Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир моих эмоций» (для детей 5-7 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Программа относится к категории коррекционно-развивающей работы - психолого-педагогическая программа, направленная на создание психологических ресурсов для обеспечения благоприятной инклюзивной среды в образовательной организации, специальных образовательных условий, и психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..
В программе обстоятельно представлены различные активные методы работы с детьми, такие как метод анализа конкретных ситуаций, деловые и подвижные игры, релаксационные и арт-терапевтические упражнения, метод погружения, позитив-технологии, слайдовая презентация и другие. Важно подчеркнуть, что используемые методы затрагивают личность ребенка, его эмоциональную сферу, поведенческие установки.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет создать условия для осуществления коррекционно-развивающей работы по созданию условий, обеспечивающих формирование развитие ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества с сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Программа оформлена в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам данного вида, в частности, обоснована ее актуальность, сформулированы цель, задачи и принципы, дано теоретико-методологическое обоснование, выделены этапы ее реализации, методы и формы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий и др.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40 общеразвиващего вида»
Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
«Мир моих эмоций»
(для детей 5-7 лет)
Составитель: педагог-психолог,вкк,
Ю.А. Рыбникова
г. Полевской
Аннотация
К коррекционно-развивающей программе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
«Мир моих эмоций»
Программа составлена с учетом условий, созданных в образовательной организации, модели организации воспитания и развития дошкольников, индивидуальных особенностей интересов и возможностей детей, запросов родителей (законных представителей), методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, агрессивного поведения, гиперактивности. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Главная цель Программы - создание психолого-педагогических условий для коррекции и развития эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Содержание Программы реализуется на принципах обеспечивающих гарантии прав участников образовательных отношений.
Применение подгрупповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:
- обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями
- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка, низка саморегуляция)
- обучение детей способам выражения эмоций, формирование социальных навыков общения.
- обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения
Программа разработана для детей дошкольного возраста, от 5 до 7 лет.
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю подгруппой 5-6 человек, в течение 20 - 25 минут. Занятия реализуются в соответствии со структурой занятия, состоящей из нескольких этапов.
Реализация Программы предполагает достижения следующих результатов:
- умение словесно выражать свои желания, чувства
-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина
-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками
-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения (саморегулирования).
Анализ результатов работы позволил определить положительную динамику в эмоциональной сфере у детей. У детей, ранее проявлявших признаки агрессии и тревожности, наблюдается стабильное эмоциональное состояние, а также снижение отрицательных эмоций (страх, злость, обида, гнев).
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Целевой раздел………………………………………………………………………………4
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………4
2. Содержательный раздел. ………………………………………………………………...8
2.1. Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 5-6 лет..8
2.2. Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 6-7 лет..21
3. Организационный раздел………………………………………………………………..37
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………….37
3.2. Кадровое обеспечение реализации Программы…………………………………….38
3.3.Методическое обеспечение Программы……………………………………………….39
3.4. Результаты, эффективности реализации Программы……………………………...40
1.Целевой раздел
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции существенным образом влияют на позитивные процессы и поведение, определяя направленность внимания ребенка, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей с особыми нуждами. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития. Тревогу вызывает рост количества детей этих категорий.
Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития. Параллельно с речевой патологией состояние детей отягощено неврологической симптоматикой и ослабленным соматическим состоянием, нарушена общая и мелкая моторика. В связи с этим, для детей требуется охранительный режим, относительно быстрая смена деятельности для предотвращения утомляемости и появления запредельного торможения.
Актуальность разработки Программы обусловливается следующими факторами:
- увеличение количества детей с ТНР И ЗПР требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их психического развития;
- модернизация в системе образования;
- уровень формирования личностных качеств ребёнка с недостатками речевого и психического развития будет влиять на успешность его адаптации в школе;
- на современном этапе развития коррекционной педагогики, психологии накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей, однако практическое решение проблемы психологической готовности по сей день остаётся открытым.
У большинства детей с нарушениями речи отмечается задержка развития психических процессов: восприятие, воображение, память, мышление; а также быстрая утомляемость. Отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие, поверхностные, реакции неадекватны источникам. Повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом.
Таким образом, у наших детей наблюдается нарушение в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных появлений эмоций.
Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников отмечается состояние беспокойства, тревожность.
Дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.
Для целенаправленной, системной работы с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков разработана и реализуется данная коррекционно-развивающих программа «Мир моих эмоций» (далее Программа) для детей 5-7 лет.
При разработке рабочей программы руководствовались нормативно – правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761Н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказом Минтруда России РФ от 24 07 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
В основу создания Программы положены принципы дошкольного образования, изложенные в ФГОС ДОО, а также специальные принципы:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип комплексности воздействия на ребенка.
- Принцип опоры на сохранные звенья.
- Принцип учета ведущей деятельности.
- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип воздействия на микросоциальное окружение.
- Принцип учета закономерностей онтогенеза
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для коррекции и развития эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Задачи:
- Обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями
- Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка, низка саморегуляция)
- Обучение детей способам выражения эмоций, формирование социальных навыков общения
- Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения
Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы коррекционно-развивающих воздействий:
- игровая терапия (эмоционально-двигательные, познавательные, сюжетно-ролевые игры)
- сказотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, этюдов)
- психогимнастика
- арт-терапия (работа с красками, пластилином, игры с водой, песком)
- релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)
- беседа
Занятия проводятся в виде игрового тренинга, один раз в неделю. Дети, нуждающиеся в отдельной проработке проблемных моментов дополнительно посещают 1 раз в неделю индивидуальные занятия у педагога-психолога, проведение которых не влияет на изменения сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.
