Коррекционная программа учителя-дефектолога для детей ясельного возраста с КИ "Вижу рыбу"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Юлия Сергеевна Демидова

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью федеральной адаптированной образовательной программой для ребенка с кохлеарным имплантом (далее КИ)

Цель программы — развитие и коррекция высших психических функций как необходимых возрастных компонентов для дальнейшего обучения в ДОУ

 

Задачи и этапы:

ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Их можно представить следующими разделами:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizhu_rybu.docx58.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад № 16 «Белочка»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР №16 «Белочка»

_________________О. Н. Золотухина

             

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РЕБЕНКА С ОВЗ

«Вижу рыбу»

(врожденная глухота, кохлеарная имплантация)

на 2024 – 2025 уч. год

Авторы:

Учитель-дефектолог:

Демидова Ю. С.

Бердск 2025

Введение

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью федеральной адаптированной образовательной программой для ребенка с кохлеарным имплантом (далее КИ)

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа разработана с целью коррекции и развития высших психических функций …. по решению ПМПК.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, что позволяет сделать работу ребенка насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста, а использование большого количества красочного наглядного материала и практических заданий позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий.

Большое значение в данном комплексе занятий отводится развитию слуховой памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Знакомство с различными эмоциональными состояниями и причинами их вызывающими поможет девочке осознать и понять эмоции других людей и свои личные, причины поступков взрослых и сверстников, научит межличностному взаимодействию.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы — развитие и коррекция высших психических функций как необходимых возрастных компонентов для дальнейшего обучения в ДОУ

Задачи и этапы:

ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Их можно представить следующими разделами:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Основная цель познавательного развития - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Общие задачи:

  • сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;
  • развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;
  • формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.

1) развитие у ребенка мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:

- обнаружение, различение, опознавание;

- слуховое внимание (развитие произвольного и непроизвольного внимания, селективного внимания);

- фонематический слух (развитие способности узнавать и запоминать слова только на слух);

- слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация (ребенок должен быть способен повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения.

2) развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.

На данном этапе создается основа для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. У нормально слышащих детей спонтанный процесс развивается детей с 2-х лет жизни.

3) развитие языковой  активности – связан с развитием восприятия речи и собственной речи. Его длительность составляет 5 лет

4) развитием связной речи и понимания сложных текстов. Это значительно более высокий уровень овладения родным языком.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

В основу формирования программу ребенка с КИ положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей воспитанника;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его  «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании индивидуальной программы ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования воспитанников с КИ;

- принцип целостности содержания образования.

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения ребенка с КИ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;

- принцип сотрудничества с семьей.

Возрастные и индивидуальные когнитивные

особенности развития (КИ)

До КИ у большинства детей слуховые рецепторы остаются сохранными, но пораженными являются слуховые нейроны. Во время операции слуховые нейроны восстанавливаются с помощью КИ, который в виде электрических импульсов передает слуховым рецепторам звуковые сигналы с последующей обработкой информации. Через 3-4 недели после вживления КИ в улитку подключается речевой процессор, проводится его первичная настройка и ребенок с помощью КИ начинает получать слуховые ощущения.

Наблюдалась несформированность таких мыслительных операций, как синтез и обобщение. У детей с кохлеарным имплантатом краткосрочная образная и словесно-логическая память ниже среднего уровня. Выделены следующие особенности внимания: высокий уровень скорости, точности и переключения внимания. Данные результаты можно связать с особенностью развития внимания у детей с нарушениями слуха: для них большее значение имеет зрительное восприятие, следовательно, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор первые годы ношения имплантата ребенок использует синкретический способ мышления, а именно перечисление отдельных предметов, обобщение предметов по одному из представленных знакомых слов для ребенка, период проб и ошибок. Анализ результатов скорости, продуктивности и точности внимания показал снижение данных показателей в зависимости от периода ношения кохлеарного имплантата. Возможно, наблюдаемый в исследовании феномен связан с гетерохронностью развития психических функций, неравномерным созреванием и развитием психических функций.

Особенности слухового восприятия детей с КИ определяются тремя основными причинами:

 искажением звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему;

 несформированностью (и/или нарушением) центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего в первые годы после имплантации;

 мензуральным восприятием: кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве и восприятия речи в шумах и в помещении с сильным отражением звуков (Королева И.В.).

