Принципы логопедической работы у детей с моторной алалией
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
В статье представлены этапы логопедической работы у детей с моторной алалией. А также приведены примеры разнообразных игр и упражнений, которые способствуют вызыванию у малыша первых речевых звуков, слогов, слов. Даны основные рекомендации для специалистов, благодаря которым работа с детьми будет более эффективна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы логопедической работы у детей с моторной алалией.
В статье представлены этапы логопедической работы у детей с моторной алалией. А также приведены примеры разнообразных игр и упражнений, которые способствуют вызыванию у малыша первых речевых звуков, слогов, слов. Даны основные рекомендации для специалистов, благодаря которым работа с детьми будет более эффективна.
Среди детей— моторных алаликов, значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития, которые либо совсем не говорят, либо пользуются отдельными звуковыми комплексами. У таких детей отмечаются и неречевые нарушения, проявляющиеся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
Развитие речи у таких детей резко отличается от онтогенетического развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям. У детей-алаликов в процессе их развития накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, т. е. у них не создаётся система. Поэтому алалики в процессе своего развития лишь переходят с одного уровня недоразвития речи на другой, оставаясь по сути дела неговорящими (или плохо говорящими) детьми.
При комплексном (медицинском и педагогическом) воздействии речь алаликов значительно улучшается. Общей целью логопедической работы при моторной алалии является создание у алаликов речевой базы. Наиболее оправданной моделью создания такой базы является путь развития речи в онтогенезе.
Логопедическая работа с моторными адалинами строится обычно поэтапно. Конечный успех всей работы определяется логопедическим воздействием: оправданностью целевой установки, обоснованностью программы речевого развития, а также эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка.
Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия при алалии будет создание «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи у алаликов и усвоение ими языковой системы. Воздействие осуществляется как двухступенчатое: сначала ведётся работа над преодолением тех или иных неречевых нарушений и лишь вслед за ней— над преодолением речевых. Обоснованием такой последовательности служит известное положение о зависимости развития речи от развития других процессов. Однако путь последовательного преодоления алалии — от неречевых нарушений к речевым — не является единственно возможным, так как при этом недостаточно учитывается зависимость развития психических процессов от развития речи. Возможен и третий путь — одновременной коррекции речевых и неречевых отклонений. В данной работе отдаётся предпочтение второму пути и отправной точкой логопедического воздействия избираем работу над формированием речи. Перед ребёнком стоит задача овладеть знаками языка и научиться оперировать ими в соответствии с той или иной целью, т.е. овладеть речевыми действиями. Перед логопедом стоит задача составления программы обучения, предусматривающей как отбор материала, так и расположение его в определённой последовательности.
На первых этапах логопедического воздействия обычно рекомендуется начинать работу над произношением и накоплением слов, обозначающих названия известных предметов. Эту работу советуют проводить в форме вопросов и ответов. Логопедическая работа на первом этапе строится по схеме произношения слов (имён существительных) на доступной алалику фонетической базе — постановка новых звуков — произношение слогов и слов (опять же имён существительных) с новыми звуками. Задачи стимуляции, активизации речевых проявлений на данном этапе решается в первую очередь на основе принципа доступности. Используется также принцип усложнения нагрузки (на базе сформировавшихся звуков и слогов формируются более сложные звуки и слоговые структуры).
В решении этой задачи определённую роль играет и принцип учёта развития речи в норме: нормальный ребёнок вплоть до конца половины второго года жизни оперирует преимущественно «именными суждениями». Учётом этого же принципа можно объяснить и требование постепенного усложнения слоговой структуры строя. Но, при этой работе, логопедическое воздействие оказывается односторонним, не стимулирующим развитие речи в целом. Для того чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с алаликами оказалось достаточно зафиксированным, необходимо, развитие предикативной функции и овладение элементами грамматического строя. Основное внимание при этом уделяется семантической стороне речи, а не фонетической её реализации, т. е. на первых этапах формирования речи мы допускаем неправильное произношение. Такая ориентировка методических указаний опирается на закономерности развития речи в норме.
Работа по «грамматическому» развитию алаликов должна начинаться как можно раньше, так как овладение грамматикой создаёт перспективу для овладения речью в целом: для роста словаря и для развития звуковой стороны. Ребёнок должен овладеть определённым кругом грамматических конструкций. Из конструкций, которыми располагает язык, должны быть отобраны: наиболее существенные в связи с работой по развитию предикативной функции речи; наиболее типичные для разговорной речи; наиболее часто в ней встречающиеся. Алалики после работы, проведённой с ними, приобретают способность произносить слово в той или иной форме. Но самостоятельно конструировать формы слов алалик не может. Поэтому задачей логопедического обучения является создание грамматических моделей. Логопеду необходимо работать над грамматическими противопоставлениями. Работа над формированием грамматического строя предусматривает не коллекционирование ребёнком форм и конструкций, а овладение самим механизмом грамматики.
