Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир моих эмоций» (для детей 5-7 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Юлия Авхатовна Рыбникова

   Программа относится к категории коррекционно-развивающей работы -  психолого-педагогическая программа, направленная на создание психологических ресурсов для обеспечения благоприятной инклюзивной среды в образовательной организации, специальных образовательных условий, и психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..

   В программе обстоятельно представлены различные активные методы работы с детьми, такие как метод анализа конкретных ситуаций, деловые и подвижные игры, релаксационные и арт-терапевтические упражнения, метод погружения, позитив-технологии, слайдовая презентация и другие. Важно подчеркнуть, что используемые методы затрагивают личность ребенка, его эмоциональную сферу, поведенческие установки.

 Новизна программы заключается в том, что она позволяет создать условия для осуществления коррекционно-развивающей работы  по  созданию условий, обеспечивающих формирование  развитие ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества с сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

 Программа оформлена в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам данного вида, в частности, обоснована ее актуальность, сформулированы цель, задачи и принципы, дано теоретико-методологическое обоснование, выделены этапы ее реализации, методы и формы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_moih_emotsiy.docx82.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40 общеразвиващего вида»

Коррекционно-развивающая  программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья

«Мир моих эмоций»

(для детей 5-7 лет)

                 Составитель: педагог-психолог,вкк,

Ю.А. Рыбникова

г. Полевской

Аннотация

К коррекционно-развивающей  программе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья

«Мир моих эмоций»

Программа составлена с учетом условий, созданных в образовательной организации, модели организации воспитания и развития дошкольников, индивидуальных особенностей интересов и возможностей детей, запросов родителей (законных представителей), методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, агрессивного поведения, гиперактивности. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Главная цель Программы - создание психолого-педагогических условий для коррекции и  развития эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.

Содержание Программы реализуется на принципах обеспечивающих гарантии прав участников образовательных отношений.

Применение подгрупповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

- обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями

- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка, низка саморегуляция)

- обучение детей способам выражения эмоций, формирование социальных навыков общения.

- обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения

Программа разработана для детей дошкольного возраста, от 5 до 7 лет.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю подгруппой 5-6 человек, в течение 20 - 25 минут. Занятия реализуются в соответствии со структурой занятия, состоящей из нескольких этапов.

Реализация Программы предполагает достижения следующих результатов:

- умение словесно выражать свои желания, чувства

-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина

-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками

-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения (саморегулирования).

Анализ результатов работы позволил определить положительную динамику в эмоциональной сфере у детей. У детей, ранее проявлявших признаки агрессии и тревожности, наблюдается стабильное эмоциональное состояние, а также снижение отрицательных эмоций (страх, злость, обида, гнев).

ОГЛАВЛЕНИЕ

        

1.Целевой раздел………………………………………………………………………………4

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………4

2. Содержательный раздел. ………………………………………………………………...8

2.1. Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 5-6 лет..8

2.2. Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 6-7 лет..21

3. Организационный раздел………………………………………………………………..37

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………….37

3.2. Кадровое обеспечение реализации Программы…………………………………….38

3.3.Методическое обеспечение Программы……………………………………………….39

3.4. Результаты, эффективности реализации Программы……………………………...40

1.Целевой раздел

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции существенным образом влияют на позитивные процессы и поведение, определяя направленность внимания ребенка, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.

Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей с особыми нуждами. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития. Тревогу вызывает рост количества детей этих категорий.

Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития. Параллельно с речевой патологией состояние детей отягощено неврологической симптоматикой и ослабленным соматическим состоянием, нарушена общая и мелкая моторика. В связи с этим,  для детей требуется охранительный режим,  относительно быстрая смена деятельности для предотвращения утомляемости и появления запредельного торможения.

Актуальность разработки Программы обусловливается следующими факторами:

  • увеличение количества детей с ТНР И ЗПР требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их психического развития;
  • модернизация в системе образования;
  • уровень формирования личностных качеств ребёнка с недостатками речевого и психического развития будет влиять на успешность его адаптации в школе;
  • на современном этапе развития коррекционной педагогики, психологии накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей, однако практическое решение проблемы психологической готовности по сей день остаётся открытым.

У большинства детей с нарушениями речи отмечается задержка развития психических процессов: восприятие, воображение,  память, мышление; а также быстрая утомляемость.   Отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие, поверхностные, реакции неадекватны источникам. Повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом.

  Таким образом, у наших детей наблюдается нарушение в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных появлений эмоций.

  Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

Для целенаправленной, системной работы с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы  и коммуникативных навыков разработана и реализуется  данная коррекционно-развивающих программа «Мир моих эмоций» (далее Программа) для детей 5-7 лет.

При разработке рабочей программы руководствовались  нормативно – правовыми  документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральным законом от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  3. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
  6. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761Н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  7.  Приказом Минтруда России РФ от 24 07 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог  (психолог в сфере  образования)».

В основу создания Программы положены принципы дошкольного образования, изложенные в ФГОС ДОО, а также специальные принципы:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  4. Принцип комплексности воздействия на ребенка.
  5. Принцип опоры на сохранные звенья.
  6. Принцип учета ведущей деятельности.
  7. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
  8. Принцип воздействия на микросоциальное окружение.
  9. Принцип учета закономерностей онтогенеза

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для коррекции и  развития эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями
  2. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка, низка саморегуляция)
  3. Обучение детей способам выражения эмоций, формирование социальных навыков общения
  4. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы коррекционно-развивающих воздействий:

- игровая терапия (эмоционально-двигательные, познавательные, сюжетно-ролевые игры)

- сказотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, этюдов)

- психогимнастика

- арт-терапия (работа с красками, пластилином, игры с водой, песком)

- релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)

- беседа

Занятия проводятся в виде игрового тренинга, один раз в неделю. Дети, нуждающиеся в отдельной проработке проблемных моментов дополнительно посещают 1 раз в неделю индивидуальные занятия у педагога-психолога, проведение которых не влияет на изменения сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Все занятия имеют общую структуру. Вводная часть, цель которой – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)

Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутри семейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного  развития эмоционально-личностной сферы дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.

