Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в процессе использования нейроигр с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
методическая разработка (старшая группа)
В статье рассмотрена актуальность взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в целях повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают использовать в качестве вспомогательного средства коррекции речи у дошкольников нейроигры, предусматривающие активизацию обоих полушарий мозга посредством выполнения специальных синхронных и асинхронных движений, что способствует не только развитию психических процессов, но и тем самым приводит к улучшению речи детей. В статье представлено описание некоторых опробованных учителем-логопедом совместно с инструктором по физической культуре нейроигр в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
Ключевые слова: речевые нарушения, межполушарное
взаимодействие, нейроигры, физические упражнения, дети дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в процессе использования нейроигр с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Мищенко Л.С., Ермуханова М.У.
МБДОУ «Детский сад №3 «Золотая рыбка» г. Сосновый Бор
Аннотация.
В статье рассмотрена актуальность взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в целях повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают использовать в качестве вспомогательного средства коррекции речи у дошкольников нейроигры, предусматривающие активизацию обоих полушарий мозга посредством выполнения специальных синхронных и асинхронных движений, что способствует не только развитию психических процессов, но и тем самым приводит к улучшению речи детей. В статье представлено описание некоторых опробованных учителем-логопедом совместно с инструктором по физической культуре нейроигр в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
Ключевые слова: речевые нарушения, межполушарное
взаимодействие, нейроигры, физические упражнения, дети дошкольного возраста.
Введение
Наличие детей с нарушениями речи не является новшеством в современном образовательном пространстве. В помощь им и их родителям приходят специалисты: уже давно в дошкольных образовательных организациях введена должность учителя-логопеда, который призван создавать определенные условия для коррекции речи дошкольников. Естественно, работа учителя-логопеда требует тесного взаимодействия со всеми специалистами детского сада, поскольку коррекция речи детей предусматривает включение всех органов чувств, а не только речедвигательного аппарата. В последнее время наблюдается тенденция к взаимодействию учителя-логопеда с инструкторами по физической культуре. По какой причине это происходит? Не секрет, что коррекция речи дошкольников оказывается наиболее эффективной в случае задействования всех групп мышц у детей: как мелкой, так и крупной моторики. Так же общеизвестно, что речь развивается в движении.
Основной целью является улучшение речевых навыков детей через использование нейроигр и специальных упражнений. Нейроигры помогают развивать внимание, память, слуховое восприятие и другие важные аспекты, которые способствуют формированию речи.
Несмотря на множество имеющихся способов взаимодействия учителя-логопеда с инструкторами по физической культуре, специалисты постоянно находят все новые способы воздействия на детей в целях коррекции их речи. Так, в последнее время особый интерес в среде педагогов возник к использованию так называемых нейроигр. Что же это за игры?
Уже само название этих игр дает понять, что они предназначены для активации нейронных связей в мозговой деятельности. В предисловии к своей книге О.А. Новиковская так описывает пользу нейроигр с детьми: «Хотите, чтобы ваш ребенок связно и последовательно излагал свои мысли, сравнивал, обобщал, запоминал, умел концентрироваться на нескольких действиях одновременно, переключаться с предмета на предмет и распределять внимание между различными занятиями? Тогда играйте с ним в нейроигры! Маленький фантазер с увлечением будет повторять упражнения, которые видит на картинках. Движения ребенка постепенно становятся более ловкими, точными и слаженными. У ребенка активизируется речь, повышается эмоциональная устойчивость, развиваются координация, память, концентрация внимания, умение ориентироваться в пространстве, закрепляются полезные навыки, необходимые для успешного обучения в школе» [2, c. 3]. Автор отмечает, что нейроигры способствуют улучшению взаимодействия правого и левого полушария мозга путем выполнения ребенком специальных синхронных и асинхронных движений, в результате которых происходит гармонизация межполушарных связей. То есть нейроигры способствуют активизации природных механизмов работы мозга при помощи физических упражнений, объединяющих движение и мысль.
