Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной работы учителя-дефектолога на ребенком с РАС
рабочая программа по коррекционной педагогике
Содержание ИОМ отражает направления образовательной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.93 КБ | |
| 47.3 КБ | |
| 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
коррекционной работы
учителя-дефектолога на ребенком с РАС
Ф. И. ребенка: Агасиева Валерия Рафиковна
Дата рождения: 07.05.2018 г.
Дата составления: сентябрь 2023 г.
Рекомендации ПМПК:
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: из заключения
Количество занятий в неделю: 3 занятия - индивидуальных, продолжительность – 15-20 минут
Перечень программно-методического обеспечения: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»; Скрипник Т.В. «Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет»», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра; Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». При подготовке программного материала также обращались к материалам сборника ведущих специалистов факультета коррекционной педагогики БГПУ им. М. Танка С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др. «Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»; Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»
Срок: 2 года
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Особенности ребенка с РАС:
- выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
- сложность организации собственной деятельности и поведения;
- неравномерность и специфика развития психических функций;
- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими;
- необходимость в специально организованном образовательном пространстве.
Цель: создание условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Специфические задачи развивающего обучения детей с РАС:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с РАС педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Характеристика ребенка с РАС:
Мотивация к обучению фактически не проявляется, требуется постоянная стимуляция. На подгрупповых занятиях интереса не проявляет, может встать и начать бегать, смеяться в голос. Предпочитает индивидуальную форму работы, индивидуальные игры. Понимание и реагирование на ситуации не всегда адекватны. Внимание неустойчивое, рассеянное. Приемы для запоминания – механические. Имеет способность сравнивать, классифицировать, обобщать. Умения и навыки фрагментарны. Программу усваивает частично. Самоконтроль отсутствует. Некритична. У ребенка отсутствует мотивация принимать участие в общении с детьми, в совместных играх. Имеет ограниченный запас действий, которые она могут повторить (имитировать). Игра стереотипна, в основном играет с машинкой или картинкой, совершая простые манипуляции (или просто держит в руке). Отмечается неспособность использовать воображение в игре с предметами или игрушками, или с другими детьми и взрослыми. С удовольствием играет в сенсорные игры.
Самостоятельная речь затруднена, состоит из отдельных слов, а также немедленной и отсроченной эхолалий. Наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Выраженная стереотипия и тенденция к эхолалиям привели к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или «нет». В речи не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций. Девочка демонстрируют раннее развитие речи, запоминает фразы, большое количество выражений (бытовых, присущих речи взрослых и выдержки из текстов сказок, мультфильмов), которые впоследствии она произносит в виде бормотания. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Особенности интонационной стороны речи также отличается, часто затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи. Умеет читать, но смысл текста передать затрудняется.
При наблюдении у девочки наблюдается взгляд «сквозь» объект (сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте). Затруднено слежение взглядом за предметом.
Присутствуют страхи отдельных звуков (громкого плача, музыки, повышенного голоса). При этом она закрывает уши. Любит находиться обособленно от других детей, ища уединенное место или взаимодействовать со взрослым один на один.
Ребенок в саду практически ничего не употребляет в пищу.
Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий. Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Проявляет интерес к букве, цифре. Ориентируется в числовом ряду (называет предыдущее и последующее число); решает простые арифметические задачи. Знает цвета, оттенки, формы, величину. Графические навыки развиты слабо, рисовать не любит. Ведущая рука левая.
Основные задачи обучения: Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
1.Купировать трудности, сопровождающие образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.
2.Совершенствовать коммуникативные навыки.