Мониторинг результативности программы

Результативность, эффективность Программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза: до начала занятий и после. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

-изучение психического развития (пакет методик)

-изучение эмоционально-личностной сферы (Тест тревожности (Р.Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), методика «Страхи в домиках» (Панфилова),  «Лесенка» В.Г.Щур)

- анкетирование воспитателей и  родителей.

Критерии эффективности работы по Программе:

-умение словесно выражать свои желания, чувства

-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина

-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками

-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения (саморегулирования).

 

2.Содержательный раздел. 2.1 Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Месяц

Н

Тема недели

Кол-

Задачи

Содержание

Необходимый

Литература

Сентябрь

1,2

Диагностика

1

Определение актуального уровня развития детей

Диагностический материал

3

»

 «Знакомство»

1

-развитие чувства принадлежности к группе;

  -развитие навыков позитивного социального поведения

-Приветствие «Ласковое имя»

-Творческая игра «Украшение домиков»

- Упр.«Свеча благодарности»

-колокольчик,

-свеча в безопасном подсвечнике,

-маленькие обручи (один на двоих),

- бусинки, шнурки, палочки, камешки т.п. для украшения домиков.

1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

4

«Мои чувства, мое настроение»

1

 - познакомить с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей

 - учить детей понимать настроение другого человека

  - познакомить со способами и регуляции настроения

- Приветствие «Имя –движение»

- Беседа о чувствах радости, грусти и злости.

- Рассматривание пиктограмм

- Разыгрывание этюдов: «Ласка», «Новая кукла», «Король Боровик не в духе»

- Упр. «Свеча благодарности»

- пиктограммы радости, грусти и  злости;

- свеча в безопасном подсвечнике

1 Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук –М.:  2008. Ст.26

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

часов

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Октябрь

1

Какой «Я»

1

- преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей;

   -формирование адекватной самооценки;

  -развитие ориентации на позитивную оценку качеств    сверстников

- Приветствие в кругу

-упр. «О себе я расскажу»

- рисование  « Мой автопортрет»

- цветные карандаши, фломастеры

- спокойная мелодия

-Листы ФА4

 Авторское

2

«Радость»

1

- первичное знакомство с чувством радости;

-развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

- знакомство с пиктограммой «Радость»;

-Игра «Солнечный зайчик»

-Прослушивание рассказа «Встреча с другом»,

-разыгрывание сценки

- рисование, рефлексия чувств

-Пиктограмма «Радость»

-бумагаА44

 -цветные карандаши

1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

3

Растительный мир осенью

«Грусть»

- первичное знакомство с чувством радости;

-снятие напряжения мышц лица

-развитие способности определять эмоц.сост. по схем.изр.

- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

-Игра «Солнечный зайчик»

-знакомство с чувством грусти

-чтение рассказа о грусти

-беседа как поднять настроение

-упр.»Угадай эмоцию»

- «Свободный танец»

- волшебный мешок, карточки со схематическим изображение лиц в разных эмоциональных состояниях,

- текст рассказа о грусти,   

1 Работа психолога с застенчивыми детьми.М.: 2004. Ст.26

2. Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. –М.:2002ст.46

4

 «Физическая и эмоциональная боль»

1

- познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль

-научить различать ощущения, которые люди испытывать во время физической и эмоциональной боли

- Приветствие

-Беседа  о добрых делах с помощью «волшебного яблочка»

-Тренинг эмоций «Лягушонок»

- беседа о физической и эмоциональной боли

-чтение текста, анализ

- Упр.«Свеча благодарности»

-текст для чтения

- свеча в безопасном подсвечнике

1.»Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет» Авт.-сост.С.И. Семенака.-М.: 2002. Ст.42

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Ноябрь

1

 «Удивление»

1

-знакомство с чувством удивления

-закрепление мимических навыков

-Приветствие «Доброе утро!»

-повторение чувств радости и грусти, изображение с помощью мимики лица

-знакомство с чувством «Удивление»

-Прослушивание и разыгрывание истории «Живая шляпа»

-пиктограммы «Радость» и «Грусть»

-шляпа с привязанной к ней ниткой

-игрушечный котенок

1. 1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ст.68

2

 «Страх»

1

-знакомство с чувством страха

-изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

- сплочение коллектива детей

- Приветствие со свечкой

- знакомство с чувством страха

-прослушивание истории про девочку Галю

-проигрывание сценки

- Упр. «Доброе животное»

-пиктограмма «Страх

-свечка в безопасном подсвечнике

- атрибуты одежды и инсценировке

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

2. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003

3

Всемирный день приветствий

«Самодовольство» «Злость»

1

-  восполнение дефицита произвольной  саморегуляции;

- развитие восприятия

- развитие произвольности и самосознания

- развитие логического мышления

-Приветствие «Здравствуй солнце золотое»

-повторение карточек с пиктограммами  прошлых занятий

-Чтение сказки «Мышка-хвастунья»

- проигрывание сценки

Упр. «Доброе животное»

