Индивидуальные образовательные маршруты
материал по коррекционной педагогике

Татьяна Ивановна Быкова

Индивидуальные образовательные маршруты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_podg.gr_.zrenie.docx41.08 КБ
Файл iom_st.g_sluh_.docx40 КБ
Файл iom_zpr_p.gr_.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»

Индивидуальныйобразовательный        маршрут

для обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего)

Ф.И.О.ребёнка

Подготовительная группа

Общеразвивающей направленности

г. Лесосибирск – 2023 г.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ИОМ строится и редактируется в течение учебного года с учетом потенциала ребенка, успешности или неуспешности выполнения ребенком предложенных упражнений и заданий, степени усвоения навыков, знаний и умений прошлого периода.

ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКАРЕБЁНКА

Общая характеристика деятельности.

Ребенок очень общительный, легко идет на контакт, желает о многом рассказать педагогу. В деятельность, организованную взрослым включается. Мальчик спокоен, суетливых движений не наблюдается, не пытается  направить деятельность по своему желанию, выполняет все задания последовательно и сосредоточено.Темп деятельности – высокий.Деятельность целенаправленная, планомерная. Инструкции понимает в полном объеме без дополнительных объяснений. Рассуждения и ответы на вопросы логичные. Произвольная регуляция деятельности наблюдается. Речь понятная. Фразовая и связная речь развиты в соответствии с возрастной нормой.

Психологические особенности, выявленные в ходе обследования:

  1. Уровень общей осведомленностисоответствуетвозрастной норме. Задания «Нелепицы» и «Времена года» выполнил в полном объеме без дополнительных пояснений педагога.
  2. Внимание «Найди такую же картинку» - с заданием «Найди такую же картинку» справился. Способность устанавливать тождество, находить сходство и различие предметов на основе зрительного анализа развита в соответствии с возрастной нормой. Уровень развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия соответствуют возрастной норме.
  3. Память «10 предметов» - объем непосредственной образной памяти ребенка соответствует возрастной норме (из десяти предметов назвал шесть).
  4. Мышление «Найди семью» - уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению соответствует возрастной норме (самостоятельно безошибочно разложил карточки с предметами по группам, к каждой группе предметов назвал обобщающее слово).
  5. Мышление «Рыбка» - уровень развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство соответствует возрастной норме (ребенок самостоятельно проанализировал схему и на основе анализа без затруднений воспроизвел изображение, перепутал два оранжевых треугольника разного размера, возможно, по причине плохого зрения).
  6. «Рисунок человека» - ведущая рука правая, карандаш держит правильно, нажим средний. Начал рисунок  с головы. Человека нарисовал схематически.
  7. Речь, мышление «Последовательные картинки» - способности ребенка понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ развиты в соответствии с возрастной нормой (самостоятельно разложил картинки поочередно, ошибся один раз, самостоятельно исправил ошибку, воспроизвел рассказ).
  8. Восприятие «Разрезные картинки» - уровень развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета соответствует возрастной норме (с заданием справился самостоятельно, безошибочно, быстро).
  9. Воображение «На что это похоже?» - уровень развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления соответствует возрастной норме (на каждый рисунок назвал по три ассоциации).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий, способствующих социализации и личностному всестороннему развитию слабовидящего ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать пространственные представления.
  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Развивать компетенции познавательной и коммуникативной сферы.
  3. Развивать мелкую моторику.
  1. Способствовать формированию положительной оценки себя и своих способностей.

             ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИОМ:

  1. Этап наблюдения
  2. Диагностический этап
  3. Этап конструирования
  4. Этап реализации (с промежуточной диагностикой)
  5. Этап итоговой диагностики

Срок реализации ИОМ: 2023-2024 учебный год

Форма занятий:индивидуальныезанятия два раза в неделю

Продолжительность занятия: 25 минут

Формы и методы работы:

  1. применение игровых технологий;
  2. применение нейроупражнений;
  3. включение элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования;
  4. словесные (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (наблюдение, демонстрационные материалы), практические (упражнения, графические пробы) методы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Сформированы пространственные представления.
  2. Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, уверенно включается в совместную игру с детьми.
  3. Ребенок положительно оценивает себя и свои способности.
  4. Познавательныйпотенциалребёнка, уровень общей осведомленности и развитие мелкой моторики соответствуют возрастной норме.

Способфиксации результата реализации ИОМ: проведение промежуточного диагностического обследования в середине учебного года и проведение контрольного (итогового) диагностического обследования по завершении реализации маршрута, сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики (диагностические методики: экспресс-диагностика в детском саду под редакцией Павлова Руденко, «Лесенка» - исследование самооценки, исследование психосоциальной зрелости – кругозор); наблюдение  режимных моментов и игровой деятельности.

Календарное планирование индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ (усв/не усв/

на стадии усвоения)

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ

1.Первичная диагностика

2.Наблюдение (режимные моменты, свободная деятельность, НОД, игровая деятельность)

3.Сбор данных по раннему развитию и динамике усвоения образовательной программы

4.Налаживание эмоционального контакта с ребенком

5.Усвоение правил поведения в кабинете педагога-психолога

6.Формирование интереса к занятиям с психологом

7.«Давай представимся» (развитие умения представиться, называть свои ФИО, рассказать о себе, о своей семье)

8.«Собери бусы по схеме» (развитие мелкой моторики)

9.«Копилка достижений» (проводится каждое занятие!)- ребенок вспоминает что значимого (хорошего) он сделал вчера, педагог записывает это на бумаге, обсуждает с ребенком значимость этого поступка (действия), ребенок сворачивает бумагу и кладет её в копилку достижений (поддержание положительной оценки себя и своих способностей)

10.«Составь картинку» - ребенок выкладывает сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости)

11.«Готовим суп, компот» (расширение кругозора ребенка; формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы: овощи, фрукты, ягоды; развитие речи)

ОКТЯБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Солнышко» - ребенок рисует солнышко с лучами, описывает свое солнышко, далее ребенку предлагается представить, что он и есть это солнышко, задача ребенка каждый лучик обозначить каким-либо своим хорошим качеством (поддержание положительной самооценки)

3.Работа с блоками Дьенеша «Повтори постройку» (развитие умения действовать по образцу)

4.«Разрезные картинки» - 4-составные (развитие зрительного восприятия)

5.Работа с предметными картинками «Посуда», ответы на простые вопросы: Как мы используем эту посуду? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.«Обыграй ситуацию» - ребенок совместно с педагогом или сверстником обыгрывают предложенную ситуацию, например: твой друг плачет - успокой его; у тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе; ребенок играет в интересную игру, тебе тоже хочется с ним поиграть – предложи ему поиграть вместе (развитие коммуникативной сферы: умения вступать в разговор, обмениваться чувствами)

7.«Ёжик» - нейрогимнастика – ребенок при помощи пинцетов двумя руками одновременно вытаскивает иголки из ёжика, затем их вставляет обратно, пересчитывает иголки (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, закрепление счета в пределах первого десятка)

8.«Волшебный коврик» - задача ребенка выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого: в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат (развитие пространственных представлений, усвоение сенсорных эталонов)

