Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детского сада комбинированного вида
статья по коррекционной педагогике
В настоящее время одной из актуальных проблем в образовании становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. На сегодняшний день в нашей организации осуществляется инклюзивное образование 30 детей с ОВЗ из них 29 воспитанников социализированы и адаптированы к условиям детского сада и один ребенок имеет ярко выраженную дезадаптацию. Ребенок поступил в детский сад в августе 2021 года, имел рекомендации ТПМПК о реализации АОП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью.
На совместном заседании с родителями, специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» и членами психолого-педагогического консилиума (ППк) разработан алгоритм взаимодействия всех специалистов детского сада и центра «Ладо», совместно с родителями и выстроен график занятий.
Из-за дезадоптации к новым социальным условиям (у ребенка отсутствовала речь, с криком заходила на территорию детского сада, в группе хаотично разбрасывала игрушки, кричала, в контакт с воспитателями и детьми не вступала) - родителями было принято решение о пребывании девочки только на занятиях специалистов.
На ППк дошкольной образовательной организации (ДОО) определили бинарную деятельность специалистов, как наиболее эффективную для организации коррекционно-развивающего обучения. Бинарная деятельность – это эффективная форма организации образовательной деятельности одновременно двумя или несколькими специалистами. Одним из ключевых преимуществ бинарной деятельности является возможность интеграции различных методов и приёмов коррекционной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Батанина Ольга Александровна:
учитель-дефектолог;
Кошевых Ирина Германовна:
педагог-психолог;
Шипулина Ирина Юрьевна:
учитель-логопед:
МБДОУ ПГО
«Детский сад № 69»
город Полевской
Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детского сада комбинированного вида
В настоящее время одной из актуальных проблем в образовании становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.
На сегодняшний день в нашей организации осуществляется инклюзивное образование 30 детей с ОВЗ из них 29 воспитанников социализированы и адаптированы к условиям детского сада и один ребенок имеет ярко выраженную дезадаптацию. Ребенок поступил в детский сад в августе 2021 года, имел рекомендации ТПМПК о реализации АОП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью.
На совместном заседании с родителями, специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» и членами психолого-педагогического консилиума (ППк) разработан алгоритм взаимодействия всех специалистов детского сада и центра «Ладо», совместно с родителями и выстроен график занятий.
Из-за дезадоптации к новым социальным условиям (у ребенка отсутствовала речь, с криком заходила на территорию детского сада, в группе хаотично разбрасывала игрушки, кричала, в контакт с воспитателями и детьми не вступала) - родителями было принято решение о пребывании девочки только на занятиях специалистов.
На ППк дошкольной образовательной организации (ДОО) определили бинарную деятельность специалистов, как наиболее эффективную для организации коррекционно-развивающего обучения. Бинарная деятельность – это эффективная форма организации образовательной деятельности одновременно двумя или несколькими специалистами. Одним из ключевых преимуществ бинарной деятельности является возможность интеграции различных методов и приёмов коррекционной работы.
На практике было получено подтверждение, что бинарная деятельность усиливает эффект коррекционной работы и улучшает результативность, также способствует развитию навыков социального взаимодействия и сотрудничества, улучшает социально-эмоциональную адаптацию ребенка.
Каждый специалист проводит свою часть занятия автономно, привлекая родителя, при этом осуществляется совместное планирование форм и методов работы. В процессе занятия роли педагогов меняются: каждый специалист может выполнять разные функции (роль ведущего специалиста, роль тьютора, организатора пространства, ассистента, консультанта).
При создании среды для организации образовательного процесса с ребенком с РАС мы учитывали:
• организацию пространства;
• организацию времени;
• организацию социального окружения.
Организация специального пространства для коррекционно-развивающей работы имеет важное значение. Примеры из научных исследований ученых также подтверждают важность создания специальных пространств для детей с РАС.
Жуковская Е.В., Кириллова Е.А. , Лукьянова Н.В., Ларионова Н.С. в своих исследованиях получили подтверждение, что организация специализированного пространства с учетом специфики восприятия детей с РАС способствует улучшению коммуникативных навыков и поведения воспитанников. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и стабильно важна четкая внутренняя структура, поэтому предметно-пространственная среда стала максимально упорядоченной, функциональной, немногочисленной и обедненной.
