Конспект занятия по организации исследовательской деятельности c использованием рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы» с детьми 4 - 5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Васильева Ольга Евгеньевна

Занятие направлено на закрепление знаний детей 4-5 лет о свойствах ветра, воды, льда и снега через экспериментальную деятельность с использованием художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_prokazy_staruhi_zimy.doc458.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 127 г.Данилова

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности c использованием рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы»                             с детьми  4 - 5 лет

Подготовили воспитатели Васильева О.Е., Горева Р.В.

2022 год

Цель: Закрепить знания детей о свойствах ветра, воды, льда и снега через экспериментальную деятельность с использованием художественного произведения.

Предварительная работа: Знакомство и чтение рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы». Объяснение значений трудных слов и словосочетаний (со света сжить, дубрава, думушка, стреха, запорошила, хлев, пойло и др.). Знакомство со свойствами воды, ветра, снега и льда.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Свободный ход деятельности. Дети играют в группе)

(Звучит мелодия со звуками вьюги и метели. Дети удивляются, оборачиваются)

Воспитатель: Ребята, что случилось, что это за звуки?

Дети: Это дует сильный ветер, начинается метель.

Воспитатель: Нам надо непременно куда-нибудь спрятаться, а то мы все замерзнем. Скорее все в укрытие.

(Дети и воспитатель садятся в кругу на коврике на подушки)

Воспитатель: Ох, ребята, ну и метель началась, вовремя мы от неё спрятались в нашем укрытии. Как вы думаете, в какое время года бывают такие вьюги и метели?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Особенно вьюги и метели злятся в конце зимы. А вы знаете, как называется последний месяц зимы?

Дети: Да, февраль.

Воспитатель: В народе говорят: Февраль – зиму замыкает. Как вы думаете, что это значит?

Дети: Значит, что зима заканчивается этим месяцем.

Воспитатель: Верно, совсем скоро наступит март и зиме придется уступить свои владения весне. Мы с вами уже познакомились с произведением Константина Ушинского «Проказы старухи зимы» и помним, как злилась зима, что ей приходиться уступать место весне…

Воспитатель: Давайте вспомним на кого злилась зима и кого хотела застудить, да заморозить?

Дети: Птиц, зверей, рыб, взрослых и детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, как говорит об этом автор. (Читает отрывок из произведения) 

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала  листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Воспитатель: Ребята, как зима напугала птиц?

Дети: Подула холодом, ветром сорвала листья с деревьев.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно увидеть ветер, потрогать его?

Дети: Нет  

Воспитатель: Предлагаю вам пройти в нашу волшебную зимнюю лабораторию, где мы узнаем: какой бывает ветер.

(Дети с воспитателем подходят к столам для экспериментов. На столах лежат бумажные снежинки)

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Возьмем в руку по одной снежинке, представим, что мы превратились в зимний ветер и тихонько подуем на снежинки. Что произошло?

Дети: Ветер сдул снежинки с руки.

Воспитатель: Какой был ветер: сильный или слабый?

Дети: Слабый.

Воспитатель: А теперь все вместе подуем на снежинки, которые лежат на столе. Что произошло?

Дети: Снежинки разлетелись в разные стороны.

Воспитатель: А какой сейчас был ветер?

Дети: Сильный.

Воспитатель: Значит, ветер нельзя увидеть, но можно почувствовать: сильный он, или слабый.

Воспитатель: При сильном зимнем ветре, что стало с птицами?

Дети: Они замерзли и улетели в теплые края.

(Дети и воспитатель рассаживаются на коврике)

 

Воспитатель: Не вышло у зимы до птиц добраться. Давайте узнаем, кто был следующим…. (Читает отрывок текста)

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Воспитатель: Скажите ребята, какие проказы устроила старуха зима животным?

Дети: Запорошила снегом  поля, завалила сугробами леса, посылала морозы.

(Звучит мелодия Вьюги и Метели. Выходит Зима, несет два ведерка снега)

Зима: Ой, да, Зимушка Зима, много снега намела.

Снега белого, да пушистого, чистого да серебристого.

Зима: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я вам принесла!

(Показывает ведерки со снегом. Проходят к столам для экспериментов. На столах: подносы, формочки животных и гуашь с кисточками)  

Зима: Скажите, какой бывает снег?

Дети: белым, холодным, сырым, скрипучим, блестящим, пушистым, легким, рассыпчатым.

Зима: А какой запах у снега?

Дети: У него нет запаха.

Зима: А что вы больше всего любите делать со снегом?

Дети: Любим лепить и играть в снежки.

Зима: Что можно слепить еще кроме снежков?