9.«Сверни ленту», «Собери бусы по схеме», «Составь узор из счетных палочек», «Мнем – расправляем бумагу двумя руками» (развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия)

10.«Повтори ритм» - педагог отстукивает карандашом определенный ритм, задача ребенка повторить отстукивание по заданному ритму (развитие слухового внимания)

НОЯБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Я» - педагог перечисляет качества человека, если ребенок считает, что это качество ему свойственно, встает на стул и кричит: «Это про меня!» (развитие адекватной самооценки)

3.Работа с предметными картинками «Дикие и домашние животные», короткое описание животного, ответы на простые вопросы: Где живет? Чем питается? Как говорит? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4.«Запомни слова и повтори» - 5 слов (развитие слуховой памяти)

5.«Прищепки» - задача ребенка прикрепить прищепки к кругу в соответствии с цветом; прикрепить прищепки в цветовом порядке, который диктует педагог; прикреплять прищепки двумя руками одновременно в соответствии с цветом, например, правая рука – синие прищепки, левая - красные  (развитие моторики, межполушарного взаимодействия, умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

6.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения)

7.«Пальцы добрые  - пальцы злые» - взрослый предлагает детям превратить свои пальчики на одной руке в добрых волчат, на другой в злых зайчат, им нужно познакомиться, поиграть, может быть поссориться (развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков)

8.Нейрогимнастика: «Веселые пальчики», «Повтори движение», «Пройди по маршруту двумя руками», «Мнем и расправляем бумагу» (развитие межполушарного взаимодействия)

9.Самомассаж, упражнения с мячами Су-джок, «Вырежи геометрические фигуры» (развитие мелкой моторики)

10.«Назови соседей» - Вариант 1. Педагог просит обнаружить изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху слева от определенного  предмета, и т.п. Вариант 2. Педагог просит назвать или указать на предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п.

(формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости)

ДЕКАБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.Рисование «Я победитель!» - ребенок изображает себя на листе бумаге в роли победителя, рассказывает историю своей победы (повышение самооценки ребенка)

3.«Запомни слова и повтори» - 7 слов (развитие слуховой памяти)

4.Работа с предметными картинками «Мебель», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет мебели? Есть ли в этой комнате такой предмет мебели? Покажи его, потрогай его, какой он? Твердый, мягкий, горячий, холодный? Какого цвета? Большой или маленький? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи, усвоение сенсорных эталонов)

5.Аппликация «Цветная цепочка на ёлку» (развитие мелкой моторики)

6.«Изобрази пословицу» - ребенок с помощью жестов и мимики изображает пословицы, например: слово не воробей – вылетит, не поймаешь; нет друга – ищи, а найдешь – береги; без труда не вытащишь и рыбку из пруда (развитие умения использовать невербальные средства общения)

7.«Укрась ёлку» - Вариант 1. На листе изображена ёлка, но все шарики на ней белые. Ребенку предлагается  раскрасить шарики по инструкции педагога (с указанием места расположения). Вариант 2. заготовлены ёлочки из бумаги и уже вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов, ребенку необходимо назвать ориентиры - куда он наклеит каждую фигуру (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости)

8.«Разрезные картинки» - 6-составные (развитие зрительного восприятия)

9.«Найди отличия» (развитие внимания: сосредоточение и удержание)

10.Работа с карточками «Что из чего» - задача ребенка разложить карточки с предметами, в соответствии с материалом, из которого они изготовлены (расширение общего кругозора, развитие способности группировать предметы, подбирать обобщающее слово)

ЯНВАРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Мой подарок для тебя» - педагог(ребенок из группы, желательно друг) и ребенок придумывают что бы они подарили друг другу, затем рисуют задуманный подарок, дарят друг другу рисунки с подарками, объясняют почему именно этот подарок (повышение самооценки)

3.«Запомни слова и повтори» - 10 слов(развитие слуховой памяти)

4.Промежуточная диагностика

5.Работа с предметными картинками «Электрические приборы», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.«Интервью» - ребенок встает на стульчик, представляет, что он уже взрослый человек, педагог берет у него интервью, задает вопросы: представьтесь, расскажите о вашей семье, расскажите о своей профессии и т.д. Затем ребенок берет интервью у педагога. На следующем этапе ребенок проигрывает игру со сверстником (развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог)

7.«Опиши свой день» - ребенок составляет рассказ, в котором описывает свою деятельность в каждое время суток (развитие временных представлений и умения составлять самостоятельный рассказ, расширение активного словаря)

8.«Он, она, оно, они» - работа с предметными картинками, распределение картинок по группам: он, она, оно, они (развитие способности склонять предметы: число, род)

9.«Рыбалка» - задача ребенка разложить разноцветных рыбок в аквариуме в соответствии со схемой, на которой указаны цвет рыбки, направление её движения – лево право, расположение – верх низ (развитие пространственных представлений)

10.«Подбери эмоцию героя в соответствии с сюжетом картинки» (развитие эмоционально-личностной сферы)

ФЕВРАЛЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Я – лев» - короткая беседа про царя зверей – льва, ребенок закрывает глаза, представляет, что он могучий и всесильный лев, открывает глаза, представляется: «Я лев (львица) Андрей» и проходит по кругу гордой уверенной походкой (повышение уверенности в себе)

3.Работа с карточками «Профессии» (повышение уровня осведомленности ребенка об окружающем мире, развитие речи)

4.«Сиамские близнецы» - упражнение проводится в паре со сверстником. Дети садятся за стол близко друг к другу, правая рука одного ребенка связывается с левой рукой второго от локтя до кисти, каждому дается цветной восковой мелок разных цветов, до начала рисования дети договариваются что будут рисовать и как (развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков)

5.«Времена года – зима» - работа с зимними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

6.«Магазин» - Педагог и ребенок садятся друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого из них набор с одинаковыми картинками (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, изображающая подобие магазинной полки. Педагог выкладывает картинки на своей карточке и называет место местоположение каждой из них. Ребёнок пытается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, сравнивают оба «магазина» (формирование пространственных представлений, развитие умения ориентироваться на плоскости)

7.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (развитие способности составлять последовательный рассказ, устанавливать причинно-следственные связи)

8.Нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Кольцо, зайчик, цепочка», «Перекрестное марширование» (развитие межполушарного взаимодействия)

9.«Четвертый лишний» (развитие мышления, способности группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее)

10. Рисование «Человек» - перед рисованием проходит беседа «Строение человека» с опорой на плакат (повышение уровня осведомленности об окружающем мире, развитие графомоторных функций)

МАРТ

1.«Копилка достижений»

2.«Закончи предложение» - педагог начинает предложение (я умею..; у меня хорошо получается..; я хороший, потому что...; со мной хотят дружить, потому что.., и т.д.) ребенок заканчивает предложение (повышение самооценки)

3.Работа с предметными картинками «Одежда», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет гардероба? На какую часть тела мы его одеваем? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4. «Давай поговорим» - Педагог начинает словами: «Давай поговорим. Я хотела бы стать….Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположения, завязывается беседа. В конце можно спросить у ребенка: «А кем ты хочешь стать? (развитие коммуникативных навыков)

