Коррекционная программа учителя-дефектолога для детей младшего возраста возраста с КИ "Кораблику"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Данная программа описывает содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральной адаптированной образовательной программы МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ, а также игровой развивающей среды В. В. Воскобовича, учитывая инклюзивные особенности современного образования.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для развития мыслительных процессов детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с использованием: игровых методов и приемов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, развивающая среда В. В. Воскобовича.
Задачи:
- Побуждать детей принимать активное участие в игровой деятельности;
- Побуждать детей к познавательной активности в процессе познавательной, игровой коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- Формировать навык обобщенности, предметности и целостности восприятия;
- Развивать навык познание в освоении окружающего мира;
- Стимулировать и развивать мелкую моторику;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Белочка»
. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» _________________О. Н. Золотухина . |
Коррекционно-развивающая
рабочая программа учителя-дефектолога
«Кораблик»
для детей второй младшей группы
с задержкой психического развития
Составила: учитель-дефектолог
Демидова Юлия Сергеевна
г. Бердск
Пояснительная записка
Данная программа описывает содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральной адаптированной образовательной программы МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ, а также игровой развивающей среды В. В. Воскобовича, учитывая инклюзивные особенности современного образования.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный (содержание разделов и тем разработано в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ). Рабочая программа не является статичной по своему характеру и может включать в себя целесообразные дополнения и видоизменения в зависимости от поставленных педагогических задач, от степени достижений, интересов детей.
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, и др., - Сб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.;
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
- «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.;
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты для работы с детьми с ЗПР» - 2-е изд., испр. и доп. – М: МОРОЗОВА-СИНТЕЗ 2021. – 216 с.
Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), абзацем шестым подпункта «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона
от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 39, ст. 6541) и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), - Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. «N 126 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г.).
- Устав МАДОУ ЦРР «Белочка» (утвержден постановлением администрации города Бердска от …. №….);
- Образовательная программа МАДОУ ЦРР «Белочка»;
- Приказ Министерства просвещения от 21.01.2019 г. №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014»;
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной̆ программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном развитии.
Актуальность
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. По отношению к этим детям дефектологи Бельгии употребляют термин «легкая степень умственной патологии». Они отмечают, что это неоднородная группа. Сюда относятся те, кто по причине ранних неврозов и отклонений развивался заторможено и затем стал функционировать на более низком уровне (Е. Broekaert, Hove G. Van, 1990).
В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающим миром и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями (Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, Р. Д. Тригер и др.), а также развитие мыслительных процессов (М. А. Панфиловой, Шевченко С. Г. и др.).
Без своевременного коррекционного вмешательства в процесс формирования детей дошкольного возраста с ЗПР, последовательное полноценное развитие не сформируется. Такие дети не проявляют познавательной и коммуникативной активности, у них не формируется игровая деятельность, что специфически сказывается на развитие.
Проведённая мной первичная диагностика детей в старшей группе показала значительные трудности в развитии детей с задержкой психического развития. Учитывая неоднородность контингента, мной были выявлены разносторонние нарушения развития. Недостаточность познавательного развития обусловлено затруднением в сосредоточении на предмете, отсутствие или затруднение в подражании, нарушение стереотипности. Дети отличаются вялостью, инфальтильностью, так же наблюдается затруднение в приобретении навыков, переносе освоенного материала, проблемы с памятью и игровой деятельность, с коммуникацией. Таким образом, я считаю, что процессы мыслительной деятельности у детей с ОВЗ приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий и нуждается в разработке рабочей коррекционно-развивающей программы и перспективном комплексно-тематическом планировании.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена. Проблемой формирования умственного развития занимаются: И. И. Мамайчук, И. Ф. Маркова, К. С. Лебединский, М. А. Панфиловой, Шевченко С. Г. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А., Морозова И. А., Пушкарева М. А. , и др, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно – обоснованных путей формирования мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Одним из приоритетов модернизации современного дошкольного образования является создание условий для развития активной и самостоятельной личности. Развивая творческий потенциалом, формируя познавательный интерес к освоению сложных механизмов окружающего мира мне помогает технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук. Данный методический комплекс направлен на овладение детьми познания, развития их диалектического мышления. Это целостная технология, требующая от педагога глубокого изучения и осмысления, представляет собой универсальный инструмент для развития детской субъектности в разных видах деятельности. На мой взгляд, в ТРИЗ заложен огромный потенциал для развития мыслительных процессов.
