Коррекционная программа учителя-дефектолога для детей младшего возраста возраста с КИ "Кораблику"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Юлия Сергеевна Демидова

Данная программа описывает содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральной адаптированной образовательной программы МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ, а также игровой развивающей среды В. В. Воскобовича, учитывая инклюзивные особенности современного образования.

Цели и задачи реализации Программы

Цель: Создание условий для развития мыслительных процессов детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с использованием: игровых методов и приемов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, развивающая среда В. В. Воскобовича.

Задачи:

  • Побуждать детей принимать активное участие в игровой деятельности;
  • Побуждать детей к познавательной активности в процессе познавательной, игровой коммуникации со взрослыми и сверстниками;
  • Формировать навык обобщенности, предметности и целостности восприятия;
  • Развивать навык познание в освоении окружающего мира;
  • Стимулировать и развивать мелкую моторику;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3-4.docx96.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Белочка»

.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР №16 «Белочка»

_________________О. Н. Золотухина

.            

Коррекционно-развивающая

рабочая программа учителя-дефектолога

«Кораблик»
для детей второй младшей группы
с задержкой психического развития
 

Составила: учитель-дефектолог

Демидова Юлия Сергеевна

г. Бердск

Пояснительная записка

Данная программа описывает содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральной адаптированной образовательной программы МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ, а также игровой развивающей среды В. В. Воскобовича, учитывая инклюзивные особенности современного образования.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный (содержание разделов и тем разработано в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ). Рабочая программа не является статичной по своему характеру и может включать в себя целесообразные дополнения и видоизменения в зависимости от поставленных педагогических задач, от степени достижений, интересов детей. 

Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, и др., - Сб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.;
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
  • «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.;
  • Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты для работы с детьми с ЗПР» - 2-е изд., испр. и доп. – М: МОРОЗОВА-СИНТЕЗ 2021. – 216 с.

Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  • В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), абзацем шестым подпункта «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона
    от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 39, ст. 6541) и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343),
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. «N 126 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17);
  •  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г.).
  • Устав МАДОУ ЦРР «Белочка» (утвержден постановлением администрации города Бердска от …. №….);
  • Образовательная программа МАДОУ ЦРР «Белочка»;
  • Приказ Министерства просвещения от 21.01.2019 г. №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014»;
  • Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной̆ программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном развитии.

Актуальность

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. По отношению к этим детям дефектологи Бельгии употребляют термин «легкая степень умственной патологии». Они отмечают, что это неоднородная группа. Сюда относятся те, кто по причине ранних неврозов и отклонений развивался заторможено и затем стал функционировать на более низком уровне (Е. Broekaert, Hove G. Van, 1990).

В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающим миром и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями (Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, Р. Д. Тригер и др.), а также развитие мыслительных процессов (М. А. Панфиловой, Шевченко С. Г. и др.).

Без своевременного коррекционного вмешательства в процесс формирования детей дошкольного возраста с ЗПР, последовательное полноценное развитие не сформируется. Такие дети не проявляют познавательной и коммуникативной активности, у них не формируется игровая деятельность, что специфически сказывается на развитие.

Проведённая мной первичная диагностика детей в старшей группе показала значительные трудности в развитии детей с задержкой психического развития. Учитывая неоднородность контингента, мной были выявлены разносторонние нарушения развития. Недостаточность познавательного развития обусловлено затруднением в сосредоточении на предмете, отсутствие или затруднение в подражании, нарушение стереотипности. Дети отличаются вялостью, инфальтильностью, так же наблюдается затруднение в приобретении навыков, переносе освоенного материала, проблемы с памятью и игровой деятельность, с коммуникацией. Таким образом, я считаю, что процессы мыслительной деятельности у детей с ОВЗ приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий и нуждается в разработке рабочей коррекционно-развивающей программы и перспективном комплексно-тематическом планировании.  

Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена. Проблемой формирования умственного развития занимаются: И. И. Мамайчук, И. Ф. Маркова, К. С. Лебединский, М. А. Панфиловой, Шевченко С. Г. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А., Морозова И. А., Пушкарева М. А. , и др, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно – обоснованных путей формирования мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Одним из приоритетов модернизации современного дошкольного образования является создание условий для развития активной и самостоятельной личности. Развивая творческий потенциалом, формируя познавательный интерес к освоению сложных механизмов окружающего мира мне помогает технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук. Данный методический комплекс направлен на овладение детьми познания, развития их диалектического мышления. Это целостная технология, требующая от педагога глубокого изучения и осмысления, представляет собой универсальный инструмент для развития детской субъектности в разных видах деятельности. На мой взгляд, в ТРИЗ заложен огромный потенциал для развития мыслительных процессов.