5.«Времена года – весна» - работа с весенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

6.«Где Машенька?» - Педагог рассказывает ребенку: Кукла Маша потерялась. У нас есть карта пути, по которому она шла. Давай найдем Машу и поможем ей вернуться домой (развитие умения  соотносить реальное пространство с планом, развитие навыка ориентировки в микропространстве)

7.Работа с карточками «Эмоции», распределение их по группам: гнев, радость, удивление, стеснение, страх, грусть (развитие эмоционально-личностной сферы)

8.«Назови ласково» (развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные)

9.«Антонимы» (развитие атрибутивного словаря)

10.«Пластилинография» - украшаем яйцо деталями из пластилина (развитие мелкой моторики)

АПРЕЛЬ

1.«Копилка достижений»

2.Работа с предметными картинками «Транспорт», ответы на простые вопросы: Где движется этот транспорт? – по земле, воде, в воздухе (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

3.«Хороший продавец» - сначала взрослый в роли продавца, а ребенок в роли покупателя, задача продавца заинтересовать покупателя товаром, описав достоинства товаров. На следующем этапе роль продавца играет ребенок, роль покупателя играет педагог или сверстник (развитие коммуникативных навыков, расширение активного словаря)

4.«Времена года – лето» - работа с летними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

5.«Найди место» - с помощью разноцветных ленточек (с помощью мела) на полу (ковре) очерчивается прямоугольник такого размера, чтобы ребёнку комфортно было  передвигаться. Задача ребенка - разместить игрушки в соответствии с  инструкцией  педагога. Например, мишку положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мяч - в ближнем правом углу и т.п. (развивать навык ориентировки в микропространстве)

6.«Заплети косу из лент» (развитие мелкой моторики)

7.Корректурные пробы (развитие зрительного внимания)

8.«Геометрическая мозаика» - складывание узора из разноцветных геометрических фигур по образцу и по замыслу (закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом)

9.«Чудесный мешочек» - педагог расставляет на столе геометрические фигуры и набор таких же фигур складывает в мешочек. Ребенок по указанию педагога находит в мешочке ту фигуру, которую показал педагог и называет её (закрепление сенсорных эталонов, развитие тактильных ощущений)

10. «Что где находится по правую (левую) руку» (развитие пространственных представлений)

МАЙ

1.«Копилка достижений»

2.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять описательный рассказ)

3.«Эмоции героев» - педагог читает ребенку сказку о каком-то герое, в процессе слушания сказки ребенок поднимает над головой картинки с изображением эмоций, которые испытывает герой в сюжете (развитие эмоционально-личностной сферы)

4.«Времена года – осень» - работа с осенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

5.«Художник» - Педагог рассказывает ребенку: Давай представим, что ты - художник, а я - твой помощник. И нам нужно будет создать с тобой картину. Я как помощник буду называть  место и изображение, а  ты должен будешь изобразить то, о чем я тебя попрошу на этом месте. Ребенок пытается выполнить задание педагога, после они меняются ролями (развитие пространственных представлений)

6.«Собери горошины» - задача ребенка брать горошины по одной с помощью большого и указательного пальцев и складывать их в ладонь этой же руки, затем упражнение выполняется двумя руками одновременно (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия)

7.«День рождения зайца»
- Ребёнку сообщают, что у зайца сегодня день рождения,  скоро придут гости. А как зовут гостей, он узнает позже. Взрослый достаёт 4-5 игрушек и называет ребёнку их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребёнок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. 
Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7 (развитие слуховой памяти)

8.«Заплатки» (развитие зрительного восприятия)

9.Нейрогимнастика «Цветные пальчики», «Математические пальчики» (развитие межполушарного взаимодействия)

10.«Цветные карандаши» - педагог выкладывает в руке пять цветных карандашей в определенном порядке, ребенок смотрит на карандаши 5-10 секунд, педагог прячет карандаши за спину, задача ребенка воспроизвести очередность расположения карандашей (развитие зрительной памяти)

11.Контрольная диагностика, сравнительный анализ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска»

Индивидуальный        образовательный        маршрут обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших)

Ф. И. О. ребёнка

старшая группа

общеразвивающей направленности

г. Лесосибирск – 2023 г.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ИОМ строится и редактируется в течение учебного года с учетом потенциала ребенка, успешности или неуспешности выполнения ребенком предложенных упражнений и заданий, степени усвоения навыков, знаний и умений прошлого периода.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

Общая характеристика деятельности.

Диагностическое обследование проводилось путем проведения экспресс - диагностики уровня развития познавательных процессов (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) и путем   наблюдения. Навыки самообслуживания, социально-бытовые, игровые навыки развиты в соответствии с возрастной нормой. Проявляет интерес и усидчивость на занятиях. Легко идет на контакт, быстро вникает в задачу, не отвлекается, проявляет устойчивый интерес к заданиям. В деятельность, организованную взрослым включается. Ребенок часто переспрашивает, по причине наличия слуховых нарушений, поэтому общаясь с девочкой необходимо говорить достаточно громко. Девочка спокойна, усидчива, суетливых движений не наблюдается, не пытается  направить деятельность по своему усмотрению, выполняет все задания последовательно и сосредоточено. Темп деятельности – высокий. Способна работать длительное время. Деятельность целенаправленная, планомерная. Инструкции понимает в полном объеме без дополнительных объяснений. Ответы на вопросы логичные. Произвольная регуляция деятельности развита. Речь невнятная. Фразовая и связная речь соответствуют уровню ниже возрастной нормы.

Психологические особенности, выявленные в ходе обследования:

  1. Уровень общей осведомленности соответствует возрастной норме. Задания «Нелепицы» и «Времена года» выполнила быстро, в полном объеме без дополнительных пояснений педагога.
  2.  Внимание «Найди такую же картинку» - с заданием «Найди такую же картинку» так же справилась очень быстро. Способность устанавливать тождество, находить сходство и различие предметов на основе зрительного анализа развита в соответствии с возрастной нормой. Уровень развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия соответствуют возрастной норме.
  3. Память «10 предметов» - объем непосредственной образной памяти ребенка соответствует возрастной норме (из десяти предметов назвала шесть).
  4. Мышление «Найди семью» - уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению соответствует возрастной норме (самостоятельно разложила карточки с предметами по всем группам, перепутала несколько картинок из групп «Овощи» «Фрукты», назвала обобщающие слова к группам).
  5. Мышление «Рыбка» - уровень развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство соответствует возрастной норме (самостоятельно проанализировала схему и на основе анализа без затруднений воспроизвела изображение, назвала что изображено).
  6. «Рисунок человека» - ведущая рука правая, карандаш держит правильно, нажим средний. Начала рисунок  с головы, части тела изображены объемными и пропорциональными. В рисунке прорисованы все основные детали: руки с пятью пальцами, ноги (без ступней), шея, глаза, нос, рот, уши, брови, прическа с бантами.
  7. Речь, мышление «Последовательные картинки» - способности ребенка понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ развиты в соответствии с возрастной нормой (самостоятельно разложила картинки поочередно, ошиблась один раз, самостоятельно исправила ошибку, воспроизвела рассказ с небольшими подсказками педагога при построении предложений).
  8. Восприятие «Разрезные картинки» - уровень развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета соответствует возрастной норме (с заданием справилась самостоятельно, безошибочно, быстро).
  9. Воображение «На что это похоже?» - уровень развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления соответствует возрастной норме (на каждый рисунок назвала по три ассоциации).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий, способствующих социализации и личностному всестороннему развитию слабослышащего ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать временные представления.
  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Развивать компетенции познавательной и коммуникативной сферы.
  3. Развивать мелкую моторику.
  1. Способствовать формированию положительной оценки себя и своих способностей.

             ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИОМ:

  1. Этап наблюдения
  2. Диагностический этап
  3. Этап конструирования
  4. Этап реализации (с промежуточной диагностикой)
  5. Этап итоговой диагностики

          Срок реализации ИОМ: 2023-2024 учебный год

          Форма занятий: индивидуальные занятия два раза в неделю

Продолжительность занятия: 25 минут

Формы и методы работы:

  1. применение игровых технологий;
  2. применение нейроупражнений;
  3. включение элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования;
  4. словесные (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (наблюдение, демонстрационные материалы), практические (упражнения, графические пробы) методы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Сформированы временные представления: ориентируется в понятиях «части суток», «дни недели», названиях месяцев.
  2. Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, уверенно включается в совместную игру с детьми.
  3. Ребенок положительно оценивает себя и свои способности.
  4. Познавательный потенциал ребёнка, развитие мелкой моторики соответствуют возрастной норме.

Способ фиксации результата реализации ИОМ: проведение промежуточного диагностического обследования в середине учебного года и проведение контрольного (итогового) диагностического обследования по завершении реализации маршрута, сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики (диагностические методики: экспресс-диагностика в детском саду под редакцией Павлова Руденко, «Лесенка» - исследование самооценки, исследование психосоциальной зрелости – кругозор); наблюдение  режимных моментов и игровой деятельности.

Календарное планирование индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ (усв/не усв/

на стадии усвоения)

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ

1.Первичная диагностика

2.Наблюдение (режимные моменты, свободная деятельность, НОД, игровая деятельность)

3.Сбор данных по раннему развитию и динамике усвоения образовательной программы

4.Налаживание эмоционального контакта с ребенком

5.Усвоение правил поведения в кабинете педагога-психолога

6.Формирование интереса к занятиям с психологом

7.«Давай представимся» (развитие умения представиться, называть свои ФИО, рассказать о себе)

8.«Собери бусы по схеме» (развитие мелкой моторики)

9.«Копилка достижений» (проводится каждое занятие!)- ребенок вспоминает что значимого (хорошего) он сделал вчера, педагог записывает это на бумаге, обсуждает с ребенком значимость этого поступка (действия), ребенок сворачивает бумагу и кладет её в копилку достижений (поддержание положительной оценки себя и своих способностей)

10.Работа с картинками «Части суток» (развитие временных представлений)

11.«Готовим суп, компот» (расширение кругозора ребенка; формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы: овощи, фрукты, ягоды; развитие речи)

ОКТЯБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Солнышко» - ребенок рисует солнышко с лучами, описывает свое солнышко, далее ребенку предлагается представить, что он и есть это солнышко, задача ребенка каждый лучик обозначить каким-либо своим хорошим качеством (поддержание положительной самооценки)

3.Работа с блоками Дьенеша «Повтори постройку» (развитие умения действовать по образцу)

4.«Разрезные картинки» - 4-составные (развитие зрительного восприятия)

5.Работа с предметными картинками «Посуда», ответы на простые вопросы: Как мы используем эту посуду? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.«Обыграй ситуацию» - ребенок совместно с педагогом или сверстником обыгрывают предложенную ситуацию, например: твой друг плачет - успокой его; у тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе; ребенок играет в интересную игру, тебе тоже хочется с ним поиграть – предложи ему поиграть вместе (развитие коммуникативной сферы: умения вступать в разговор, обмениваться чувствами)

7.«Ёжик» - нейрогимнастика – ребенок при помощи пинцетов двумя руками одновременно вытаскивает иголки из ёжика, затем их вставляет обратно, пересчитывает иголки (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, закрепление счета в пределах первого десятка)

8. Работа с карточками «Время суток» - ребенок отвечает на вопросы в соответствии с предлагаемой ему карточкой: Какое изображено время суток? Что обычно делают люди в это время суток? (развитие временных представлений)

9.«Сверни ленту», «Собери бусы по схеме», «Составь узор из счетных палочек», «Мнем – расправляем бумагу двумя руками» (развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия)

10. «Пройди лабиринт» (развитие зрительного внимания: сосредоточение и удержание)

НОЯБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Я» - педагог перечисляет качества человека, если ребенок считает, что это качество ему свойственно, встает на стул и кричит: «Это про меня!» (развитие адекватной самооценки)

3.Работа с предметными картинками «Дикие и домашние животные», короткое описание животного, ответы на простые вопросы: Где живет? Чем питается? Как говорит? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4.«Назови что было нарисовано» - 5 предметов (развитие зрительной памяти)

5.«Прищепки» - задача ребенка прикрепить прищепки к кругу в соответствии с цветом; прикрепить прищепки в цветовом порядке, который диктует педагог; прикреплять прищепки двумя руками одновременно в соответствии с цветом, например, правая рука – синие прищепки, левая - красные  (развитие моторики, межполушарного взаимодействия, умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

6.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения)

7.«Пальцы добрые  - пальцы злые» - взрослый предлагает детям превратить свои пальчики на одной руке в добрых волчат, на другой в злых зайчат, им нужно познакомиться, поиграть, может быть поссориться (развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков)

8.«Опиши свой день» - ребенок составляет рассказ, в котором описывает свою деятельность в каждое время суток (развитие временных представлений и умения составлять самостоятельный рассказ, расширение активного словаря)

9.Нейрогимнастика: «Веселые пальчики», «Повтори движение», «Пройди по маршруту двумя руками», «Мнем и расправляем бумагу» (развитие межполушарного взаимодействия)

10.Самомассаж, упражнения с мячами Су-джок, «Вырежи геометрические фигуры» (развитие мелкой моторики)

ДЕКАБРЬ

1.«Копилка достижений»

2.Рисование «Я победитель!» - ребенок изображает себя на листе бумаге в роли победителя, рассказывает историю своей победы (повышение самооценки ребенка)

3.«Назови что было нарисовано» - 7 предметов (развитие зрительной памяти)

4.Работа с предметными картинками «Мебель», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет мебели? Есть ли в этой комнате такой предмет мебели? Покажи его, потрогай его, какой он? Твердый, мягкий, горячий, холодный? Какого цвета? Большой или маленький? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи, усвоение сенсорных эталонов)

5.Аппликация «Цветная цепочка на ёлку» (развитие мелкой моторики)