Все занятия имеют общую структуру. Вводная часть, цель которой – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)
Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутри семейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного развития эмоционально-личностной сферы дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
Мониторинг результативности программы
Результативность, эффективность Программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза: до начала занятий и после. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
-изучение психического развития (пакет методик)
-изучение эмоционально-личностной сферы (Тест тревожности (Р.Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), методика «Страхи в домиках» (Панфилова), «Лесенка» В.Г.Щур)
- анкетирование воспитателей и родителей.
Критерии эффективности работы по Программе:
-умение словесно выражать свои желания, чувства
-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина
-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками
-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения (саморегулирования).
2.Содержательный раздел. 2.1 Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 5-6 лет | |||||||
Месяц | Н | Тема недели | Кол- | Задачи | Содержание | Необходимый | Литература |
Сентябрь | 1,2 | Диагностика | 1 | Определение актуального уровня развития детей | Диагностический материал | ||
3 | » «Знакомство» | 1 | -развитие чувства принадлежности к группе; -развитие навыков позитивного социального поведения | -Приветствие «Ласковое имя» -Творческая игра «Украшение домиков» - Упр.«Свеча благодарности» | -колокольчик, -свеча в безопасном подсвечнике, -маленькие обручи (один на двоих), - бусинки, шнурки, палочки, камешки т.п. для украшения домиков. | 1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» | |
4 | «Мои чувства, мое настроение» | 1 | - познакомить с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей - учить детей понимать настроение другого человека - познакомить со способами и регуляции настроения | - Приветствие «Имя –движение» - Беседа о чувствах радости, грусти и злости. - Рассматривание пиктограмм - Разыгрывание этюдов: «Ласка», «Новая кукла», «Король Боровик не в духе» - Упр. «Свеча благодарности» | - пиктограммы радости, грусти и злости; - свеча в безопасном подсвечнике | 1 Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук –М.: 2008. Ст.26 | |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во часов | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература |
Октябрь | 1 | Какой «Я» | 1 | - преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей; -формирование адекватной самооценки; -развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников | - Приветствие в кругу -упр. «О себе я расскажу» - рисование « Мой автопортрет» | - цветные карандаши, фломастеры - спокойная мелодия -Листы ФА4 | Авторское |
2 | «Радость» | 1 | - первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека | - знакомство с пиктограммой «Радость»; -Игра «Солнечный зайчик» -Прослушивание рассказа «Встреча с другом», -разыгрывание сценки - рисование, рефлексия чувств | -Пиктограмма «Радость» -бумагаА44 -цветные карандаши | 1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» | |
3 | Растительный мир осенью «Грусть» | - первичное знакомство с чувством радости; -снятие напряжения мышц лица -развитие способности определять эмоц.сост. по схем.изр. - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека | -Игра «Солнечный зайчик» -знакомство с чувством грусти -чтение рассказа о грусти -беседа как поднять настроение -упр.»Угадай эмоцию» - «Свободный танец» | - волшебный мешок, карточки со схематическим изображение лиц в разных эмоциональных состояниях, - текст рассказа о грусти, | 1 Работа психолога с застенчивыми детьми.М.: 2004. Ст.26 2. Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. –М.:2002ст.46 | ||
4 | «Физическая и эмоциональная боль» | 1 | - познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль -научить различать ощущения, которые люди испытывать во время физической и эмоциональной боли | - Приветствие -Беседа о добрых делах с помощью «волшебного яблочка» -Тренинг эмоций «Лягушонок» - беседа о физической и эмоциональной боли -чтение текста, анализ - Упр.«Свеча благодарности» | -текст для чтения - свеча в безопасном подсвечнике | 1.»Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет» Авт.-сост.С.И. Семенака.-М.: 2002. Ст.42 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература |
Ноябрь | 1 | «Удивление» | 1 | -знакомство с чувством удивления -закрепление мимических навыков | -Приветствие «Доброе утро!» -повторение чувств радости и грусти, изображение с помощью мимики лица -знакомство с чувством «Удивление» -Прослушивание и разыгрывание истории «Живая шляпа» | -пиктограммы «Радость» и «Грусть» -шляпа с привязанной к ней ниткой -игрушечный котенок | 1. 1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ст.68 |
2 | «Страх» | 1 | -знакомство с чувством страха -изучение выражения эмоциональных состояний в мимике - сплочение коллектива детей | - Приветствие со свечкой - знакомство с чувством страха -прослушивание истории про девочку Галю -проигрывание сценки - Упр. «Доброе животное» | -пиктограмма «Страх -свечка в безопасном подсвечнике - атрибуты одежды и инсценировке | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 2. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003 | |