Кохлеарная имплантация восстанавливает слух практически полностью. У ребенка быстро развивается слуховая чувствительность, постепенно формируются навыки произнесения любого речевого материала по подражанию. Однако адекватное слуховое восприятие обращенной речи не всегда обеспечивает правильное понимание информации воспитанником. Говоря другими словами, ребенок с КИ может «услышать» практически все, но не всегда правильно понимает (а иногда вовсе не понимает) услышанное. Это связано с тем, что ребенок может просто не знать смысла воспринятых слов, их значения в определенном контексте. Поэтому в процессе обучения следует постоянно использовать задания на выяснение понимания услышанного (прочитанного) (Феклистова С.Н. Обучение детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в учреждениях общего среднего образования: организационно методический аспект / Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 1. – С. 46 – 51).

Только точные, дифференцированные слуховые образы могут служить основой речевого развития ребенка с кохлеарным имплантом так, как это происходит у слышащих детей (Феклистова, С. Н. Особенности восприятия звуковой информации детьми с нарушением слуха, компенсированнымкохлеарным имплантом / С. Н. Феклистова // Труды Белорусского государственного университета. Физиологические, биохимические и молекулярные основы функционирования биосистем. – 2016. – Том 11. – Ч. 1. – С. 147 – 153).

Особенности слухоречевого и познавательного развития:

1) недостаточно точная дифференциация некоторых звуков (плохо слышимых п, т, к, ф, ц, х, в, тихих звуков), особенно на расстоянии;

2) моноуральное (одностороннее) восприятие (кохлеарная имплантация выполняется бесплатно только на одно ухо, не все дети носят на втором ухе слуховой аппарат). Это вызывает трудности локализации звука, ориентации в пространстве;

3) нарушения скорости обработки речи. Возникают трудности восприятия и понимания предложений в речевом потоке;

4) трудности при восприятии речи в некоторых условиях: если говорящий находится сзади или с противоположной стороны от прооперированного уха; если речь не обращена к ребенку;

5) особенности долговременной памяти: ребенок быстро запоминает слово но нужна помощь при его образном представлении (услышав, запомнит слово легко, но не соотносит с его значением). Особенно важно, это в период освоения звуков ребенком. Если аппарат недостаточно четко настроен, то определенные звуки буду недоступны (свистящие) и их звучание в природе не дифференцируются. Изучив звук с ребенком, часто советуют помогать с созданием образа восприятия звука (свист у насекомых, звон у кузнечика и т. п.);

6) проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания, быстрая утомляемость при слуховой нагрузке (Зонтова О.В. Коррекционнопедагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. – СПб., 2008. – 78 с.; Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. –СПб., 2013.).

  1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

…. поступил в МАДОУ ЦРР «Детский сад №16» в марте 2024 г. В течение года прошел курс реабилитации после операций по кохлеарной имплантации с выездами на курсы занятий со специалистами.

Адаптации к ДОУ прошла достаточно хорошо. …. – ребенок со средним уровнем психофизического развития, продолжает находится на языковом этапе развития восприятия речи и собственной речи (по методу И.В. Королевой)

На период осени 2024 года имеет коллегиальное заключение территориальной ПМПК о полном включении ребенка в образовательный процесс, поэтому ребенок включен не только во фронтальную непосредственную образовательную деятельность, но и индивидуальные и подгрупповые занятия, при организации которых соблюдаются все рекомендации.

На основе проведенного диагностического исследования и наблюдений можно сделать вывод, что в структуре нарушения психического развития отмечаются следующие недостатки: низкий уровень речевого развития (речь лепетная формируется, активная вокализация на просьбы и обращения), мелкая и крупная моторные функции формируется (наблюдается отставание от возрастной нормы развития), отсутствие проявления инициативы и низкий уровень развития произвольного внимания и слуховой произвольной памяти. При этом у ребенка отмечается зрительное и слуховое включение в моменты заинтересованности. Петров Н. может играть со сверстниками, не включается в общую игру с другими детьми. Наблюдаются перепады настроения.

II.        Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме.

Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1.        Диагностическая работа

Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуального изучения познавательных процессов ребенка, а также методом наблюдения во всех видах деятельности.

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий и занятий в малой подгруппе, которые предполагает активное воздействие на развитие гнозиса и праксиса, что обеспечит соответствующее развитие относительно возрастным нормативам.

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.

