Использование технологии "Модель письма" в коррекционной работе с детьми с ТНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Гриценко Ирина Юрьевна
Технологии, направленные на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), играют ключевую роль в их успешной социализации и адаптации. Одной из эффективных методик является технология "Модель письма", разработанная специально для работы с такими детьми. Эта методика помогает улучшить не только устную речь, но и письменную, развивая одновременно навыки чтения и письма.
Что такое технология "Модель письма"?
Технология "Модель письма" представляет собой систему упражнений, направленных на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи и расширение активного словаря ребенка. Она включает несколько этапов:
1. Подготовка. На этом этапе проводится работа над артикуляционным аппаратом, постановка звуков, отработка правильного дыхания и ритмики речи.
2. Формирование навыка написания букв и слогов. Детям предлагается писать буквы и слоги сначала крупными печатными буквами, постепенно переходя к мелкому письму. Это способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук.
3. Обучение чтению и пониманию текста. Ребенок учится читать написанное слово, предложение, текст, осознавая смысл прочитанного. Это важный этап, который помогает связывать письменную форму с устной речью.
4. Составление предложений и рассказов. Постепенно дети переходят к составлению простых предложений, используя изученные слова и грамматические конструкции. Затем переходят к созданию небольших рассказов, где они учатся выражать свои мысли последовательно и логично.
 
Преимущества технологии "Модель письма":
- Комплексный подход: Методика охватывает сразу несколько аспектов развития речи — произношение, чтение, письмо и понимание текста.
  
- Индивидуальная адаптация: Упражнения могут быть адаптированы под каждого ребенка в зависимости от уровня его речевого развития.
- Развитие когнитивных функций: Работа с письменной речью стимулирует память, внимание и мышление, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.
- Повышение мотивации: Успешное выполнение заданий повышает уверенность ребенка в себе и мотивирует его продолжать работу над улучшением речи.
Методике «Моделирование письма» отведена очень важная роль в развитии детской речи, особенно, письменной. Она играет ключевую роль в организации планирования детьми работы в центрах активности, в освоении ими способов саморегуляции и многих других важных психических функций. Эта методика также ответственна за развитие у детей знаково-символической функции в широком смысле слова, включая работу со знаками, схемами и другими средствами развития мышления детей дошкольного возраста. И, наконец, методика «Моделирование письма»  непосредственно участвует в обучении детей способу фиксации своего плана, своего намерения что-то сделать в выбранном ими центре активности. 
Технолгия «Модель письма» подходит детям с ТНР и значительно облегчает возможность освоить принципы лежащие в основе письма, дает возможность развивать фонематические процессы – восприятие и слух. Придумывая и записывая сообщения, ребенок начинает понимать, как устная речь ложится на письменную, как буквы превращаются в слова и т.д.
Методика «Моделирование письма» исходит из концепции, в основе которой лежит не столько складывание детьми слов из букв, сколько передача определенного сообщения, автором которого всегда является сам ребенок. 
Таким образом, технология "Модель письма" становится незаменимым инструментом в коррекционной работе с детьми с ТНР, помогая им преодолеть трудности в овладении речью и успешно интегрироваться в общество.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_pisma.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Гнездышко»

(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)

658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60

тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03

Использование технологии "Модель письма" в коррекционной работе с детьми с ТНР


Подготовил: учитель-логопед

Гриценко И.Ю.

Технологии, направленные на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), играют ключевую роль в их успешной социализации и адаптации. Одной из эффективных методик является технология "Модель письма", разработанная специально для работы с такими детьми. Эта методика помогает улучшить не только устную речь, но и письменную, развивая одновременно навыки чтения и письма.

Что такое технология "Модель письма"?

Технология "Модель письма" представляет собой систему упражнений, направленных на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи и расширение активного словаря ребенка. Она включает несколько этапов:

1. Подготовка. На этом этапе проводится работа над артикуляционным аппаратом, постановка звуков, отработка правильного дыхания и ритмики речи.

2. Формирование навыка написания букв и слогов. Детям предлагается писать буквы и слоги сначала крупными печатными буквами, постепенно переходя к мелкому письму. Это способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук.

3. Обучение чтению и пониманию текста. Ребенок учится читать написанное слово, предложение, текст, осознавая смысл прочитанного. Это важный этап, который помогает связывать письменную форму с устной речью.

4. Составление предложений и рассказов. Постепенно дети переходят к составлению простых предложений, используя изученные слова и грамматические конструкции. Затем переходят к созданию небольших рассказов, где они учатся выражать свои мысли последовательно и логично.

Преимущества технологии "Модель письма":

- Комплексный подход: Методика охватывает сразу несколько аспектов развития речи — произношение, чтение, письмо и понимание текста.

 

- Индивидуальная адаптация: Упражнения могут быть адаптированы под каждого ребенка в зависимости от уровня его речевого развития.

- Развитие когнитивных функций: Работа с письменной речью стимулирует память, внимание и мышление, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.

- Повышение мотивации: Успешное выполнение заданий повышает уверенность ребенка в себе и мотивирует его продолжать работу над улучшением речи.

Методике «Моделирование письма» отведена очень важная роль в развитии детской речи, особенно, письменной. Она играет ключевую роль в организации планирования детьми работы в центрах активности, в освоении ими способов саморегуляции и многих других важных психических функций. Эта методика также ответственна за развитие у детей знаково-символической функции в широком смысле слова, включая работу со знаками, схемами и другими средствами развития мышления детей дошкольного возраста. И, наконец, методика «Моделирование письма»  непосредственно участвует в обучении детей способу фиксации своего плана, своего намерения что-то сделать в выбранном ими центре активности.Хочу такой сайт

Технолгия «Модель письма» подходит детям с ТНР и значительно облегчает возможность освоить принципы лежащие в основе письма, дает возможность развивать фонематические процессы – восприятие и слух. Придумывая и записывая сообщения, ребенок начинает понимать, как устная речь ложится на письменную, как буквы превращаются в слова и т.д.

Методика «Моделирование письма» исходит из концепции, в основе которой лежит не столько складывание детьми слов из букв, сколько передача определенного сообщения, автором которого всегда является сам ребенок. 

Таким образом, технология "Модель письма" становится незаменимым инструментом в коррекционной работе с детьми с ТНР, помогая им преодолеть трудности в овладении речью и успешно интегрироваться в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает....

Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы

В статье  анализируются  основные проблемы  в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся  развивающие задачи, которые успешно реализуются  в играх-хороводах....

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:•      учить детей осознавать собственную значимость в...

Использование ЭОР в коррекционной работе с детьми.

Электронные образовательные ресурсы оказывают помощь в улучшении организации учебно-воспитательной работы и повышении ее качества в соответствии с ФГОС к структуре  основной общеобразовательной п...