3 | Всемирный день приветствий «Самодовольство» «Злость» | 1 | - восполнение дефицита произвольной саморегуляции; - развитие восприятия - развитие произвольности и самосознания - развитие логического мышления | -Приветствие «Здравствуй солнце золотое» -повторение карточек с пиктограммами прошлых занятий -Чтение сказки «Мышка-хвастунья» - проигрывание сценки Упр. «Доброе животное» | -Пиктограммы «Страх», «Радость», «Удивление», «Грусть» - игрушечные золотые рога | 1. 1.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ст.71,76 | |
4 | «Моя семья» | 1 | - развитие коммуникативных навыков, эмпатии к членам своей семьи -осознание и вербализация чувств, испытываемых к членам семьи | -Приветствие «Лаковое имя» - рисование «Моя семья» - выставка рисунков | -листы бумаги по кол-ву детей -карандаши цветные - | 1. Развитие самосознания и индивидуальности» Лебеденко Е.Н.2003 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература |
Декабрь | 1 | «Наш дом» | 1 | -развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей -развитие речевого восприятия и внимания (работа с деформированными предложениями) | -Приветствие «Эхо» -беседа «Как правильно дружить» -коллективный рисунок «Наш дом» -анализ рисунка *упр. «Исправь ошибку» | -Большой ватман -фломастеры и карандаши -спокойная мелодия | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 125.142 |
2 | «Дружба» 1 | 1 | -развитие чувства единства, согласованности и сплоченности коллектива детей. -развитие навыков сотрудничества | -Приветствие «Эхо» -игра «Клубок» -игру «Солнечный зайчик» -игра «Скульптор» | -Клубок ниток | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 | |
3 | «Дружба» 2 | 1 | - дать возможность ощутить детям свою принадлежность к группе, выразить свое настроение; - учить детей ощущать близость, тепло другого | -Приветствие «С добрым утром!» -Игра «передай жест» -творческая игра «Общий цветок» | -Большой обруч, материал для украшения лепестков цветка ( ленточки, шнурочки, ткань и тп.) | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 | |
4 | Сказочная страна | 1 | - формирование дружеских, доверительных отношений к сверстникам -обучение совместной импровизации -обучение приемам релаксации, снятию мышечных зажимов, -развитие воображения | -Приветствие «Передай привет» -упр. «Связующая нить» - инсценировка героев сказок -упр. «Придуманная страна» -упр. «Воображаемый подарок» | -Клубок ниток | 1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук –М.: 2008. Ст.46 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Январь | 1 | Каникулы | 1 | ||||
2 | «Вчера решил я добрым стать» | 1 | - развитие социальной активности -формирование социального доверия - развитие коммуникативных навыков -развитие воображения, речи, зрительной памяти | -Упр. «Подари улыбку» -упр.«Я дарю тебе цветок» - игра «Магазин вежливых слов» - упр. «Какой птички не стало? -упр. «Вальс» | - Платочек -шкатулка с мелкими предметами ил*и цветными фишками -картинки с зимующими птицами | 1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.37 2.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразваитием речи.-М.:, 2003. Ст41 | |
3 | «Чаша доброты» | 1 | - развитие социальных эмоций -развитие умения адекватно выражать свои эмоции -формирование адекватной самооценки -развитие творческого воображения, мышления, речи | -Игра «Передай чувство» - игра «Незнайкины небылицы» -игра «Какое животное исчезло?» -Чтение рассказа «Как котенок потерялся» анализ -аутотренинг «Чаша доброты» -упр. «Доброе животное» | -Рассказ «Как котенок потерялся» | 1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.39 | |
4 |
«Шкатулка сказок» | 1 | - развитие социальной сферы эмоций -создание атмосферы безопасности и доверия -снижение мышечного и эмоционального напряжения -обучение приемам саморегуляции, повышение уверенности в себе | -Игра с колокольчиком - игровое упр. «Чьи ладошки» -Упр. «Полет в облаках» - упр. «Шкатулка сказок» -Игра «Звери, птицы и цветы» -Прощание «Башня» | - Шкатулка сказок с героями , предметами текстом из сказок -колокольчики 3 шт.(разные по звучанию) - музыка | 1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.42 2.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразваитием речи.-М.:, 2003. Ст38 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература | |
Февраль | 1 | «Я все умею делать сам» | 1 | -расширение представлений об эмоциях -развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников -развитие общности в группе, коммуникативные навыки качеств - развитие ритмического рисунка слова | -Разговор о настороении -Аукцион «Как справиться с плохим настроением» - упр. «Я могу, я умею» -упр.»Слушай команду» -Лесико-гарм. упр. «Где это бывает?» -прощание «Башня» | 1 Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.42 2.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразваитием речи.-М.:, 2003. Ст38 | ||
2 | «Приласкай, ветерок, облачко» | 1 | - развитие творческого воображения -снижение психомышечного напряжения -развитие умения действовать сообща; -развитие моторной ловкости | - упр. «Доброе тепло» -беседа о настроении -игра «Скучно, скучно так сидеть» - аутотренинг «Облачко» -рисование облачка -составление разрезных пиктограмм с разными облаками -игровое упр. «Приласкай, ветерок, облачко» | - стульчики - заготовка облаков для рисования -мишура или волшебная палочка (для имитации ветра) - разрезные пиктограммы облачков | 1. Психогимнастические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. /Автр-сост. И.В.Гуреева.2005. ст.65 2 Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.72 | ||