6.«Изобрази пословицу» - ребенок с помощью жестов и мимики изображает пословицы, например: слово не воробей – вылетит, не поймаешь; нет друга – ищи, а найдешь – береги; без труда не вытащишь и рыбку из пруда (развитие умения использовать невербальные средства общения)

7.«Путешествие по дням недели» - на полу разложены 7 обручей, каждый обруч – день недели. Ребенок встает в первый обруч «Понедельник», рассказывает как обычно проходит его понедельник. Таким образом ребенок проходит все обручи «Дни недели». Если ребенок затрудняется, сначала проходит все обручи педагог (развитие временных представлений, активного словаря)

8.«Разрезные картинки» - 6-составные (развитие зрительного восприятия)

9.«Найди отличия» (развитие внимания: сосредоточение и удержание)

10.Работа с карточками «Что из чего» - задача ребенка разложить карточки с предметами, в соответствии с материалом, из которого они изготовлены (расширение общего кругозора, развитие способности группировать предметы, подбирать обобщающее слово)

ЯНВАРЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Мой подарок для тебя» - педагог (ребенок из группы, желательно друг) и ребенок придумывают что бы они подарили друг другу, затем рисуют задуманный подарок, дарят друг другу рисунки с подарками, объясняют почему именно этот подарок (повышение самооценки)

3.«Назови что было нарисовано» - 10 предметов (развитие зрительной памяти)

4.Промежуточная диагностика

5.Работа с предметными картинками «Электрические приборы», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.«Интервью» - ребенок встает на стульчик, представляет, что он уже взрослый человек, педагог берет у него интервью, задает вопросы: представьтесь, расскажите о вашей семье, расскажите о своей профессии и т.д. Затем ребенок берет интервью у педагога. На следующем этапе ребенок проигрывает игру со сверстником (развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог)

7.«Живая неделя» - перед ребенком на столе раскладываются карточки с цифрами от 1 до 7. Задача ребенка разложить карточки по порядку от 1 до 7. Каждая карточка обозначает порядковый номер дня недели. На столе лежат семь игрушек, у каждой игрушки своё имя (имена – дни недели). Педагог предлагает ребенку игрушку, которую зовут Понедельник, ребенок должен положить игрушку к карточке с соответствующей цифрой (1). И далее ребенку предлагаются остальные игрушки в порядковом счете дней недели. В конце упражнения ребенок проговаривает по порядку все дни недели (развитие временных представлений)

8.«Он, она, оно, они» - работа с предметными картинками, распределение картинок по группам: он, она, оно, они (развитие способности склонять предметы: число, род)

9.«Рыбалка» - задача ребенка разложить разноцветных рыбок в аквариуме в соответствии со схемой, на которой указаны цвет рыбки, направление её движения – лево право, расположение – верх низ (развитие пространственных представлений)

10.«Подбери эмоцию героя в соответствии с сюжетом картинки» (развитие эмоционально-личностной сферы)

ФЕВРАЛЬ

1.«Копилка достижений»

2.«Я – лев» - короткая беседа про царя зверей – льва, ребенок закрывает глаза, представляет, что он могучий и всесильный лев, открывает глаза, представляется: «Я лев (львица) Андрей» и проходит по кругу гордой уверенной походкой (повышение уверенности в себе)

3.Работа с карточками «Профессии» (повышение уровня осведомленности ребенка об окружающем мире, развитие речи)

4.«Сиамские близнецы» - упражнение проводится в паре со сверстником. Дети садятся за стол близко друг к другу, правая рука одного ребенка связывается с левой рукой второго от локтя до кисти, каждому дается цветной восковой мелок разных цветов, до начала рисования дети договариваются что будут рисовать и как (развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков)

5.«Времена года – зима» - работа с зимними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

6.«Зимние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц зимы. Ребенок садится на первый стульчик (декабрь), рассказывает что обычно происходит в декабре (новый год, утренник, подготовка костюма и стихотворения и т.д.), затем тоже самое проделывается со стульчиками «Январь» (например, описание каникул), «Февраль» (например, праздник 23 февраля). В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку зимние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

7.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (развитие способности составлять последовательный рассказ, устанавливать причинно-следственные связи)

8.Нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Кольцо, зайчик, цепочка», «Перекрестное марширование» (развитие межполушарного взаимодействия)

9.«Четвертый лишний» (развитие мышления, способности группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее)

10. Рисование «Человек» - перед рисованием проходит беседа «Строение человека» с опорой на плакат (повышение уровня осведомленности об окружающем мире, развитие графомоторных функций)

МАРТ

1.«Копилка достижений»

2.«Закончи предложение» - педагог начинает предложение (я умею..; у меня хорошо получается..; я хороший, потому что...; со мной хотят дружить, потому что.., и т.д.) ребенок заканчивает предложение (повышение самооценки)

3.Работа с предметными картинками «Одежда», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет гардероба? На какую часть тела мы его одеваем? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4. «Давай поговорим» - Педагог начинает словами: «Давай поговорим. Я хотела бы стать…. Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположения, завязывается беседа. В конце можно спросить у ребенка: «А кем ты хочешь стать? (развитие коммуникативных навыков)

5.«Времена года – весна» - работа с весенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

6.«Весенние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц весны. Ребенок садится на первый стульчик (март), рассказывает что обычно происходит в марте (изменения в погоде, международный женский день и т.д.), затем тоже самое проделывается со стульчиками «Апрель» и «Май». В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку весенние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

7.Работа с карточками «Эмоции», распределение их по группам: гнев, радость, удивление, стеснение, страх, грусть (развитие эмоционально-личностной сферы)

8.«Назови ласково» (развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные)

9.«Антонимы» (развитие атрибутивного словаря)

10.«Пластилинография» - украшаем яйцо деталями из пластилина (развитие мелкой моторики)

АПРЕЛЬ

1.«Копилка достижений»

2.Работа с предметными картинками «Транспорт», ответы на простые вопросы: Где движется этот транспорт? – по земле, воде, в воздухе (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

3.«Хороший продавец» - сначала взрослый в роли продавца, а ребенок в роли покупателя, задача продавца заинтересовать покупателя товаром, описав достоинства товаров. На следующем этапе роль продавца играет ребенок, роль покупателя играет педагог или сверстник (развитие коммуникативных навыков, расширение активного словаря)

4.«Времена года – лето» - работа с летними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

5.«Летние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц лета. Ребенок садится на первый стульчик (июнь), рассказывает что обычно происходит в июне, затем тоже самое проделывается со стульчиками «Июль» и «Август». В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку летние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

6.«Заплети косу из лент» (развитие мелкой моторики)

7.Корректурные пробы (развитие зрительного внимания)

8.«Геометрическая мозаика» - складывание узора из разноцветных геометрических фигур по образцу и по замыслу (закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом)

9.«Чудесный мешочек» - педагог расставляет на столе геометрические фигуры и набор таких же фигур складывает в мешочек. Ребенок по указанию педагога находит в мешочке ту фигуру, которую показал педагог и называет её (закрепление сенсорных эталонов, развитие тактильных ощущений)

10. «Что где находится по правую (левую) руку» (развитие пространственных представлений)

МАЙ

1.«Копилка достижений»