Методический комплекс охватывает весь период детского дошкольного развития, ведь именно в этот период ребенок наиболее увлечен миром познания. Через игру дошкольник познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления. Воплощая детские потребности в жизнь мне помогает еще одна замечательная методика В. В. Воскабовича. Эта уникальная игровая предметно-пространственная среда отвечает всем принципам и задачам инклюзивного образования, погружает ребенка в мир сказки и помогает ему стать непосредственным участникам игровой деятельности.

На ряду с освоенными методами, мною постоянно внедряются новые игры и пособия в работе с детьми. От этого вариативность программы становится более объемлемой.

Цели и задачи реализации Программы

Цель: Создание условий для развития мыслительных процессов детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с использованием: игровых методов и приемов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, развивающая среда В. В. Воскобовича.

Задачи:

  • Побуждать детей принимать активное участие в игровой деятельности;
  • Побуждать детей к познавательной активности в процессе познавательной, игровой коммуникации со взрослыми и сверстниками;
  • Формировать навык обобщенности, предметности и целостности восприятия;
  • Развивать навык познание в освоении окружающего мира;
  • Стимулировать и развивать мелкую моторику;

Возрастные и индивидуальные особенности

3-4 года (ЗПР)

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка, и именно этот период-основной фундамент приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я».

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Наиболее употребляемой в отечественной психологии является классификация М. С Певзнер и Т.А Власовой. В дальнейшем на основе этой классификации К.С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

Недостаточная опека, безнадзорность

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»

Развитие личности по невротическому типу

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Таким образом, у детей с ЗПР в дошкольном возрасте при обследовании я наблюдала следующие отклонения:

1.Недоразвитие игровой деятельности. Дошкольники с ЗПР не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР.

2. Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала.

3. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.

4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со сверстниками.

Для решения когнитивных и сформированных нарушений при написании программы мной были учтены основные принципы.

Принципы и подходы к формированию Программы

Рабочая программа отражает современное понимание процесса обучения и воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа разработана в соответствии со Стандартом, Федеральная программа построена на следующих принципах:

  • принцип учёта ведущей деятельности: Федеральная программа реализуется в контексте всех перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода – от непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Федеральная программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами;
  • принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста;
  • принцип интеграции и единства обучения и воспитания:
  • принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования: Федеральная программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи;
  • принцип сотрудничества с семьей: реализация Федеральной программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка. Так же перенос нового позитивного опыта, полученного детьми на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику стал возможен лишь при тесном сотрудничестве с родителями. Мой опыт работы показывает, что в работе с семьями воспитанников очень интересна деятельность в детско-родительских группах. Общение в процессе игры, практической деятельности объединяет всех участников образовательных отношений и дарит радость и удовлетворение от совместного творчества.
  • принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Для успешного решения поставленных задач я активно взаимодействую с педагогами и семьями воспитанников.

Во взаимодействии с образовательными организациями, важным является научное руководство, теоретических и практических дефектологических задач, в лице Трегубенко Миры Вячеславовны. Это позволяет координировать деятельность, иметь возможность обсуждать возникающие проблемы и определять перспективы.

При определении целей, задач, содержания программы я учитывала индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, которые были выявлены на первичном обследовании. 

Содержание программы направленно на удовлетворение ведущих социальных потребностей старших дошкольников, а именно:

-потребности в положительных эмоциональных контактах с окружающими;

-потребности в активном познании и информационном обмене;

-потребности в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;

-потребности в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;

-потребности в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

Таким образом, возрастные психолого- педагогические особенности младшего дошкольников с ЗПР нуждаются в специально организованном коррекционно-образовательном процессе, способствующему интеллектуальному развитию, формированию субъектной позиции детей в игровой деятельности со взрослыми и сверстниками и в перспективном комплексно-тематическом планировании. 

Предполагаемые результаты реализации программы:

В результате системной, последовательной коррекционно-развивающей работы на протяжении всего периода реализации программы (4 года) ребенок овладевает академическими знаниями и навыками необходимыми для успешной социализации и адаптации.