3.Развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
4. Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника спланированы следующие задачи воспитания и обучения для данного ребенка:
∙ воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
∙ формировать коммуникативные умения и навыки;
∙ формировать сенсорное развитие;
∙ формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;
∙ развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
∙ повышать двигательную активность ребенка;
∙ стимулировать звуковую и речевую активности;
∙ развивать и корректировать детско-родительские отношения. В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
∙ налаживание эмоционального контакта с ребенком;
∙ регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
∙ смена видов деятельности в процессе одного занятия;
∙ повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
∙ игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоциональноличностной сферы ребенка;
∙ использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
∙ опора на сенсорные анализаторы
Содержание ИОМ отражает направления образовательной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста с РАС:
1. Социально-коммуникативное;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4.Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие
Реализация индивидуального маршрута
Направления работы | Формируемые представления | Содержание и виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | ∙формировать произвольную, волевую регуляцию поведения; ∙формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др. ∙формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально). ∙формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении. ∙формировать навык преодоления аффективных состояний. ∙развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); ∙развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого. ∙развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение, ∙развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями). ∙развивать мимику лица, позы и жесты тела. ∙обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства. ∙корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом). | 1.Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке. 2.Игры направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».) 3.Игры на классификацию. «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине. 4.Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом - «Кто теперь?» 5.Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук. завязывать шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины. 6.Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить). 7.Игры на формирование знаний частей тела. 8.Сенсорные игры |
Планируемые результаты: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями. | ||
Познавательное развитие | ∙формировать дошкольные знания и представления; ∙формировать трудовые умения и навыки. | 1.Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально). 2.Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. 3.Формирование у ребенка представления о собственном теле. 4.Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком. 5.Перекладывание предметов из одной коробки в другую. 6.Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек. 7.Нанизывание шаров на шнур («бусы»). 8.Действия с предметами разного цвета, формы, величины. 9.Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д. 1 0.Выбор предметов, игрушек по картинке. 11.Группировка различных парных предметов по величине. 12.Собирание вкладных кубов. 13.Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей. 14.Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец) 15.Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. 16.Складывание разрезных картинок из 3-х и 4-х разрезанных по вертикали или горизонтали. 17.Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении. 18.Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка). 19.Складывание разрезных картинок из 3-х-4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. |
Планируемые результаты: ребенок группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд. Знает основные цвета, геометрические фигуры; имеет представление об основных понятиях и закономерностях окружающего мира (, дикие и домашние животные, одежда, фрукты, овощи, смена времен года и пр.) | ||
Речевое развитие | ∙формировать способность к подражанию движений и звуков; ∙формировать способность к зрительному контакту во время общения; ∙развивать слуховое внимание; ∙развивать артикуляционный аппарат; ∙развивать фонематический слух; ∙ развивать дыхание (отработка воздушной струи); ∙развивать мелкую моторику; ∙развивать невербальные проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.); ∙расширять словарный запас | 1.Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой. 2.Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи). 3.Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль- булъ, хлоп-хлоп). 4.Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. 5.Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью взрослых. 6.Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук. 7.Обучение тонко-моторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук. 8.Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.). |
Планируемые результаты: Правильно произносит звуки русского языка; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую; налажен контакт глаза в глаза; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением | ||
Художественно - эстетическое развитие | ∙формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов; ∙формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку; ∙ развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей; ∙развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов; ∙развивать чувства ритма; ∙развивать художественно – творческие способности | 1.Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.). 2.Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое представление - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. 3.Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. 4.Знакомство с музыкальными инструментами. Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов. 5.Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию. 6.Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами. 7.Обучать использованию предметов, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующие движения руки, вызывающие эти звуки. 8.Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка). 9.Знакомство с цветами радуги. 10.Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером. 11.Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета. 12.Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т. д. на усложнение. 13.Постройки из детских наборов строительного материала. 14.Выполнение аппликаций по замыслу ребенка 15.Работа с пластилином, глиной, соленым тестом |
Планируемые результаты: ребенок умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку. Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним). Способен повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании со взрослым | ||
Физическое развитие | ∙воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; ∙развивать общую моторику; ∙развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстроту, равновесия); ∙развивать координацию движений | 1.Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; ходьба по узкой рейке прямо; ходьба по веревке прямо и боком; хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам. 2.Ползание, лазание: ползание на четвереньках по полу; пролезание в обруч; подлезание под дугу; лазание по гимнастической стенке, перелезание с пролета на пролет. 3.Прыжки: прыжки на двух ногах на месте разными способами; прыжки на одной ноге; подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед. 4.Бросание, ловля, метание: перебрасывание мяча друг другу; бросание мяча вверх, в стороны; метание в цель. 5.Учить выполнять общеразвивающие упражнения: поднимать руки вверх, вперед, в стороны; опускать и поворачивать голову в стороны; наклоняться вперед; приседать. 6.Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче. 7.Упражнения на гимнастическом мяче. 8.Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке |
Планируемые результаты: Владеет основными видами движения: умеет подкидывать и ловить мяч; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах. Умеет выполнять общеразвивающие упражнения | ||
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
коррекционной работы
учителя-дефектолога с ребенком с РАС
Ф. И. ребенка: Вечерка Дарья Юрьевна
Дата рождения: 27.12.2018 г.
Дата составления: сентябрь 2023 г.