Программа занятий по развитию психических функций включает в себя развивающие игры, дидактические, упражнения и задания, изобразительную деятельность и кинезиологические упражнения  по 2 встречи в неделю, всего 25 занятий.

Одновременно с данными занятиями ребенок посещает коллективные занятия в общеразвивающей группе и является участником программы «Детство»

II СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приложение 1)

2.1.        Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Виды детской деятельности         Формы работы с детьми 2-3 года.

Двигательная         Игровые упражнения

Продуктивная         Дидактическая упражнение

Коммуникативная        Беседа, рассказ, разговор, рассматривание, чтение.

Познавательно-исследовательская        Решение проблемных ситуаций.

Методы Сластенина В. А.:

  • Методы формирования сознания детей         объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение и др.
  • Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения         задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения         игра, поощрение, наказание и др.
  • Методы контроля эффективности образовательного процесса         весь спектр диагностических методов.
  • Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности         рассказ взрослого, пояснение, беседа, разъяснение, чтение художественной литературы, обсуждение,  рассматривание.

Использование социо-игровых методов на занятиях позволяет ребенку устанавливать связи с другими детьми, чувствовать их, обращаться с ними, быть способным действовать в малой группе, а в последствие в большом коллективе. Эти методы позволяют добиться успешности, благодаря поддержке, и сверстников, и взрослых.

2.2.        Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации дефектологической деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций.

Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Ситуации могут планироваться взрослым заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

2.3.        Способы и направления поддержки детской инициативы

Приоритетной сферой проявления детской инициативы детей 2-3 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

•        вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

•        спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей;

•        поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

2.4.        Особенности взаимодействия с семьей воспитанника

Целью взаимодействия является дефектологическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ОВЗ.

Задачи:

- Формировать психологическую культуру и организацию воспитательно-образовательного процесса в семье, с учетом особенных потребностей ребенка;

- Своевременно информировать о проблемах и достижения ребенка и оказание дефектологической помощь по запросу родителей.

Индивидуальные формы работы семьей:

- анкетирование и опросы;

- беседы, консультирование, вебинары, печатные материалы и т.п.

III ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Коррекционно-развивающий процесс осуществлялся мной на всём протяжении пребывания детей в ДОУ.

Коррекционная работа осуществлялась систематически и регулярно.

Содержание коррекционно-развивающего процесса предполагает интеграцию деятельности педагогов, родителей, других представителей социума. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях, закреплялись воспитателями (во время коррекционного часа и в режимных моментах), специалистами и родителями.

Образовательный процесс я строю на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Я создаю «ситуацию успеха» для каждого ребёнка, которая побуждает к активности, инициативности и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта разных видов деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности я использую модели мыслительных действий, широко представленные в кабинете в развивающем центре «Познавайкин мир».

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР я создаю специальные условия обучения и воспитания:

1. Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий;

2.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

3.Обеспечение участия всех детей с ЗПР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

4.Обеспечение специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Повышение квалификации проводится на базе АО ДПО;

5. Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: логопеда, воспитателей, родителей, психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, воспитателя по ИЗО, музыкального работника 

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Коррекционно-развивающая работа у детей ведется осуществляется мной по следующим направлениям:  

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МАДОУ ЦРР №16 и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи;
  • Изучение уровня познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми;
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение уровня готовности детей к школьному обучению;
  • Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к дефектологической работе, оказание помощи в организации полноценной развивающей среды;
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках дефектологического развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию дошкольников в семье).
  1. Концептуальный подход реализуемый мной к проблеме преодоления ЗПР предполагает комплексное планирование и реализацию коррекционной работы с детьми. Данный подход представлен в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ЗПР «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.; Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет.» - 2-е изд., испр. и доп. – М: МОРОЗОВА-СИНТЕЗ 2021. – 216 с.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей с особенностями развития;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей;
  • системный разносторонний контроль специалистов за динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с КИ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
  • организацию и проведение  индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей работы, необходимой для преодоления нарушений развития;
  • развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми КИ, единых  для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики детей с КИ;
  • консультирование педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с КИ.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с КИ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.  

Для реализации программы создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда.

