Перспективное планирование нейропсихологических игр и упражнений
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ленбаум Инна Борисовна

Нейропсихологические игры и упражнения полезны детям, которым сложно сосредоточиться, запомнить материал, переключиться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть сложности с поведением и обучением в школе. 

Нейропсихологические игры и упражнения способствуют:

  • Развитию высших психических функций.

Активизация различных отделов коры головного мозга позволяет развивать контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. 

  • Решению задач психофизического развития.

 Занятия нейроиграми и упражнениями помогают повышать уровень общей работоспособности, снижать уровень повышенной утомляемости, рассеянности, улучшать процессы мыслительной деятельности, исправлять недостатки в речевом развитии, улучшать внимание и память, формировать пространственные представления. 

  • Улучшению состояния физического здоровья
  • Стабилизации эмоционального фона
  • Улучшению физических качеств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование нейропсихологических игр и упражнений для детей подготовительной группы №3 (ЗПР)

на 2024-2025   учебный год

Срок

Тема

Вид

Название

Цель:

сентябрь

Детский сад

К/упр

«Пальчики здороваются»

Развивать м/п взаимодействие, мелкую моторику, внимание

Н/т

«Дорисуй 2-ю половинку» (пирамида, мяч)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Запоминалочка» («Игрушки»)

Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объема слухового восприятия и кратковременной памяти

Ранняя осень

К/упр

«Кулачки-ладошки»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Усложнение: увеличить темп, добавить хлопок

Н/т

Симметричное рисование (кленовый лист)+раскрась двумя руками

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Верно-неверно»

«Верно» - хлопают,

«неверно» -топают.

Развивать м/п взаимодействия, внимания.

октябрь

Овощи

К/упр

«Цветные квадраты»

Желтая – шаг вперед,

Зелёная – шаг назад,

Синяя – влево,

Красная – вправо.

Развитие м/п взаимодействия,   пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/т

Симметричное рисование (овощи)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Что изменилось?»

развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения.

Фрукты

К/упр.

«Червячок в яблочке»

Червячок дорогу сверху вниз

В  огромном яблоке прогрыз. 

Развивать м/п взаимодействие, мелкую моторику, внимание, работа над темпом, ритмом речи

Н/т

Симметричное рисование (фрукты)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Измени признак»

Закреплять умение детей выделять признаки геометрических фигур (размер, цвет, форма), различать фигуры по признакам, развивать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Грибы

Ягоды

К/упр

«Грибок»

Раз грибок, два грибок,

Положили в кузовок.

«Собираем грибы» (правой, левой, двумя руками одновременно)

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, работа над темпом, ритмом речи

Усложнение: увеличить темп, добавить хлопок.

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

«Обведи и раскрась двумя руками»

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Что изменилось?»

Развивать произвольное внимание, мышление. Развивать межполушарное взаимодействие, координацию движения рук

Деревья

К/упр

«Два-три-ноль»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Усложнение: увеличить темп, добавить хлопок

Н/т

«Обведи лист и раскрась двумя руками»

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Запоминалочка»

Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти

ноябрь

Поздняя осень

К/упр

«Комочки-листочки» (за столом)

«Сложи картинку»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, контроля

Н/т

«Закрась лист карандашами осенних цветов»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики,

Н/и

«Когда это бывает?»

Карточка-схема

Зима – хлопок в ладоши

Весна – топнуть ногой

Лето – дотронуться до кончика носа

Осень – убрать руки за спину

Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи.

Каникулы

Бытовые приборы

К/упр

«Класс – Окей»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, переключения, развитие внимания

Н/т

«Нарисуй по клеткам приборы»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зрительно -моторной координации

Н/и

«4 лишний»

Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие

Мебель

К/упр

«Кулак – ладонь» (стул)

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрее делай так.

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, улучшение мыслительной деятельности

Н/т

Симметричное рисование (шкаф с полками)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Угадай по описанию»

Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию, развивать зрительное восприятие, внимание, быстроту реакции.