Рекомендации ПМПК:
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, обогащение сенсорного опыта и стимуляция сенсорной активности, развитие крупной и мелкой моторики, пространственных и социально-бытовых ориентировок
Количество занятий в неделю: 3 занятия - индивидуальных, продолжительность – 15-20 минут
Перечень программно-методического обеспечения: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»; Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно - развивающее обучение и воспитание»; И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»; «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» под ред. А.В. Хаустова; Никольская О.С. «Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом»; «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра» под ред. С.В. Алехина; Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях»; Семаго Н.Я. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья»; Ульянова Р.К. «Организация поведения ребенка, страдающего РДА»; Н. Е. Веракса «От рождения до школы» под ред.; Т. Б. Филичѐва, Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи» с 3 до 7 лет)»; Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»; Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»; Н. С. Жукова, Е. М. Филичѐва, Е. М. Мастюкова «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»; Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичѐва, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. «Коррекция нарушений речи»; Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения»; З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой культуры слов у детей»; Л. В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»; Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»; Стребелева Е.А «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»
Срок: 2 года
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Особенности ребенка с РАС:
- выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
- сложность организации собственной деятельности и поведения;
- неравномерность и специфика развития психических функций;
- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими;
- необходимость в специально организованном образовательном пространстве.
Цель: создание условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Специфические задачи развивающего обучения детей с РАС:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с РАС педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Характеристика ребенка с РАС:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на успех, похвалу, наличие аффективных реакций) Идет на контакт. Преобладающее настроение – равнодушное. В процессе организованного задания бывает нетерпелива, выкрикивает; не всегда соблюдает субординацию. Иногда наблюдаются аффективные вспышки (крик, плач). Способность к волевому усилию снижена. К ситуации обследования интерес кратковременный, поверхностный, легко отвлекается на внешние раздражители. Не всегда стремится к результату, действует стереотипно. На замечания реагирует по-разному (от равнодушия до плача). К похвале относится адекватно
Развитие общей и мелкой моторики В состоянии общей и мелкой моторики выявлены отклонения от нормы. Присутствует лишний вес. Для выполнения движений прилагает усилия. Мелкая моторика недостаточная: затруднены действия с застежками разного вида. Ведущая рука – правая
Понимание инструкций, воспринятой на слух (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) Смысл задания не всегда понимает
Обучаемость:
-восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь) Нуждается в организующей и стимулирующей помощи. Помощь не всегда принимает
-способность переноса на аналогичные задания
Перенос осуществляет, но может допускать ошибки
Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль) В результате низкой мотивации и заинтересованности чаще действует неосмысленно, стереотипно. Прослеживаются попытки добиться результата в деятельности, но интерес может быстро угаснуть. Саморегуляция развита слабо
Темп работы (на учебном, не учебном материале) Темп деятельности замедленный
Работоспособность (на фронтальных и индивидуальных занятиях) Работоспособность снижена. Часто отвлекается
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация Знания и представления об окружающем мире ниже возрастной нормы; социально-бытовая ориентация недостаточная для данного возраста
Сформированность пространственно-временных представлений Пространственно-временные представления не сформированы
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) В названиях основных цветов путается, зрительно соотносит. Знает некоторые геометрические формы (круг, квадрат, треугольник), группирует. Форму предмета с геометрической фигурой не соотносит, действует путем перебора вариантов. Соотносит предметы только по контрастному размеру (большой-маленький). Восприятие целостного предмета по части затруднено. Слухо-моторная координация, стереогноз не сформированы
Особенности внимания Внимание недостаточно устойчивое
Особенность памяти Объем слухоречевой памяти снижен. Словесную инструкцию удерживает недолго, требуется повторение и уточнение. Стихи, сказки не рассказывает. Зрительная память более сохранна
Особенности мышления: Преобладающий тип - наглядно-действенное
- уровень развития наглядных форм мышления
Уровень развития недостаточный, требуется сосредоточение. Простейшие классификации, обобщения и сравнения осуществляет
- образное мышление
В самостоятельном выполнении заданий затрудняется, пытается быстро выполнить, конечный результат не всегда положительный; после обучения с заданием справляется, способна осуществить простой перенос действий в другие условия
- сформированность предпосылок словесно-логического мышления
Предпосылки словесно-логического мышления не сформированы. Причинно-следственные связи не устанавливает
Особенности конструктивной деятельности Действует методом проб и ошибок. Выстроить конструкцию по схеме затрудняется, по образцу – только в индивидуальном порядке, с наводящей помощью. Графо-моторные навыки на низком уровне
Общая характеристика речевого развития Коммуникативная речь ниже возрастной нормы. Словарь беден, неточен, состоит в основном из слов-существительных, некоторых названий признаков и простых обиходных глаголов. Грамматические формы не различает, не образует. Связная речь отсутствует
Заключение: Уровень актуального развития ниже среднего. РАС
Сопровождение ребенка с РАС условно можно разделить на 3 этапа.