  • повышение уровня учебного поведения (УП)
  • повышение уровня социальное развитие. Игра
  • развитие мышления
  • развитие сенсорного восприятия
  • формирование элементарных математических представлений
  • развитие мелкой моторики

В процессе обучения и развития детей используются методы:

Наглядные методы;

Словесные методы;

Практические методы;

Игровые методы:

  • по основным компонентам деятельности учителя-дефектолога: 

а) методы организации и осуществления деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учения;

в) методы контроля и самоконтроля;

  • по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя-дефектолога, и воспитанника (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный). 

Технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии: проведение релаксационных упражнений с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика, использование полифункционального игрового оборудования (сенсорные дорожки, коврики и т. д);
  • Игровые технологии: игры на развитие внимания и памяти игровому самомассажу кистей и пальцев рук;
  • Музыкальное сопровождение: музыкальные игры;
  • ИКТ технологии;
  • Технология сотрудничества;
  • Технология В. В. Воскабовича;
  • Технология ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Для оценки эффективности реализации программы я использовала диагностический комплект: «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного возраста», Забрамная С. Д; «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Семаго Н. Я., Семаго М. М.; «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников», Переслени Л. И.

Мониторинговые (диагностические) исследования проводятся 3 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

Сроки проведения мониторинговых исследований: 1– я половина сентября, 2-я половина января, 2-я половина мая.

II СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В ПРИЛОЖЕНИИ 1)

III.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Коррекционно-развивающий процесс осуществлялся мной на всём протяжении пребывания детей в ДОУ.

Коррекционная работа осуществлялась систематически и регулярно.

Содержание коррекционно-развивающего процесса предполагает интеграцию деятельности педагогов, родителей, других представителей социума. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях, закреплялись воспитателями (во время коррекционного часа и в режимных моментах), специалистами и родителями.

Образовательный процесс я строю на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Я создаю «ситуацию успеха» для каждого ребёнка, которая побуждает к активности, инициативности и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта разных видов деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности я использую модели мыслительных действий, широко представленные в кабинете в развивающем центре «Познавайкин мир».

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР я создаю специальные условия обучения и воспитания:

1. Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий;

2.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

3.Обеспечение участия всех детей с ЗПР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

4.Обеспечение специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Повышение квалификации проводится на базе АО ДПО;

5. Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: логопеда, воспитателей, родителей, психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, воспитателя по ИЗО, музыкального работника 

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа у детей ведется осуществляется мной по следующим направлениям:  

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи;
  • Изучение уровня познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми;
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение уровня готовности детей к школьному обучению;
  • Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к дефектологической работе, оказание помощи в организации полноценной развивающей среды;
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках дефектологического развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию дошкольников в семье).
  1. Концептуальный подход реализуемый мной к проблеме преодоления ЗПР предполагает комплексное планирование и реализацию коррекционной работы с детьми. Данный подход представлен в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ЗПР «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.; Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет.» - 2-е изд., испр. и доп. – М: МОРОЗОВА-СИНТЕЗ 2021. – 216 с.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.; Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей с  ЗПР;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ЗПР;
  • системный разносторонний контроль специалистов за динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ЗПР коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
  • организацию и проведение  индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей работы, необходимой для преодоления нарушений развития;
  • развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ЗПР, единых  для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики;
  • консультирование педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ЗПР;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ЗПР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ЗПР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.  

Для реализации программы создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда.

В кабинете учителя - дефектолога для проведения диагностики и коррекционной работы с детьми собраны диагностические методики, дидактические пособия, материал для консультаций с воспитателями, родителями, специальная литература, рекомендации. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федерального государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих коррекцию психических и речевых нарушений, гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Программно - методическое обеспечение образовательных областей:

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

  1. Астапов  В.М., Микадзе  Ю.В. Психодиагностика  детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.
  2. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  3. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
  4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006
  5. СандбергМ.Л.  Оценка  вех  развития  вербального  поведения  и  построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.

Методическое обеспечение

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, и др., - Сб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
  1. Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2014 – (Психологическая служба.)
  2. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Тарасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 173 с. – «Школа развития);
  3. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 6-8 лет. – 2-е изд., и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 216 с.
  4. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 5-6 лет. – 2-е изд., и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 206 с.
  5. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т. В. Хабарова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

Перечень пособий

1. Борякова Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М.: ГномПресс, 1999. - 63 с.

2. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: метод рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А. А. Вахрушев [и др.]. - М.: Беласс, 2003. - 304 с.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

4. Данилова, Е. А. Пальчиковые игры / Е. А. Данилова. - М.: Росмэн-Пресс, 2010. - 95 с.

