ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
С.М. Гува, Е.С., Копылова, В.А. Ротэрмель
Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье речь идет о значимости использования нейропсихологических методов в работе с детьми с ОВЗ. Описаны игровые приемы, доказавшие свою эффективность на практике.
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками ПЭП (перинатальной энцефалопатии – перинатального поражения центральной нервной системы). Эти поражения объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему развивающегося плода. В дальнейшем у ребенка в медицинской карте могут появиться диагнозы: СПНРВ, гипертензионный синдром, ММД, СДВГ.
Дети, имеющие один из перечисленных, диагнозов испытывают серьезные проблемы. Самыми характерными признаками детей с подобными диагнозами являются такие изменения в поведении ребенка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональная неустойчивость, сложности в общении со сверстниками и взрослыми [2].
Учитывая эту, совсем не положительную тенденцию, современные педагоги, специалисты вынуждены искать методы решения этой проблемы.
Педагоги МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» г. Юрги с сентября 2023 года в своей работе с детьми с ОВЗ используют практическое пособие «Нейропсихологические занятия с детьми» авторами которого являются В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. Безусловно, видя положительную динамику обучающихся, хочется рассказать о данном пособии и методиках, представленных в нем, своим коллегам.
Одной из составляющих успеха в воспитании и развитии детей дошкольного возраста является тесное взаимодействие между родителями и педагогами ДОУ.
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Двигательное развитие ребенка дошкольного возраста должно проходить в правильной последовательности и, если ребенок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Определенному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки. Однако, к сожалению, в настоящее время большое количество детей демонстрируют задержки и искажения двигательного развития, и, как следствие, психическое развитие происходит с задержкой или искажением [1]. Очень важная роль отводится работе с родителями, так как именно в условиях семьи работа, которая проводится специалистами в детском саду, должна быть продолжена.
Существуют эффективные методы коррекции особенностей двигательного и интеллектуального развития детей. На ранних этапах развития ребенка важная роль принадлежит врачу-неврологу. Он назначает восстановительное лечение, курсы массажа. А далее нужно подключать других специалистов и инструктора по физической культуре, в том числе [3].
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития [1].
Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории Александра Романовича Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Цветковой Любови Семеновны, его ученицы - о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза, автором которой является А.В. Семенович, в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:
- дыхательные;
- глазодвигательные;
- растяжки;
- упражнения двигательного репертуара.
Групповые занятия с детьми проводятся на занятиях по физической культуре, в конце занятия 1-2 раза в неделю, с обязательной ежедневной отработкой родителями домашних заданий.
Все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, растяжки, ползание на спине, животе, четвереньках) выполняются в медленном темпе от 3 до 8 раз в течение занятия. Продолжительность курса составляет 24 занятия.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Исходное положение: ребенок лежит на спине, голова прямо, глаза смотрят в потолок, руки вдоль туловища, пальцы плотно прижаты друг к другу. Ноги прямые.
Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос, рот закрыт, при этом надувая живот. Во время команды взрослого «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот (шумно).
Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда-то были «выгодны» ребенку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно работать с ними, избавляться от них.
Исходное положение – то же. Нужно научить ребенка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая при этом головой. Взрослый берет ручку, располагает ее яркий конец напротив переносицы ребенка и плавно перемещает ручку над глазами ребенка вправо и обратно к середине, влево и обратно к середине, вверх и обратно к середине, вниз и обратно к середине, к переносице и от переносицы. На первом уровне ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребенка.
Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении.
«Фараон -1». Исходное положение – то же. По команде взрослого «раз» ребенок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребенок опускает голову и расслабляется. Выполнить 6 раз.
Упражнения двигательного репертуара.
«Лодочка». Исходное положение: ребенок лежит на животе. Руки вытянуты вперед, параллельно друг другу. Ноги прямые. Ребенок приподнимает руки и ноги, прогибается и качается на животе вперед-назад. Выполнить 5-6 раз. По команде взрослого «раз» ребенок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3-5 секунд и опускает. Ноги не поднимает. По команде «два» ребенок поднимает прямые ноги, держит поднятыми 3-5 секунд и опускает, руки не поднимает. По команде «три» ребенок поднимает руки и ноги, держит их поднятыми 3-5 секунд, затем качается.
«Качалочка». Ребенок садится на пол, сгибает ноги в коленях. Обхватывает колени руками: правая рука – правое колено, левая рука – левое. Ребенок наклоняет голову и старается прижаться лбом к коленям. Ребенок должен качаться на спине, откатываясь назад и ложась на спину, затем возвращается в исходное положение и фиксирует его. Выполнить 10 раз.
В дальнейшем, на основном и далее – на заключительном этапах, упражнения постепенно усложняются, добавляются дополнительные элементы. Подробнее о следующих этапах мы поговорим на следующих встречах, а также данную технологию, автором которой является Анна Владимировна Семенович, можно изучить самостоятельно.
Приобретенный опыт по применению данного метода позволяет сделать первые выводы: с начала применения данного метода у детей отмечается первая, но очевидная положительная динамика: у детей отмечаются улучшения со стороны двигательной сферы – развитие силы, выносливости, координации движений, их согласованность, дети более точно выполняют те или иные задания, а также отмечены улучшения со стороны развития психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, речи. Кроме того, у детей формируется воля, самостоятельность, дисциплинированность.
Специалисты детского сада «Звездочка» г. Юрги активно используют в своей практике данную методику, которая способствует положительной динамике в развитии детей.
Список литературы:
- Нейропсихологические занятия с детьми: учебное пособие В 2 ч. Ч. 1/ В.С. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. – Москва: АЙРИС-пресс, 2023. – 416 с. – ISBN 978-5-8112-6623-4. - Текст: непосредственный.
- Нейропсихологические занятия с детьми: учебное пособие В 2 ч. Ч. 2/ В.С. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. – Москва: АЙРИС-пресс, 2023. – 144 с. – ISBN 978-5-8112-5377-7. - Текст: непосредственный.
3. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л.С. Цветкова. 2-е издание. – Москва: МПСИ, 2006 – 296 c. – ISBN 5-89502-435-1. - Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развит...
«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....
Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....

Использование «Кубиков Блума» в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье рассказано, где и как можно использовать технологию «Кубик Блума». Почему для работы выбираются вопросы на основе лексических тем.Ключевые слова: &laq...

Использование техники Кинусайга в работе с детьми с РАС дошкольного возраста "
Мы много знаем про такие техники, как аппликация, мозаика, оригами, лоскутное шитье пэчворк. Часто, некоторые, используем на своих занятиях с детьми, но всегда хочется попробовать что-то новенькое. Не...

Использование техники Кинусайга в работе с детьми с РАС дошкольного возраста "
Кинусайга — это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани. Учитывая бережливость японцев, в древние времена хозяйки даже мысли не допускали выбросить старые кимоно.Техника кинусайга ...