1 этап. Установление контакта. В ходе данного этапа педагог наблюдает за ребенком, выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться, какие аффективные реакции наблюдаются у него. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы – волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки и др.) Для установления контакта можно использовать средства сенсорной интеграции (Яйцо Совы, Одеяло Совы, Чулок Совы), которые способствуют развития проприорецептивной, тактильной и вестибулярной систем человека.
2 этап. Формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребёнка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержание внимания, привыкание к ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала. На первых занятиях лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко.
3 этап. Развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей. Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, общей и мелкой моторики, коммуникативных способностей. На занятиях идет работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, общей и мелкой моторики, коммуникативных способностей. На занятиях идет работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
Реализация индивидуального маршрута
Направления работы | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание и виды деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Узнавать себя в зеркале, на фотографии; показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы | Картинки с изображением частей тела, действий | Дид. задания «Покажи на фото», «Покажи, где у тебя голова (нога…), «Найди на карточке, где голова (нога…), «Подбери карточку со словом и подложи к картинке» |
Социальные навыки | Способствование формированию социального чувства - обращать внимание на окружающих, взаимодействовать с ними | Пособие «Азбука эмоций», зеркало большое, зеркало малое | Упр. «Зеркало», «Злимся и радуемся», «Ладушки», «Дай руку», «Привет! Пока!», «Обезьянки», «Скульптуры» |
Общение | Способствование формированию пассивной и активной речи, использование интонации | Зеркало большое, зеркало малое | Психогимнастические этюды и упражнения; игры «Ку-ку», «Лови шарик», «Хлопаем в ладоши», «Прятки», «Киса-киса, брысь», «Сорока-белобока», «Догоню, догоню!», «Коза рогатая» |
Я и моя семья (представление о себе, представление о близких) | Узнавать себя и членов семьи, отвечать на вопросы | Фото ребенка и членов семьи | Дид. зад. «Найди на фотографии маму, папу,… (всех членов семьи)», «Найди, где ты?», «Скажи, как тебя зовут», «Покажи, где у тебя голова, нос и т.д.», «Что ты делаешь ( на фото)», перечислять действия: ест, спит, пьет, купается, рисует – по картинкам с опорой на карточки со словами «Кто что делает?» |
Познавательное развитие | Учить воспринимать величину предметов (большой, маленький). Учить производить выбор по величине и по форме по слову. Учить дифференцировать плоскостные (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) фигуры | Карточки с изображением больших и маленьких предметов по проходимым темам и геометрических фигур | Дид. игры и задания: «Найди круг (квадрат, прямоугольник, треугольник)», «Найди большой, маленький» «Подбери к ним карточку» («Дай большой мяч, дай маленький мяч»). «Расставь по порядку» |
Сенсорика | Учить производить выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных | Картинки с изображением мальчика в разном действии: бежит, рисует, сидит и т.д. | Задания «Покажи, где мальчик бежит; где мальчик сидит; где мальчик рисует». «Дай картинку» и т.д. |
Сенсорное развитие | Интеграция сенсорных систем – вестибулярная система, проприоцептивная система, тактильно-осязательная, слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная) | Балансировочная доска, предметы с разной тактильной поверхностью, игровая дорожка, коврик «Топ-топ», коврик «Гофр», канат; небольшая ёмкость для воды; пособие «Слушать интересно 1», магнитофон с записями спокойной музыки | Упражнения на балансировочной доске; растяжки; упр. «Обжималки», упр. «Отдыхалки»; упр. «Пройди через болото»; игры с крупами; игры с водой, игры с мыльными пузырями, игры со звуками, игры с пластичными материалами |
Развитие зрительного восприятия | Учить пользоваться предметами – орудиями (сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками) | Емкости: банки, песок; тележка; предметы орудия: сачки, палочки, молоточки, ложки, совочки, лопатки, веревки, тесьма | Выполнение практических и игровых задач (игры: «Достань камешки из банки», «Поймай рыбку!», «Достань тележку!», «Забей гвоздики!» |
Мышление | Учить решать проблемно-практические ситуации методом проб: приближать к себе пред-меты с помощью веревки, тесьмы | Игрушки: мишка, машинка и др. | Задания: «Достань игрушку!», «Достань воздушный шарик», «Достань колечки», «Покатай мишку!» |
