План работы с указанием материала по коррекции параламбдацизма (замена Л-Й)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
План работы с указанием материала по коррекции параламбдацизма (замена Л-Й)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с указанием материала по коррекции параламбдацизма (замена Л-Й)
Содержание
- Характеристика звука и механизм образования в норме………………..3
- Артикуляционный профиль звука………………………………………...4
- Описание нарушения звука………………………………………………..5
- Методика работы…………………………………………………………...6
Список использованной литературы………………………………….…….12
Подготовила:
Учитель-логопед МБОУ СОШ№2
с.Средняя Елюзань
Янгуразова А.Ю.
1. Характеристика звука /Л/и механизм образования в норме.
Звук /Л/, /Ль/:
по наличию преграды – согласный;
по работе небной занавески – ротовой;
по способу образования – смычно-проходной;
по месту образования – язычно-альвиолярный;
по степени палатализации – /Л/ – твердый; /Ль/– мягкий;
по степени участия голоса – сонорный.
Во время правильного произнесения звука /Л/ органы речи принимают следующее положение:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
- зубы незначительно разомкнуты;
- язык – узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Мягкий звук /Ль/ отличается от твердого л следующим:
- губы растянуты в стороны, как при улыбке;
- язык – кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы («бугорки») за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Статистика образования звука /Л/, /Ль/
- положение губ нейтральное,
- зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
- кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,
- спинка языка опущена,
- задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,
- боковые края языка опущены,
- слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
- голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука/Ль/ положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
2. Артикуляционный профиль звука.
Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно/А/ или /Ы/. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный /Л/, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.
Наиболее распространенной и результативной является межзубная постановка звука /Л/. Впоследствии, на этапе автоматизации звука осуществляется перевод языка в зазубное положение.
Речевой звук связывают со зрительным образом – летящий в небе самолет.
Положение органов артикуляции:
а) губы в полуулыбке;
б) кончик языка зажат зубами;
в) язык узкий, между боковыми краями языка и коренными зубами (с одной или с двух сторон) образуется щель, по которой проходит воздух.
Зрительно контролируется положение языка, аудиально – совпадение полученного и нормированного звука, кинестетически– наличие слабой, чуть теплой воздушной струи.
Наиболее распространены ошибки:
а) язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к/Ы/. Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами
б) отсутствие плотной смычки. Предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы
в) неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальнейшем при нормированной артикуляции звука /Л/ губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;
г) неправильный выдох – форсированный (слышится звук, близкий к /Ф/, образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к /Н/). Внимание ребенка обращается на участие мягкого нёба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса. Тактильно контролируется отсутствие носовой утечки и «взрывной» воздушной струи. Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.
Звук/Ль/ является звуком раннего онтогенеза, и его произношение нарушается значительно реже. Часто звук/Ль/ появляется спонтанно в процессе работы над звуком /Л/ или вызывается по подражанию. Артикуляция мягкого звука /Ль/ отличается от твердого /Л/ подъемом переднесредней части спинки языка по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.
3. Описание нарушения звука.
Параламбдацизм: (пара + греч.букваламбда, обозначающаязвук/Л/). Дефектречи, заменабуквы/Л/другими. В данной работе рассматривается замена звука /Л/ на звук /Й/.
4. Методика работы.
Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляю сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук /Л/ и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять языком движения, необходимые для правильного произношения звука /Л/.
При замене /Л/ на /Й/ ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжное /Ы/.
Следующим этапом важно провести полную дифференциацию звука /Л/ и его заменителя /Й/.
После автоматизации /Л/ мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит слоги «ли», «ли» и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога «ли», последовательно переходим к сочетаниям /Л/ с /Е, Ё ,Ю, Я/.
Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.
Выполняем логопедические упражнения
В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:
Артикуляционная гимнастика;
Задания на развитие речевого дыхания;
Упражнения по автоматизации произношения звуков.
Желательно, чтобы любой урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.
Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.
Логопедические упражнения для постановки звуков /Л/, /Ль/
Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.
«Пароходик»
Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».
Положение языка. Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.
Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.
«Индюшонок»
Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:
Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.
Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.
Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».
Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.
«Как едет лошадка?»
Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».
Улыбка. Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).
Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.
Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.
Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.
«Ветерок»
Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.
Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.
Автоматизация звука:Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.