Методический комплекс охватывает весь период детского дошкольного развития, ведь именно в этот период ребенок наиболее увлечен миром познания. Через игру дошкольник познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления. Воплощая детские потребности в жизнь мне помогает еще одна замечательная методика В. В. Воскабовича. Эта уникальная игровая предметно-пространственная среда отвечает всем принципам и задачам инклюзивного образования, погружает ребенка в мир сказки и помогает ему стать непосредственным участникам игровой деятельности.
На ряду с освоенными методами, мною постоянно внедряются новые игры и пособия в работе с детьми. От этого вариативность программы становится более объемлемой.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для развития мыслительных процессов детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с использованием: игровых методов и приемов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, развивающая среда В. В. Воскобовича.
Задачи:
- Побуждать детей принимать активное участие в игровой деятельности;
- Побуждать детей к познавательной активности в процессе познавательной, игровой коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- Формировать навык обобщенности, предметности и целостности восприятия;
- Развивать навык познание в освоении окружающего мира;
- Стимулировать и развивать мелкую моторику;
Возрастные и индивидуальные особенности
3-4 года (ЗПР)
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка, и именно этот период-основной фундамент приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я».
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Наиболее употребляемой в отечественной психологии является классификация М. С Певзнер и Т.А Власовой. В дальнейшем на основе этой классификации К.С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного происхождения
Недостаточная опека, безнадзорность
Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»
Развитие личности по невротическому типу
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Таким образом, у детей с ЗПР в дошкольном возрасте при обследовании я наблюдала следующие отклонения:
1.Недоразвитие игровой деятельности. Дошкольники с ЗПР не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР.
2. Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала.
3. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.
4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со сверстниками.
Для решения когнитивных и сформированных нарушений при написании программы мной были учтены основные принципы.
Принципы и подходы к формированию Программы
Рабочая программа отражает современное понимание процесса обучения и воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
Программа разработана в соответствии со Стандартом, Федеральная программа построена на следующих принципах:
- принцип учёта ведущей деятельности: Федеральная программа реализуется в контексте всех перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода – от непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Федеральная программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами;
- принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста;
- принцип интеграции и единства обучения и воспитания:
- принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования: Федеральная программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи;
- принцип сотрудничества с семьей: реализация Федеральной программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка. Так же перенос нового позитивного опыта, полученного детьми на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику стал возможен лишь при тесном сотрудничестве с родителями. Мой опыт работы показывает, что в работе с семьями воспитанников очень интересна деятельность в детско-родительских группах. Общение в процессе игры, практической деятельности объединяет всех участников образовательных отношений и дарит радость и удовлетворение от совместного творчества.
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Для успешного решения поставленных задач я активно взаимодействую с педагогами и семьями воспитанников.
Во взаимодействии с образовательными организациями, важным является научное руководство, теоретических и практических дефектологических задач, в лице Трегубенко Миры Вячеславовны. Это позволяет координировать деятельность, иметь возможность обсуждать возникающие проблемы и определять перспективы.
При определении целей, задач, содержания программы я учитывала индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, которые были выявлены на первичном обследовании.
Содержание программы направленно на удовлетворение ведущих социальных потребностей старших дошкольников, а именно:
-потребности в положительных эмоциональных контактах с окружающими;
-потребности в активном познании и информационном обмене;
-потребности в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;
-потребности в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
-потребности в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
Таким образом, возрастные психолого- педагогические особенности младшего дошкольников с ЗПР нуждаются в специально организованном коррекционно-образовательном процессе, способствующему интеллектуальному развитию, формированию субъектной позиции детей в игровой деятельности со взрослыми и сверстниками и в перспективном комплексно-тематическом планировании.
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате системной, последовательной коррекционно-развивающей работы на протяжении всего периода реализации программы (4 года) ребенок овладевает академическими знаниями и навыками необходимыми для успешной социализации и адаптации.
- повышение уровня учебного поведения (УП)
- повышение уровня социальное развитие. Игра
- развитие мышления
- развитие сенсорного восприятия
- формирование элементарных математических представлений
- развитие мелкой моторики
В процессе обучения и развития детей используются методы:
Наглядные методы;
Словесные методы;
Практические методы;
Игровые методы:
- по основным компонентам деятельности учителя-дефектолога:
а) методы организации и осуществления деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учения;
в) методы контроля и самоконтроля;
- по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя-дефектолога, и воспитанника (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Технологии:
- Здоровьесберегающие технологии: проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика, использование полифункционального игрового оборудования (сенсорные дорожки, коврики и т. д);
- Игровые технологии: игры на развитие внимания и памяти игровому самомассажу кистей и пальцев рук;
- Музыкальное сопровождение: музыкальные игры;
- ИКТ технологии;
- Технология сотрудничества;
- Технология В. В. Воскабовича;
- Технология ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Для оценки эффективности реализации программы я использовала диагностический комплект: «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста», Забрамная С. Д; «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Семаго Н. Я., Семаго М. М.; «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников», Переслени Л. И.
Мониторинговые (диагностические) исследования проводятся 3 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1– я половина сентября, 2-я половина января, 2-я половина мая.
II СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ПРИЛОЖЕНИИ 1)
III.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Коррекционно-развивающий процесс осуществлялся мной на всём протяжении пребывания детей в ДОУ.
Коррекционная работа осуществлялась систематически и регулярно.
Содержание коррекционно-развивающего процесса предполагает интеграцию деятельности педагогов, родителей, других представителей социума. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях, закреплялись воспитателями (во время коррекционного часа и в режимных моментах), специалистами и родителями.
Образовательный процесс я строю на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Я создаю «ситуацию успеха» для каждого ребёнка, которая побуждает к активности, инициативности и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта разных видов деятельности.
В совместной и самостоятельной деятельности я использую модели мыслительных действий, широко представленные в кабинете в развивающем центре «Познавайкин мир».
При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР я создаю специальные условия обучения и воспитания:
1. Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий;
2.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
3.Обеспечение участия всех детей с ЗПР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
4.Обеспечение специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Повышение квалификации проводится на базе АО ДПО;
5. Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: логопеда, воспитателей, родителей, психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, воспитателя по ИЗО, музыкального работника
Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа у детей ведется осуществляется мной по следующим направлениям:
- Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи;
- Изучение уровня познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми;
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение уровня готовности детей к школьному обучению;
- Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к дефектологической работе, оказание помощи в организации полноценной развивающей среды;
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках дефектологического развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию дошкольников в семье).
- Концептуальный подход реализуемый мной к проблеме преодоления ЗПР предполагает комплексное планирование и реализацию коррекционной работы с детьми. Данный подход представлен в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ЗПР «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.; Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет.» - 2-е изд., испр. и доп. – М: МОРОЗОВА-СИНТЕЗ 2021. – 216 с.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ЗПР;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ЗПР;
- системный разносторонний контроль специалистов за динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей работы, необходимой для преодоления нарушений развития;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ЗПР;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ЗПР.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ЗПР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Для реализации программы создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда.
В кабинете учителя - дефектолога для проведения диагностики и коррекционной работы с детьми собраны диагностические методики, дидактические пособия, материал для консультаций с воспитателями, родителями, специальная литература, рекомендации. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федерального государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих коррекцию психических и речевых нарушений, гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Программно - методическое обеспечение образовательных областей:
Диагностический инструментарий учителя-дефектолога
- Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
- Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
- Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
- СандбергМ.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.
Методическое обеспечение
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, и др., - Сб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
- Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014 – (Психологическая служба.)
- Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Тарасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 173 с. – «Школа развития);
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 6-8 лет. – 2-е изд., и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 216 с.
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет. – 2-е изд., и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 206 с.
- Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т. В. Хабарова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
Перечень пособий
1. Борякова Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М.: ГномПресс, 1999. - 63 с.
2. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: метод рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А. А. Вахрушев [и др.]. - М.: Беласс, 2003. - 304 с.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
4. Данилова, Е. А. Пальчиковые игры / Е. А. Данилова. - М.: Росмэн-Пресс, 2010. - 95 с.
5. Касицына М. А. Дошкольная математика: учеб.-практ. пособие для педагогов и родителей / М. А. Касицына, В. Д. Смирнова. - М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.
6. Шевченко С.Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.
7. Петерсон Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Беласс, 1998.- 160 с.
8. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 88 с.
9. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013
10. Шевченко C.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради № 1, № 2. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.
11. Белова И.К., Шевченко СТ. Игры и игровые упражнения со старшими дошкольниками с ЗПР. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004.
12. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР-М.: 2010г.
13. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М.: 2005г.
14. Волковская Т.Н., Юсупов Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи»/Под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96с. (Специальная психология).
15. Трясорукова Т.П. Вместе с мамой играем пальчиками - Ростов-на-дону: Феникс, 2011 - 44 с. – (Школа развития)
16. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду»: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
17. Щербакова Ю.В., Зубанова С.Г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» авт. составитель Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. 2-е изд. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 175 с.
Материально техническое обеспечение
Кабинет учителя-дефектолога и учителя-логопеда | |||
№ | Наименование | Кол-во | |
Столы детские | 4 | ||
Зеркало настенное | 1 | ||
Стол письменный | 1 | ||
Стулья детские | 11 | ||
Стул взрослый | 2 | ||
Шкаф | 2 | ||
Доска ученическая | 1 | ||
ТСО – компьютер | 1 | ||
Принтер-сканер | 1 | ||
Коврограф настенный | 1 | ||
«Фиолетовый лес» большой | 1 | ||
Рециркулятор «Мегидез» | 1 | ||
Удлинитель | 2 | ||
учебно-дидактический материал | |||
учебно – дидактическое пособие «Познавайкин Мир» (ОТСМ- ТРИЗ-РТВ) | |||
В коррекционным кабинете весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:
- Пособия для дефектологического обследования;
- Игры и пособия для формирования и развитие сенсорного восприятия;
- Пособия для развития мелкой моторики;
- Пособия для формирования фонематических процессов, совершенствованию навыков звукового анализа;
- Игры для развития временных и пространственных ориентировок, сукцессивных функций, зрительно-двигательных координаций.
- Учебно – дидактические пособия «Познавайкин Мир» (ОТСМ- ТРИЗ-РТВ) Развивающий центр «Познавайкин мир»
1. С комплектом мыслительных моделей:
- «имена признаков»
- формулировки вопросы
- установления причинно- следственной связи
- преобразования признаков объектов «волшебники»
- мышления (наблюдения, сравнения, морфологический анализ, решение проблемных ситуаций, пересказ текста, составление рассказов сказочного содержания, составления загадок, лимериков и т.д.)
2. Игротека ТРИЗ:
- круги Луллия
- «Умные карточки»
-«Что сначала? Что потом?»
- «Логический паровозик»
- «Мир вокруг»
- «Узнай и назови»
- «Подари мне вопрос»
- «Скажи, какой?»
- «Умные планшеты»
- «Бабушка Загадушка» и др.
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Рабочая программа предназначена для дошкольников ЗПР. Она включает 32 лексические темы с расчетом на недельную отработку каждой темы на протяжении одного учебного года.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
старшая группа (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин в неделю;
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;
для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;
С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:
в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т.ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.
План образовательной деятельности учителя-дефектолога
с детьми
Непосредственная образовательная деятельность | К-во | Интеграция образовательных областей |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | 1 | Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, |
ФЭМП | 1 | Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, |
Развитие мышления | 1 | Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие |
Подготовка к обучению грамоте | 1 | Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие |
Социальное развитие и обучение игре | 1 | Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие |
Каждое занятие учебного плана решает, как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития.
Материал для занятий подбирается таким образом, чтоб пройденный материал соотносился, сопоставлялся с новым. Часто используются на занятии элементы переключения с общего на детали, отработка последовательности и развитие памяти.
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА
Дни недели | Время работы | |
Первая половина дня | ||
Понедельник | С 08.00 – 13.00 | |
Вторник | С 08.00 – 15.00 | |
Среда | С 14.00 – 17.00 | |
Четверг | С 08.00 – 13.00 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста Олейниковой Светланы Борисовны
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР
Данная рабочая программа учителя-дефектолога (далее Программа) предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития на 3 года.Программа разработана на основе:- Феде...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (второй год пребывания в коррекционной группе)
Федеральная образовательная программа позволяет учителю - дефектологу определить содержание коррекционной работы на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (первый год пребывания в коррекционной группе)
Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы образовательной организации. С помощью рабочей программы я, как учитель-дефектолог планирую и...

Коррекционная программа учителя-дефектолога для детей ясельного возраста с КИ "Вижу рыбу"
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью федеральной адаптированной образовательной програ...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Представлена рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР...