-Пиктограммы «Страх», «Радость», «Удивление», «Грусть»

- игрушечные золотые рога

1. 1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ст.71,76

4

 «Моя семья»

1

-  развитие коммуникативных навыков, эмпатии к членам своей семьи

-осознание и вербализация чувств, испытываемых к членам семьи

-Приветствие «Лаковое имя»

- рисование «Моя семья»

- выставка рисунков

-листы бумаги по кол-ву детей

-карандаши цветные

-

1. Развитие самосознания и индивидуальности»

Лебеденко Е.Н.2003

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Декабрь

1

 «Наш дом»

1

-развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей

-развитие речевого восприятия и внимания (работа с деформированными предложениями)

-Приветствие «Эхо»

-беседа «Как правильно дружить»

-коллективный рисунок «Наш дом»

-анализ рисунка

*упр. «Исправь ошибку»

-Большой ватман

-фломастеры и карандаши

-спокойная мелодия

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 125.142

2

 «Дружба» 1

1

-развитие чувства единства, согласованности и сплоченности коллектива детей.

-развитие навыков сотрудничества

-Приветствие «Эхо»

-игра «Клубок»

-игру «Солнечный зайчик»

-игра «Скульптор»

-Клубок ниток

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

3

 «Дружба» 2

1

- дать возможность ощутить детям свою принадлежность  к группе, выразить свое настроение;

 - учить детей ощущать близость, тепло другого

-Приветствие «С добрым утром!»

-Игра «передай жест»

-творческая игра «Общий цветок»

-Большой обруч, материал для украшения лепестков цветка ( ленточки, шнурочки, ткань и тп.)

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

4

Сказочная страна

1

- формирование дружеских, доверительных отношений к сверстникам

-обучение совместной импровизации

-обучение приемам релаксации, снятию мышечных зажимов,

-развитие воображения

-Приветствие  «Передай привет»

-упр. «Связующая нить»

- инсценировка героев сказок

-упр. «Придуманная страна»

-упр. «Воображаемый подарок»

-Клубок ниток

1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук –М.:  2008. Ст.46

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Январь

1

Каникулы

1

2

«Вчера решил я добрым стать»

1

- развитие социальной активности

-формирование социального доверия

- развитие коммуникативных навыков

-развитие воображения, речи, зрительной памяти

-Упр. «Подари улыбку»

-упр.«Я дарю тебе цветок»

- игра «Магазин вежливых слов»

- упр. «Какой птички не стало?

-упр. «Вальс»

- Платочек

-шкатулка с мелкими предметами ил*и цветными фишками

-картинки с зимующими птицами

1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.37

2.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразваитием речи.-М.:, 2003. Ст41

3

«Чаша доброты»

1

- развитие социальных эмоций

-развитие умения адекватно выражать свои эмоции

-формирование адекватной самооценки

-развитие творческого воображения, мышления, речи

 -Игра «Передай чувство»

- игра «Незнайкины небылицы»

-игра «Какое животное исчезло?»

-Чтение рассказа «Как котенок потерялся» анализ

-аутотренинг «Чаша доброты»

-упр. «Доброе животное»

-Рассказ «Как котенок потерялся»

1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.39

4

 

«Шкатулка сказок»

1

- развитие социальной сферы эмоций

-создание атмосферы безопасности и доверия

-снижение мышечного и эмоционального напряжения

-обучение приемам саморегуляции, повышение уверенности  в себе

-Игра с колокольчиком

- игровое упр. «Чьи ладошки»

-Упр. «Полет в облаках»

- упр. «Шкатулка сказок»

-Игра «Звери, птицы и цветы»

-Прощание «Башня»

- Шкатулка сказок с героями , предметами текстом из сказок

-колокольчики 3 шт.(разные по звучанию)

- музыка

1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.42

2.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразваитием речи.-М.:, 2003. Ст38

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Февраль

1

«Я все умею делать сам»

1

-расширение представлений об эмоциях

-развитие ориентации на позитивную оценку  качеств сверстников

-развитие общности в группе, коммуникативные навыки качеств

- развитие ритмического рисунка слова

-Разговор о настороении

-Аукцион «Как справиться с плохим настроением»

- упр. «Я могу, я умею»

-упр.»Слушай команду»

-Лесико-гарм. упр. «Где это бывает?»

-прощание «Башня»

1 Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.42

2.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразваитием речи.-М.:, 2003. Ст38

2

«Приласкай, ветерок, облачко»

1

- развитие творческого воображения

-снижение психомышечного напряжения

-развитие умения действовать сообща;

-развитие моторной ловкости

- упр. «Доброе тепло»

-беседа о настроении

-игра «Скучно, скучно так сидеть»

- аутотренинг «Облачко»

-рисование облачка

-составление разрезных пиктограмм с разными облаками

-игровое упр. «Приласкай, ветерок, облачко»

- стульчики

- заготовка облаков для рисования

-мишура или волшебная палочка (для имитации ветра)

- разрезные пиктограммы облачков

1. Психогимнастические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. /Автр-сост. И.В.Гуреева.2005. ст.65

2 Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.72

3

 «Скала желаний»

1

-формирование ответственности за свои действия и поступки

-повышение самооценки

- снижение психомышечного напряжения

-развитие воображения и коммуникативных навыков

-Упр. «Я люблю»

-упр. «Я смогу»

 Чтение сказки «Фламинго» анализ

-Игру «Продолжи слово»

- «Магический шар»

-тескт сказки «Фламинго»

- картинку с изображением птицы фламинго

1. . Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.77

4

«Три разных настроения»

