрагменты зимних забав, текст рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик»

«Качели»

«Горка»

«Часики»

  1. Организационный момент.
  • Игра «До - между - за» - повторение зимних месяцев, развитие
    временной ориентации. Дети стоят в кругу и передают друг другу кубик. У кого кубик в руках тот и отвечает.
  • Называние примет зимы в природе по цепочке.
  • Игра «Кто где и как зимует?» - повторение зимующих  птиц,
    лесных зверей, речных рыб, насекомых с опорой на предметные картинки.

3. Чтение логопедом рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» без установки на запоминание и  пересказ - целостное эмоциональное восприятие детьми.

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья. Птицам некуда деваться, и полетели за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.

Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье.

Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.

Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготавливают дрова, везут их на обозах и похваливают морозы.

Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и разгорится лицо.

Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близок конец.

4. Беседа по содержанию рассказа — «свободный диалог»

-Планируемые вопросы детей (при   необходимости  логопед помогает детям, начиная вопрос, подсказывая ключевое слово, предлагая опорные слова):

Что задумала зима?

Кого зима решила заморозить?

На кого накинулась зима сначала?

На кого зима пошла после птиц?

Сумела ли зима заморозить зверей?

Испугались ли рыбы зимы?

Как зимуют рыбы?

Как встретили зиму люди?

-Вопросы логопеда:
Кого заморозила зима?
Кто испугался зимы?
Почему заплакала зима?

Какие эпизоды о зимовке птиц, рыб, насекомых, зверей и о зимних забавах

детей можно добавить в рассказ?

Как зимуют звери, птицы, рыбы, насекомые?

5. Вторичное чтение с установкой на выделение и запоминание действий и признаков зимы.

Действия:

Разозлилась        приказывает морозам заморозить зверей

Задумала заморозить               не забыла и рыб

Задула холодом        заморозила реки и озера

Разметала листья        накинулась на людей

Пошла на зверей        хватает злобно за ухо, за нос

Запорошила землю        заплакала

Признаки:

        Злая, злобная, суровая, грустная.

6. Речь с движением  «Зима»

Вот снежинки вниз летят,         (Руки подняты вверх, постепенно опускающиеся                 

На дома и на ребят.                    кисти рук изображают падающие снежинки.)

Мы на улицу пойдем.                (Ходьба по кругу с размахиванием руками)

И в снежки играть начнем.       (Наклониться, «слепить снежок», бросить.)

Падай снег, веселей!                  (Руки поднять вверх, постепенно  опускать и поднимать.)

Будет все кругом белей.            (Круговые движения руками).

Мы снежинки, мы пушинки      Руки в стороны, повороты влево, вправо)
Покружиться мы не прочь        
(Кружимся вокруг себя, руки вверх “фонарики”)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь          
(Пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили               (Работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели               (Взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.        
(Пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой)

7. Пальчиковая гимнастика «Хвойные деревья»  

В иголках – хвоинках

Сосна, пихта, елка

И кедр могучий,

Он тоже в иголках,

У лиственницы – иглы-хвоинки,

Хотя они нежные, словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут,

Поэтому хвойными все их зовут.

- дети поднимают вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного дерева. Загибают или разгибают по очереди пальцы на руке.

  1. Третье чтение с установкой на запоминание и пересказ.

Деление на смысловые отрывки (части). Выделение главной мысли в каждой части - ключевой фразы из текста для плана.

Зима разозлилась.

Не заморозила птиц зима.

Пошла зима на зверей.

Злая зима не забыла рыб.

Накинулась зима на людей.

Дети не боятся зимы.

Заплакала зима.

9.        Творческий пересказ рассказа по плану с добавление эпизодов о
зимовке  птиц,  зверей  (медведя, белки,  зайца), рыб, насекомых,   зимних забавах детей. Добавления вносятся по опорным картинкам.

10.        Итог  занятия.

Какие иллюстрации можно нарисовать к рассказу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»

Конспект занятия по Развитию речи в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»...

НОД по развитию речи по теме «Творческий пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»».

Обучение связному последовательному пересказыванию текста с наглядной опорой на сюжетные картинки-фрагменты зимних забав, отображающих последовательность рассказа....

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности c использованием рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы» с детьми 4 - 5 лет

Занятие направлено на закрепление знаний детей 4-5 лет о свойствах ветра, воды, льда и снега через экспериментальную деятельность с использованием художественного произведения....