Кроме того, аналитический обзор методических пособий по исследуемой тематике показал, что многие специалисты отметили пользу от использования нейроигр в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Так, немало рекомендаций содержится в пособии В.С. Колгановой, где обосновывается с научной точки зрения польза нейроигр в работе с детьми, а также приводятся комплексы занятий с ними, включающие дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки и упражнения двигательного репертуара [1].
Специалисты нашего детского сада так же заинтересовались вопросом включения нейроигр в ходе работы с детьми, имеющими нарушения речи. В этих целях мы приобрели несколько практических пособий из серии «Повтори за мной». Так, одно из пособий содержит 64 карточки с изображением поз и положений рук, которые следует повторить в ходе игры (24 карты с изображением персонажей и 40 карт с руками). Мы увеличили размер карточек, чтобы детям было четче видно изображение позы для восприятия и воспроизведения задания. Другое пособие «Повтори за мной. Новогодний хоровод» также содержит 64 карты с изображением поз, которые необходимо повторить: танцевальные движения, позы из йоги и позы на развитие на развитие нейропсихологической деятельности. Суть обоих игр состоит в следующем: педагог вытягивает карточку из колоды и показывает детям, их задача – повторить движение, изображенное на карточке, задача педагога – следить за точностью выполнения предложенных поз. Особый интерес у нас вызвало пособие «Ножки на дорожке», которое содержит в комплекте 10 карточек и мяч. Участникам игры нужно разложить дорожку из карточек, повторить движение из приложенной памятки. Например, упражнение «Отбей мяч» выполняется следующим образом: 1) исходное положение – встать прямо, взять мяч в руки; 2) 10 раз отбить мяч от пола сначала правой, а затем левой рукой.
Можно это упражнение усложнить: попробовать отбить мяч на ходу.
Занятия проводятся в игровой форме, что делает их увлекательными и доступными для детей. Учитель-логопед использует нейроигры, которые направлены на развитие различных речевых навыков. Например, игры на внимание и память помогают детям запоминать новые слова и фразы, а также учат их правильно произносить звуки.
Инструктор по физической культуре также активно участвовал в проекте, предлагая физические упражнения, которые способствуют развитию координации и моторики. Это важно, так как физическое развитие напрямую влияет на речевую активность детей.
Примеры нейроигр и упражнений
«Развиваем чувство ритма». Эта игра помогает детям лучше чувствовать ритм и улучшает произношение сложных слов. Дети отхлопывают или отстукивают ритмы, что способствует автоматизации звуков. Это особенно полезно для тех, кто учится правильно выговаривать определенные звуки.
«Учим весело цвета». Эта игра направлена на развитие зрительного восприятия и координации движений. Детям предлагается показать нужный цвет двумя руками. Эта простая, но эффективная игра помогает закрепить знание цветов в игровой форме.
Игры на развитие общей моторики и межполушарных связей.
Инструктор по физкультуре использует специальные упражнения, направленные на развитие общей моторики и улучшение взаимодействия между полушариями мозга. Эти упражнения помогают детям лучше координировать свои движения и развивать физическую активность.
Конечно же, на этом взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре не будет ограничиваться. Наш опыт внедрения нейроигр находится только в начале пути, поэтому систематическое их использование позволит нам убедиться в их эффективности путем улучшения психомоторных реакций у наших воспитанников с параллельным развитием речи. Мы уверены, что совместные усилия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре помогут каждому ребенку раскрыть свой потенциал и научиться уверенно общаться с окружающими.
Список литературы:
- Колганова, В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 ч. /
В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. – М.: Айрис Пресс, 2018.
- Новиковская, О.А. Тренируем мозг: попробуй повтори / О.А.
Новиковская. – М.: АСТ, 2022. – 63 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе использования элементов кинезиологии»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в п...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе использования элементов кинезиологии»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в п...
«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в вопросах организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Тезисы к выступлению на заседании методического объединения “Формы активного отдыха в детском саду в соответствии с ФОП ДО” (форма - круглый стол)...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...
статья «Современные методы работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Статья " Современные методы работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи"...