Основное внимание нужно уделить активизации слов речи, а для этого все те слова, которыми пользуется ребёнок, и те слова, которыми он овладевает в процессе логопедической работы, полезно включать в те грамматические модели, которые у него сформировались. Эта работа способствует активизации и словаря, и фразовой речи.
Работа над фонетической стороной речи должна проводиться с развитием речи ребёнка, а не предшествуя ей.
Изложенные принципы формирования речи у моторных алаликов реализуется в ходе логопедической работы с ними на следующих начальных этапах.
Первый этап. Отправной точкой речевого развития на этом этапе избирается минимальный, коммуникативно значимый отрезок. Таким отрезком является односложная фраза. Такие однословные фразы должны составляться из тех слов, которые необходимы для выражения предикативности, т. е. из слов, обозначающих действия (из глаголов). Фоном, на котором проводится логопедическая работа, служит общение логопеда с алаликом. Опираясь на сформированные у ребёнка возможности адекватно реагировать на побуждение к действию, логопед в форме побудительного предложения предлагает ребёнку выполнять то или иное действие (Сядь! Встань! Дай! Иди! и т. д.).
Такая форма общения с ребёнком приводит к образованию диалога, в котором словесная реакция ребёнка приобретает все качества предложения, типичного для разговорной речи, хотя и однословного. Необходимо в дальнейшем организовать диалог так, чтобы инициатива исходила и от самого алалика. Логопед при помощи инструкции попроси (кого-либо) сделать (что-либо) усложняет задачу. В результате проведённой работы у ребёнка формируется ещё один тип предложения. Между этими двумя типами (моделями) предложений есть чёткие различия как в интонационном рисунке, так и в аффиксах слов, из которых они состоят. Здесь достаточно противопоставить форму 1-го лица настоящего времени с окончанием на -у (-ю), акцентируя внимание на том, что окончание -у употребляется тогда, когда ребёнок сам что-либо делает, остальные формы, — когда действие выполняет другой.
Второй этап. Целью этого этапа является формирование у алаликов предложений из двух слов на базе однословных предложений, сформированных на первом этапе. Центром таких двусловных предложений на данном этапе остаётся глагол либо в форме 1-го лица настоящего времени, либо в побудительной форме. Усложнение синтаксической схемы этих предложений осуществляется за счёт включения второстепенных членов — имён существительных в формах косвенных падежей. Лучше ограничить распространение конструкций предложений двумя моделями: моделью винительного падежа единственного числа (несу куклу) и моделью предложного падежа единственного числа с предлогом на (сижу на стуле). Эти модели являются наиболее частыми для глагольных сочетаний. Логопедическая работа на этом этапе также строится на общении логопеда с ребёнком, но проводится на фоне действия ребёнка с предметами. Ребёнку задаются вопросы о том, каким предметом он в данный момент манипулирует, например: Кого (что) ты несёшь?, Кого (что) ты держишь? и т. д. При ответах ребёнка нужно обращать внимание на окончание (куклу, мишку и т. д.). В дальнейшем логопед задаёт вопрос: Что ты делаешь? Для облегчения такого ответа логопед сам произносит сочетание, а также использует ряд внешних опор: дирижирование, отстукивание и т. д. Аналогичным образом проводится работа и над конструкциями с предложным падежом. При переходе к этим конструкциям необходимо помнить о возможности смещения форм и предусмотреть работу по их дифференциации.
Третий этап. После отработки названных моделей можно перейти к формированию моделей из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Качественное отличие данного этапа от предыдущего заключается в том, что ребёнок должен высказать суждение не о своих собственных действиях, а о действиях другого лица (или животного) или о состоянии предмета (мяч упал и т. д.). Эту работу сначала следует проводить на основе наблюдений алалика над действиями окружающих его лиц. На вопрос логопеда о том, что делает то или иное лицо, ребёнок даёт ответ. При ответах обращается внимание на правильное произношение окончаний. Помимо вопросов о действиях лиц логопед задаёт вопросы о лицах, совершающих действия: Кто идёт (несёт, сидит и т. д.)? В процессе ответов на вопросы, у ребёнка вырабатывает модель: подлежащее + сказуемое (Витя сидит, мама идёт). На этом этапе необходимо провести работу по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола(иду—идёт), а также по дифференциации форм именительного и косвенных падежей. На данном этапе уже можно проводить работу над правильностью произношения слов.
Таким образом первоначальное формирование речи у моторных алаликов происходит поэтапно в процессе комплексной работы. Логопедическое коррекционное воздействие способствует формированию структуры фразы от элементарной к более сложной. В качестве основного лексико-грамматического материала при формировании структуры рекомендуется использовать лишь глаголы и имена существительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импре...

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет
Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Использование сказкотерапии на логопедическом занятии для детей с моторной алалией
Конспект подгруппового логопедического занятияс элементами сказкотерапии для детей с моторной алалиейна тему: «Курочка Ряба в гостях»...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методики графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией.
На занятиях по "запуску речи" активно использую графомоторной стимуляции....

Развитие неречевых психических функций у детей с моторной алалией на логопедических занятиях
У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда психических функций.Наблюдаются отклонения в формировании:· п...

Особенности коррекционной работы у детей с моторной алалией
Коррекционная работа с детьми, страдающими моторной алалией, предполагает комплексный подход. Необходимо развивать не только речевые, но и неречевые функции, так как в основе алалии лежит органическое...
