Использование методики игрового стретчинга в работе с деть-ми с ОВЗ среднего дошкольного возраста при взаимодействии учителя – логопеда и инструктора по физической культуре до-школьного образовательного учреждения
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Светлана Михайловна Гува

Использование методики игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста при взаимодействии учителя – логопеда и инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Гува С.М.,

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка», г. Юрги,

 г. Юрга,  Кемеровская обл., учитель-логопед,

 E-mail: guvadrygina@mail.ru

Ротэрмель В.А.,

 МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка», г. Юрги,

 г. Юрга,  Кемеровская обл.,

инструктор по физической культуре,

 E-mail: vi75ka@yandex.ru

Использование методики игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста при взаимодействии учителя – логопеда и инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения

Аннотация. В данной статье речь идет о значимости использования методики игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии учителя – логопеда и инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. Описаны игровые приемы, доказавшие свою эффективность на практике.

Ключевые слова. Игровой стетчинг, физическое развитие, растяжка мышц.

C самого раннего детства очень важно уделять внимание не просто сохранению, но и укреплению здоровья ребенка, впоследствии способного на высокую концентрацию усилий и умеющего своевременно восстанавливать свои силы.

Число заболеваний увеличивается с каждым годом, не смотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют», уже среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений большинство детей страдает хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.

Методика игрового стретчинга, автором которой является Анна Назарова, педагог—психолог, методист Санкт-Петербургского института валеологического образования взрослых, член союза творческих педагогов России, направлена на активизацию защитных сил детского организма, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитию и высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Игровой стретчинг – это методика гармоничного развития и оздоровления детей среднего и старшего дошкольного возраста. Это оздоровление, основанное на естественных растяжках, направлено на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия.

Уникальность и ценность предлагаемой методики заключается на наш взгляд, в следующем. Мышечное бездействие губительно сказывается на здоровье, однако просто много двигаться – не значит задействовать все мышцы. Идея здоровья, совершенствования тела часто связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомительными видами спорта. Однако все виды спорта воздействуют обычно только на 1/3 часть мышц, оставляя неразвитыми жизненно важные мышцы спины, живота, стоп, внутренних органов. Методика игрового стретчинга основана на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Она оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм и базируется на анализе известных систем упражнений, приемов мануальной терапии, ритмики, хореографии.

Сочетание физических упражнений в статике и динамике наиболее соответствуют природе опорно – двигательного аппарата человека и являются лучшим методом тренировки, выработки сил, выносливости, координации движений, в том числе, в работе с детьми с ОВЗ, так как физические упражнения выполняются в щадящем режиме и способствуют снижению гиперактивных состояний у детей дошкольного возраста.

Занятия с детьми средней группы компенсирущей направленности с применением методики игрового стретчинга проводят учитель-логопед и инструктор по физической культуре, через предпочитаемую детьми игровую деятельность и двигательную активность. Коррекционно-развивающая направленность способствует совершенствованию психических процессов в познавательной, эмоциональной, волевой сферах, интеллектуальному развитию, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, формированию привычки здорового образа жизни.  Впоследствии занятия позволяют детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, избавляют от комплексов, создают чувство внутренней свободы.

Структура ООД состоит из десяти частей. Она разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Все части согласованы между собой, постепенно переходят одна в другую.

В заключении хотелось бы отметить, на наш взгляд, самое главное. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей среднего дошкольного возраста, приобщение их к здоровому образу жизни происходят через ведущие, предпочитаемые самими детьми виды деятельности – дети с удовольствием и большим интересом принимают участие в процессе. Данное обстоятельство впоследствии приводит к желаемым результатам: у детей отмечается правильная осанка, отсутствует плоскостопие, совершенствуются физические способности – мышечная сила, подвижность в суставах, происходит успешное развитие в области познавательной сферы, развитие наивысшей психической функции – развитие речи. У детей сформировано умение эмоционального выражения, раскрепощенности, творчество в движениях, они способны на высокую концентрацию усилий и теперь уже самостоятельно умеют своевременно восстанавливать свои силы.

В заключении хотелось бы отметить, на наш взгляд, самое главное. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей среднего дошкольного возраста, приобщение их к здоровому образу жизни происходят через ведущие, предпочитаемые самими детьми виды деятельности – дети с удовольствием и большим интересом принимают участие в процессе. Данное обстоятельство впоследствии приводит к желаемым результатам: у детей отмечается правильная осанка, отсутствует плоскостопие, совершенствуются физические способности – мышечная сила, подвижность в суставах, происходит успешное развитие в области познавательной сферы, развитие наивысшей психической функции – развитие речи. У детей сформировано умение эмоционального выражения, раскрепощенности, творчество в движениях, они способны на высокую концентрацию усилий и теперь уже самостоятельно умеют своевременно восстанавливать свои силы.

Литература:

1. Авилова, С.А. Игровые и рифмованные формы физических упражнений / С.А. Авилова. – Текст: непосредственный // Волгоград: Учитель, 2008г. – 211 с.
2. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат / Е.А. Бабенкова. – Текст: непосредственный // Москва: ТЦ «Сфера», 2013г. – 117 с.
3. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет  / Л.И. Пензулаева. – Текст: непосредственный //  М.: ТЦ «Сфера», 2009г. – 260 с.
4.  Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук. – Текст: непосредственный // Москва: ТЦ «Сфера», 2009 г. – 171 с.  
5. Сиротчук, А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников / А.Л. Сиротчук. – Текст: непосредственный // Москва: Сфера, 2002 г. – 281 с.
6.  Степаненкова, Э. Я. Методика физического воспитания / Э.Я Степаненкова. – Текст: непосредственный // Москва: ТЦ «Сфера», 2005г. – 163 с.
7.  Сулим, Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг / Е.В. Сулим. – Текст: непосредственный // Москва, 2012 г. – 234 с.
8. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Назарова. – Текст: непосредственный // – СПб.: Питер, 2023г. – 217с.
9. Назарова, А.Г. Танцевально – методический материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Назарова. – Текст: непосредственный // СПб.: Питер, 2023 г. – 242 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Статья "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей"

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развита...

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре...

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в процессе использования нейроигр с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье рассмотрена актуальность взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в целях повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Авторы...