1

-Развитие чувства эмпатии и коммуникативных навыков;

-формирование позитивного отношения к себе;

-осознание себя как индивидуальности –

- Приветствие «Теремок»

-беседа о настроении (три стакана воды)

-разговор с Феей

-Три стакана с водой

-мячик

1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.75

2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст41

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Март

1

«Наши мамы»

1

Развитие чувства эмпатии к близкому человеку, желание помогать маме (бабушке);

 -обучение умению фантазировать и мысленно расслабляться

 -снижение психоэмоционального напряжения

Приветствие эхо

-беседа «Какая она моя мама»

-чтение стиха

-рисование «Моя мама»

-релаксация «Цветок»

-Стихотворение о маме,

-листки бумаги и фломастеры или цветные карандаши на каждого ребенка

2

 «Я расту и развиваюсь»

1

- - Объективация прошедших с детьми изменений

-создание положительного психоэмоционального состояния у детей

-развитие произвольности и самоконтроля

-развитие внимания и координации движений

- Приветствие

-упр.»Расскажи о себе»

-угра «Да и нет не говори»

-релаксация

-рисование «Я счастливый»

-Волшебная палочка

- мяч

-фломастеры и бумага для рисования

1 «Мир детских эмоций КряжеваН.Л 2000

3

4

«Что я люблю»

1

-Создание комфортной обстановки для каждого ребенка

-развитие внимания , наблюдательности

-развитие положительного отношения к себе

-обучение элементам техники выразительных движений

-Приветствие  «Эхо»

- этюд « Как я расту»

- беседа «Мое имя»

-игра «Встаньте те, кто…»

- игра «Четвертый лишний

- Картинки  к игре «Четвертый лишний»

1. «Тренинг развития личности дошкольника Р. Калинина ст.88

 

«Играем вместе»

1

-Развитие умения взаимодействовать  с окружающими невербальными средствами

- формирование дружеских, доверительных отношений к сверстникам

- снижение психомышечного напряжения

- Игра«Тропинка»

-упр. «Что с чем и  с кем дружит?»

-игра «Менялки игрушек»

-«Менялки»

-упр. «Кораблик» (качание на ткани)

-Музыка медленная

-маленькие мягкие игрушки

- плотную ткань для качания в ней детей

1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.86

2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст44

3. Психогимнастические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. /Автр-сост. И.В.Гуреева.2005.ст19

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Апрель

1

Мое тело

1

- Развитие самосознания – развитие групповой сплоченности

-повышение уверенности в себе

* логопедическая гимнастика

--Приветствие «Эхо»

-упр. для пальцев рук

- игра «Волшебный мешок»

-упр. «Доброе животное»

-игра «Земля, воздух, огонь, вода»

-музыкально-ритмическое упр «Мое тело»(Железнова)

-Мешочек, в котором находится воздушный шарик

-медленная мелодия и песенка Железной «Мое тело»

1 Авторское

Музыка Железновой

.

2

«Двигай телом»1

1

- Сплочение коллектива детей

-снятие агрессивности и тревожности

-развитие коммуникативных навыков

-преодоление боязни тактильных контактов

- Приветствие с помощью тела»

-игра «Уходи, злость, уходи»

-игра «Ладонь в ладонь»

- кинезиологическое упр.

-игра «Летает, не летает»

-

1. «Работа психолога с гиперактивными детьми».Арцишевского А . ст.26

3

 «Двигай телом»2

1

-Развитие произвольности и самоконтроля

-развитие внимания и координации движений

-развитие и совершенствование коммуникативных навыков

-Приветствие с помощью тела»

-игра «Кто первым прыгнет в круг»

-упр. «Давай поздороваемся»

-игра «Ладонь в ладонь»

- игра «Тропинка»

-Веревка  или канат (большой обруч), медленная мелодия

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

4

 «Двигай телом»3

1

-Коррекция взаимоотношений между детьми

-развитие творческого воображении

-снижение психомышечного напр.

-Приветствие с помощью тела»

- игра «Чей голос?»

-игра «Молекула»

-упр. «Кошки»

- релаксация

 -Медленная мелодия для релаксации

Месяц

Н

Тема недели

Кол-во

час.

Задачи

Содержание

Необходимый

материал

Литература

Май

1

«Театрализованные игры»1

1

-Развитие творческого воображения

-умения различать и сопоставлять разные черты характера

-снятие психомышечного напр.

-Приветствие «Передай привет»

- игра «Молчок» чтение стиха

-этюд «Повар лгун»

-этюд «Насос и штанга»

-Шапочка для кисоньки и повара

1 Работа психолога с гиперактивными детьми ст.17

2

 

 «Театрализованные игры»2

1

-Коррекция нарушений в эмоциональной сфере

-развитие способности самовыражения

-снятие барьеров в общении

-развитие памяти

- Приветствие с помощью тела»

- упр. «Имя-движение»

-этюд «Вежливый ребенок»

-Игры в воображаемые ситуации

-«Игра с колокольчиком»

-«Какое животное «говорит»?

-Колокольчик

1.«Психологическая помощь дошкольнику» Н. Яковлева ст.