3 | «Скала желаний» | 1 | -формирование ответственности за свои действия и поступки -повышение самооценки - снижение психомышечного напряжения -развитие воображения и коммуникативных навыков | -Упр. «Я люблю» -упр. «Я смогу» Чтение сказки «Фламинго» анализ -Игру «Продолжи слово» | - «Магический шар» -тескт сказки «Фламинго» - картинку с изображением птицы фламинго | 1. . Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.77 | ||
4 | «Три разных настроения» | 1 | -Развитие чувства эмпатии и коммуникативных навыков; -формирование позитивного отношения к себе; -осознание себя как индивидуальности – | - Приветствие «Теремок» -беседа о настроении (три стакана воды) -разговор с Феей | -Три стакана с водой -мячик | 1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.75 2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст41 | ||
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература | |
Март | 1 | «Наши мамы» | 1 | Развитие чувства эмпатии к близкому человеку, желание помогать маме (бабушке); -обучение умению фантазировать и мысленно расслабляться -снижение психоэмоционального напряжения | Приветствие эхо -беседа «Какая она моя мама» -чтение стиха -рисование «Моя мама» -релаксация «Цветок» | -Стихотворение о маме, -листки бумаги и фломастеры или цветные карандаши на каждого ребенка | ||
2 | «Я расту и развиваюсь» | 1 | - - Объективация прошедших с детьми изменений -создание положительного психоэмоционального состояния у детей -развитие произвольности и самоконтроля -развитие внимания и координации движений | - Приветствие -упр.»Расскажи о себе» -угра «Да и нет не говори» -релаксация -рисование «Я счастливый» | -Волшебная палочка - мяч -фломастеры и бумага для рисования | 1 «Мир детских эмоций КряжеваН.Л 2000 | ||
3 4 | «Что я люблю» | 1 | -Создание комфортной обстановки для каждого ребенка -развитие внимания , наблюдательности -развитие положительного отношения к себе -обучение элементам техники выразительных движений | -Приветствие «Эхо» - этюд « Как я расту» - беседа «Мое имя» -игра «Встаньте те, кто…» - игра «Четвертый лишний | - Картинки к игре «Четвертый лишний» | 1. «Тренинг развития личности дошкольника Р. Калинина ст.88 | ||
«Играем вместе» | 1 | -Развитие умения взаимодействовать с окружающими невербальными средствами - формирование дружеских, доверительных отношений к сверстникам - снижение психомышечного напряжения | - Игра«Тропинка» -упр. «Что с чем и с кем дружит?» -игра «Менялки игрушек» -«Менялки» -упр. «Кораблик» (качание на ткани) | -Музыка медленная -маленькие мягкие игрушки - плотную ткань для качания в ней детей | 1. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.86 2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст44 3. Психогимнастические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. /Автр-сост. И.В.Гуреева.2005.ст19 | |||
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература |
Апрель | 1 | Мое тело | 1 | - Развитие самосознания – развитие групповой сплоченности -повышение уверенности в себе * логопедическая гимнастика | --Приветствие «Эхо» -упр. для пальцев рук - игра «Волшебный мешок» -упр. «Доброе животное» -игра «Земля, воздух, огонь, вода» -музыкально-ритмическое упр «Мое тело»(Железнова) | -Мешочек, в котором находится воздушный шарик -медленная мелодия и песенка Железной «Мое тело» | 1 Авторское Музыка Железновой . |
2 | «Двигай телом»1 | 1 | - Сплочение коллектива детей -снятие агрессивности и тревожности -развитие коммуникативных навыков -преодоление боязни тактильных контактов | - Приветствие с помощью тела» -игра «Уходи, злость, уходи» -игра «Ладонь в ладонь» - кинезиологическое упр. -игра «Летает, не летает» | - | 1. «Работа психолога с гиперактивными детьми».Арцишевского А . ст.26 | |
3 | «Двигай телом»2 | 1 | -Развитие произвольности и самоконтроля -развитие внимания и координации движений -развитие и совершенствование коммуникативных навыков | -Приветствие с помощью тела» -игра «Кто первым прыгнет в круг» -упр. «Давай поздороваемся» -игра «Ладонь в ладонь» - игра «Тропинка» | -Веревка или канат (большой обруч), медленная мелодия | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 | |
4 | «Двигай телом»3 | 1 | -Коррекция взаимоотношений между детьми -развитие творческого воображении -снижение психомышечного напр. | -Приветствие с помощью тела» - игра «Чей голос?» -игра «Молекула» -упр. «Кошки» - релаксация | -Медленная мелодия для релаксации |
Месяц | Н | Тема недели | Кол-во час. | Задачи | Содержание | Необходимый материал | Литература |
Май | 1 | «Театрализованные игры»1 | 1 | -Развитие творческого воображения -умения различать и сопоставлять разные черты характера -снятие психомышечного напр. | -Приветствие «Передай привет» - игра «Молчок» чтение стиха -этюд «Повар лгун» -этюд «Насос и штанга» | -Шапочка для кисоньки и повара | 1 Работа психолога с гиперактивными детьми ст.17 |
2 |
«Театрализованные игры»2 | 1 | -Коррекция нарушений в эмоциональной сфере -развитие способности самовыражения -снятие барьеров в общении -развитие памяти | - Приветствие с помощью тела» - упр. «Имя-движение» -этюд «Вежливый ребенок» -Игры в воображаемые ситуации -«Игра с колокольчиком» -«Какое животное «говорит»? | -Колокольчик | 1.«Психологическая помощь дошкольнику» Н. Яковлева ст. | |
3 | «Я дарю тебе подарок» | -Создание комфортной обстановки -закрепление понятий «настроение» «чувства» -формирование внимательного отношения к другим людям, -снижение психоэмоционального напряжения | -Приветствие «Свеча» -беседа о настроении и чувствах -упр.»Цветок настроения» - упр. «Плаванье на кораблике» -игра я дарю тебе…» | - Пиктограммы эмоций, -серединка цветка и разноцветные лепестки по количеству детей, - плотная ткань для качания, -свеча в безопасном подсвечнике | 1.Уроки Добра коррекционно-развивающая программа 5-7 лет ССеменака ст.40 2. Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.117 | ||
