Взаимодействие педагога-психолога и учителя -дефектолога в группе ЗПР.
методическая разработка по коррекционной педагогике

 

Проблема развития и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) через инклюзивное образование является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

  Тематика занятий в течение недели структурируется вокруг одной темы и включает несколько видов деятельности. Тематический принцип организации занятий предполагает погружение детей в определенную тему, рассмотрение её на разных занятиях с различных сторон, развитие детей, расширение и углубление их представлений.

   Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания осуществляется  в тесной взаимосвязи с педагогами различного профиля с учетом возрастных этапов развития, структуры дефекта и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Для реализации инклюзивного образования важной составляющей является взаимодействие специалистов при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Этот процесс предусматривает комплексное участие педагогов различного профиля в коррекционно-образовательном процессе.

Для реализации модели взаимодействия специалистов была определена цель: развитие всесторонне развитой личности путём комплексного воздействия на ребёнка, социализация и интеграция его в общество.

В ходе достижения цели решались следующие задачи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_s_defektologom_na_2024g.docx63.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно- тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от 5 до 7лет

Проблема развития и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) через инклюзивное образование является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

  Тематика занятий в течение недели структурируется вокруг одной темы и включает несколько видов деятельности. Тематический принцип организации занятий предполагает погружение детей в определенную тему, рассмотрение её на разных занятиях с различных сторон, развитие детей, расширение и углубление их представлений.

   Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания осуществляется  в тесной взаимосвязи с педагогами различного профиля с учетом возрастных этапов развития, структуры дефекта и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Для реализации инклюзивного образования важной составляющей является взаимодействие специалистов при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Этот процесс предусматривает комплексное участие педагогов различного профиля в коррекционно-образовательном процессе.

Для реализации модели взаимодействия специалистов была определена цель: развитие всесторонне развитой личности путём комплексного воздействия на ребёнка, социализация и интеграция его в общество.

В ходе достижения цели решались следующие задачи:

  1. Создание команды единомышленников – специалистов СП МАОУ СОШ №8.
  2. Организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
  3. Изучение содержания программы и составление интегрированного календарно-тематического планирования работы по всем видам деятельности детей.
  4. Подготовка и проведение интегрированных  тематических и интерактивных занятий.

Совместная работа специалистов, объединенных общими целями, предполагает разработку календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, особенностей коррекционно-образовательного процесса детей с ЗПР.

В системе планирования выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ, что способствует целостному восприятию и прочному усвоению материала.

В ходе совместной работы каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей деятельности.

Учитель – дефектолог организует коррекционно-образовательную деятельность по развитию познавательной сферы и речи на занятиях:

- по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

- по развитию элементарных математических представлений;

- по развитию речевого (фонематического) восприятия.

Педагог – психолог занимается развитием основных психических процессов и эмоционально-волевой сферы, используя психогимнастические и коммуникативные игры; минутки релаксации; игры, направленные на коррекцию поведенческих нарушений.

Воспитатель проводит занятия по развитию продуктивных видов деятельности: рисование, лепка; по физической культуре; закреплению навыков и умений, связанных с усвоением образовательной программы. В ходе режимных моментов во всех возрастных группах воспитателем планируется работа по ознакомлению с художественной литературой, игровая, исследовательская деятельность.

         

        Предлагаемая в календарно-тематическом плане система заданий и упражнений помогает детям лучше усвоить программный материал и применять приобретенные знания, умения в практической деятельности.

Опыт работы показывает, что использование совместного планирования всех специалистов позволяет получить положительную динамику в коррекции речевых, интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем у детей и обеспечить подготовку детей к обучению в школе.

Месяц

Лексическая тема

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Педагог-психолог

Сентябрь

Осень. Признаки осени.

Деревья и кустарники осенью.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Осень. Признаки осени.    

Развитие элементарных математических представлений:

1. Соотнесение числа и количества.  Цифра 1.

2. Геометрическая фигура - круг.

Развитие речевого восприятия:

1. Звук «а».

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Деревья и кустарники осенью.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Сравнение предметов.

2. Понятия «сверху», «снизу».

Развитие речевого восприятия:

1. Звук и буква А.

Лепка: (пластилин) «Осенний лист».

Ознакомление с художественной литературой: заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

Рисование: (цветные карандаши) «Падают листья», (акварель) «Идёт дождь».    

Аппликация: «Ветка с осенними листьями». 

Беседа: «Время года – осень», «Что нам осень принесла?»

Дидактические игры: «Времена года», «Подбери признак».