Дети: Снеговика, крепость, горку.

Зима: А хотите слепить из снега лесных зверей?

Дети: Да.

Зима: Тогда берите формочки, заполняйте их снегом и смотрите, кто у вас получится.

(Дети делают животных из снега)

Зима: Что нужно сделать, чтобы лисичка стала рыженькой?

Дети: Надо покрасить ее краской.

(Дети покрывают фигурки краской)

Зима: Каким должен быть снег, чтобы из него делать фигурки?

Дети: Липким, подтаявшим.

Зима: С помощью краски, каким можно сделать снег?

Дети: Цветным.

Зима: Вот какие интересные животные у вас получились. Трудно животным зимой в лесу: холодно, да и кормов мало. Поэтому люди помогают лесным жителям, подкармливают их зимой. Жарко тут у вас, как бы я не растаяла совсем. Пойду я в холод и зверей заберу, чтобы не растаяли.

(Дети и воспитатель рассаживаются на ковре)

Воспитатель:  Не испугались звери зимы….

(Читает отрывок текста)

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Воспитатель: Ребята, а здесь как старуха зима напроказничала, кому хочет навредить?

Дети: Реки и озера покрыла льдом, рыбок хочет заморозить.

Воспитатель: Самое время отправиться в нашу зимнюю лабораторию.

(Дети подходят к столам для исследования, на которых расставлены формы со льдом, стаканы с водой)

Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе стаканчики с водой. Попробуйте опустить в стаканчик ложечку. Почему мы видим ложку в стаканчике?

Дети: Потому что вода прозрачная.

Воспитатель: А теперь нальем из стаканчика немного воды на поднос. Что стало с водой?

Дети: Она растеклась, получились лужицы.

Воспитатель: Давайте сравним: одинакова ли форма ваших лужиц?

Дети: Нет, они разные.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Вода бывает разная по форме.

Воспитатель: (Переливает воду из стаканчика в стаканчик) Почему вода так легко переливается из одного стаканчика в другой?

Дети: Потому что вода жидкая!

Воспитатель: А что произойдёт с водой, если её сильно охладить и заморозить?

Дети: Получится лёд.

Воспитатель: Потрогайте лёд, ребята! Какой он?

Дети: Лёд твёрдый, холодный!

Воспитатель: Давайте поместим лёд в теплую воду и понаблюдаем, что же с ним произойдет?

Дети: Лёд начинает таять.

Воспитатель: А что произошло со льдом, когда он полежит в ваших руках? (Кладут по кусочку льда в руки)

Дети: Лёд тоже тает!

Воспитатель: Отчего лед тает?

Дети: От тепла.

Воспитатель: Во что он превращается?

Дети: В воду.

Воспитатель: Интересно,  чем лёд отличается от воды?

Дети: лёд твердый, холодный, замороженный, он тает от тепла и превращается в воду.

(Дети рассаживаются на ковре)

Воспитатель: Несмотря на то, что старуха зима покрыла льдом реки и озера – рыбам все равно тепло на глубине.

(Читает отрывок текста)

 — Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится  кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Воспитатель:  Ребята, кого же на этот раз решила заморозить старуха зима?

Дети: Людей

Воспитатель: А вам зимой бывает холодно?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда попробуем согреться под веселую песенку.

Музыкальная разминка «Вот так холод, вот мороз»

(Рассаживаются на коврике)

Воспитатель: Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься зимой на улице?

Дети: отвечают

Воспитатель: Давайте узнаем, чем же закончились проказы старухи зимы (Читает окончание произведения)

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Воспитатель: Ребята, вам жалко Зимушку зиму?

Ребята: Да

Воспитатель: Как вы думаете – слёзы с крыш закапали, что это значит?

Дети: Сосульки начали таять.

Воспитатель: О чём это нам говорит?

Дети: Что скоро наступит весна.

Воспитатель: Мы сегодня как настоящие ученые проводили эксперименты в нашей зимней лаборатории и узнали много нтересного о ветре, воде, снеге и льде. А что вас заинтересовало и понравилось больше всего?

Дети: отвечают

Воспитатель: Молодцы ребята! До новых встреч в нашей волшебной лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое!»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое!»...

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы».

Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами льда, со способами обследования объекта...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием STEM-технологии в подготовительной группе на тему «Изучаем свойства бумаги»

Развитие навыков критического мышления, интеллектуальных способностей, проблемного подхода в процессе знакомства со свойствами бумаги...

Конспект группового занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

В конспекте группового занятия  по развитию связной речи с детьми подготовительной группы представлен«Пересказ рассказа  К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»...