4 | Диагностика |
2.2. Календарно-тематический план занятий педагога-психолога с детьми 6-7 лет
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во часов | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Сентябрь | 1,2 | Диагностика | 1 | Определение актуального уровня развития детей | Диагностический материал | ||
3 | «Я и мои эмоции» | 1 | - Изучение эмоциональных состояний с помощью мимики; -развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека -логическое мышление -снятие эмоционального напряжения | -Приветствие «Свеча» -игра «Азбука эмоций» - рисование «Мое настроение» * игра «Школьные предметы» | -Пиктограммы эмоций -свеча в безопасном подсвечнике -листы формата А4 по кол-ву детей, фломастеры или корандаши | 1.«Удивляюсь, злюсь, боюсь. хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С. 2. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 68 | |
4 | «Что такое любовь?» | 1 | - Раскрытие понятия «любовь»; -показать нравственно-духовное значение любви в человеческих отношениях -определение уровня осознания детьми этого понятия | -Приветствие «Свеча» - беседа о том, что такое любовь -игра с колокольчиком -раскрашивание сердечек | - Заготовки бумажных сердечек -фломастеры -свеча в безопасном подсвечнике -колокольчик | 1.»Уроки психологического здоровья» Ветрова В.В. | |
5 | «Я и другие» | 1 | - сплочение коллектива детей; -развитие умения осуществлять совместные действия -развитие слуховой и зрительной памяти, восприятия | -Приветствие «Клубок ниток» -беседа «У меня есть друг» - раскрашивание «Нарисуй узор» - игра «Какой фрукт пропал?» | -клубок ниток -заготовки бумажных варежек -фломастеры | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 49 | |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во часов | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Октябрь | 1 | «Учимся управлять своими эмоциями» № 1 | 1 | - коррекция агрессивного поведения; - развитие воображения и коммуникативных навыков; -обучение приемам снятия эмоционального напряжения, агрессии; -развитие внимания и быстроты реакции. *расширение словарного запаса (по тематике). | - Приветствие «Эхо» - упр. «Волшебный пластилин» - игра «Кричалки, шепталки, молчанки» - упр. «Надоедливая муха» - релаксация под музыку * «Какой овощ спрятался?» | -пластилин -картон -стаканчики для «кричалок» или труба из ватмана -магнитофон с записью спокойной мелодии | 1. «Работа психолога с гиперактивными детьми». А.Арцишевского 2. «Практикум для детского психолога» Широкова Г.А.2004 |
2 | «Учимся управлять своими эмоциями» № 2 | 1 | - коррекция агрессивного поведения; -развитие коммуникативных навыков слухового внимания; -обучение приемам снятия эмоционального напряжения; *расширение словарного запаса (по тематике). | -игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай» - упр.»Сбрось усталость» - упр. «Дыши и думай красиво» * игра «Какая ягодка спряталась?» | -условия для релаксации -магнитофон с записью спокойной мелодии | 1 «Мир детских эмоций КряжеваН.Л 2000 2.«Практикум для детского психолога» Широкова Г.А.2004 | |
3 | «Учимся действо- вать вместе»№1 | -профилактика нарушений взаимоотношений со сверстниками; -развитие коммуникативных навыков; -развитие; - развитие воображения - закрепление лексического словаря по теме | - Приветствие «Эхо» - игра «Да» и «Нет не говори - игра «Сиамские близнецы» - игра «Клоуны ругаются» - релаксация *игра «Как улетают птицы» | - повязки для глаз - большие предметы для имитации препятствий | 1 «Мир детских эмоций КряжеваН.Л 2000 2.«Практикум для детского психолога» Широкова Г.А.2004 3. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003 | ||
4 | Кани- кулы |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Ноябрь | 1 | «Что делать если руки, ноги тебя не слушаются» | 1 | -восполнение дефицита произвольной саморегуляции; - развитие самоконтроля; - развитие воображения; - отреагирование эмоций, развитие позитивного самовыражения; - развитие памяти на движения; - снятие психоэмоционального напряжения. | - Приветствие «Эхо» - игра «Разговор с руками» - упр. «Надоедливая муха» - упр. на расслабление мышц рук и ног -релаксация под музыку лежа на ковре *игра «Изобрази явление» | - карандаши разноцветные; - листы бумаги для рисования по количеству детей; | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 |
2 | «Веселые пары» | 1 | - профилактика нарушений взаимоотношений со сверстниками; - развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей; -развитие тактильных ощущений; - развитие воображения - укрепление мышц артикуляционного аппарата | - Приветствие - игра «Тюлени» - игра «Слон у папы на спине» - игра «Сотворение чуда» *артикуляционная гимнастика губ и щёк | - воздушный шар - повязки для рук - корзина - карандаши по количеству детей | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 2. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003 | |
3 | «Учимся управлять собой»№1 | 1 | - восполнение дефицита произвольной саморегуляции; - развитие восприятия - развитие произвольности и самосознания - развитие логического мышления | - Приветствие «Части тела» - игра «Тропинка» - игра «Кричалки, шепталки, молчанки» - игра «Да» и «нет» не говори и цвета не называй» *игра «Ответь на вопрос» | - бумажные ладошки синего красного, желтого цвета | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 2.»Нейропсихологическое сопровождение обучения» СиротюкА.А.2003 | |