2.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять описательный рассказ)

3.«Эмоции героев» - педагог читает ребенку сказку о каком-то герое, в процессе слушания сказки ребенок поднимает над головой картинки с нарисованными эмоциями, которые испытывает герой в сюжете (развитие эмоционально-личностной сферы)

4.«Времена года – осень» - работа с осенними иллюстрациями, составление описательного рассказа по иллюстрации (развитие временных представлений, умения составлять описательный рассказ)

5.«Осенние месяцы» - перед ребенком три стула, символизирующих каждый месяц осени. Ребенок садится на первый стульчик (сентябрь), рассказывает что обычно происходит в сентябре, затем тоже самое проделывается со стульчиками «Октябрь» и «Ноябрь». В завершении, ребенок с педагогом, а потом самостоятельно называет по порядку осенние месяцы (развитие временных представлений, активного словаря)

6.«Собери горошины» - задача ребенка брать горошины по одной с помощью большого и указательного пальцев и складывать их в ладонь этой же руки, затем упражнение выполняется двумя руками одновременно (развитие мелкой моторики)

7.«Сколько пальцев» - педагог сидит за столом напротив ребенка, положив руки со сжатыми в кулак пальцами на стол, ребенок повторяет за педагогом. Педагог выбрасывает определенное количество пальцев, затем поднимает и опускает руки на стол, задача ребенка повторить за педагогом (развитие мелкой моторики пальцев, внимания, наблюдательности, реакции, умения быстро считать предметы)

8.«Заплатки» (развитие зрительного восприятия)

9.Нейрогимнастика «Цветные пальчики», «Математические пальчики» (развитие межполушарного взаимодействия)

10.«Цветные карандаши» - педагог выкладывает в руке пять цветных карандашей в определенном порядке, ребенок смотрит на карандаши 5-10 секунд, педагог прячет карандаши за спину, задача ребенка воспроизвести очередность расположения карандашей (развитие зрительной памяти)

11.Контрольная диагностика, сравнительный анализ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Алёнушка» города Лесосибирска»

662544, г. Лесосибирск                                                         ИНН 2454012882   КПП 245401001  

Красноярский край                                                                                      Финансовое управление                  

ул. Урицкого, 7                                                                                            администрации г. Лесосибирска

 тел. (39145)6-46-98                                                                                     к/с 03234643047220001900

e-mail: dou31lsk@gmail.com>                                                                 в ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК БАНКА РОССИИ//                                                                                                                                                                                             Л/с 20196Э44270                                                                                          УФК по Красноярскому краю г. Красноярск                                                                             БИК 010407105                ек/счет 40102810245370000011                            

        

Индивидуальный        образовательный        маршрут обучающегося с задержкой психического развития

Ф.И.О.ребёнка

Подготовительная группа

Общеразвивающей направленности

г. Лесосибирск – 2023 г.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. ИОМ строится и редактируется в течение учебного года с учетом потенциала ребенка, успешности или неуспешности выполнения ребенком предложенных упражнений и заданий, степени усвоения навыков, знаний и умений прошлого периода.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКАРЕБЁНКА

Ребенок легко идет на контакт. В деятельность, организованную взрослым включается. Инструкции воспринимает не всегда. Понимает простые указания, на указательные жесты реагирует.

В процессе наблюдения выявлены следующие особенности: навыки самообслуживания развиты на уровне чуть ниже возрастной нормы (кушает самостоятельно, одевается и раздевается частично самостоятельно, в туалет ходит самостоятельно).  На занятиях нуждается в постоянной стимулирующей помощи. Инициативы к общению с детьми и взрослыми не проявляет. К игрушкам, играм и другим видам деятельности интерес проявляет крайне редко. Ребенок неспособен  организовать самостоятельную игру. Часто играм предпочитает бесцельно ходить по группе в разных направлениях или по кругу. В сюжетно-ролевых играх не участвует. Дисциплину не нарушает. Физический контакт не отвергает, напротив, любит, когда его обнимают.

В процессе проведения диагностического обследования мальчик спокоен, сосредоточен, суетливых движений не наблюдается, не пытается направить деятельность по своему усмотрению. Подражает, выполняет действия по показу, инструкции понимает не всегда. Деятельность медлительная, но целенаправленная. Произвольная регуляция деятельности наблюдается. Не всегда понимает смысл вопросов, например, на вопрос: «Сколько тебе лет?», отвечает пересчетом пальцев до десяти, пересчет верный; на вопрос: «Когда ты родился?», отвечает: «Ну да, родился», на вопрос: «С кем ты живешь?», отвечает: «Ну да, живу». Говорит тихо, не всегда внятно.

Особенности речевого развития: понимает обращенную речь, простые обращения и поручения. Речь развита на низком уровне. Говорит отдельные слова, короткие простейшие фразы (например: мама пришла!), говорит тихо и редко.

Особенности развития познавательных процессов, выявленные в ходе проведения обследования:

  1. Тонкая моторика пальцев рук: «Вырежи круг» - тонкая моторика пальцев развита на уровне ниже возрастной нормы. Ножницы держит неправильно, ведущая рука правая, вырезает не аккуратно, не плавно, угловато, делает разнонаправленные надрезы, визуально не учитывая нарисованный круг.
  2. Внимание: «Нарисуй такой же домик» - умение ориентироваться на образец и в точности копировать его сформировано на низком уровне. Произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и тонкая моторика руки развиты на низком уровне. При рисовании карандаш держит неправильно, нажим слабый, линии нечеткие, старается срисовать домик, постоянно возвращается взглядом к образцу рисования, перерисовывает отдельные элементы рисунка, но в хаотичном порядке, при этом общая картина рисунка теряется, в результате получилось изображение различных черточек и узоров.
  3. Память: «10 слов» -  слуховая память развита на среднем уровне. При запоминании десяти слов с четырьмя попытками запоминает от 3 до 7 слов, с каждой последующей попыткой количество запомненных слов увеличивается.
  4. Словесно-логическое мышление: «Закончи предложение» - Обследование умения вычленять причинно-следственные связи в предложении затруднено, ребенок не понимает инструкцию, предложения не продолжает, улыбается, молчит.
  5. Мышление: «Четвертый лишний» -  выявление уровня развития логического     мышления, обобщения и анализа затруднено. Ребенок не понимает инструкцию, перечисляет нарисованные предметы, не пытается вычленить лишний.
  6.  Мышление, речь: «Последовательные картинки» - выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок затруднено. Ребенок не понимает инструкцию. Сначала пытался сложить картинки по принципу разрезных картинок, примеряя их друг к другу, затем выложил их в ряд в произвольном порядке, зрительно не опираясь на изображения на картинках.
  7. Логическое мышление: «Найди недостающий» - умение выявлять закономерности и обосновывать свой выбор  сформировано на уровне чуть ниже возрастной нормы. Верно указал фигуры в обеих таблицах, знак во второй таблице указал неверно, обосновать свой выбор не смог по причине наличия речевых нарушений. Допускается вероятность случайного угадывания фигур в обеих таблицах.
  8. «Рисунок человека»: ведущая рука – правая, карандаш держит неправильно, нажим слабый, линии нечеткие, но в рисунке четко виден изображенный человек, при рисовании проговаривает детали, которые рисует. Последовательность рисования: ноги, голова, «футболка», руки, уши, глаза, улыбка.
  9.  Восприятие: «Разрезные картинки» - наглядно-образные представления и способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей сформированы на уровне ниже возрастной нормы. Определил что нарисовано на обеих картинках до начала работы. Самостоятельно собрать картинки не смог, пытался собирать путем примеривания частей, части примерял нелогично, не опираясь на рисунок. После показа педагога смог собрать самостоятельно обе картинки.
  10. Произвольность: «Запрещенные слова» - выявление уровня развития произвольности затруднено, ребенок не понимает инструкцию.
  11. Воображение: «На что это похоже?» - воображение, оригинальность и гибкость мышления развиты на низком уровне. Назвал по одной ассоциации к каждой картинке.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: коррекция нарушений познавательной, социально – коммуникативной, эмоционально – волевой сфер развития ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие предметных действий, игры.
  1. Стимулирование познавательных интересов, развитие когнитивных процессов.
  2. Формирование социальных навыков поведения.
  3. Развитие коммуникативных средств общения со взрослыми и сверстниками (вербальная и невербальная речь).
  1. Формирование умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого.