3

«Я дарю тебе подарок»

-Создание комфортной обстановки -закрепление  понятий «настроение»  «чувства» -формирование внимательного отношения к другим людям,

-снижение психоэмоционального напряжения

-Приветствие «Свеча»

-беседа о настроении и чувствах

-упр.»Цветок настроения»

- упр. «Плаванье на кораблике»

-игра я дарю тебе…»

- Пиктограммы  эмоций,

-серединка цветка и разноцветные лепестки по количеству детей,

- плотная ткань для качания,      

 -свеча в безопасном подсвечнике

1.Уроки Добра коррекционно-развивающая программа 5-7 лет ССеменака ст.40

2. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.117

4

Диагностика

2.2. Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 6-7 лет

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

часов

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Сентябрь

1,2

Диагностика

1

Определение актуального уровня развития детей

Диагностический материал

3

«Я и мои эмоции»

1

- Изучение эмоциональных состояний с помощью мимики;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

-логическое мышление

-снятие эмоционального напряжения

-Приветствие «Свеча»

-игра «Азбука эмоций»

- рисование «Мое настроение»

* игра «Школьные предметы»

-Пиктограммы эмоций

-свеча в безопасном подсвечнике

-листы формата А4 по кол-ву детей, фломастеры или корандаши

1.«Удивляюсь, злюсь, боюсь. хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.

2. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 68

4

«Что такое любовь?»

1

- Раскрытие понятия «любовь»;

-показать нравственно-духовное значение любви  в человеческих отношениях

-определение уровня осознания детьми этого понятия

-Приветствие «Свеча»

- беседа о том, что такое любовь

-игра с колокольчиком

-раскрашивание сердечек

- Заготовки бумажных сердечек

-фломастеры

-свеча в безопасном подсвечнике

-колокольчик

1.»Уроки психологического здоровья» Ветрова В.В.

5

«Я и другие»

1

- сплочение коллектива детей;

 -развитие умения осуществлять совместные действия

-развитие слуховой и зрительной памяти, восприятия

-Приветствие «Клубок ниток»

-беседа «У меня есть друг»

- раскрашивание «Нарисуй узор»

- игра «Какой фрукт пропал?»

-клубок ниток

-заготовки бумажных варежек

-фломастеры

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 49

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

часов

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Октябрь

1

«Учимся управлять  своими эмоциями»

№ 1

1

- коррекция агрессивного поведения;

- развитие воображения и коммуникативных навыков;

-обучение приемам снятия эмоционального напряжения, агрессии;

-развитие  внимания и быстроты реакции.

*расширение словарного запаса (по тематике).

- Приветствие «Эхо»

- упр. «Волшебный пластилин»

- игра «Кричалки, шепталки, молчанки»

- упр. «Надоедливая муха»

- релаксация под музыку

* «Какой овощ спрятался?»

-пластилин

-картон

-стаканчики для «кричалок» или труба из ватмана

-магнитофон с записью спокойной мелодии

1. «Работа психолога с гиперактивными детьми». А.Арцишевского

2. «Практикум для детского психолога» Широкова Г.А.2004

2

«Учимся управлять  своими эмоциями»

№ 2

1

- коррекция агрессивного поведения;

-развитие  коммуникативных навыков слухового внимания;

-обучение приемам

снятия эмоционального напряжения;

*расширение словарного запаса (по тематике).

-игра «Если  «да» - похлопай, если «нет» - потопай»

- упр.»Сбрось усталость»

- упр. «Дыши и думай красиво»

* игра «Какая ягодка спряталась?»

-условия для релаксации

-магнитофон с записью спокойной мелодии

1 «Мир детских эмоций КряжеваН.Л 2000

2.«Практикум для детского психолога» Широкова Г.А.2004

3

«Учимся

действо-

вать вместе»№1

-профилактика нарушений взаимоотношений со сверстниками;

-развитие  коммуникативных навыков;

-развитие;

- развитие воображения

- закрепление лексического словаря по теме

- Приветствие «Эхо»

- игра «Да» и «Нет не говори

-  игра «Сиамские близнецы»

- игра «Клоуны ругаются»

- релаксация

 *игра  «Как улетают птицы»

- повязки для глаз

- большие предметы для имитации препятствий

1 «Мир детских эмоций КряжеваН.Л 2000

2.«Практикум для детского психолога» Широкова Г.А.2004

3. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003

4

Кани-

кулы

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Ноябрь

1

«Что делать если руки, ноги тебя не слушаются»

1

-восполнение дефицита произвольной  саморегуляции;

 - развитие самоконтроля;

- развитие воображения;

- отреагирование эмоций, развитие позитивного самовыражения;

- развитие памяти на движения;

- снятие психоэмоционального напряжения.

- Приветствие «Эхо»

- игра «Разговор с руками»

- упр. «Надоедливая муха»

- упр. на расслабление мышц рук и ног

-релаксация под музыку лежа на ковре

*игра «Изобрази явление»

- карандаши разноцветные;

- листы бумаги для рисования по количеству детей;

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

2

«Веселые пары»

1

- профилактика нарушений взаимоотношений со сверстниками;

- развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей;

-развитие тактильных ощущений;

- развитие воображения

- укрепление мышц артикуляционного аппарата

- Приветствие

- игра «Тюлени»

- игра «Слон у папы на спине»

- игра «Сотворение чуда»

*артикуляционная гимнастика губ и щёк

- воздушный шар

- повязки для рук

- корзина

- карандаши по количеству детей

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

2. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003

3

«Учимся управлять собой»№1

1

-  восполнение дефицита произвольной  саморегуляции;

- развитие восприятия

- развитие произвольности и самосознания

- развитие логического мышления

- Приветствие «Части тела»

- игра «Тропинка»

- игра  «Кричалки, шепталки, молчанки»

- игра «Да» и «нет» не  говори и цвета не называй»

*игра «Ответь на вопрос»

- бумажные ладошки синего красного, желтого цвета

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

2.»Нейропсихологическое сопровождение обучения» СиротюкА.А.2003

4

«Моя семья»