4 | «Моя семья» | 1 | - развитие коммуникативных навыков, эмпатии к членам своей семьи -осознание и вербализация чувств, испытываемых к членам семьи | -Приветствие «Лаковое имя» - чтение и обсуждение стиха «Что такое семья» - рисование «Моя семья» - выставка рисунков | -листы бумаги по кол-ву детей -карандаши цветные - | 1. Развитие самосознания и индивидуальности» Лебеденко Е.Н.2003 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Декабрь | 1 | Дом, его части «Наш дом» | 1 | -развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей -развитие речевого восприятия и внимания (работа с деформированными предложениями) | -Приветствие «Эхо» -беседа «Как правильно дружить» -коллективный рисунок «Наш дом» -анализ рисунка *упр. «Исправь ошибку» | большой ватман -фломастеры и карандаши -спокойная мелодия | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 125.142 |
2 | Одежда. Обувь «Что делать, когда я злой» | 1 | -коррекция агрессивного поведения -развитие образного мышления, воображения, внимания; -обучение приемам разрядки гнева и агрессии; -уточнение словарного запаса по теме | -Пприветствие -Игра «Пуговичная поляна» - игра «Волшебная бумага» - упр. «Надоедливая муха» * игра «Одежда,обувь» | -разные пуговицы -газеты | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 2. «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003 | |
3 | Посуда, продукты «Учимся преодолевать препятствия» | 1 | -развитие воображения сообразительности; - развитие умения преодолевать препятствия -развитие навыков сотрудничества, коммуникативных навыков | -Приветствие -игра «Тюлени» - игра «Головомяч» - игра «Ладонь в ладонь» * | - воздушный шар -повязки для ног - корзина -мячи по кол-ву пар детей | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 | |
4 | Новый год «Мудрые сказки» | 1 | - развитие чувства единства и сплоченности; - развитие внимания и воображения; -развитие согласованности движений; -развитие особенностей понимания, осмысления прочитанного | -Приветствие -упр. «Прогулка в лес» - чтение и анализ сказок - дыхательное упр. - игра «Я подарю тебе» | -сказки «Муравей и голубка», «Лев и мышь» - спокойная музыка | 1. «Работа психолога с гиперактивными детьми». А.Арцишевского 2.Диагностический материал Н. Семаго лист 28,29 3.Коммуникативные способности и социализация 5-9лет ст12. | |
5 | Диагностика |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Январь | 1,2 | Каникулы | 1 | ||||
3 | Зимующие птицы «Доверяем мы друг другу»№2 | 1 | -коррекция поведения агрессивных детей; -развитие доверия к другому, воображения, речи -развитие чувства принадлежности к группе; -развитие умения дифференцирования эмоц. состояний по мимике | -Приветствие -игра «Чей голос?» -беседа «Что и когда я чувствую» -упр. «Свеча» * игра «Укрась слово» | -игра «Азбука настроений» | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 68 2. «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Яковлева ст.72 | |
4 | Домашние животные и их детеныши «Доверяем мы друг другу»№3 | 1 | -развитие чувства безопасности по отношению к другим; -развитие пространственного восприятия, зрительной памяти; -развитие единства, сплоченности группы | -Приветствие -упр.»Спаси птенца» -игра «Слепой и поводырь» -упр. «Свеча» * игра «Что изменилось?» | -завязки для глаз по кол-ву пар детей -10 игрушек дом.животных | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 68 2. «Психологическая помощь дошкольнику Н. Яковлева ст.72 | |
5 | Мир сказочных героев «Доверяем мы друг другу»№1 | 1 | - развитие доверия друг другу; -развитие чувства безопасности по отношению к другим; -развитие пространственного восприятия; - развитие ритмического рисунка слова | - Приветствие - упр. «Робот -упр. «Слепой и поводырь» -релаксация * психоречевая гимнастика «Дятел» | -Мелкий предмет или игрушка -повязки на глаза по кол-ву пар детей | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева 2. «Здравствуйте .я сам!»Крюкова С. Ст.70 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература | |
Февраль | 1 | Зима «Давайте поиграем» | 1 | -Развитие чувства сплоченности; -развитие коммуникативных навыков -снятие отрицательных эмоций | - Приветствие -игра «Раздувайся, пузырь» - игра «Обзывалки» -релаксация «Танец снежинок» * упр. «Где это бывает?» | -медленная музыка для танца снежинок | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 2«Работа психолога с гиперактивными детьми»..Арцишевского А . ст.35 | |
2 | Зимние забавы «Мы команда» | 1 | - Развитие чувства эмпатии и коммуникативных навыков; -развитие умения действовать сообща; -развитие моторной ловкости | - Приветствие «Добрые предметы» - игра «Гонка мячей» -игра «Тропинка» -дыхательное упр. «Геометрические фигуры» | -два мяча разного цвета | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 Ст154,156 | ||
3 | Транспорт «Мой портрет» | 1 | -Развитие чувства эмпатии и коммуникативных навыков; -формирование позитивного отношения к себе; -осознание себя как индивидуальности | -Приветствие «Добрые предметы» - рисование « Рисуем себя» -анализ рисунков * Игра «О чем так можно сказать» | - Цветные карандаши - листы бумаги для рисования | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 47 2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст46 | ||