Срок реализации ИОМ: 2023-2024 учебный год

Форма занятий: индивидуальные занятия два раза в неделю

Продолжительность занятия: 30 минут

Формы и методы работы:

  1. сенсорная стимуляция;
  2. этапность формирования предметно – игровых действий;
  3. систематическое повторение (автоматизация навыков, закрепление);
  4. применение игровых технологий;
  5. включение элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования;
  6. словесные (вопросы, объяснения, беседы), наглядные (наблюдение, демонстрационные материалы), практические (упражнения, графические пробы) методы;
  7. включение физкультминуток и пальчиковых гимнастик в каждое занятие.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Ребенок умеет и имеет желание взаимодействовать        с окружающими людьми.
  2. Ребенок включается в совместную игру с детьми, проявляет интерес к занятиям и практической деятельности.
  3. Сформированы социальные навыки поведения.
  4. Познавательный потенциал ребёнка, навыки саморегуляции, развитие мелкой моторики приближены к возрастной норме.
  5. Ребенок использует в речи прилагательные, уменьшительно-ласкательные, глаголы; способен строить короткие, но логичные предложения.

Способ фиксации результата реализации ИОМ: проведение промежуточного диагностического обследования в середине учебного года и проведение контрольного (итогового) диагностического обследования по завершении реализации маршрута (диагностические методики: экспресс-диагностика в детском саду, метод наблюдения), сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики.

Календарное планирование индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ (усв/не усв/

на стадии усвоения)

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ

1.Экспресс-диагностика в детском саду (под редакцией Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко)

2.Наблюдение (режимные моменты, свободная деятельность, НОД, игровая деятельность)

3.Сбор данных по раннему развитию и динамике усвоения образовательной программы

4.Налаживание эмоционального контакта с ребенком

5.Усвоение правил поведения в кабинете педагога-психолога

6.Формирование интереса к занятиям с психологом

7.Формирование умения просить помощи и благодарить за неё посредством обыгрывания простых сюжетов в несколько действий (например, зайчик провалился в яму и зовет на помощь, благодарит за помощь)

8.Игра «Поручения» (развитие способности выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

9.«Коробка форм» (усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, размер)

10.«Из чего состоит кукла Катя» - в гости пришла кукла Катя, рассматриваем её, называем её части тела, затем ребенок показывает те же части тела и лица на себе (ориентировка в собственном теле)

11.«Собери бусы по схеме» (развитие мелкой моторики)

ОКТЯБРЬ

1.«Давай представимся» (развитие умения представляться, называть свои ФИО)

2.«Пирамидка» - 6 цветов, сначала педагог диктует цвета, ребенок собирает пирамидку, затем ребенок собирает самостоятельно, ориентируясь на размер колец (усвоение сенсорных эталонов – цвет, размер)

3.Работа с блоками Дьенеша «Повтори постройку» (развитие умения действовать по образцу)

4.«Разрезные картинки» - 3-составные (развитие зрительного восприятия)

5.Обыгрывание сказки «Колобок» с элементами лепки – лепим колобка (сначала лепит педагог, потом ребенок лепит вместе с педагогом, используя технику «Рука в руке», затем ребенок лепит самостоятельно), читаем сказку «Колобок», обыгрываем её (развитие игровых действий, способности действовать в соответствии с речевым сопровождением)

6.Работа с предметными картинками «Овощи и фрукты» (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

7.«Ёжик» - нейрогимнастика – ребенок при помощи пинцетов двумя руками одновременно вытаскивает иголки из ёжика, затем их вставляет обратно, пересчитывает иголки (развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, закрепление счета в пределах первого десятка)

8.«Что для чего» - работа с предметными картинками (развитие бытовых навыков)

9.Чтение сказок «Федорино горе», «Айболит», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

10.Игра «Прятки» с привлечением ребенка сверстника, педагог-психолог сопровождает и направляет ребенка в течение всей игры (развитие способности играть по правилам, взаимодействовать в игре со сверстником)

НОЯБРЬ

1.Чтение сказок «Три поросенка», «Затейники», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

2.«Разрезные картинки» - 4-составные (развитие зрительного восприятия)

3.Работа с предметными картинками «Дикие и домашние животные», короткое описание животного, ответы на простые вопросы: Где живет? Чем питается? Как говорит? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

4.«Рисуем колобка» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков)

5.«Назови что было нарисовано» - 3-5 предметов (развитие зрительной памяти)

6.Игра «Прятки» с привлечением ребенка сверстника, педагог-психолог подсказывает ребенку какие действия он должен совершить (развитие способности играть по правилам, взаимодействовать в игре со сверстником)

7.«Прищепки»- прикрепить к кругу в соответствии с цветом; прикрепить прищепки в цветовом порядке, который диктует педагог; прикреплять прищепки двумя руками одновременно в соответствии с цветом, например, правая рука – синие прищепки, левая - красные  (развитие моторики, межполушарного взаимодействия, умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

8.«Что для чего» - работа с предметными картинками (развитие бытовых навыков)

9.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения)

10.Обыгрывание сюжета из нескольких действий с привлечением ребенка сверстника: Крош дарит Нюше подарок на день рождения (развитие игровых навыков в паре, речи, коммуникативных навыков общения)

ДЕКАБРЬ

1.Чтение сказок «Красная шапочка», «У страха глаза велики», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

2.«Рисуем геометрические фигуры» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков)

3.«Разрезные картинки» - 6-составные (развитие зрительного восприятия)

4.«Назови что было нарисовано» - 7 предметов (развитие зрительной памяти)

5.Работа с предметными картинками «Мебель», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет мебели? Есть ли в этой комнате такой предмет мебели? Покажи его, потрогай его, какой он? Твердый, мягкий, горячий, холодный? Какого цвета? Большой или маленький? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи, усвоение сенсорных эталонов)

6.Аппликация «Цветная цепочка на ёлку» (развитие моторики)