1

-  развитие коммуникативных навыков, эмпатии к членам своей семьи

-осознание и вербализация чувств, испытываемых к членам семьи

-Приветствие «Лаковое имя»

-  чтение и обсуждение стиха «Что такое семья»

- рисование «Моя семья»

- выставка рисунков

-листы бумаги по кол-ву детей

-карандаши цветные

-

1. Развитие самосознания и индивидуальности»

Лебеденко Е.Н.2003

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Декабрь

1

Дом, его части

«Наш дом»

1

-развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей

-развитие речевого восприятия и внимания (работа с деформированными предложениями)

-Приветствие «Эхо»

-беседа «Как правильно дружить»

-коллективный рисунок «Наш дом»

-анализ рисунка

*упр. «Исправь ошибку»

большой ватман

-фломастеры и карандаши

-спокойная мелодия

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 125.142

2

Одежда. Обувь

 «Что делать, когда я злой»

1

-коррекция агрессивного поведения

-развитие образного мышления, воображения, внимания;

-обучение приемам разрядки гнева и агрессии;

-уточнение словарного запаса по теме

-Пприветствие

-Игра «Пуговичная поляна»

- игра «Волшебная бумага»

- упр. «Надоедливая муха»

* игра «Одежда,обувь»

-разные пуговицы

-газеты

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

2. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003

3

Посуда, продукты

«Учимся преодолевать препятствия»

1

-развитие воображения сообразительности;

- развитие умения преодолевать препятствия

-развитие навыков сотрудничества, коммуникативных навыков

-Приветствие

-игра «Тюлени»

- игра «Головомяч»

- игра «Ладонь в ладонь»

*

- воздушный шар

-повязки для ног

- корзина

-мячи по кол-ву пар детей

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

4

Новый год

«Мудрые сказки»

1

- развитие чувства единства и сплоченности;

- развитие внимания и воображения;

-развитие согласованности движений;

-развитие особенностей понимания, осмысления прочитанного

-Приветствие

-упр. «Прогулка в лес»

- чтение и анализ сказок

- дыхательное упр.

- игра «Я подарю тебе»

-сказки «Муравей и голубка», «Лев и мышь»

- спокойная музыка

1. «Работа психолога с гиперактивными детьми». А.Арцишевского

2.Диагностический материал Н. Семаго лист 28,29

3.Коммуникативные способности и социализация 5-9лет ст12.

5

Диагностика

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Январь

1,2

Каникулы

1

3

Зимующие птицы

«Доверяем мы друг другу»№2

1

-коррекция поведения агрессивных детей;

-развитие доверия к другому, воображения, речи

-развитие чувства принадлежности к группе;

-развитие умения дифференцирования эмоц. состояний по мимике

-Приветствие

-игра «Чей голос?»

-беседа «Что и когда я чувствую»

-упр. «Свеча»

* игра «Укрась слово»

-игра «Азбука настроений»

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 68

2. «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Яковлева ст.72

4

Домашние животные и их детеныши

«Доверяем мы друг другу»№3

1

-развитие чувства безопасности по отношению к другим;

-развитие пространственного восприятия, зрительной памяти;

-развитие единства, сплоченности группы

-Приветствие

-упр.»Спаси птенца»

-игра «Слепой и поводырь»

-упр. «Свеча»

*  игра «Что изменилось?»

-завязки для глаз по кол-ву пар детей

-10 игрушек дом.животных

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 68

2. «Психологическая помощь дошкольнику Н. Яковлева ст.72

5

Мир сказочных героев

«Доверяем мы друг другу»№1

1

- развитие доверия друг другу;

-развитие чувства безопасности по отношению к другим;

-развитие пространственного восприятия;

- развитие ритмического рисунка слова

- Приветствие

- упр. «Робот

-упр. «Слепой и поводырь»

-релаксация

* психоречевая гимнастика «Дятел»

-Мелкий предмет или игрушка

-повязки на глаза по кол-ву пар детей

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева

2. «Здравствуйте .я сам!»Крюкова С. Ст.70

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Февраль

1

Зима

«Давайте

 поиграем»

1

-Развитие чувства сплоченности;

-развитие коммуникативных навыков

-снятие отрицательных эмоций

- Приветствие

-игра «Раздувайся, пузырь»

- игра «Обзывалки»

 -релаксация «Танец снежинок»

* упр. «Где это бывает?»

-медленная музыка для танца снежинок

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

2«Работа психолога с гиперактивными детьми»..Арцишевского А . ст.35

2

Зимние забавы

«Мы команда»

1

- Развитие чувства эмпатии и коммуникативных навыков;

-развитие умения действовать сообща;

-развитие моторной ловкости

- Приветствие «Добрые предметы»

- игра «Гонка мячей»

-игра «Тропинка»

-дыхательное

упр. «Геометрические фигуры»

-два мяча разного цвета

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

Ст154,156

3

Транспорт

«Мой портрет»

1

-Развитие чувства эмпатии и коммуникативных навыков;

-формирование позитивного отношения к себе;

-осознание себя как индивидуальности

-Приветствие «Добрые предметы»

- рисование « Рисуем себя»

-анализ рисунков

* Игра «О чем так можно сказать»

- Цветные карандаши

- листы бумаги для рисования

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 47

2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст46

4

День защитника отечества

«Добрые, честные,

вежливые»

1

- Формирование сплоченности;

- развитие качеств способствующих эффективному общению

-развитие моторной ловкости, внимания, координации движений

-развитие коммуникативных навыков

-Приветствие

-беседа «Кого мы называем добрым,честным,вежливым»