Продукты питания

К/упр

«Оладушки»

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, работа над темпом, ритмом речи

Н/т

«Скопируй по клеточкам» (яблоко и груша)

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зрительно-моторной координации

Н/и

«Магазин»   (Запоминалочка)

Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти

Посуда

К/упр

«Чашка и блюдце»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

Слуховой диктант «Украсим скатерть для чаепития»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти,зрительно-моторной координации

Н/и

«4 лишний» (с перекрёстными движениями)

Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения.

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие

декабрь

Домашние птицы

К/упр

«Курочка – петушок»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

Графический диктант «Уточка»

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать!

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«Запоминалочка «

Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти

Домашние животные

К/упр

«Рожки и ножки»

«Кошка»

Мягко кошка посмотри, выпускает коготки.

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

Графический диктант «Собака»

Лежит,  молчит,

Пройдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать даёт.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«Назови детеныша» (с ортоковриками)

Закреплять и уточнять знания детей о животных и их детёнышах. Развивать зрительное и слуховое внимание, способность воспроизводить моторные программы. Развивать межполушарное взаимодействие.

Дикие животные

К/упр

«Коза-заяц»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, переключения и самоконтроля

Н/т

Графический диктант «Заяц»

Кто любит морковку

И прыгает ловко.

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«4 лишний» (по разным признакам)

Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие

Зима. Новый год

К/упр

«Хлоп-Топ-Тук»

Развитие  темпа, ритма  речи;  внимания, зрительной памяти, быстроты реакции

Н/т

Графический диктант «Ёлка»

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«Запоминалочка»

Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти

январь

Зима. Зимние развлечения

К/упр

«Комочки-листочки»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания,

Н/т

«Дорисуй 2-половину» (шарик, снежинка, елка)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Когда это бывает?»

Карточка-схема

Зима – хлопок в ладоши

Весна – топнуть ногой

Лето – дотронуться до кончика носа

Осень – убрать руки за спину

Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи.

Зимующие птицы

К/упр

«Дятел» (ритмы)

Развитие слухового внимания, памяти, работа над темпом, ритмом

Н/т

«Найди и вычеркни» (корректурная проба)

Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«4 лишний» (с перекрёстными движениями)

Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения.

Одежда. Обувь. Головные уборы

К/упр

«Живот – макушка»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, переключение, самоконтроля

Н/т

«Дорисуй симметрично» (брюки, платье)

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/и

«Запоминалочка»

Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти

февраль

Каникулы

Транспорт. ПДД

К/упр

«Капитан»

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид.

Управляет  кораблем

И бинокль всегда при нем.

Стало палубу качать-

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем.

Развитие м/п взаимодействия, самоконтроля, умение чередовать напряжение и расслабление

Н/т

«Дорисуй 2-половину «(самолет, машину)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Что изменилось?»

Развитие зрительного внимания, памяти, мышления и речи

Транспорт. ПДД

К/упр

«Веселые мячики»

Развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения

Н/т

«Нарисуй по клеткам» (машина)

Развитие м/п взаимодействия,  пространственного мышления;  зрительно-моторной координации

Н/и

«Угадай по описанию»

Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию, развивать зрительное восприятие, внимание, быстроту реакции.

23 февраля

К/упр

«Капитан»

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид.

Управляет  кораблем

И бинокль всегда при нем.

Стало палубу качать-

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем.

Развитие м/п взаимодействия, самоконтроля, умение чередовать напряжение и расслабление

Н/т

Графический диктант «Танк»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, памяти

Н/и

«Перед, за, между»

Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи.

Профессии. Инструменты

К/упр

«Молоток – пила» (за столом)

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, переключения, развитие внимания

Н/т

«Скопируй по клеточкам» (пила, молоток)

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зритель-моторной координации

Н/и

«Кому что нужно для работы?» (слева-справа; профессии-предметы)

Развитие мышления, пространственной ориентировки, расширении словаря

март

8 Марта

К/упр

«Оладушки»

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, работа над темпом, ритмом речи

Н/т

«Дорисуй 2- половину» (ваза с цветком)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Назови ласково» (с мячом по кругу)

Закреплять умение образовывать существительные во множественном числе, развивать координацию перекрёстных движений, внимание, память, речь, мышление.

