Программа индивидуальной коррекционной работы.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Программа индивидуальной коррекционной работы учителя -логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы

Название программы: Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков (звук [Л]).

Пояснительная записка.

Многие дети с речевыми проблемами попадают в речевую группу только в старшем дошкольном возрасте. Системная коррекционная работа с такой категорией детей необходима, так как при поступлении в школу речевые проблемы не только усилятся, но и спровоцируют нарушения в овладении всеми видами письменной речи, а часто и математикой. Согласно ФАОП ДОУ, образовательная деятельность с детьми с ТНР предполагает создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука, включающей в себя параллельно с звуковой коррекцией развитие всех компонентов речи.

Адресат: ХХХХХХ 6-7 лет,

Представление: ОНР 3 уровня

Воспитанница поступила в группу компенсирующей направленности по
решению ТПМПК.
Рекомендации ТПМПК:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Нормализация тонуса артикуляционного аппарата.
3. Развитие просодической стороны речи.
4. Постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
5. Развитие фонематической стороны речи, работа с оппозиционными
звуками.
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
По результатам логопедического обследования выявлено:

Общее звучание речи: голос звонкий, темп речи несколько замедленный, произношение звуков смазанное.
Строение артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная связка.
Состояние артикуляционной моторики: движения губ, языка медленные,
неточные, не в полном объёме; ограничены движения верхнего подъема,
трудности в выполнении артикуляционных упражнений «Качели», «Пароход» «Парус», «Маляр» «Лошадка», «Грибок»,
«Гармошка»; испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы; плохо ощущает положение языка во рту, повышенный тонус мышц кончика языка.

-Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов

-Режим занятий: индивидуальный, 25-30 минут

Цели и задачи:

Цель программы: организация коррекционной работы по постановке, автоматизации звука, формирование у ребенка правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.

Задачи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения «Л»;

- формировать правильное произношение фонем «Л»;

- коррекция нарушений звука и автоматизация «Л»;

- развитие артикуляционной моторики;

- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;

- поэтапная автоматизация в самостоятельной речи;

- развитие внимания, памяти;

- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4. Содержание программы:

Основные методы обучения:

– практические;

– наглядно-демонстрационные;

– игровые;

– словесные.

Организация работы по программе

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта.

Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная.

Индивидуальная работа проводится с одним ребёнком и направлена на формирование и постановку артикуляционных укладов звука «Л», развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка.

В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.

Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный этап
Задачи:
- включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс, создание мотивации к занятиям;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
II. Формирование первичных произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения «Л»;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звука «Л»
Способ постановки по подражанию.
Подготовительные упражнения (упражнения артикуляционной гимнастики и упражнения на развитие правильно речевого выдоха): «Улыбка», «Заборчик», «Болтушка», «Качели», «Почистим зубы», «Парус», «Накажем непослушный язычок», «Пароход», «Маляр»
Автоматизация исправленного звука в слогах.
1. [Л] автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных, в интервокальных слогах, в прямых слогах со стечением согласных;
2. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в начале слова, в середине слова и в конце слова.
3. Автоматизация звука в словосочетаниях, в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи.

#1050;алендарно-тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (Средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1

Подготовка к постановке звука «Л».

Формировать слуховое внимание и восприятие.

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели».

Работа над развитием дыхания и голоса: игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки.

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Зеркала, дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, бумажные игрушки и т. д.).

2

Подготовка к постановке звука «Л».

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Учить выделять звучащий в речи взрослого звук «Л».

Развивать мелкую и артикуляционную моторику для постановки звука «Л».

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука «Л»: «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Маляр».

Дидактические задания на развитие мелкой моторики и межполушарных связей.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Л».

Зеркала, дыхательные тренажеры, карточки с буквами, буквы конструктора ТИКО, предметные картинки.

3

Подготовка к постановке звука «Л».

Формирование

Диафрагмального

дыхания, длительного

фонационного выдоха.

Учить выделять звучащий в речи взрослого звук «Л».

Развивать мелкую и артикуляционную моторику для постановки звука «Л».

Дыхательные упражнения с движениями: «Как воет ветер?» «Весёлая вертушка».

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука «Л»: «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Маляр».

Зеркала, дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (тренажер для дыхания, перышки, дудочки, мыльные пузыри и другие надувные игрушки и т. д.).

4

Подготовка к постановке звука «Л». Постановка звука «Л».

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Оловянный солдатик», «Качели», «Лошадка», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние).

Постановка звука «Л».

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, игрушки, сюжетные картинки.

Игра «Геометрит».

5

Постановка звука «Л».

Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Иголочка», «Маляр»,

«Оловянный солдатик», «Качели»,

«Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка»

Постановка звука «Л» от межзубного произношения («Пароход гудит»).

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, буквы конструктора ТИКО, различные схемы.

6

Постановка звука «Л».

Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

«Заборчик», «Иголочка», «Маляр»,

«Оловянный солдатик», «Качели»,

«Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка»

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Выделение на слух и в произношении звука «Л» в словах

игра «Эхо»

Лампа-Лама-Лак- Бал_балка

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО, игрушки.

7

Постановка звука «Л». Произношение звука в прямых слогах (межзубный вариант).

Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Учить произносить звук «Л» межзубным способом.

«Заборчик», «Иголочка», «Маляр»,

«Оловянный солдатик», «Качели»,

«Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка»

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Развитие слухового внимания и памяти:

Игра «Замени звук на «Л»:

Песок- Лесок

Репка-лепка

Тюк-люк

Мед-лед

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО, игрушки.

8

Постановка звука «Л». Произношение звука в прямых слогах (межзубный вариант).

Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Учить произносить звук «Л» межзубным способом в слогах.

«Заборчик», «Иголочка», «Маляр»,

«Оловянный солдатик», «Качели»,

«Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка»

Выделение на слух хлопком звука [л] из ряда слов: лента, утка. Ложка, ножка, лодка, лужа

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО игрушки.

9

Постановка звука «Л». Произношение звука в прямых слогах (межзубный вариант), в словах.

Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Учить произносить звук «Л» межзубным способом.

«Заборчик», «Иголочка», «Маляр»,

«Оловянный солдатик», «Качели»,

«Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка»

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Игра «Посчитай до пяти» (ласточка, лодка, ландыш)

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО игрушки.

10

Постановка звука «Л». Произношение звука в слогах, словах.

Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Развивать боковые мышцы языка.

Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Закреплять умение произносить звук «Л» межзубным способом в слогах и словах.

«Заборчик», «Иголочка», «Маляр»,

«Оловянный солдатик», «Качели»,

«Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка».

Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В.

Развитие памяти, внимания.

Игра «Перепутанные слова»

Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО игрушки.

Нищева «Тетрадь - тренажер» на дифференциацию звуков.

6. Планируемые результаты реализации программы:

– правильно произносит звук «Л»;

– пользуется звуком «Л» в свободной речи;

– вычленяет звуки «Л» из слова, правильно его произносит, проводит анализ артикуляции;

–– владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза.

7. Условия реализации программы.

Условия успешной реализации программы обусловлены следующими факторами:

степенью выраженности дефекта;

• возрастом ребенка и его соматическим состоянием;

• психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;

• особенностями эмоционально-волевой сферы;

• влиянием микросоциального окружения;

• сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;

• реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алалия. Программа индивидуальной коррекционной работы.

Предложены виды игр и упражнений для занятий с неговорящим ребёнком....

План – программа индивидуальной коррекционно – развивающей работы

Вариант планирования индивидуальной коррекционно - развивающей работы...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...

Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы

Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушени...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...