Конспект занятия по организации исследовательской деятельности c использованием рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы» с детьми 4 - 5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Занятие направлено на закрепление знаний детей 4-5 лет о свойствах ветра, воды, льда и снега через экспериментальную деятельность с использованием художественного произведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 458.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 127 г.Данилова
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности c использованием рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы» с детьми 4 - 5 лет
Подготовили воспитатели Васильева О.Е., Горева Р.В.
2022 год
Цель: Закрепить знания детей о свойствах ветра, воды, льда и снега через экспериментальную деятельность с использованием художественного произведения.
Предварительная работа: Знакомство и чтение рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы». Объяснение значений трудных слов и словосочетаний (со света сжить, дубрава, думушка, стреха, запорошила, хлев, пойло и др.). Знакомство со свойствами воды, ветра, снега и льда.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(Свободный ход деятельности. Дети играют в группе)
(Звучит мелодия со звуками вьюги и метели. Дети удивляются, оборачиваются)
Воспитатель: Ребята, что случилось, что это за звуки?
Дети: Это дует сильный ветер, начинается метель.
Воспитатель: Нам надо непременно куда-нибудь спрятаться, а то мы все замерзнем. Скорее все в укрытие.
(Дети и воспитатель садятся в кругу на коврике на подушки)
Воспитатель: Ох, ребята, ну и метель началась, вовремя мы от неё спрятались в нашем укрытии. Как вы думаете, в какое время года бывают такие вьюги и метели?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Особенно вьюги и метели злятся в конце зимы. А вы знаете, как называется последний месяц зимы?
Дети: Да, февраль.
Воспитатель: В народе говорят: Февраль – зиму замыкает. Как вы думаете, что это значит?
Дети: Значит, что зима заканчивается этим месяцем.
Воспитатель: Верно, совсем скоро наступит март и зиме придется уступить свои владения весне. Мы с вами уже познакомились с произведением Константина Ушинского «Проказы старухи зимы» и помним, как злилась зима, что ей приходиться уступать место весне…
Воспитатель: Давайте вспомним на кого злилась зима и кого хотела застудить, да заморозить?
Дети: Птиц, зверей, рыб, взрослых и детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, как говорит об этом автор. (Читает отрывок из произведения)
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Воспитатель: Ребята, как зима напугала птиц?
Дети: Подула холодом, ветром сорвала листья с деревьев.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно увидеть ветер, потрогать его?
Дети: Нет
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в нашу волшебную зимнюю лабораторию, где мы узнаем: какой бывает ветер.
(Дети с воспитателем подходят к столам для экспериментов. На столах лежат бумажные снежинки)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Возьмем в руку по одной снежинке, представим, что мы превратились в зимний ветер и тихонько подуем на снежинки. Что произошло?
Дети: Ветер сдул снежинки с руки.
Воспитатель: Какой был ветер: сильный или слабый?
Дети: Слабый.
Воспитатель: А теперь все вместе подуем на снежинки, которые лежат на столе. Что произошло?
Дети: Снежинки разлетелись в разные стороны.
Воспитатель: А какой сейчас был ветер?
Дети: Сильный.
Воспитатель: Значит, ветер нельзя увидеть, но можно почувствовать: сильный он, или слабый.
Воспитатель: При сильном зимнем ветре, что стало с птицами?
Дети: Они замерзли и улетели в теплые края.
(Дети и воспитатель рассаживаются на коврике)
Воспитатель: Не вышло у зимы до птиц добраться. Давайте узнаем, кто был следующим…. (Читает отрывок текста)
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Воспитатель: Скажите ребята, какие проказы устроила старуха зима животным?
Дети: Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, посылала морозы.
(Звучит мелодия Вьюги и Метели. Выходит Зима, несет два ведерка снега)
Зима: Ой, да, Зимушка Зима, много снега намела.
Снега белого, да пушистого, чистого да серебристого.
Зима: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я вам принесла!
(Показывает ведерки со снегом. Проходят к столам для экспериментов. На столах: подносы, формочки животных и гуашь с кисточками)
Зима: Скажите, какой бывает снег?
Дети: белым, холодным, сырым, скрипучим, блестящим, пушистым, легким, рассыпчатым.
Зима: А какой запах у снега?
Дети: У него нет запаха.
Зима: А что вы больше всего любите делать со снегом?
Дети: Любим лепить и играть в снежки.
Зима: Что можно слепить еще кроме снежков?
Дети: Снеговика, крепость, горку.
Зима: А хотите слепить из снега лесных зверей?
Дети: Да.
Зима: Тогда берите формочки, заполняйте их снегом и смотрите, кто у вас получится.
(Дети делают животных из снега)
Зима: Что нужно сделать, чтобы лисичка стала рыженькой?
Дети: Надо покрасить ее краской.
(Дети покрывают фигурки краской)
Зима: Каким должен быть снег, чтобы из него делать фигурки?
Дети: Липким, подтаявшим.
Зима: С помощью краски, каким можно сделать снег?
Дети: Цветным.
Зима: Вот какие интересные животные у вас получились. Трудно животным зимой в лесу: холодно, да и кормов мало. Поэтому люди помогают лесным жителям, подкармливают их зимой. Жарко тут у вас, как бы я не растаяла совсем. Пойду я в холод и зверей заберу, чтобы не растаяли.
(Дети и воспитатель рассаживаются на ковре)
Воспитатель: Не испугались звери зимы….
(Читает отрывок текста)
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
Воспитатель: Ребята, а здесь как старуха зима напроказничала, кому хочет навредить?
Дети: Реки и озера покрыла льдом, рыбок хочет заморозить.
Воспитатель: Самое время отправиться в нашу зимнюю лабораторию.
(Дети подходят к столам для исследования, на которых расставлены формы со льдом, стаканы с водой)
Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе стаканчики с водой. Попробуйте опустить в стаканчик ложечку. Почему мы видим ложку в стаканчике?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: А теперь нальем из стаканчика немного воды на поднос. Что стало с водой?
Дети: Она растеклась, получились лужицы.
Воспитатель: Давайте сравним: одинакова ли форма ваших лужиц?
Дети: Нет, они разные.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Вода бывает разная по форме.
Воспитатель: (Переливает воду из стаканчика в стаканчик) Почему вода так легко переливается из одного стаканчика в другой?
Дети: Потому что вода жидкая!
Воспитатель: А что произойдёт с водой, если её сильно охладить и заморозить?
Дети: Получится лёд.
Воспитатель: Потрогайте лёд, ребята! Какой он?
Дети: Лёд твёрдый, холодный!
Воспитатель: Давайте поместим лёд в теплую воду и понаблюдаем, что же с ним произойдет?
Дети: Лёд начинает таять.
Воспитатель: А что произошло со льдом, когда он полежит в ваших руках? (Кладут по кусочку льда в руки)
Дети: Лёд тоже тает!
Воспитатель: Отчего лед тает?
Дети: От тепла.
Воспитатель: Во что он превращается?
Дети: В воду.
Воспитатель: Интересно, чем лёд отличается от воды?
Дети: лёд твердый, холодный, замороженный, он тает от тепла и превращается в воду.
(Дети рассаживаются на ковре)
Воспитатель: Несмотря на то, что старуха зима покрыла льдом реки и озера – рыбам все равно тепло на глубине.
(Читает отрывок текста)
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Воспитатель: Ребята, кого же на этот раз решила заморозить старуха зима?
Дети: Людей
Воспитатель: А вам зимой бывает холодно?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда попробуем согреться под веселую песенку.
Музыкальная разминка «Вот так холод, вот мороз»
(Рассаживаются на коврике)
Воспитатель: Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься зимой на улице?
Дети: отвечают
Воспитатель: Давайте узнаем, чем же закончились проказы старухи зимы (Читает окончание произведения)
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Воспитатель: Ребята, вам жалко Зимушку зиму?
Ребята: Да
Воспитатель: Как вы думаете – слёзы с крыш закапали, что это значит?
Дети: Сосульки начали таять.
Воспитатель: О чём это нам говорит?
Дети: Что скоро наступит весна.
Воспитатель: Мы сегодня как настоящие ученые проводили эксперименты в нашей зимней лаборатории и узнали много нтересного о ветре, воде, снеге и льде. А что вас заинтересовало и понравилось больше всего?
Дети: отвечают
Воспитатель: Молодцы ребята! До новых встреч в нашей волшебной лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей «Волшебные магниты» в старшей группе
конспект занятия "Волшебные магниты" - старший возраст...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесбережения, для детей старшего возраста на тему: «Волшебная сила воды»
Конспект занятия "Волшебная сила воды"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы»
занятие по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое!»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое!»...

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы».
Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами льда, со способами обследования объекта...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием STEM-технологии в подготовительной группе на тему «Изучаем свойства бумаги»
Развитие навыков критического мышления, интеллектуальных способностей, проблемного подхода в процессе знакомства со свойствами бумаги...

Конспект группового занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
В конспекте группового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы представлен«Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»...