4 | День защитника отечества «Добрые, честные, вежливые» | 1 | - Формирование сплоченности; - развитие качеств способствующих эффективному общению -развитие моторной ловкости, внимания, координации движений -развитие коммуникативных навыков | -Приветствие -беседа «Кого мы называем добрым,честным,вежливым» - игра «Быстрые солдатики» - упр. «Глубокое дыхание» *упр. «Комплименты для мальчишек» | - Два мяча | 1. «Общение 5-7 лет» Н.В. Клюева ст 48 2. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 3. «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л. Катаева ст7 | ||
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература | |
Март | 1 | 8 марта, женские профессии «Чувства» | 1 | - Развитие самосознания - тренировка умения распознавать эмоции по графическим изображениям, мимике * логопедическая гимнастика | - Приветствие -игра «Азбука эмоций» -упр. «Незаконченные предложения» - упр. «Напряжение –расслабление» *упр.для активизации мышц мягкого неба | -игра «Азбука эмоций» | 1. Развитие самосознания и индивидуальности ст 8 2. «Психологическая помощь дошкольнику Н. Яковлева | |
2 | Мебель «На кого я похож» | 1 | - Преодоление застенчивости,; -развитие интереса к партнеру по общению. индивидуальности; -развитие мелкой моторики; -развитие слухового восприятии. логического мышления | - Приветствие «Ласковое имя» -игра «На кого я похож» -раскрашивание эмоций * игра «Что с чем и с кем дружит?» | - листки бумаги с разными эмоциями- -цветные карандаши | 1. «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л. Катаева 2. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст45 | ||
3 | Механизмы «Знакомимся, ссоримся, миримся» | 1 | - отреагирование отрицательных эмоций; -развитие позитивного самовосприятия; -снятие телесных барьеров; -развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого -развитие слухового восприятии. логического мышления | - Приветствие «Волшебный клубок» - игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся Руки мирятся» - упр. «Надежное падения» *игра «Закончи предложение» | -Клубок ниток -картинки с механизмами | 1. « Практикум для детского психолога» ШироковаГ.А.2004 | ||
4 | Вода, рыбы «Прикоснись, повтори, передай» | 1 | -Развитие интереса к сверстникам; -развитие уверенности в себе, позитивного самовосприятия; -развитие тактильной чувствительности -формирование навыка словообразования | -Приветствие «Эхо» -игра «Прикоснись к цвету» - игра «Повтори звук» - игра «Передай движение» * упр. «Рыбы-великаны» | 1.«Психологические игры и тренинги в детском саду» Чернецкая Л. ст 18 2. «Логопедия в детском саду 6-7 лет» Смирнова Л.Н.2003 ст58 | |||
5 | Каникулы |
| ||||||
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
Апрель | 1 | Спорт «Мыслю и двигаюсь | 1 | -развитие познавательных способностей; -развитие внимания,связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; -обучение элементам техники выразительных движений | -Приветствие «Ласковое имя» -упр. «Смысловые ряды» --игра «Реченька» - игра «Четыре стихии» - упр. «Виды спорта» | -для обозначения широкой речки ватман или канат -мяч | 1. «Логопедия в детском саду 5-6 лет» Смирнова Л.Н.2003 2. «Психологическая помощь дошкольнику Н. Яковлева |
2 | Космос «Путешествие в космос» | 1 | - развитие произвольности и самоконтроля; -развитие внимания, воображения, памяти; -развитие эмоционально-выразительных движений; -снятие психоэмоционального напряжения -развитие совершенствование коммуникативных навыков | - Игра «Космическое путешествие» - упр. «Интервью» -упр. «Росток» -упр. «Пловцы» -беседа. «Что я хотел бы увидеть на незнакомой планете» | -стулья по кол-ву детей | 1. «Работа психолога с гиперактивными детьми»..Арцишевского А . ст.19 | |
3 | Дикие животные севера и их детеныши «Нюх-нюх» | 1 | - развитие восприятия; -тренировка обоняния; -закрепление навыков исследования органов чувств; -развитие артикуляционного аппарата, мимики | -Приветствие -знакомство с человечком Большой нос -гимнастика для носа -игра «Что за запах» * упр. «Животные- толстячки и животные- худышки» | -конфета, чеснок, духи и другие предметы с запахом | 1. «Здравствуйте ,я сам!» Крюкова С.В. | |
4 | Домашние птицы «Вкусик» | 1 | - развитие восприятия; - тренировка вкусовых ощущений; -закрепление навыков обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; -снятие психоэмоционального напряжения | -Приветствие «Свеча» -знакомство с человечком Большой язык -гимнастика для языка - игра «Определи на вкус» - упр. «Угадай слово» - Упр. Глубокое дыхание» | - свеча в безопасном подсвечнике -кусочек лимона, сахар, соль, лук | 1. «Здравствуйте ,я сам!» Крюкова С.В. 2. «Логопедия в детском саду 6-7 лет» Смирнова Л.Н.2003 |
Месяц | Н | Тема недели и название занятия | Кол-во час. | Задачи занятия | Содержание занятия | Необходимый материал | Литература |
май | 1 | Насекомые «Я могу изменить…» | 1 | - развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях: - развитие эмоциональной произвольности -активизирование словарного запаса - снятие психоэмоционального напряжения | -Приветствие «Привет друг» -беседа о способ реагирования на гнев взрослых -тренинг -прослушивание рассказа, анализ -упр. «Подбери слово» -упр. «Спокойный сон» | - игрушка мальчик Антошка | 1.Уроки Добра коррекционно-развивающая программа 5-7 лет С Семенака ст.68 |
2 | Весна «Я в прошлом и я в будущем» | 1 | -формировать положительную направленность в отношении будущего; -повышать уверенность в собственных силах | -Приветствие «Комплименты» | 1.Развитие самооценки и индивидуальности Лебеденко Е.Н. ст 39 | ||
3,4 | Диагностика | 1 |
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы
Для построения грамотной работы педагога-психолога используются помещения ДОУ.