- игра «Быстрые солдатики»

- упр. «Глубокое дыхание»

*упр. «Комплименты для мальчишек»

- Два мяча

1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 48

2. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

3. «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л. Катаева ст7

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Март

1

8 марта, женские профессии

«Чувства»

1

- Развитие самосознания - тренировка умения распознавать эмоции по графическим изображениям, мимике

* логопедическая гимнастика

- Приветствие

-игра «Азбука эмоций»

-упр. «Незаконченные предложения»

- упр. «Напряжение –расслабление»

*упр.для активизации мышц мягкого неба

-игра «Азбука эмоций»

1. Развитие самосознания и индивидуальности ст 8

2. «Психологическая помощь дошкольнику Н. Яковлева

2

Мебель

«На кого я похож»

1

- Преодоление застенчивости,;

-развитие интереса к  партнеру по общению.

индивидуальности;

-развитие мелкой моторики;

-развитие слухового восприятии. логического мышления

- Приветствие «Ласковое имя»

-игра «На кого я похож»

-раскрашивание эмоций

* игра «Что с чем и с кем дружит?»

- листки бумаги с  разными эмоциями- -цветные карандаши

1. «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л. Катаева

2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст45

3

Механизмы

«Знакомимся, ссоримся, миримся»

1

- отреагирование отрицательных эмоций;

-развитие позитивного самовосприятия;

-снятие телесных барьеров;

-развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого

-развитие слухового восприятии. логического мышления

- Приветствие «Волшебный клубок»

- игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся Руки мирятся»

- упр. «Надежное падения»

*игра «Закончи предложение»

-Клубок ниток

-картинки с механизмами

1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004

4

Вода, рыбы

 «Прикоснись, повтори, передай»

1

-Развитие интереса к сверстникам;

-развитие уверенности в себе, позитивного самовосприятия;

-развитие тактильной чувствительности

-формирование навыка словообразования

-Приветствие «Эхо»

-игра «Прикоснись к цвету»

- игра «Повтори звук»

- игра «Передай движение»

* упр. «Рыбы-великаны»

1.«Психологические игры и тренинги в детском саду» Чернецкая Л. ст 18

2. «Логопедия в детском саду 6-7 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст58

5

Каникулы

           

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

Апрель

1

Спорт

«Мыслю и двигаюсь

1

-развитие познавательных способностей;

-развитие внимания,связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

-обучение элементам техники выразительных движений

-Приветствие  «Ласковое имя»

-упр. «Смысловые ряды»

--игра «Реченька»

- игра «Четыре стихии»

- упр. «Виды спорта»

-для обозначения широкой речки ватман или канат

-мяч

1. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003

2. «Психологическая помощь дошкольнику Н. Яковлева

2

Космос

«Путешествие в космос»

1

- развитие произвольности и самоконтроля;

-развитие внимания, воображения, памяти;

-развитие эмоционально-выразительных движений;

-снятие психоэмоционального напряжения

-развитие совершенствование коммуникативных навыков

- Игра «Космическое путешествие»

- упр. «Интервью»

-упр. «Росток»

-упр. «Пловцы»

 -беседа. «Что я хотел бы увидеть на незнакомой планете»

-стулья по кол-ву детей

1. «Работа психолога с гиперактивными детьми»..Арцишевского А . ст.19

3

Дикие животные севера и их детеныши

«Нюх-нюх»

1

- развитие восприятия;

-тренировка обоняния;

-закрепление навыков исследования органов чувств;

-развитие артикуляционного аппарата, мимики

-Приветствие

-знакомство с человечком Большой нос

-гимнастика для носа

-игра «Что за запах»

* упр. «Животные- толстячки и животные- худышки»

-конфета, чеснок, духи и другие предметы с запахом

1. «Здравствуйте ,я сам!» Крюкова С.В.

4

Домашние птицы

«Вкусик»

1

- развитие восприятия;

- тренировка вкусовых ощущений;

-закрепление навыков обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;

-снятие психоэмоционального напряжения

-Приветствие «Свеча»

-знакомство с человечком Большой язык

-гимнастика для языка

- игра  «Определи на вкус»

- упр. «Угадай слово»

- Упр. Глубокое дыхание»

- свеча в безопасном подсвечнике

-кусочек лимона, сахар, соль, лук

1. «Здравствуйте ,я сам!» Крюкова С.В.

2. «Логопедия в детском саду 6-7 лет» Смирнова Л.Н.2003

Месяц

Н

Тема недели и название занятия

Кол-во

час.

Задачи

занятия

Содержание занятия

Необходимый

материал

Литература

май

1

Насекомые

«Я могу изменить…»

1

- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях:

- развитие эмоциональной произвольности

-активизирование словарного запаса

- снятие психоэмоционального напряжения

-Приветствие «Привет друг»

-беседа о способ реагирования на гнев взрослых

-тренинг

-прослушивание рассказа, анализ

-упр. «Подбери слово»

 -упр.  «Спокойный сон»

- игрушка мальчик Антошка

1.Уроки Добра коррекционно-развивающая программа 5-7 лет С  Семенака ст.68

2

Весна

«Я в прошлом и я  в будущем»

1

-формировать положительную направленность в отношении будущего;

-повышать уверенность в собственных силах

-Приветствие  «Комплименты»

1.Развитие самооценки и индивидуальности Лебеденко Е.Н. ст 39

3,4

Диагностика

1

3. Организационный раздел

 3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются помещения ДОУ.