В кабинете учителя - дефектолога для проведения диагностики и коррекционной работы с детьми собраны диагностические методики, дидактические пособия, материал для консультаций с воспитателями, родителями, специальная литература, рекомендации. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федерального государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих коррекцию психических и речевых нарушений, гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Программно - методическое обеспечение образовательных областей:

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

  1. Астапов  В.М., Микадзе  Ю.В. Психодиагностика  детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.
  2. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  3. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
  4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006
  5. СандбергМ.Л.  Оценка  вех  развития  вербального  поведения  и  построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.

Методическое обеспечение

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, и др., - Сб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
  2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

4. Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014 – (Психологическая служба.)

5. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Тарасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 173 с. – «Школа развития);

6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 6-8 лет. – 2-е изд., и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 216 с.

7. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет. – 2-е изд., и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 206 с.

8. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т. В. Хабарова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

Перечень пособий

1. Борякова Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М.: ГномПресс, 1999. - 63 с.

2. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: метод рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А. А. Вахрушев [и др.]. - М.: Беласс, 2003. - 304 с.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

4. Данилова, Е. А. Пальчиковые игры / Е. А. Данилова. - М.: Росмэн-Пресс, 2010. - 95 с.

5. Касицына М. А. Дошкольная математика: учеб.-практ. пособие для педагогов и родителей / М. А. Касицына, В. Д. Смирнова. - М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.

6. Шевченко С.Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.

7. Петерсон Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Беласс, 1998.- 160 с.

8. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 88 с.

9. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013

10. Шевченко C.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради № 1, № 2. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.

11. Белова И.К., Шевченко СТ. Игры и игровые упражнения со старшими дошкольниками с ЗПР. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004.

12. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР-М.: 2010г.

13. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М.: 2005г.

14. Волковская Т.Н., Юсупов Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи»/Под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96с. (Специальная психология).

15. Трясорукова Т.П. Вместе с мамой играем пальчиками - Ростов-на-дону: Феникс, 2011 - 44 с. – (Школа развития)

16. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду»: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

17. Щербакова Ю.В., Зубанова С.Г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» авт. составитель Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. 2-е изд. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 175 с.

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Рабочая программа предназначена для дошкольников с КИ. Она включает 32 лексические темы с расчетом на недельную отработку каждой темы на протяжении одного учебного года.

Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

старшая группа (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин в неделю;

Продолжительность организованной образовательной деятельности:

для детей 2-го года жизни – не более 10 мин;

для детей 3-го года жизни – не более 15 мин;

С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 5 минут.

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т.ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.

План образовательной деятельности учителя-дефектолога

с детьми

Непосредственная образовательная деятельность

К-во

Интеграция образовательных областей

Ознакомление с окружающим и развитие речи

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие,

ФЭМП

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие,

Развитие мышления  

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Подготовка к обучению грамоте

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Социальное развитие и обучение игре

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Каждое занятие учебного плана решает, как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития.  

Материал для занятий подбирается таким образом, чтоб пройденный материал соотносился, сопоставлялся с новым. Часто используются на занятии элементы переключения с общего на детали, отработка последовательности и развитие памяти.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Развитие слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами

ФИО ребенка

Слуховой опыт

Различение отдельных слов

Различение фраз, предложений

Опознавание отдельных слов

Опознание фраз, предложений

Познавательное развитие детей с КИ

ФИО ребенка

Ориентировка в свойствах предметов (форма, цвет, величина)

Складывание картинок (из 4-6 частей)

Классификация картинок

Описание сюжетной картинки (с помощью отдельных слов)

Конструирование из палочек (по образцу)

Сформированность математических представлений (прямой счет до 5)

Сюжетные игры

Развитие крупной и мелкой моторики детей с КИ

ФИО ребенка

Крупная моторика

Мелкая моторика

Ходьба (равновесие)

Ползание, лазание

Бросание, катание

Общеразвивающие упр

рисование

лепка

аппликация

Пальчиковые упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий...

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рекомендации учителя -дефектолога для родителей детей среднего возраста по темам

В данном материале для родителей представлены подбор игр и упражнений, рекомендуемых для выполнения с  детьми среднего возраста  дома. Данный материал разбит по темам и предполагает лучшее з...

Коррекционно – развивающая программа учителя-дефектолога для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми по коррекции ...

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа учителя-дефектолога/тифлопедагога для детей с нарушениями зрения 5-7 лет

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана в соответствии адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями зрения МКДОУ «Детский сад № 40...

Коррекционная программа учителя-дефектолога для детей младшего возраста возраста с КИ "Кораблику"

Данная программа описывает содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями феде...