Использование технологии "Модель письма" в коррекционной работе с детьми с ТНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Гнездышко»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)
658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60
тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03
Использование технологии "Модель письма" в коррекционной работе с детьми с ТНР
Подготовил: учитель-логопед
Гриценко И.Ю.
Технологии, направленные на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), играют ключевую роль в их успешной социализации и адаптации. Одной из эффективных методик является технология "Модель письма", разработанная специально для работы с такими детьми. Эта методика помогает улучшить не только устную речь, но и письменную, развивая одновременно навыки чтения и письма.
Что такое технология "Модель письма"?
Технология "Модель письма" представляет собой систему упражнений, направленных на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи и расширение активного словаря ребенка. Она включает несколько этапов:
1. Подготовка. На этом этапе проводится работа над артикуляционным аппаратом, постановка звуков, отработка правильного дыхания и ритмики речи.
2. Формирование навыка написания букв и слогов. Детям предлагается писать буквы и слоги сначала крупными печатными буквами, постепенно переходя к мелкому письму. Это способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук.
3. Обучение чтению и пониманию текста. Ребенок учится читать написанное слово, предложение, текст, осознавая смысл прочитанного. Это важный этап, который помогает связывать письменную форму с устной речью.
4. Составление предложений и рассказов. Постепенно дети переходят к составлению простых предложений, используя изученные слова и грамматические конструкции. Затем переходят к созданию небольших рассказов, где они учатся выражать свои мысли последовательно и логично.
Преимущества технологии "Модель письма":
- Комплексный подход: Методика охватывает сразу несколько аспектов развития речи — произношение, чтение, письмо и понимание текста.
- Индивидуальная адаптация: Упражнения могут быть адаптированы под каждого ребенка в зависимости от уровня его речевого развития.
- Развитие когнитивных функций: Работа с письменной речью стимулирует память, внимание и мышление, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.
- Повышение мотивации: Успешное выполнение заданий повышает уверенность ребенка в себе и мотивирует его продолжать работу над улучшением речи.
Методике «Моделирование письма» отведена очень важная роль в развитии детской речи, особенно, письменной. Она играет ключевую роль в организации планирования детьми работы в центрах активности, в освоении ими способов саморегуляции и многих других важных психических функций. Эта методика также ответственна за развитие у детей знаково-символической функции в широком смысле слова, включая работу со знаками, схемами и другими средствами развития мышления детей дошкольного возраста. И, наконец, методика «Моделирование письма» непосредственно участвует в обучении детей способу фиксации своего плана, своего намерения что-то сделать в выбранном ими центре активности.
Технолгия «Модель письма» подходит детям с ТНР и значительно облегчает возможность освоить принципы лежащие в основе письма, дает возможность развивать фонематические процессы – восприятие и слух. Придумывая и записывая сообщения, ребенок начинает понимать, как устная речь ложится на письменную, как буквы превращаются в слова и т.д.
Методика «Моделирование письма» исходит из концепции, в основе которой лежит не столько складывание детьми слов из букв, сколько передача определенного сообщения, автором которого всегда является сам ребенок.
Таким образом, технология "Модель письма" становится незаменимым инструментом в коррекционной работе с детьми с ТНР, помогая им преодолеть трудности в овладении речью и успешно интегрироваться в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи"
Из опыта ратобы...

Консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает....
Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы
В статье анализируются основные проблемы в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся развивающие задачи, которые успешно реализуются в играх-хороводах....

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:• учить детей осознавать собственную значимость в...

Использование ЭОР в коррекционной работе с детьми.
Электронные образовательные ресурсы оказывают помощь в улучшении организации учебно-воспитательной работы и повышении ее качества в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной п...