ФЭМП | Учить пересчету предметов до 10, соотносить количество со словом – карточкой в пределах 5, показывать на пальчиках. Цифры до 5. | Счетный материал. Цифры. Карточки с 2 полосками с изображением предметов до 5, счетные палочки, карточки со цифрами: 1, 2…5 | Дид. задания: «Сосчитай и возьми (положи) карточку с цифрой», «Разложи фигуры на дорожке», «Покажи столько пальчиков (соотнесение с карточкой - цифрой)» |
Ознакомление с окружающим по лексическим темам по тематическому планированию | Знакомить с 5-6 предметами одежды и обуви, посуды и др. | Картинки с предметами по темам
| «Дид. игры и задания «Парные картинки (по всем темам)», разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами (по темам)», «Найди и покажи», «Выбери и покажи шапку, туфли (одежду, обувь и т.д.) на обобщение», «Найди и покажи машину, автобус и т.д.» |
Культурно – гигиенические навыки. Умывание Одевание, пользование туалетом | Учить просить помощи у взрослых при затруднениях с одеждой и туалетом. Учить благодарить взрослых за оказанную им помощь. Учить застегивать пуговицы | Дидактические пособия - тренажеры на застегивание и расстегивание пуговиц | Побуждать выражать свою потребность словами «Я хочу в туалет», «Я уже сходила», «Помогите мне». Дидактические игры – тренажеры «Собери цепочку» |
Предметная деятельность. Конструирова-ние. Игры с машинками | Учить играть со строителем и различными конструкторами. Учить обыгрывать машинку: катать, перевозить строитель | Конструкторы. Строитель: кирпичики и кубики. Машинки разного размера. Мишка, кукла | Действия по подражанию действиям взрослого: «Сделай как я». Дид. игры «Прокатим Миш-ку», «Покатаем куклу», «Везем кубики и кирпичики» |
Формирование навыков крупной моторики | Способствование формированию праксиса | Мячи, обручи, мешочки для метания, мягкие модули, игровая дорожка, различные коврики | Суставная гимнастика, игра «Зоопарк»: «Мишка», «Уточка», «Цыплёнок», «Черепаха», «Заяц», «Лиса»; ползание, ходьба, бег, прыжки, игры с мячом |
Формирование навыков мелкой моторики | Способствование формированию навыков мелкой моторики, широкое использование различных материалов, интеграция навыков мелкой моторики с базовыми сенсорными системами тела, а также системой крупной моторики | Маленький сухой бассейн, песочница, су-джок, прищепки, мелкие предметы | Пальчиковая гимнастика, самомассаж; игры с пластичными материалами, игры с крупами, игры с мелкими предметами |
Речевое развитие
Направления работы | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание и виды деятельности |
Развитие общих речевых навыков. | 1.Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений. Работать над плавностью речи. 3. Отрабатывать чёткость дикции. 4. Развивать силу и интонационную выразительность голоса в упражнениях и играх | Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха. Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом. Упражнения для формирования навыков носового дыхания. Дыхательные упражнения с движениями (см. картотеку) Дидактические пособия | «Блинчик» «Задуй свечу» «Листопад» и др. (см. картотеку «Качели» «Бегемотик» «Ушки» «Протяжные слоги» «Повторюшка» «Трубочист» |
Звукопроизношение | 1.Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков. 2. Начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих звуков и звука [р]. 3. Закрепить в речи чистое произношение поставленных звуков (проводить автоматизацию и дифференциацию звуков) | Зеркало большое, Индивидуальное зеркало. Картинки. | Общая артикуляционная гимнастика. Общая и специальная артикуляционная гимнастика. Игры со звуками |
Слоговая структура слова | Формировать умение воспроизводить слова сложного звукового состава. Использовать многосложные слова в речи. | Технологии по развитию слоговой структуры слова Агронович З.Е Большакова С.Е Четвертушкина Н.С. | Упражнение «Назови 9 предметов», упражнение «Назови ласково», упражнение «Чего нет» и др. |
Планируемые результаты усвоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для ребенка с РАС:
- здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения;
- благодарить за услугу, за подарок, угощение;
- адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
- проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
- проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
- адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
- проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы);
- соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;
- выполнять задания на классификацию знакомых картинок;
- быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
- знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня;
- самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх;
- самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
- положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома;
- проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
- положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
коррекционной работы
учителя-дефектолога с ребенком с РАС
Ф. И. ребенка: Салун Дмитрий Антонович
Дата рождения: 14.02.2020г.
