Программа индивидуальной коррекционной работы.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Программа индивидуальной коррекционной работы учителя -логопеда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы
Название программы: Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков (звук [Л]).
Пояснительная записка.
Многие дети с речевыми проблемами попадают в речевую группу только в старшем дошкольном возрасте. Системная коррекционная работа с такой категорией детей необходима, так как при поступлении в школу речевые проблемы не только усилятся, но и спровоцируют нарушения в овладении всеми видами письменной речи, а часто и математикой. Согласно ФАОП ДОУ, образовательная деятельность с детьми с ТНР предполагает создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука, включающей в себя параллельно с звуковой коррекцией развитие всех компонентов речи.
Адресат: ХХХХХХ 6-7 лет,
Представление: ОНР 3 уровня
Воспитанница поступила в группу компенсирующей направленности по
решению ТПМПК.
Рекомендации ТПМПК:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Нормализация тонуса артикуляционного аппарата.
3. Развитие просодической стороны речи.
4. Постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
5. Развитие фонематической стороны речи, работа с оппозиционными
звуками.
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
По результатам логопедического обследования выявлено:
Общее звучание речи: голос звонкий, темп речи несколько замедленный, произношение звуков смазанное.
Строение артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная связка.
Состояние артикуляционной моторики: движения губ, языка медленные,
неточные, не в полном объёме; ограничены движения верхнего подъема,
трудности в выполнении артикуляционных упражнений «Качели», «Пароход» «Парус», «Маляр» «Лошадка», «Грибок»,
«Гармошка»; испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы; плохо ощущает положение языка во рту, повышенный тонус мышц кончика языка.
-Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов
-Режим занятий: индивидуальный, 25-30 минут
Цели и задачи:
Цель программы: организация коррекционной работы по постановке, автоматизации звука, формирование у ребенка правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.
Задачи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения «Л»;
- формировать правильное произношение фонем «Л»;
- коррекция нарушений звука и автоматизация «Л»;
- развитие артикуляционной моторики;
- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;
- поэтапная автоматизация в самостоятельной речи;
- развитие внимания, памяти;
- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Содержание программы:
Основные методы обучения:
– практические;
– наглядно-демонстрационные;
– игровые;
– словесные.
Организация работы по программе
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта.
Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная.
Индивидуальная работа проводится с одним ребёнком и направлена на формирование и постановку артикуляционных укладов звука «Л», развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный этап
Задачи:
- включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс, создание мотивации к занятиям;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
II. Формирование первичных произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения «Л»;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звука «Л»
Способ постановки по подражанию.
Подготовительные упражнения (упражнения артикуляционной гимнастики и упражнения на развитие правильно речевого выдоха): «Улыбка», «Заборчик», «Болтушка», «Качели», «Почистим зубы», «Парус», «Накажем непослушный язычок», «Пароход», «Маляр»
Автоматизация исправленного звука в слогах.
1. [Л] автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных, в интервокальных слогах, в прямых слогах со стечением согласных;
2. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в начале слова, в середине слова и в конце слова.
3. Автоматизация звука в словосочетаниях, в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи.