Семья

К/упр

«Веселые мячики»

Развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения

Н/т

«Скопируй по клеточкам» (чашка)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления

Н/и

«Перед, за, между»

Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи.

Пед.диагностика

Пед.диагностика

апрель

Весна

К/упр

«Ладошки» (в парах)

Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизации работы правого и левого полушария, умение работать в парах

Н/т

«Дорисуй 2- половину»

(солнышко)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Когда это бывает?»

Карточка-схема

Зима – хлопок в ладоши

Весна – топнуть ногой

Лето – дотронуться до кончика носа

Осень – убрать руки за спину

Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи.

Перелетные птицы

К/упр

«Кулачки -ладошки»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, концентрации  внимания

Н/т

«Нарисуй по клеткам птиц»

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Угадай по описанию»

Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию, развивать зрительное восприятие, внимание, быстроту реакции.

Рыбы

К/упр

«Два – пять»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, концентрации  внимания

Н/т

Графический диктант «Рыбка»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, памяти

Н/и

«Что изменилось»  

Развивать произвольное внимание, мышление. Развивать межполушарное взаимодействие, координацию движения рук.

Цветы

К/упр

«Бутон-цветок»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

«Нарисуй по клеткам» (цветок).

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«4 лишний» (с перекрёстными движениями)

Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие

май

Комнатные растения

К/упр

«Веселые мячики»

Развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения

Н/т

«Дорисуй 2- половину»

(цветок в горшке)

Развитие м/п взаимодействия,  мелкой моторики, пространственного мышления;  повышение способности  к самоконтролю.

Н/и

«Перед, за, между»

Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи.

День Победы

К/упр

«Колечко»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

«Ритм» (2-правой, 2-левой,3- двумя)

Развитие м/п взаимодействия, внимания, памяти

Н/и

«Подбери действие к предмету»

Совершенствовать грамматический строй речи детей, развивать умение подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание.  Развивать межполушарное взаимодействие.

Дом. Улица. Город

К/упр

«Hoc — пол — потолок»

Развитие внимания и снятие импульсивности

Н/т

«Нарисуй по клеткам дом»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зрительно-моторной координации

Н/и

«Один - много» ( с мячом по кругу)

Закреплять умение образовывать существительные во множественном числе, развивать координацию перекрёстных движений, внимание, память, речь, мышление.

Насекомые

К/упр

«Класс – Окей»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, способности к повышению самоконтроля

Н/т

Графический диктант «Бабочка»

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать цветок хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации

Н/и

«Перед, за, между»

Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи.

Школа

К/упр

«Ухо-нос-потолок»

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания

Н/т

«Нарисуй человечка» (по образцу)

Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания,

Н/и

«Когда это бывает?»

Карточка-схема

Зима – хлопок в ладоши

Весна – топнуть ногой

Лето – дотронуться до кончика носа

Осень – убрать руки за спину

Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игр и игровых упражнений

Перспективное планирование игр и игровых упражнений в группах общеразвивающей направленности воспитанников 7 года жизни...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Авторы проекта:Сюсюкало Светлана Анатольевна – заместитель заведующей по научно-методической работе МДОУ ЦРР – детский сад №6 МОЩР.Дембендер Наталья Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной к...

Перспективное планирование « Оздоровительные игры и упражнения» в Первой младшей группе

Перспективное планирование« Оздоровительные игры и упражнения» вПервой младшей группе...

Перспективное планирование по применению кинезиологических упражнений для детей старшей группы

Перспективное планирование по применению кинезиологических упражнений для детей старшей группы с ОНР...

Перспективное планирование дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики у старших дошкольников

Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с...

Перспективное планирование нейропсихологических упражнений для детей дошкольного возраста

Данный материал может быть полещен воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопелам дошкольных учреждений...