Конспект логопедического занятия в подготовительной группе ТНР «Народы Крайнего Севера. Хейро»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Каневец Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx21.96 КБ
Файл zadanie.docx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Народы Крайнего Севера. Хейро»

Учитель-логопед: Каневец И.А.

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и народах Крайнего Севера, праздника Хейро.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Активизация и расширение словаря по теме «Народы Крайнего Севера».

- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

- Развитие связной речи.

- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц»«-ок»«-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие:

- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

- Развитие речевого слуха.

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Развитие диалогической речи.

- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные:

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

- Воспитание любви и уважения друг другу, и внимание к собственной речи.

* Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, листы с заданиями, простые карандаши.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем«Зима», «Животные и растения Севера», «Народы Крайнего Севера». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение сказок«Морозко»«Снежная королева»«Рукавичка»«Двенадцать месяцев» и др.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

А зовут тебя все ….. (солнце)

Логопед: Верно. На этой неделе мы отмечаем Хейро. Что это за праздник? (выход из полярной ночи и появление солнца на небе)

Логопед: Правильно. Какая у нас бывает Зима? (долгая, холодная, суровая, снежная, лютая, новогодняя, ветреная, студеная)

На Крайнем Севере зима продолжается 8 месяцев. В тундре царствуют: снег, пурга и метель, сильный мороз до 50 градусов, вечная мерзлота и полярная ночь. Но тут много жителей, как животных, так и человек тоже в тундре живет. Местные северяне шутят: «У нас 12 месяцев зимы, остальное лето».

2. Дыхательная гимнастика «Ветер».

Сильный ветер вдруг подул,

Слезки с наших щечек сдул.

Основная стойка. Сделать полный выдох носом, надуваем живот (диафрагмальное дыхание).

Сделать полный вдох, сдуваем живот.

Задержать дыхание на 2-3 сек.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух - струя.

3 раз.

Логопед: Ребята, какие коренные народы населяют наш край? (долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы)

Логопед: Чтобы выжить в таких суровых погодных условиях, как приспособились люди?

 (Носят теплую одежду, греются у костра, содержат стадо оленей, собак ….)

3. Ребята предлагаю вам игру «собери костюм» (пазлы - разрезные картинки)

- Посмотрите, что у вас получилось, расскажите, из каких частей состоят костюмы, и каких народов?

(полные ответы детей)

Логопед: Как называется их жилище? (Чум) (описание)

Чум - это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина.

Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т. к. ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.

Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки.

-Как называется место, где пасутся олени?

Дети: стойбище.

Д/Игра «Собери оленью упряжку»

Олени: 2шт., сани – нарты; каюр –человек, который управляет оленьей упряжкой; хорей - длинный шест.

(собираю дети, 2 ребенка – олени, руки как рожки, веревка для упряжки, стулья для саней, один ребенок – каюр)

Логопед: - Чем же занимаются народы Севера? (полные ответы детей).

Верно ребята, среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы.

Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур.

Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.

Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.

Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы

Физкультминутка «Северные олени».

Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились. (Остановиться)

Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И за столы садись. (Сесть за столы)

Работа за столами.

Логопед: Посмотрите на листы  заданиями, вспомните, о чем мы сегодня говорили и выберите, что понадобиться коренным жителям для жизни на Крайнем Севере?

Итог: Ребята, вы большие молодцы. Расскажите, о чем мы сегодня с вами беседовали:

Где живут коренные народы Севера?

Какой праздник они отмечают?

Что им необходимо для жизни на Крайнем Севере?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)

Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «КВН»

КОНСПЕКТ логопедического занятияв подготовительной группе «КВН»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме "Проказы зимы"

Ребята  помогают Деду Морозу собрать слова о зиме и складывают их в  волшебный сундучок .В конце занятия должен получиться целый рассказ, который  составляется по алгоритму....

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы ТНР" Путешествие на Север"

Конспект логопедического занятия,содержащий много здоровьесберегающих технологий ....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Какие народы живут в России».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе«Какие народы живут в России»....