7.Работа с карточками «Повтори жест» (развитие коммуникативных средств общения – жесты)

8.Работа с карточками «В, на, под, около» (развитие пространственных представлений)

9.«Повтори движение» (развитие способности выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

10.Игра «Прятки» - с участием ребенка сверстника, дети самостоятельно играют в игру (развитие игровой деятельности совместно со сверстником)

ЯНВАРЬ

1.«Назови что было нарисовано» - 10 предметов (развитие зрительной памяти)

2. Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, «Петушок и бобовое зернышко», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

3. «Рисуем облачко» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков)

4.Промежуточная диагностика уровня развития познавательных процессов «Экспресс-диагностика в детском саду»

5.Настольная игра «Лото» - ребенок играет с педагогом, изучает правила игры (развитие навыка игры по правилам)

6.«Заполни домики» - ребенок при помощи пинцета раскладывает цветные шарики по домикам в соответствии с цветом домика (развитие моторики, усвоение сенсорных эталонов – цвет)

7.Работа с карточками «Четвертый лишний» (развитие словесно-логического мышления, навыка группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее)

8.Работа с предметными картинками «Электрические приборы», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

9.Работа с кругами Луллия (развитие способности строить предложения)

10.«Построй башню» - ребенок складывает башню из конструктора (цветных кубиков), педагог диктует последовательность цветов (развитие способности выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого)

ФЕВРАЛЬ

1.Чтение сказок «Кто сказал МЯУ?», «Тихая сказка», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

2.«Рисуем солнышко» - сначала рисует педагог, потом ребенок рисует вместе с педагогом, используя технику «рука в руке», затем ребенок рисует самостоятельно, педагог-психолог помогает (развитие графомоторных навыков)

3.Настольная игра «Лото» - ребенок играет со сверстником, (развитие навыка игры по правилам, способности взаимодействовать со сверстником в игровой деятельности)

4.Работа с карточками «Профессии» (повышение уровня осведомленности ребенка об окружающем мире, развитие речи)

5.«Лабиринты» (развитие внимания – сосредоточение, удержание)

6.«Чего не стало» - 3 предмета (развитие памяти)

7.«Матрешка» - 3-х составная (развитие мышления)

8.Работа с карточками «Четвертый лишний» (развитие словесно-логического мышления, навыка группировать предметы по общему признаку, вычленять лишнее)

9.«Закончи предложение» (развитие словесно-логического мышления)

10.«Вырежи круг» (развитие мелкой моторики руки)

МАРТ

1.Чтение сказок «Сказка об умном мышонке», «Коза-дереза»», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

2.«Найди такую же картинку» (развитие внимания)

3.«Чего не стало» - 4 предмета (развитие памяти)

4.«Вырежи квадрат» (развитие мелкой моторики руки)

5.Работа с предметными картинками «Одежда», ответы на простые вопросы: Для чего нам нужен этот предмет гардероба? На какую часть тела мы его одеваем? (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

6.Работа с иллюстрациями «Времена года», беседа об особенностях времен года, короткое описание иллюстрации (развитие временных представлений, расширение активного словаря)

7.СРИ «Пожарные», «Больница» - игры проводятся в группе с детьми, психолог сопровождает ребенка в течение всей игры, находится рядом, направляет, учит ребенка использовать атрибуты игры в соответствии с сюжетом (формирование способности ребенка участвовать в обыгрывании сюжета игры, использовать атрибуты игры по назначению, взаимодействовать со сверстниками в игре, формирование интереса ребенка к игровой деятельности, формирование толерантного отношения детей к ребенку ОВЗ)

8.Аппликация «Ромашка» - ребенок из готовых деталей склеивает ромашку по показу психолога (развитие моторики)

9.«Стаканчики-вкладыши» (усвоение сенсорных эталонов)

10.«Закончи предложение» (развитие словесно-логического мышления)

АПРЕЛЬ

1.Чтение сказок «Тараканище», «Лисичка со скалочкой», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

2.«Чего не стало» - 5 предметов (развитие памяти)

3.СРИ «Пожарные», «Больница» - игры проводятся в группе с детьми, психолог сопровождает ребенка в течение всей игры, находится рядом, направляет (формирование способности ребенка участвовать в обыгрывании сюжета игры, использовать атрибуты игры по назначению, взаимодействовать со сверстниками в игре, формирование интереса ребенка к игровой деятельности, формирование толерантного отношения детей к ребенку ОВЗ)

4.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять короткий описательный рассказ)

5.«Рыбалка» - ребенок раскладывает рыбок в море в соответствии со схемой: цвет рыбки; направление её движения – право, лево; пространственное положение рыбки – выше, ниже (формирование пространственных представлений)

6.Работа с предметными картинками «Транспорт», ответы на простые вопросы: Где движется этот транспорт? – по земле, воде, в воздухе (расширение кругозора ребенка, формирование способности подбирать обобщающее слово и  группировать предметы, развитие речи)

7.Корректурные пробы (развитие внимания)

8.Матрешка 4-х составная (развитие мышления)

9.Работа с цифровыми карточками в пределах первого десятка – ребенок пересчитывает количество нарисованных предметов и кладет рядом карточку с соответствующим числом (закрепление порядкового счета в пределах первого десятка, развитие способности узнавать изображенную цифру)

10.Работа с карточками «Части суток» (формирование временных представлений)

МАЙ

1.Работа с сюжетными картинками «Опиши картинку» (развитие умения составлять короткий описательный рассказ)

2.Чтение сказок «Первая охота», «Палочка - выручалочка», беседа по содержанию (развитие речи, умения слушать, понимать замысел произведения)

3.СРИ «Пожарные», «Больница» - игры проводятся в группе с детьми, ребенок самостоятельно воспроизводит игровые действия, психолог в роли наблюдателя (формирование способности ребенка участвовать в обыгрывании сюжета игры, использовать атрибуты игры по назначению, взаимодействовать со сверстниками в игре, формирование интереса ребенка к игровой деятельности, формирование толерантного отношения детей к ребенку ОВЗ)

4.Работа с предметными картинками разных групп: одежда, транспорт, животные, мебель, электрические приборы, посуда – ребенок группирует предметы по общему признаку, подбирает обобщающее слово (развитие способности группировать и обобщать)

5.Матрешка 5-ти составная (развитие мышления)

6.Работа с цифровыми карточками в пределах первого десятка – ребенок пересчитывает количество нарисованных предметов и кладет рядом карточку с соответствующим числом (закрепление порядкового счета в пределах первого десятка, развитие способности узнавать изображенную цифру)

7.«Сравнение предметов» (формирование понятий: больше-меньше, один-много, выше-ниже, шире-уже)

8.Разучивание стихотворения, сопровождая его элементарными жестами (развитие речевых и моторных навыков):

Эта башня высока (поднять руки вверх)

Достает до потолка

Это башня низкая (опустить руки вниз)

Для любимой киски (погладить одну руку другой)

9.«Запомни слова и повтори» (развитие слухового внимания и памяти)

10.Итоговое диагностическое обследование, анализ результата реализации ИОМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....