5. Касицына М. А. Дошкольная математика: учеб.-практ. пособие для педагогов и родителей / М. А. Касицына, В. Д. Смирнова. - М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.

6. Шевченко С.Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.

7. Петерсон Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Беласс, 1998.- 160 с.

8. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 88 с.

9. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013

10. Шевченко C.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради № 1, № 2. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.

11. Белова И.К., Шевченко СТ. Игры и игровые упражнения со старшими дошкольниками с ЗПР. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004.

12. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР-М.: 2010г.

13. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М.: 2005г.

14. Волковская Т.Н., Юсупов Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи»/Под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96с. (Специальная психология).

15. Трясорукова Т.П. Вместе с мамой играем пальчиками - Ростов-на-дону: Феникс, 2011 - 44 с. – (Школа развития)

16. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду»: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

17. Щербакова Ю.В., Зубанова С.Г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» авт. составитель Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. 2-е изд. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 175 с.

Материально техническое обеспечение

Кабинет учителя-дефектолога и учителя-логопеда

Наименование

Кол-во

Столы детские

4

Зеркало настенное

1

Стол письменный

1

Стулья детские

11

Стул взрослый 

2

Шкаф

2

Доска ученическая

1

ТСО – компьютер

1

Принтер-сканер

1

Коврограф настенный

1

«Фиолетовый лес» большой

1

Рециркулятор «Мегидез»

1

Удлинитель

2

учебно-дидактический материал

учебно – дидактическое пособие «Познавайкин Мир» (ОТСМ- ТРИЗ-РТВ)

В коррекционным кабинете весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:

  • Пособия для дефектологического обследования;
  • Игры и пособия для формирования и развитие сенсорного восприятия;
  • Пособия для развития мелкой моторики;
  • Пособия для формирования фонематических процессов, совершенствованию навыков звукового анализа;
  • Игры для развития временных и пространственных ориентировок, сукцессивных функций, зрительно-двигательных координаций.
  • Учебно – дидактические пособия «Познавайкин Мир» (ОТСМ- ТРИЗ-РТВ) Развивающий центр «Познавайкин мир»

1. С комплектом мыслительных моделей:

- «имена признаков»

- формулировки вопросы

- установления причинно- следственной связи

- преобразования признаков объектов «волшебники»

- мышления (наблюдения, сравнения, морфологический анализ, решение проблемных ситуаций, пересказ текста, составление рассказов сказочного содержания, составления загадок, лимериков и т.д.)

2. Игротека ТРИЗ:        

- круги Луллия

- «Умные карточки»

-«Что сначала? Что потом?»

    - «Логический паровозик»

- «Мир вокруг»

- «Узнай и назови»

- «Подари мне вопрос»

- «Скажи, какой?»

- «Умные планшеты»

- «Бабушка Загадушка» и др.

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Рабочая программа предназначена для дошкольников ЗПР. Она включает 32 лексические темы с расчетом на недельную отработку каждой темы на протяжении одного учебного года.

Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

старшая группа (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин в неделю;

Продолжительность организованной образовательной деятельности:

для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;

для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;

С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.

Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:

в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т.ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.

План образовательной деятельности учителя-дефектолога

с детьми

Непосредственная образовательная деятельность

К-во

Интеграция образовательных областей

Ознакомление с окружающим и развитие речи

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие,

ФЭМП

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие,

Развитие мышления  

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Подготовка к обучению грамоте

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Социальное развитие и обучение игре

1

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Каждое занятие учебного плана решает, как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития.  

Материал для занятий подбирается таким образом, чтоб пройденный материал соотносился, сопоставлялся с новым. Часто используются на занятии элементы переключения с общего на детали, отработка последовательности и развитие памяти.

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА

Дни недели

Время работы

Первая половина дня

Понедельник

С 08.00 – 13.00

Вторник

С 08.00 – 15.00

Среда

С 14.00 – 17.00

Четверг

С 08.00 – 13.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста Олейниковой Светланы Борисовны

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР

Данная рабочая программа учителя-дефектолога (далее Программа) предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития на 3 года.Программа разработана на основе:- Феде...

­Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (второй год пребывания в коррекционной группе)

Федеральная образовательная программа позволяет учителю - дефектологу определить содержание коррекционной работы на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (первый год пребывания в коррекционной группе)

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы образовательной организации. С помощью рабочей программы я, как учитель-дефектолог планирую и...

Коррекционная программа учителя-дефектолога для детей ясельного возраста с КИ "Вижу рыбу"

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью федеральной адаптированной образовательной програ...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Представлена рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР...