«Комментированное рисование в развитии изобразительных навыков и творческих способностей ребенка с особыми образовательными потребностями в подготовительной группе.»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного и продуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок и операций , изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческом.
Предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведёт за собой развитие (по Л. С. Выготскому).[1. c.66] Однако почему-то это происходит далеко не всегда – даже занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.
Что говорить о детях с особыми образовательными потребностями?
Однако именно такие дети наиболее продуктивны и интересны в творческий изобразительной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 27
620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а.
тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mdou27@eduekb.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru
Доклад для педагогов ДОУ:
«Комментированное рисование в развитии изобразительных навыков и творческих способностей ребенка с особыми образовательными потребностями в подготовительной группе.»
Работа выполнена:
Сахаровой
Ольгой Петровной
В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного и продуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок и операций , изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческом.
Предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведёт за собой развитие (по Л. С. Выготскому).[1. c.66] Однако почему-то это происходит далеко не всегда – даже занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.
Что говорить о детях с особыми образовательными потребностями?
Однако именно такие дети наиболее продуктивны и интересны в творческий изобразительной деятельности.
Что важно при работе в творчестве с детьми ООП?
- Как научить детей верить в себя.
Изначально они должны верить в то, что воспитатель/тьютор умеет рисовать всё, что угодно – всё, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того, здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка – дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации. Однако существующие методики рисования практически не учитывают эту потребность ребёнка. Между тем, приёмы комментированного рисования, предложенные Дж. Алланом, С. А.Мироновой, О.П. Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие « оживить» нарисованную ситуацию или сам процесс рисования, существуют. [5 c.120] Что очень подходит при точечной и индивидуальной работе с детьми ООП.
Способности детей к созданию изображений, формирование их изобразительно – игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи взрослого. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются «приём комментирующей речи взрослого» и приём «комментированного рисования», описанные некоторыми учёными (О. П. Гаврилушкиной, Т.А. Мироновой, Г.В. Чиркиной).
«Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Так, комментируя действия детей, воспитатель или тьютор рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях.
Комментируя действия детей в настоящем времени, воспитатель фиксирует их внимание на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребёнку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причём подведение итога по одному действию детей должно включать и переход к следующему этапу деятельности. Комментирующая речь оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей при переходе с одного этапа деятельности (или занятия) на другой. Это так же позволяет социализировать ребенка.
В связи с этим особое значение приобретает рассказ воспитателя о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на неё. Так, в ходе занятия воспитатель оценивает своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской, салфеткой, клеем и так далее).
Постепенно функции комментирования действий и всей деятельности передаются самим детям. Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. Привлекая детей к комментированному рисованию, мы используем примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т.В. Волосовец , Е.Н . Кутеповой .
- Расскажи, что ты будешь делать?
- Расскажи, что будешь использовать?
- Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом ?
- Расскажи, как будешь делать?
- Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ? [4. c.13]
Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учим комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.
«Приём комментированного рисования» - основное внимание мы уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал… и сказал... И что из этого вышло»). Этот приём рекомендован Дж. Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души». [6, с.34]
Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребёнка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.
Например, О.П. Гаврилушкина предлагает использовать приём комментированного рисования по-другому: не как элемент игровой педагогической ситуации, а как их совокупность. Она рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей( дошкольники становятся объектами изображения), и комментировать их. В конце занятия воспитателем эмоционально оцениваются результаты деятельности каждого ребёнка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи.[3 c.45]
Содержание такой работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6 -7 человек.
Cуществуют основные правила комментированного рисования:
- Использование приёма транслирования информации в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время « rомментированного рисования».
- Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.
- Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.
- Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время « переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
- Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
- В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.
- В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной)[3. c.78]:
- Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;
- Обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
- Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка;
- Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
- Широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.
- Горбунович Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем. Москва, 1999.
- Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду. 2003. № 2 . Н. В. Микляева. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
- Доскин В. А., Печора К.Л. Рисунки детей. Психологический анализ. Дошкольное воспитание. 2000.№ 12.
- Микляева. Н. В. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
- Ландшафт детской души Автор: Джон Аллан Издательство: ПЕР СЭ ISBN: 5-9292-0153-6 Год: 2006 Страниц: 272
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по рисованию для детей с особыми образовательными потребностями в старшей группе Тема: «Рыжий кот»
Конспект подгруппового занятия по рисованию для детей с особыми образовательными потребностями в старшей группе. Тема: "Рыжий кот" ...

Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"
Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим вместе»...
Подготовительный этап к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями глобальному чтению
Что такое общение? Общение — обмен информацией. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не спосо...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Проект развития навыков эффективного общения у детей с особыми образовательными потребностями средствами театрализации «Поделись улыбкою своей»
Актуальность проекта На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения ус...
Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности. (обобщение опыта)
Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей ...
Семинар-практикум для педагогов Прeзентация " Развитие математических способностей детей с особыми образовательными потребностями посредством применения пособия "Нумикон"
laquo;Нумикон» – это программа и набор наглядного материала, для тех детей, которым сложно изучать математику. Система Нумикона разработана с целью, помочь ребенку увидеть связь между чис...