Дата составления: сентябрь 2023 г.
Рекомендации ПМПК:
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: из заключения
Количество занятий в неделю: 3-4 занятия - индивидуальных, продолжительность – 15 минут
Перечень программно-методического обеспечения: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»; Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»; Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. «Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»; Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». При подготовке программного материала также обращались к следующим пособиям: Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм»; Либлинг М. М. «Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка»; Любина Г. А. «Обучение дошкольника языку чувств»; Никифорова Е. В. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками»; Стребелева Е.А «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»
Срок: 3 года
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Особенности ребенка с РАС:
- выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
- сложность организации собственной деятельности и поведения;
- неравномерность и специфика развития психических функций;
- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими;
- необходимость в специально организованном образовательном пространстве.
Цель: создание условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Специфические задачи развивающего обучения детей с РАС:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с РАС педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Характеристика ребенка с РАС:
Ребенок не способен нормально общаться почти со всеми категориями людей. Со значительными трудностями ребенок перенимает опыт социальной жизни, усваивает правила, нормы и стандарты поведения. Ребенок недостаточно владеет приемами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, это проявляется в присутствии отрицательных форм поведения (плача, крика, кусания, истерик). Ребенок не демонстрирует те виды поведения, которые свидетельствовали бы о возможности развития у него социальной заинтересованности в других детях, общего внимания, совместного взаимодействия. В результате отсутствия четких реакций ребенка на самого себя, а также представление о том, как он выглядит в глазах других людей, у него не развиваются оценочные представления о том, как себя вести. Он не сравнивает себя со сверстниками, не стремится подражать им, не пытается объединиться с ними для совместной деятельности. Он стремиться разрушить, сломать. Кроме этого, ребенок недостаточно осознает отношение к себе разных детей. Не развит интерес к содержанию и формам человеческих взаимоотношений, к правилам поведения в обществе, которые помогали бы положительно влиять на различные формы взаимодействия. У ребенка не сформирована элементарная система ценностей, которая помогала бы правильно понимать и соответственно строить отношения со взрослыми и детьми. Часто не регулирует свои действия согласно указаниям взрослого. Ребенок практически не проявляет интерес и желание к совместной деятельности со взрослым, не обращается за поддержкой к родителям, не старается радовать их своим поведением, не всегда понимает значение наказания. Не адекватно реагирует на слова, действия, поступки разных людей, не может сдержать свою эмоциональную импульсивность. Во время контакта с окружающими заметна повышенная уязвимость. При решении проблемной ситуации руководствуется, в первую очередь, исключительно личными интересами. Не умеет координировать свою деятельность с другими, стремится быть авторитетным в глазах сверстников. Способен самостоятельно занять себя на длительное время, однако, отдав при этом предпочтение стереотипным интересам, поведению и активности. Стереотипное поведение, обычно, сопровождается негативизмом в отношении предложенных новых видов деятельности, а также попыткам взрослого направить ребенка на смену старых привычек. Нарушение коммуникации (вербальной и невербальной) влияют, в свою очередь, на успешность овладения многими другими навыками в процессе обучения. Окружающий мир воспринимает фрагментарно и предоставляет другие значения вещам. Из-за фрагментарности восприятия ребенок не замечает связей между вещами, не переносит эти знаний на реальные предметы и действия с ними. Снижен объем памяти, восприятия, внимания, тактильной чувствительности. В речи присутствуют некоторые звукокомплексы. Ведущая рука – правая.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;
- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
- развивать и корректировать отношения «ребенок-ребенок», «ребенок – педагог», «ребенок – родитель»;
- повышать двигательную активность ребенка;
- стимулировать звуковую и речевую активности.
Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:
1. Социально-эмоциональное;
2. Познавательное развитие;
3. Коммуникативно-речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника спланированы следующие задачи воспитания и обучения для данного ребенка:
-налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком;
-создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка; -регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
-смена видов деятельности в процессе одного занятия;
-повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
-игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
-опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка;
-обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством;
- включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данным ребенком необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш»;
- в связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия»). При работе с ребенком непосредственно используется поддержка руки («рука в руке»), сопряженное выполнение действий;
-использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: работу с палочками, сортировка и т.д.;
-опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае дополнительно используем «сенсорные цифры», «геометрические фигуры» др.;
-использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях;
-оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.
Реализация индивидуального маршрута
Направления работы | Формируемые представления | Содержание и виды деятельности |
«Социально-эмоциональное развитие» | 1.Выделение себя из окружающей среды. 2.Допуск другого человека в свое пространство. 3.Становление социального взаимодействия. 4.Способность конструктивно влиять на окружающую среду. 5.Способность к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением) | Развитие эмоциональной сферы посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка. Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка - улыбки, ответного взгляда и др. Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого. Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально). Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. Обучение ребенка умению проявлять реакцию на состояние комфорта и дискомфорта. Формировать у ребенка представление о собственном теле; o развивать способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем. Формировать умение ребенка выделять себя из окружающей среды: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими. При этом важно все усилия направлять на то, чтобы обогащения тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка осуществлялось с целью получить хотя бы кратковременную улыбку ребенка. Корректировать так называемое «полевое» поведение ребенка. Отрабатывать выражение лица, позы и жесты тела, формировать речь в сочетании с движениями тела, зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах (шарфик, размещенный между ребенком и взрослым, воздушный шарик и т.д.). Такая работа будет готовить постепенное развитие у ребенка умения использовать невербальные типы поведения как средства регуляции социального взаимодействия. Обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружения: не обнюхивать, не облизывать т.д. Основной задачей при этом является обучение ребенка приемам подражания. При этом имитация на ранних этапах в основном - невербальная, на более поздних - невербальная и вербальная Коррекция двигательного «полевого» поведения ребенка, например, блуждание по комнате без какого-либо занятия, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом. Систематически развивать мелкую моторику руки ребенка: уметь что-то попросить, протягивая руку и выполняя хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями). В дальнейшем учим удерживать игрушки (одной, двумя руками), отпускать игрушки, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, ткани, полиэтилена). Корректировать навязчивые движения рук, характерные для аутичного ребенка: верчение перед глазами кистями рук, В дальнейшем переходим к формированию все более сложных кинетических программ, направленных на развитие моторной сферы ребенка. Коррекция недостатка осмысления предмета как объекта манипуляций и целенаправленных действий. Для этого у ребенка формируем, прежде всего, умение ориентироваться в квазипространственном поле (собирать пазлы, вкладыши, открывать засовы, наливать жидкость) и при этом стараться, насколько это возможно, согласовывать движения разных частей тела. Побуждение ребенка перераспределять пальцы руки на игрушке с помощью разных по величине, толщине и объему предметов; захватывать предмет двумя, тремя пальцами. Для развития тактильной чувствительности руки подбирать предметы, различные по своим качествам (материала, фактуры, плотности, упругости); использовать игры с детским кремом, который ребенок может размазывать на различных поверхностях (зеркальце, резиновом коврике, мисочке). Развивать координацию движений руки путем обучения ребенка выкладывать, а потом складывать в ведерко различные предметы, снимать и надевать на стержень кольца пирамидки, расчленять на части матрешки, бочки, деревянные яйца, формочки для песка и т.д. Формировать у ребенка реакции на различные раздражители окружающей среды (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные) в процессе восприятия предметов и манипулирования ими. Активизировать слуховые, зрительные, тактильные компоненты «комплекса оживления» с помощью игры-забавы с воздушными шариками разного цвета, напевание ребенку песенок, напевание тех гласных звуков, которые есть в речи ребенка, чтением стихотворных потешек. При этом поочередно использовать игры, которые вызывают «комплекс оживления», и молчаливое присутствие взрослого в поле зрения ребенка. Планомерно развивать у ребенка умение прислушиваться к голосу взрослого, искать и находить глазами источник звучания. Использовать: детские песенки, сказки, стишки, содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.). Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом учитываем, что мальчик может быть очень чувствительным к слабым раздражителям. Развивать зрительные дифференциации цвета и формы, стимулировать зрительное сосредоточение на предмете, формировать сенсо-моторные функции (размещение вкладышей, близких по форме в соответствующих отверстиях, нанизывание колец, изменяющихся по величине, разложение однородных предметов разной величины на две группы и т.д.). |
Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от ее мышц, сухожилий и т.д и многочисленные повторения которых образуют ее телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями | ||
«Коммуникативно-речевое развитие» | 1.Развитие довербальной коммуникации 2.Развитие понимания речи -развитие пассивного словаря (существительные, глаголы, прилагательные, предложение); -понимание связной речи (изолированные действия, цепочки действий, работа над простой адаптивной сказкой) 3.Развитие речи на уровне первых слов: -развитие активного словаря; -работа по вызыванию звуков; -коррекционная работа по развитию речи 4.Развитие моторики: -общей; -мелкой; -артикуляторной | Развивать предпосылки совместной деятельности. Формировать способность к подражанию движений и звуков. Формировать способность к зрительного контакта во время общения. Развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.). Развивать устойчивость и концентрацию внимания. Детализация задач: Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой. Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи). Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп). Обучение произнесению гласных звуков (a-a). Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба). Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить). Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжатьразжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук, тренировка «радиально-ладонного» захвата, когда ребенок хватает ладонью и сгибает все пальцы вокруг предмета. Обучение тонко-моторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В дальнейшем: Продолжение массажа мышц рта и закрепление умений выполнения артикуляционной гимнастики (с помощью взрослого). Закрепление понимания ребенком своего имени и соотнесение с самим собой; называние своего имени. Закрепление понимания речевых и жестовых указаний взрослого. Продолжение обучения выражению действий и своих желаний одним словом: «открыть», «закрыть», «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам. Обучение соотнесению предметов с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту). Закрепление умений произнесения звуков: повторение звуков, воспроизводящих голос животного, произносимых взрослым; осознание собственных движений рта и более четкой артикуляции при произнесении звуков. При игре используются игрушки, затем картинки домашних животных, голоса которых легко воспроизводятся: кошка, собака, корова, коза. Обучение ответам на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? - Да», «Это ложка? - Нет»). Обучение составлению простых предложений, состоящих из двух-трех слов, включая подлежащее и сказуемое (фразой из двух слов «действие + предмет») с опорой на картинки с изображением людей, выполняющих какое-либо действие («Кто это? - Папа». «Что папа делает? - Папа идет»). |
Показатели успешного развития: Правильно произносит звуки русского языка; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую; налажен контакт глаза в глаза; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением | ||
«Познавательное развитие» | 1.Чувственный опыт 2. Знания о предмете 3.Знания о свойствах предмета 4.Знания о связях между предметами, взаимоотношение 5.Знания о последовательности, причине и следствие действий и событий | Развивать способность к восприятию и наблюдению за предметами. Формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними. Развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части. o Формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, малый, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.). Формировать способность к отзыву. Учить действовать по инструкции. Формировать способность употреблять в собственной речи слова, которые дают элементарные представления об ориентировании в пространстве (там, здесь, сюда, туда). |
Показатели успешного развития: Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один - много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предметы разного размера - «большой - маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы. Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2 - 3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок). Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплойхолодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу | ||
«Художественно - эстетическое развитие» | 1.Формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов; 2.Формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку; 3.Развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей; 4.Развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов; 5.Развивать чувства ритма; Развивать художественно – творческие способности | Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишкакосолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.) Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое представление - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. Знакомство с музыкальными инструментами. Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами Обучать использованию предметов, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующие движения руки, вызывающие эти звуки Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка) Знакомство с цветами радуги Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т. д. на усложнение Постройки из детских наборов строительного материала Выполнение аппликаций по замыслу ребенка Работа с пластилином, глиной, соленым тестом |
Показатели успешного развития: ребенок умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку. Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним). Способен повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании со взрослым | ||
«Физическое развитие» | 1.Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности 2.Развивать общую моторику 3.Развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстроту, равновесия) 4.Развивать координацию движений | Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; ходьба по узкой рейке прямо; ходьба по веревке прямо и боком; хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам. Ползание, лазание: ползание на четвереньках по полу; пролезание в обруч; подлезание под дугу; лазание по гимнастической стенке, перелезание с пролета на пролет. Прыжки: прыжки на двух ногах на месте разными способами; прыжки на одной ноге; подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед. Бросание, ловля, метание: перебрасывание мяча друг другу; бросание мяча вверх, в стороны; метание в цель. Учить выполнять общеразвивающие упражнения: поднимать руки вверх, вперед, в стороны; опускать и поворачивать голову в стороны; наклоняться вперед; приседать. Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче. Упражнения на гимнастическом мячее. Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке |
Показатели успешного развития: Владеет основными видами движения: умеет подкидывать и ловить мяч; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах. Умеет выполнять общеразвивающие упражнения | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрутный лист. (Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)
Индивидуальный образовательный маршрутный лист.(Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:общеразвивающей группы (в условиях инклюзии)...
