опросник для педагогов при работе с детьми "группы риска"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Семенова Екатерина Григорьевна

опросник для педагогов при работе с детьми "группы риска"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение№ 2

Информетрия  (первичная диагностика)

Опросник для педагогов

«Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста»(1,5 – 7 лет)

Цель: оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной группы «риска».

Материал: бланк-опросник 

1. Внешний вид. Отношение родителей.

1.1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду одежде.

1.2. Ребенка забирают из сада одним из последних.

1.3. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку.

1.4. Родители не интересуются жизнью группы

2. Поведение ребенка в группе.

2.1. Не сразу воспринимает требование воспитателя.

2.2. Не выполняет правила распорядка жизни группы.

2.3. Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.

2.4. Длительно расторможен, болтлив.

3. Игра и общение с детьми и взрослыми.

3.1. Предпочитает играть в одиночестве,

3.2. Конфликтует с детьми, дерется, кричит.

3.3. Не умеет поддерживать игру.

3.4. Плачет. Мало контактен со взрослыми. Ждет родителей.

4. Речевое развитие.

4.1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.

4.2. Словарный запас беден

4.3. Речь грамматически неправильная.

4.4. Малоразговорчив. Имеет трудности при пересказе.

5. Отношение к занятиям и их успешность.

5.1. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога

5.2. С трудом овладевает необходимым объемом знаний.

5.3. Неусидчив, не доводит дело до конца

5.4. Мешает педагогу, детям на занятиях.

6. Социально - бытовые навыки и ориентировка в окружающем.

6.1 Недостаточен объем знаний об окружающем мире.

6.2 Путается в понятиях: «Дин недели», «Времена года» и т.п.

6.3 Недостаточно сформированы общие социально - бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается).

6.4 Не улавливает причинно - следственные отношения между явлениями окружающего (что из чего следует).

7. Темповые характеристики деятельности.

7. 1 Часто сонлив и вял в течение дня.

7.2 Темп работы на занятиях неравномерен.

7.3 Работает медленно.

7.4 Темп работы быстрый, но работает хаотично.

8. Физическое развитие.

8. 1 Недостаточно развит физически.

8.2 Быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможен.

8.3 Не посещает детский сад из-за болезни более 7-ми раз в году.

8.4 Плохо ест. Беспокойно спит днем; трудно засыпает.

9. Моторное развитие.

9.1 Плохо развита мелкая моторика

9.2 Нарушена общая координация. Неуклюж.

9.3 Медлителен в движениях.

9.4 Предпочитает работать левой рукой

Инструкция: оцените выраженность поведенческих характеристик ребенка. Это поможет Вам и другим специалистам организовать адекватную работу с ним.

Не пропуская ни одного признака поведения, отметьте только одно из трех значений:

0 - данный признак поведения, развития отсутствует;

1 - выражен, но слабо;

2 - выражен ярко, значительно.

Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения, развития, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.

Обработка результатов: 

1. Подсчитать количество ответов «О» х на 0.

 2. Подсчитать количество ответов «1» х на 1.

 3. Подсчитать количество ответов «2» х на 2.

 4. Суммировать полученные данные.

Интерпретация результатов:

Ребенок может быть отнесен к «Группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолога, логопеда, ПМПК), если общее количество баллов превышает 28 баллов.

Литературный источник: «Школьный психолог» № 39, 1999г.

2. Опросник "Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей"

0-НЕ ПРОЯВЛЕТСЯ ВООБЩЕ;

1 -ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНОГДА;

2-ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТО;

3-ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ВСЕГДА

качество

Не проявляется вообще

0 баллов

Проявляется иногда

1 балл

Проявляется часто

2 балла

Проявляется всегда

3 балла

Агрессивность:

Ломает игрушки

Толкает сверстника

Мимоходом ударяет встречных

Кусается

Плюется

Щиплет других

Говорит обидные слова, когда не слышит взрослый

Ругается

Замахивается, но не ударяет

Пугает других

Сжимает губы, кулаки

Сопротивляется при попытках удержать от агрессивных действий

Препятствие стимулирует его агрессивное поведение

Просит стукнуть себя еще раз

Вспыльчивость:

Неожиданно для всех бросает игрушки; грубо отвечает

Может разорвать пособие, сказать нецензурное слово

Плюется

Негативизм:

Делает все наоборот

С трудом включается в коллективную игру

Отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности

Говорит часто слова "не хочу", "не буду", "нет"

Демонстративность:

