Перспективное планирование нейропсихологических игр и упражнений
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Нейропсихологические игры и упражнения полезны детям, которым сложно сосредоточиться, запомнить материал, переключиться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть сложности с поведением и обучением в школе.
Нейропсихологические игры и упражнения способствуют:
- Развитию высших психических функций.
Активизация различных отделов коры головного мозга позволяет развивать контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
- Решению задач психофизического развития.
Занятия нейроиграми и упражнениями помогают повышать уровень общей работоспособности, снижать уровень повышенной утомляемости, рассеянности, улучшать процессы мыслительной деятельности, исправлять недостатки в речевом развитии, улучшать внимание и память, формировать пространственные представления.
- Улучшению состояния физического здоровья.
- Стабилизации эмоционального фона.
- Улучшению физических качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование нейропсихологических игр и упражнений для детей подготовительной группы №3 (ЗПР)
на 2024-2025 учебный год
Срок | Тема | Вид | Название | Цель: |
сентябрь | Детский сад | К/упр | «Пальчики здороваются» | Развивать м/п взаимодействие, мелкую моторику, внимание |
Н/т | «Дорисуй 2-ю половинку» (пирамида, мяч) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Запоминалочка» («Игрушки») | Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объема слухового восприятия и кратковременной памяти | ||
Ранняя осень | К/упр | «Кулачки-ладошки» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания Усложнение: увеличить темп, добавить хлопок | |
Н/т | Симметричное рисование (кленовый лист)+раскрась двумя руками | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Верно-неверно» «Верно» - хлопают, «неверно» -топают. | Развивать м/п взаимодействия, внимания. | ||
октябрь | Овощи | К/упр | «Цветные квадраты» Желтая – шаг вперед, Зелёная – шаг назад, Синяя – влево, Красная – вправо. | Развитие м/п взаимодействия, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. |
Н/т | Симметричное рисование (овощи) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Что изменилось?» | развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. | ||
Фрукты | К/упр. | «Червячок в яблочке» Червячок дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз. | Развивать м/п взаимодействие, мелкую моторику, внимание, работа над темпом, ритмом речи | |
Н/т | Симметричное рисование (фрукты) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Измени признак» | Закреплять умение детей выделять признаки геометрических фигур (размер, цвет, форма), различать фигуры по признакам, развивать мыслительные операции – анализ, сравнение. | ||
Грибы Ягоды | К/упр | «Грибок» Раз грибок, два грибок, Положили в кузовок. «Собираем грибы» (правой, левой, двумя руками одновременно) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, работа над темпом, ритмом речи Усложнение: увеличить темп, добавить хлопок. Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | |
Н/т | «Обведи и раскрась двумя руками» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Что изменилось?» | Развивать произвольное внимание, мышление. Развивать межполушарное взаимодействие, координацию движения рук | ||
Деревья | К/упр | «Два-три-ноль» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания Усложнение: увеличить темп, добавить хлопок | |
Н/т | «Обведи лист и раскрась двумя руками» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Запоминалочка» | Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти | ||
ноябрь | Поздняя осень | К/упр | «Комочки-листочки» (за столом) «Сложи картинку» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, контроля |
Н/т | «Закрась лист карандашами осенних цветов» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, | ||
Н/и | «Когда это бывает?» Карточка-схема Зима – хлопок в ладоши Весна – топнуть ногой Лето – дотронуться до кончика носа Осень – убрать руки за спину | Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи. | ||
Каникулы Бытовые приборы | К/упр | «Класс – Окей» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, переключения, развитие внимания | |
Н/т | «Нарисуй по клеткам приборы» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зрительно -моторной координации | ||
Н/и | «4 лишний» | Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие | ||
Мебель | К/упр | «Кулак – ладонь» (стул) Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрее делай так. | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, улучшение мыслительной деятельности | |
Н/т | Симметричное рисование (шкаф с полками) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Угадай по описанию» | Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию, развивать зрительное восприятие, внимание, быстроту реакции. | ||
Продукты питания | К/упр | «Оладушки» Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, работа над темпом, ритмом речи | |
Н/т | «Скопируй по клеточкам» (яблоко и груша) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Магазин» (Запоминалочка) | Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти | ||
Посуда | К/упр | «Чашка и блюдце» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | |
Н/т | Слуховой диктант «Украсим скатерть для чаепития» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти,зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «4 лишний» (с перекрёстными движениями) | Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие | ||
декабрь | Домашние птицы | К/упр | «Курочка – петушок» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания |
Н/т | Графический диктант «Уточка» Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать! | Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Запоминалочка « | Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти | ||
Домашние животные | К/упр | «Рожки и ножки» «Кошка» Мягко кошка посмотри, выпускает коготки. | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | |
Н/т | Графический диктант «Собака» Лежит, молчит, Пройдешь – заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать даёт. | Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Назови детеныша» (с ортоковриками) | Закреплять и уточнять знания детей о животных и их детёнышах. Развивать зрительное и слуховое внимание, способность воспроизводить моторные программы. Развивать межполушарное взаимодействие. | ||
Дикие животные | К/упр | «Коза-заяц» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, переключения и самоконтроля | |
Н/т | Графический диктант «Заяц» Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «4 лишний» (по разным признакам) | Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие | ||
Зима. Новый год | К/упр | «Хлоп-Топ-Тук» | Развитие темпа, ритма речи; внимания, зрительной памяти, быстроты реакции | |
Н/т | Графический диктант «Ёлка» Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, На Новый год я главная. | Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Запоминалочка» | Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти | ||
январь | Зима. Зимние развлечения | К/упр | «Комочки-листочки» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, |
Н/т | «Дорисуй 2-половину» (шарик, снежинка, елка) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Когда это бывает?» Карточка-схема Зима – хлопок в ладоши Весна – топнуть ногой Лето – дотронуться до кончика носа Осень – убрать руки за спину | Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи. | ||
Зимующие птицы | К/упр | «Дятел» (ритмы) | Развитие слухового внимания, памяти, работа над темпом, ритмом | |
Н/т | «Найди и вычеркни» (корректурная проба) | Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «4 лишний» (с перекрёстными движениями) | Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. | ||
Одежда. Обувь. Головные уборы | К/упр | «Живот – макушка» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, переключение, самоконтроля | |
Н/т | «Дорисуй симметрично» (брюки, платье) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | ||
Н/и | «Запоминалочка» | Развитие концентрации внимания, расширение объема слухового восприятия, кратковременной памяти | ||
февраль | Каникулы Транспорт. ПДД | К/упр | «Капитан» Он на мостике стоит И имеет грозный вид. Управляет кораблем И бинокль всегда при нем. Стало палубу качать- Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую – расслабляем. | Развитие м/п взаимодействия, самоконтроля, умение чередовать напряжение и расслабление |
Н/т | «Дорисуй 2-половину «(самолет, машину) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Что изменилось?» | Развитие зрительного внимания, памяти, мышления и речи | ||
Транспорт. ПДД | К/упр | «Веселые мячики» | Развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения | |
Н/т | «Нарисуй по клеткам» (машина) | Развитие м/п взаимодействия, пространственного мышления; зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Угадай по описанию» | Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию, развивать зрительное восприятие, внимание, быстроту реакции. | ||
23 февраля | К/упр | «Капитан» Он на мостике стоит И имеет грозный вид. Управляет кораблем И бинокль всегда при нем. Стало палубу качать- Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую – расслабляем. | Развитие м/п взаимодействия, самоконтроля, умение чередовать напряжение и расслабление | |
Н/т | Графический диктант «Танк» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, памяти | ||
Н/и | «Перед, за, между» | Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи. | ||
Профессии. Инструменты | К/упр | «Молоток – пила» (за столом) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, переключения, развитие внимания | |
Н/т | «Скопируй по клеточкам» (пила, молоток) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зритель-моторной координации | ||
Н/и | «Кому что нужно для работы?» (слева-справа; профессии-предметы) | Развитие мышления, пространственной ориентировки, расширении словаря | ||
март | 8 Марта | К/упр | «Оладушки» Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, работа над темпом, ритмом речи |
Н/т | «Дорисуй 2- половину» (ваза с цветком) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Назови ласково» (с мячом по кругу) | Закреплять умение образовывать существительные во множественном числе, развивать координацию перекрёстных движений, внимание, память, речь, мышление. | ||
Семья | К/упр | «Веселые мячики» | Развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения | |
Н/т | «Скопируй по клеточкам» (чашка) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления | ||
Н/и | «Перед, за, между» | Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи. | ||
Пед.диагностика | ||||
Пед.диагностика | ||||
апрель | Весна | К/упр | «Ладошки» (в парах) | Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизации работы правого и левого полушария, умение работать в парах |
Н/т | «Дорисуй 2- половину» (солнышко) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Когда это бывает?» Карточка-схема Зима – хлопок в ладоши Весна – топнуть ногой Лето – дотронуться до кончика носа Осень – убрать руки за спину | Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи. | ||
Перелетные птицы | К/упр | «Кулачки -ладошки» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, концентрации внимания | |
Н/т | «Нарисуй по клеткам птиц» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Угадай по описанию» | Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию, развивать зрительное восприятие, внимание, быстроту реакции. | ||
Рыбы | К/упр | «Два – пять» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, концентрации внимания | |
Н/т | Графический диктант «Рыбка» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, памяти | ||
Н/и | «Что изменилось» | Развивать произвольное внимание, мышление. Развивать межполушарное взаимодействие, координацию движения рук. | ||
Цветы | К/упр | «Бутон-цветок» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | |
Н/т | «Нарисуй по клеткам» (цветок). | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «4 лишний» (с перекрёстными движениями) | Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам, закреплять слова-обобщения. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать межполушарное взаимодействие | ||
май | Комнатные растения | К/упр | «Веселые мячики» | Развитие моторной координации, умение работать с группой, снятие напряжения |
Н/т | «Дорисуй 2- половину» (цветок в горшке) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, пространственного мышления; повышение способности к самоконтролю. | ||
Н/и | «Перед, за, между» | Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи. | ||
День Победы | К/упр | «Колечко» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | |
Н/т | «Ритм» (2-правой, 2-левой,3- двумя) | Развитие м/п взаимодействия, внимания, памяти | ||
Н/и | «Подбери действие к предмету» | Совершенствовать грамматический строй речи детей, развивать умение подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание. Развивать межполушарное взаимодействие. | ||
Дом. Улица. Город | К/упр | «Hoc — пол — потолок» | Развитие внимания и снятие импульсивности | |
Н/т | «Нарисуй по клеткам дом» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Один - много» ( с мячом по кругу) | Закреплять умение образовывать существительные во множественном числе, развивать координацию перекрёстных движений, внимание, память, речь, мышление. | ||
Насекомые | К/упр | «Класс – Окей» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, способности к повышению самоконтроля | |
Н/т | Графический диктант «Бабочка» Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать цветок хотел, Он вспорхнул и улетел. | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, слуховой памяти, зрительно-моторной координации | ||
Н/и | «Перед, за, между» | Закреплять понимание значения предлогов, навыка их употребления в речи. Развивать межполушарные связи. | ||
Школа | К/упр | «Ухо-нос-потолок» | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания | |
Н/т | «Нарисуй человечка» (по образцу) | Развитие м/п взаимодействия, мелкой моторики, внимания, | ||
Н/и | «Когда это бывает?» Карточка-схема Зима – хлопок в ладоши Весна – топнуть ногой Лето – дотронуться до кончика носа Осень – убрать руки за спину | Закреплять знания о временах года, развивать зрительную память, логическое мышление, координацию движений. Развивать межполушарные связи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игр и игровых упражнений
Перспективное планирование игр и игровых упражнений в группах общеразвивающей направленности воспитанников 7 года жизни...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Авторы проекта:Сюсюкало Светлана Анатольевна – заместитель заведующей по научно-методической работе МДОУ ЦРР – детский сад №6 МОЩР.Дембендер Наталья Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной к...

Перспективное планирование « Оздоровительные игры и упражнения» в Первой младшей группе
Перспективное планирование« Оздоровительные игры и упражнения» вПервой младшей группе...
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование...

Перспективное планирование по применению кинезиологических упражнений для детей старшей группы
Перспективное планирование по применению кинезиологических упражнений для детей старшей группы с ОНР...

Перспективное планирование дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики у старших дошкольников
Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с...

Перспективное планирование нейропсихологических упражнений для детей дошкольного возраста
Данный материал может быть полещен воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопелам дошкольных учреждений...