Блок

Вид  помещения

Оснащение

Основное  предназначение

Сохранение  и  укрепление  здоровья, безопасности  детей,  сотрудников  ДОУ

Музыкальный физкультурный зал

  • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания и др.
  • Музыкальный центр, Пианино, Телевизор, Оборудование для презентаций, видеодиски;      
  • Музыкальные и физкультурные занятия
  • Утренняя гимнастика;

Информационные  стенды

  • Для вас, родители
  • «Советы специалистов»

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  ДОУ  и  родителями.

Развитие  ребенка

Групповые комнаты

  • Речевой центр  или театральный уголок
  • Литературный центр
  • Проведение режимных моментов, НОД
  • Совместная  и  самостоятельная  деятельность  

Методическое  сопровождение

Методический  кабинет

  • Демонстрационный, раздаточный   материал для НОД
  • Документация по содержанию работы  в ДОУ (АОП, тетрадь протоколов заседаний ППк и т.п.).
  • Осуществление методической помощи педагогам;
  • Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства;

Кабинет учителя-логопеда,  педагога-психолога

  • Настенное зеркало.
  • Детская мебель.
  • Развивающие игры, игровой материал.
  • Шкафы для методической литературы, пособий
  • Материал  для обследования  детей
  • Коррекционная работа с детьми;
  • Индивидуальные консультации с родителями;
  • Занятия по коррекции речи;
  • Речевая  диагностика.

Информационно-коммуникационная  среда

Мультимейдный проектор, телевизор, магнитофон, ноутбук, сайт ДОУ

Осуществление взаимодействия между участниками образовательного процесса. Повышение эффективности процесса обучения

Построение развивающей среды опирается на следующие принципы:

  • Безопасности;
  • Доступности;
  • Эмоциогенности (индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Вариативности;
  • Информативности (предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
  • Активности;
  • Интегративности;
  • Дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать   себя активным, интересным партнером.

3.2. Кадровое обеспечение реализации Программы

Важным направлением в деятельности педагога-психолога является консультирование и просвещение педагогов и родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей с  ТНР и ЗПР, причин их образовательных трудностей, а также обучение родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, на вовлечение родителей в педагогический процесс.

Педагог-психолог

Ответственность

  1. За реализацию программы работы с обучающимися;
  2. За своевременное и качественное проведение занятий;
  3. За сохранение жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса;
  4. За надлежащее состояние оборудования;

Права

  1. На выбор и использование методики обучения, учебников и методических пособий в соответствии с Федеральным перечнем учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, обучающихся;
  2. Защиту своей профессиональной чести и достоинства.

Обязанности

  1. Учитывать психофизиологических особенностей обучающихся;
  2. Проводить учебные занятия опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, современных информационных технологий;
  3. Соблюдать права и свободу обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий;
  4. Осуществлять связь с родителями;
  5. Избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.

Права обучающихся:

  1. Уважение человеческого достоинства;
  2. Гарантированная охрана и укрепление психологического здоровья. Обязанности обучащихся:
  3. Посещать занятия;
  4. Уважать честь и достоинство других участников программы. Ответственность обучащихся:
  5.  За посещение развивающих занятий;
  6. За совершение действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы.

           

3.3. Методическое обеспечение Программы

  1. Давай поиграем! Давай познакомимся! Система ренингов  по развитию сферы дошкольников/ Авт.-сост. Пазухина И.А.- Спб.:ООО» Издательство»»Детство-пресс, 2021. -320 ст.
  2.  «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.С.В.Крюкова.:М;1999г.
  3. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.Арцивеская И.Л.:-М: Книголюб, 2004.
  4. Практикум для детского психолога Г.А. Широкова/ Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  5. Познавательные способности. Детей 5-7 лет Тихомирова Л.Ф. / Ярославль:Академия развития, 2000.
  6. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  7. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003
  8. Развитие самооценки и индивидуальности:  Выпуск 1 Какой я? Лебеденко Е.Н.  Творческая тетрадь..- М:Книголюб, 2005.
  9. «Общение. Дети  5-7 лет»  Клюева  Н.В.- «Академия развития», 2006.
  10. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.  Кряжева Н.Л.- Лабиринт, 2000.
  11. Уроки Добра коррекционно-развивающая программа 5-7 лет.-  Семенака  С.И. –М.:АРКТИ, 2003.
  12.  Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.:  2008. Ст.117
  13. . Психогимнастические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. /Автр-сост. И.В.Гуреева.2005.ст19
  14. .«Психологические игры и тренинги в детском саду» Чернецкая Л.В.Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
  15. Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей.«Психологическая помощь дошкольнику» Яковлева Н.-М.: Сфера, 2002
  16. Работа психолога с застенчивыми детьми. Катаева Л.И. – М.:Книголюб, 2004.
  17. «Здравствуйте, Я сам!» Тренинговая программа с детьми 3-6 лет. Крюкова С.– М.; Генезис, 2007 .

3.4. Результаты, эффективности реализации Программы

 Данная программа реализовывалась в МБДОУ ПГО № 40, с детьми старшей и подготовительной к школе групп. В процессе реализации Программы дети стали словесно выражать свои желания, чувства, посредством пантомимики выражать эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, научились конструктивно общаться с сверстниками, самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.

Считаю, что именно подгрупповая работа, позволяет прорабатывать часто имеющиеся у детей нарушения психологического здоровья: агрессивность, низкую самооценку, тревожность, конфликтность, замкнутость.

В результате у детей наблюдается положительный эмоциональный фон, бодрость и жизнерадостность, высокая познавательная активность, успешная адаптация в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...