Лепка: (пластилин) «Ёлочка в лесу».

Ознакомление с художественной литературой: чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев».

Рисование: (восковые мелки) «Ёлочка – красавица», (акварель) «Рябиновые бусы».    

Конструирование: (из природного материала) «Осенняя фантазия».

Беседа: «В осеннем парке», «Охрана растений осенью».

Дидактическая игра: «С какой ветки детки?»

Социально-коммуникативное развитие.

Игра «С какого дерева листик»

Карточки с изображением деревьев кладутся на стол в стопку лицевой стороной вниз, а карточки с изображением деревьев кладутся в ряд лицевой стороной вверх. Ребёнок по очереди открывает карточки с деревьями и подбирает к дереву листик.

  1. Игра «Зоркий глаз»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Игра «Найди тень»

Предметные карточки с изображением листиков раскладываются по кругу лицевой стороной вверх. Карточки с изображением теней кладутся в центр круга стопкой лицевой стороной вниз. Ребёнок с психологом по очереди открывают карточки в центре круга и их задача, как можно быстрее найти листик, которому принадлежит данная тень. Тот, кто сделал это первым забирает карточку себе. Игра продолжается до тех пор, пока для всех карточек не будут найдены пары.

Задание «Собери картинку: деревья» (3,4 части)

Октябрь

Огород. Овощи.

Сад. Фрукты.

Ягоды.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Овощи. Огород.

Развитие элементарных математических представлений:

1.Знакомство с образованием и составом числа 2.

Цифра 2.

2. Признаки предметов.

Развитие речевого восприятия:

1. Звук «о».

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Сад. Фрукты. Ягоды.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Понятия «широкий – узкий», «шире – уже», «одинаковые по ширине».

2. Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между»).

Развитие речевого восприятия:

1. Звук и буква О.

Лепка: (глина) «Что созрело в огороде?».

Ознакомление с художественной литературой: пересказ русской народной сказки «Репка».

Рисование: (акварель) «Урожай помидоров», (цветные карандаши) «Что растёт на нашей грядке?»

Аппликация: «Огурец и помидор».

Беседа: «Как растут овощи», «Чем полезны овощи?».

Сюжетно-ролевая игра: «Собираем урожай».

Дидактические игры: «Назови цвет, форму, размер», «Собери урожай».

Исследовательская деятельность: «Узнай на вкус, на ощупь и по запаху».

Лепка: (пластилин) «Фрукты для куклы».

Ознакомление с художественной литературой: чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».

Рисование: (восковые мелки) «Фрукты нашего сада» (декоративное, акварель) «Узор из фруктов».

Конструирование: (из природного материала) «Выкладывание груши из семян».

Беседа: «Что где растёт?», «Фрукты – полезные продукты».

Дидактические игры:  

«Чудесный мешочек», «Назови сок, варенье».

  1. Игра «Найди тень»

 Ребёнок с психологом по очереди открывают карточки в центре круга и их задача, как можно быстрее найти овощ, которому принадлежит данная тень.

Игра «Что я задумала?»Психолог описывает какой-нибудь овощ, а задача ребёнка среди предметных карточек найти его.

  1. Игра «Собери картинку:

 1. Развивать внимание, память, мышление, восприятие. 2. Формировать обобщающее понятие «Овощи». «Ассорти» 1. Приветствие «Здравствуй, солнце…». 2. «Что изменилось?». 3.Игра «Загрузи машину». 4.Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим». 6.Классификация картинок: «овощи», «деревья», «цветы». 7. «Четвёртый лишний» ( овощи

Психолог описывает какой-нибудь фрукт, а задача ребёнка среди предметных карточек найти его. Игра «Что изменилось?

Пальчиковая гимнастика «Апельсин

Речевое развитие Игры на развитие тактильной чувствительности, память, мелкую моторику изменилось?». .Классификация картинок: «Овощи», «Фрукты».

Речевое развитие.

Игры на развитие тактильной чувствительности

Пальчиковые игры

Домашние птицы.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Домашние птицы.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Понятия «один», «много», «мало», «несколько».

2. Понятия «высокий - низкий», «выше - ниже», «одинаковые по высоте».

Развитие речевого восприятия:

1. Звук и буква Ы.

Лепка: (пластилин) «Цыплятки».

Ознакомление с художественной литературой: чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Рисование: (акварель, ладошка) «Петушок», (цветные карандаши) «Цыплёнок».

Аппликация: (коллективная) «Птичий двор».

Беседа: «Птицы моего двора», «Какую пользу приносят домашние птицы».