Отворачивается

Утрирует движения на занятии

Стремится обратить на себя  внимание в ущерб организации занятий

Делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

Обидчивость

Обижается при проигрыше в игре

Болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса

Недовольное выражение лица

Часто плачет

Конфликтность

Сам провоцирует конфликт

Отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях

Не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность

Когда все дети вместе, стремится уединиться

Входит в помещение и сразу идет к игрушкам

Занят своим делом и не замечает окружающих

Не использует речь как средство общения

Когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

Не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание

Не реагирует на переход с обычной речи на шепот

Избегает смотреть в лицо собеседнику

Нерешительность

Избегает ситуации устного опроса на занятии

Отказывается от ведущих ролей в играх

Часто использует фразы "не знаю", "может быть", "трудно сказать"

Не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; его поведение вариативное

Страхи

Страх пылесоса

Страх собаки

Страх темноты

Страх от порывов ветра

Страх новых людей в новой ситуации

Страх публичного выступления

Страх оставаться одному

Боязнь спрыгнуть с возвышения, входить в новое помещение

Тревожность

Блуждающий, отстраненный взгляд

Не может объяснить причины своей тревоги

Неожиданно вздрагивает

Осторожно ходит

Стремится быть поближе к взрослому

Скованность

Не знает, чем заняться

Бездеятельно смотрит по сторонам

Говорит слишком тихо

Темп действий замедлен

Запаздывает при действиях по сигналу

Эгоцентричность

Считает, что все игрушки, все конфеты - для него

Навязывает свою игру, желания детям

Часто использует местоимение "я"

Избегание умственных усилий

Быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Не смотрит мультфильмы

Дефицит внимания

Приходится словесно повторять задание по несколько раз

Требуется сочетание слова с показом способа действия

Переспрашивает условия выполнения задания

Двигательная расторможенность

Поспешно планирует собственные действия

Темп действий убыстрен

Количество действий избыточно

Действует раньше условного сигнала

Встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят

Быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Речевая расторможенность

Говорит слишком громко, не может говорить с обычной силой голоса

Темп речи убыстрен

Речь взахлеб

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.

Непонимание словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Ригидность

Рисует многократно повторяющиеся элементы

Навязчив при общении

Привлекает к себе внимание

Повторяет одну и ту же просьбу или фразу

Застревает на обиде

С трудом переключается

Если какое-либо качество получает наибольшее количество баллов, то данное качество присутствует у ребенка в наибольшей степени.

Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.

Дата                       Фамилия, имя                                                                             Возраст ребенка                                        

N        

   Характеристика поведения        

Да        

Нет

1

Продолжает заниматься своим делом даже после замечания        

2

Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

3

Претендует на главные роли        

4

Неопрятный внешний вид        

5

Дерется со сверстниками, кусается

6

Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы        

7

Спорит, с трудом договаривается, соглашается        

8

Не доводит начатое дело до конца        

9

Требует к себе постоянного внимания

10

Не в состоянии поддержать порядок        

11

Обзывает сверстников, грубит взрослым

12

Говорит тихо и мало        

 13                      

Ссорится, конфликтует со сверстниками

14

Склонен к быстрой и частой смене настроений

15

Кривляется, строит из себя шута

16

Опаздывает

17

Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение        

17

Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

18

Обидчив, склонен к беспричинным слезам

19

Говорит быстро и много

20

Любит приказывать другим детям, повелевать ими        

21

Не держит обещания, забывает о порученном

22

Плюется в состоянии раздражения

23

Не уверен в себе

24

С трудом признает свои ошибки

                      25

Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами        

26

Болезненно переживет поражения, неуспехи

27

Нарушает правила поведения и правила игры "по забывчивости"        

28

Стремится делать многое назло

29

Сторонится коллективных игр и заданий

30

Обвиняет в своих неудачах других

31

Неусидчив

32

Склонен к хвастовству        

33

Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое

34

Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты

35

Избегает главных ролей в играх

36

Добивается своего капризами

37

Постоянно отвлекается

 38                            

Не идет на уступки и компромиссы

39

Регулярно и целенаправленно нарушает правила        

40

Замахивается на сверстников        

        

Экспертная педагогическая оценка

Цель: выявить детей «группы риска», набравших наибольшее количество баллов по свем критериям, проследить динамику развития и результаты коррекционной работы.

Характристики/Ф.И. ребенка

Иванов

Петров

Сидоров

Отсутствие навыков общения

Завышенное мнение о себе

Драчливость

Застенчивость

Не уверенность в себе

Обидчивость

Плаксивость

Замкнутость

Возбудимость

Медлительность

Упрямство

Пассивность

Другое

Шкала оценки:

  1. Не проявляет вообще
  2. проявляет иногда
  3. проявляет часто
  4. -проявляется почти всегда/всегда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.

Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...

«Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»

laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...

Роль педагога в работе с семьями "группы риска"

Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.В современных кризисных социаль...