Блок | Вид помещения | Оснащение | Основное предназначение |
Сохранение и укрепление здоровья, безопасности детей, сотрудников ДОУ | |||
Музыкальный физкультурный зал |
|
| |
Информационные стенды |
| Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями. | |
Развитие ребенка | Групповые комнаты |
|
|
Методическое сопровождение | Методический кабинет |
|
|
Кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога |
|
| |
Информационно-коммуникационная среда | Мультимейдный проектор, телевизор, магнитофон, ноутбук, сайт ДОУ | Осуществление взаимодействия между участниками образовательного процесса. Повышение эффективности процесса обучения | |
Построение развивающей среды опирается на следующие принципы:
- Безопасности;
- Доступности;
- Эмоциогенности (индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Вариативности;
- Информативности (предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
- Активности;
- Интегративности;
- Дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать себя активным, интересным партнером.
3.2. Кадровое обеспечение реализации Программы
Важным направлением в деятельности педагога-психолога является консультирование и просвещение педагогов и родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей с ТНР и ЗПР, причин их образовательных трудностей, а также обучение родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, на вовлечение родителей в педагогический процесс.
Педагог-психолог
Ответственность
- За реализацию программы работы с обучающимися;
- За своевременное и качественное проведение занятий;
- За сохранение жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса;
- За надлежащее состояние оборудования;
Права
- На выбор и использование методики обучения, учебников и методических пособий в соответствии с Федеральным перечнем учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, обучающихся;
- Защиту своей профессиональной чести и достоинства.
Обязанности
- Учитывать психофизиологических особенностей обучающихся;
- Проводить учебные занятия опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, современных информационных технологий;
- Соблюдать права и свободу обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий;
- Осуществлять связь с родителями;
- Избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.
Права обучающихся:
- Уважение человеческого достоинства;
- Гарантированная охрана и укрепление психологического здоровья. Обязанности обучащихся:
- Посещать занятия;
- Уважать честь и достоинство других участников программы. Ответственность обучащихся:
- За посещение развивающих занятий;
- За совершение действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы.
3.3. Методическое обеспечение Программы
- Давай поиграем! Давай познакомимся! Система ренингов по развитию сферы дошкольников/ Авт.-сост. Пазухина И.А.- Спб.:ООО» Издательство»»Детство-пресс, 2021. -320 ст.
- «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.С.В.Крюкова.:М;1999г.
- Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.Арцивеская И.Л.:-М: Книголюб, 2004.
- Практикум для детского психолога Г.А. Широкова/ Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Познавательные способности. Детей 5-7 лет Тихомирова Л.Ф. / Ярославль:Академия развития, 2000.
- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- «Логопедия в детском саду» Смирнова Л.Н.2003
- Развитие самооценки и индивидуальности: Выпуск 1 Какой я? Лебеденко Е.Н. Творческая тетрадь..- М:Книголюб, 2005.
- «Общение. Дети 5-7 лет» Клюева Н.В.- «Академия развития», 2006.
- «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Кряжева Н.Л.- Лабиринт, 2000.
- Уроки Добра коррекционно-развивающая программа 5-7 лет.- Семенака С.И. –М.:АРКТИ, 2003.
- Эмоциональное развитие дошкольников Е.Н. Юрчук–М.: 2008. Ст.117
- . Психогимнастические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников. /Автр-сост. И.В.Гуреева.2005.ст19
- .«Психологические игры и тренинги в детском саду» Чернецкая Л.В.Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
- Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей.«Психологическая помощь дошкольнику» Яковлева Н.-М.: Сфера, 2002
- Работа психолога с застенчивыми детьми. Катаева Л.И. – М.:Книголюб, 2004.
- «Здравствуйте, Я сам!» Тренинговая программа с детьми 3-6 лет. Крюкова С.– М.; Генезис, 2007 .
3.4. Результаты, эффективности реализации Программы
Данная программа реализовывалась в МБДОУ ПГО № 40, с детьми старшей и подготовительной к школе групп. В процессе реализации Программы дети стали словесно выражать свои желания, чувства, посредством пантомимики выражать эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, научились конструктивно общаться с сверстниками, самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.
Считаю, что именно подгрупповая работа, позволяет прорабатывать часто имеющиеся у детей нарушения психологического здоровья: агрессивность, низкую самооценку, тревожность, конфликтность, замкнутость.
В результате у детей наблюдается положительный эмоциональный фон, бодрость и жизнерадостность, высокая познавательная активность, успешная адаптация в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»
Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