#1050;алендарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание: методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (Средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1 | Подготовка к постановке звука «Л». | Формировать слуховое внимание и восприятие. Развивать фонематические процессы. Развивать мелкую и артикуляционную моторику. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели». Работа над развитием дыхания и голоса: игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки. Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. | Зеркала, дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, бумажные игрушки и т. д.). |
2 | Подготовка к постановке звука «Л». | Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. Учить выделять звучащий в речи взрослого звук «Л». Развивать мелкую и артикуляционную моторику для постановки звука «Л». | Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука «Л»: «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Маляр». Дидактические задания на развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Л». | Зеркала, дыхательные тренажеры, карточки с буквами, буквы конструктора ТИКО, предметные картинки. |
3 | Подготовка к постановке звука «Л». | Формирование Диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха. Учить выделять звучащий в речи взрослого звук «Л». Развивать мелкую и артикуляционную моторику для постановки звука «Л». | Дыхательные упражнения с движениями: «Как воет ветер?» «Весёлая вертушка». Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука «Л»: «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Маляр». | Зеркала, дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (тренажер для дыхания, перышки, дудочки, мыльные пузыри и другие надувные игрушки и т. д.). |
4 | Подготовка к постановке звука «Л». Постановка звука «Л». | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Оловянный солдатик», «Качели», «Лошадка», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние). Постановка звука «Л». Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. | Зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, игрушки, сюжетные картинки. Игра «Геометрит». |
5 | Постановка звука «Л». | Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Иголочка», «Маляр», «Оловянный солдатик», «Качели», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка» Постановка звука «Л» от межзубного произношения («Пароход гудит»). Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. | Зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, буквы конструктора ТИКО, различные схемы. |
6 | Постановка звука «Л». | Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. | «Заборчик», «Иголочка», «Маляр», «Оловянный солдатик», «Качели», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка» Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Выделение на слух и в произношении звука «Л» в словах игра «Эхо» Лампа-Лама-Лак- Бал_балка Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. | Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО, игрушки. |
7 | Постановка звука «Л». Произношение звука в прямых слогах (межзубный вариант). | Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Учить произносить звук «Л» межзубным способом. | «Заборчик», «Иголочка», «Маляр», «Оловянный солдатик», «Качели», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка» Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Развитие слухового внимания и памяти: Игра «Замени звук на «Л»: Песок- Лесок Репка-лепка Тюк-люк Мед-лед Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. | Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО, игрушки. |
8 | Постановка звука «Л». Произношение звука в прямых слогах (межзубный вариант). | Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Учить произносить звук «Л» межзубным способом в слогах. | «Заборчик», «Иголочка», «Маляр», «Оловянный солдатик», «Качели», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка» Выделение на слух хлопком звука [л] из ряда слов: лента, утка. Ложка, ножка, лодка, лужа Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. | Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО игрушки. |
9 | Постановка звука «Л». Произношение звука в прямых слогах (межзубный вариант), в словах. | Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Учить произносить звук «Л» межзубным способом. | «Заборчик», «Иголочка», «Маляр», «Оловянный солдатик», «Качели», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка» Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Игра «Посчитай до пяти» (ласточка, лодка, ландыш) Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. | Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО игрушки. |
10 | Постановка звука «Л». Произношение звука в слогах, словах. | Закреплять умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ. Развивать боковые мышцы языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Закреплять умение произносить звук «Л» межзубным способом в слогах и словах. | «Заборчик», «Иголочка», «Маляр», «Оловянный солдатик», «Качели», «Непослушный язычок», «Чистим зубки» (верхние!), «Лошадка». Логоритмические упражнения под музыку Железновой О.С, Ткаченко Т.В. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики Ткаченко Т.В. Развитие памяти, внимания. Игра «Перепутанные слова» | Зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, буквы конструктора ТИКО игрушки. Нищева «Тетрадь - тренажер» на дифференциацию звуков. |
6. Планируемые результаты реализации программы:
– правильно произносит звук «Л»;
– пользуется звуком «Л» в свободной речи;
– вычленяет звуки «Л» из слова, правильно его произносит, проводит анализ артикуляции;
–– владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза.
7. Условия реализации программы.
Условия успешной реализации программы обусловлены следующими факторами:
• степенью выраженности дефекта;
• возрастом ребенка и его соматическим состоянием;
• психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;
• особенностями эмоционально-волевой сферы;
• влиянием микросоциального окружения;
• сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;
• реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алалия. Программа индивидуальной коррекционной работы.
Предложены виды игр и упражнений для занятий с неговорящим ребёнком....

План – программа индивидуальной коррекционно – развивающей работы
Вариант планирования индивидуальной коррекционно - развивающей работы...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Пояснительная записка Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...

Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы
Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушени...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с ...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...