Автоматизация звука [Л]. Правильно проговариваем звук [Л] в слогах. ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ, ЛА-ЛО, ЛА-ЛУ, ЛА-ЛЫ, ЛА-ЛЭ, ЛО-ЛА, ЛО-ЛУ, ЛО-ЛЫ, ЛО-ЛЫ, ЛУ-ЛА, ЛУ-ЛО, ЛУ-ЛЫ, ЛУ-ЛЭ. Выделяем ударные слоги ЛАЛА, ЛАЛАЛА, ЛАЛА, ЛАЛАЛА, ЛАЛАЛА, ЛОЛО, ЛОЛОЛО, ЛУЛУ, ЛУЛУЛУ. Проговариваем в словах ЛАК,ЛУК,ЛУГ,ЛУЖА,ЛОЖКА,ЛОПАТА, ЛЫЖИ, ЛАВКА.Автоматизируем звук [Л] между гласнымизвуками АЛА, ОЛО, УЛУ, ЫЛЫ, АЛО, УЛА, ОЛА, ОЛУ, АЛУ.Автоматизация звука [Л] в обратном слоге. АЛ, ОЛ, УЛ, ЭЛ, ЫЛ . В обратном слоге в словах ЗАЛ, ФУТБОЛ, МЕЛ, ВОЛ, ГОЛ, ПОЛ, КОЛ. В обратном слоге в предложениях . КОЛЯ ЗАБИЛ ГОЛ. МАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ В ФУТБОЛ. Правильно проговариваем звук в сочетании с согласной ЛВО, ЛВА, ЛМО, ЛНО, ЛПО, ЛВА, ЛКА, ЛМА, ЛНА, ЛПА, ЛВУ, ЛКУ, ЛМУ, ЛНУ, ЛПУ. Проговариваем звук Л в словах. БОЛТУШКА, ХАЛВА, МОЛЧАНИЕ, БУЛКА, БЛОХА, БЛОК, КЛОК, ПЛОТ, ПЛОД.
Автоматизируем мягкий звук[Л’] : ЛЮК, ЛЕС, ЛЕВ, ЛИЗА, ЛЁВА, ЛЕНА,ЛЁША, ЛИРА,ЛЕЙКА,ЛЕНЬ,ЛЕНТА, ЛЕПЁШКА, ЛЯГУШКА. Автоматизируем мягкий звук[Л’] в обратном слоге в обратном слоге . АЛЬ, ОЛЬ, УЛЬ, ЫЛЬ, ЭЛЬ,СОЛЬ, МОЛЬ, УГОЛЬ, ДАЛЬ, ФАСОЛЬ. ЛЕНА ПОСАДИЛА ФАСОЛЬ,ЛИЗА ЛЮБИТ ЛЬВОВ, ЛЮДА ПОЛОЛА ЛУК, ЛЕВА ПЛЫЛ НА ЛОДКЕ. Автоматизируем мягкий звук в стихах и в скороговорках: МАМА МЫЛА МИЛУ С МЫЛОМ В ГЛАЗ ПОПАЛО МИЛЕ МЫЛО, ЛЕНА И МИЛА МЫЛИ МАЛИНУ.
Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото.
Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:
ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.
Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:
Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.
Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.
Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного /Л/ в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.
Два звука/Л/ в одном слове:
лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.
Стечение /Л/ и другого согласного звука:
Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.
Учим стихи и скороговорки:
Ой, на речке, на Волжанке
Соловей плывёт на палке
Сел на доску тонкую,
Завёл он песню звонкую.
Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая /Л/.
Петя мал, взял мяту смял
Увидела мать, не велела мяту мять.
Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих /Л/. Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Важно добавлять элементы уроков по развитию речи: пусть ребенок порассуждает, о том, почему её нельзя мять.
Также можно использовать игривой метод для закрепления навыков произношения заков /Л/, /Ль/.
Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.
На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.
Список использованной литературы
- Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР : ч. 2 [Текст] / Е. И. Веселова, Е. М. Скрябина. - М. : Сфера, 2015. - 64 с.
- Гавришова, Е. Квест - игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе [Текст] / Е. Гавришова, О. Березка, С. Звягинцева, В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С. 79-84.
- Гуцал, И. Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. - М. : Сфера, 2015. - 64 с.
- Жантимирова, Д. К. Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста» [Текст] / Д. К. Жантимирова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №2. - С. 63-67.
- Оглоблина И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. - М. : Сфера, 2015. - 64 с.
- Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. - С. 16-18.
- Солдатова, Н. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника [Текст] / Н. Солдатова, О. Покровская // Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С. 48-52.
- Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Н.Н. Федосеева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №9. - С.38-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по коррекции речевого развития в младшей дошкольной группе
Опираясь на полученные диагностические данные, программу второй младшей группы, учитывая индивидуальные особенности детей, мы постарались построить работу так, чтобы...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
План работы учителя-логопеда Зюляевой М. С. над темой самообразования: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» на 2021 – 2022 учебный год
Цель: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям....
материал из опыта работы "Раннее чтение как средство коррекции моторной алалии у детей с тнр"
раннее чтение, как метод коррекции моторной алалии, когда буква используется как аналог звука...

План работы по коррекции парасигматизма (замена звука [ц] – [с])
План работы по коррекции парасигматизма(замена звука [ц] – [с]) 1. Характеристика звука и механизм образования в норме.2. Артикуляционный профиль звука.3....