Занятия с ребенком проходят в двух помещениях. Одно помещение для формирования учебного поведения в обедненном пространстве (за столом), а второе – в условиях сенсорной комнаты с целью дозированного получения разнообразных сенсорных стимулов.
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий. Опыт работы показывает, что организация времени в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, играет важную роль. Использование четкого расписания дня помогает детям чувствовать себя более комфортно и предсказуемо, что в свою очередь способствует их лучшей адаптации к новым условиям.
В статье «Роль организации времени в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» Давыдовой Н.И. отмечается, что регулярное планирование деятельности, включая коррекционные занятия и время для отдыха, являются важными элементами в организации дня детей с РАС в детском саду.
Поэтому было уделено внимание упорядочиванию режима дня и составлению расписания занятий. Проведены консультации для родителей с целью необходимости соблюдения режима дня в домашних условиях. Проведя наблюдение за деятельностью и режимом дня ребенка, скорректировали расписание занятий, когда ребенок бывает в наиболее ресурсном состоянии.
Социальное окружение играет важную роль в адаптации ребенка с РАС к условиям детского сада и в развитии его социальных навыков. В научной работе В.С. Кузнецовой и Н.А. Николаевой «Социальное окружение детского сада как условие коррекции социальной адаптации детей с РАС» (2017г.) подтверждено, что организация специального социального окружения способствует эффективной коррекционной работе с детьми с РАС в детском саду и способствует развитию социальных навыков у этих детей. В данном исследовании было выявлено, что использование специальных средств обучения, привлечение к работе с детьми специалистов и организация специальных зон способствуют формированию у детей с РАС социальной адаптации.
В этот же период специалисты ДОО столкнулись с проблемой использования специфических методов и приемов, как основных, так и вспомогательных в коррекционной работе для ребенка с РАС.
Для оптимизации процесса сопровождения было организовано взаимодействие с педагогом-психологом Центра ЛАДО, которое было реализовано в виде консультаций специалистов ДОО и родителей ребёнка, совместного проведения коррекционных занятий с показом эффективных методов и приёмов работы с данным ребёнком, организация «Групп поддержки родителей».
На данный момент выявленные трудности удалось преодолеть, с ребёнком установился эмоциональный контакт, она вступает во взаимодействие со взрослыми, на коррекционные занятия приходит с удовольствием, у ребенка сформировано учебное поведение, значительно увеличилось время продуктивного взаимодействия, может выполнить словесную инструкцию педагога, появились зачатки речи (отдельные действия, предметы обозначает короткими словами: си – красиво, ищи, нет, мама, баба, папа, капутя – капуста).
Таким образом, грамотное построение и организация пространства, времени и социального окружения, применение специального подхода и методов коррекционной работы помогло добиться положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе с ребенком с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детского сада комбинированного вида.
Список литературы:
- Башина В. М. Ранний детский аутизм. / Исцеление. — М., 1993.
- Давыдова Н.И. Статья «Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» - 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-imeyuschimi-rasstroystva-autisticheskogo-spektra/viewer
- Кондакова О.Н. Статья «Комплексная психолого-педагогическая коррекция детей с РДА – необходимое условие успешной интеграции ребенка в социум» - 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-detey-s-rda-neobhodimoe-uslovie-uspeshnoy-integratsii-rebenka-v-sotsium/viewer
- Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год Составитель:педаг...
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...

Индивидуальное сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями
Индивидуальное сопровождение ребенка...

Коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Используемая литература:Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детск...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детского сада комбинированного вида.
Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений....

Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детского сада комбинированного вида
Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детского сада комбинированного вида...