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».

Дидактические игры: «Кто как разговаривает?», «Найди птенцам маму».  

Исследовательская деятельность: «Кто, чем покрыт?».

Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации.

Физминутки.

Самомассаж.

Подвижные и хороводные игры.

Занятия на сенсорном оборудовании.

Дыхательная и зрительная гимнастика.

Кинезиологические упражнени

Ноябрь

Домашние животные.

Дикие животные.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Домашние животные.

Развитие элементарных математических представлений:

1.Счет прямой (до 3) и обратный (от 3).

2. Геометрическая фигура - квадрат.

Развитие речевого восприятия:

1. Звук «у».

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Дикие животные.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Понятия «длинный - короткий», «длиннее - короче», «одинаковые по длине».

2. Понятия «далеко - близко» («около», «рядом»).

Развитие речевого восприятия:

1. Звук и буква У.

Лепка: (пластилин) «Котёнок».

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание русской народной сказки «Смоляной бочок».

Рисование: (акварель) «Серая кошечка», (мелки) «Мой верный друг».  

Конструирование: (в технике оригами) «Кисонька-мурысонька».  

Беседа: «Какую пользу приносят домашние животные», «Как человек ухаживает за животными». 

Дидактические игры: «Угадай, кто это?», «Кому что дадим?»

Лепка: (глина) «Зайчик».

Ознакомление с художественной литературой: заучивание считалки «Сидит белка на тележке…».

Рисование: (акварель, ватные палочки) «Зайчик», (цв. карандаши) «Белка».

Аппликация: «Белый заинька».

Беседа: «Звери нашего леса», .

Дидактические игры:  

«Помогите малышам», «Кто, где живёт?».

Закреплять обобщающее понятие «Домашние животные». 2.Развивать зрительное восприятие, речь, мелкую моторику рук.

3. Учить формулировать вопросы «Домашние животные»

 Беседа «Домашние животные» (рассматривание картинок)..Упражнение «Укрась слово» (кошка, собака, корова, лошадь). .Пальчиковая игра «Петух» (собрать горох двумя пальчиками в ладонь).Пальчиковая игра «Котёнок» (с прищепкой).  Дидактическая игра «Танграм» (собака и кошка

Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные». Развивать зрительное восприятие, речь, мелкую моторику рук. .Беседа «Дикие животные» (рассматривание картинок). Упражнение «Укрась слово» (лиса, ёж, волк, медведь). Собери картинку «Животные». Массаж рук пластмассовым массажным мячиком «Ёжик».

Упражнение «Сделай ёжика из счётных палочек». 7Классификация картинок: «Дикие и домашние»

Декабрь

Животные (домашние и дикие).

Зима.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Животные (домашние и дикие).

Развитие элементарных математических представлений:

1. Образование числа 4. Цифра 4.

2. Понятия «больше - меньше».

Развитие речевого восприятия.

1. Звук «о».

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Зима.

Развитие элементарных математических представлений:

1.Понятия «толстый - тонкий», «толще - тоньше», «одинаковые по толщине».

2. Понятия «внутри - снаружи».

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки и буквы А, О, У, Ы.

Лепка: (пластилин) «Собака».

Ознакомление с художественной литературой: 

чтение рассказа М. Пришвина «Ёж»

Рисование: (восковые мелки) «Кто живёт в лесу?», (декоративное, акварель) «Дымковская игрушка».

Конструирование:

(из природного материала) «Моё любимое животное».

Беседа: «Чем похожи и чем отличаются волк и собака?», «Чем питаются животные зимой?».

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний», «Животные и их детёныши».

Лепка: (декоративная пластина) «Снежинка».

Ознакомление с художественной литературой: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Рисование: (акварель) «Зимушка – зима», (гуашь) «Узор на окне».

Аппликация: «Снежинка».

Беседа: «Декабрь – первый месяц зимы», «Труд людей зимой».

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».

Дидактические игры:

«Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку».

Исследовательская деятельность

 «Сравнение снега и льда».

Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные». Развивать зрительное восприятие, речь, мелкую моторику рук. .Беседа «Дикие животные» (рассматривание картинок). Упражнение «Укрась слово» (лиса, ёж, волк, медведь). Собери картинку «Животные». Массаж рук пластмассовым массажным мячиком «Ёжик».

Упражнение «Сделай ёжика из счётных палочек». Классификация картинок: «Дикие и домашние»

1. Игра «Воображаемая картина» Описание: Психолог и ребёнок катают друг другу мяч. Тот, у кого мяч, говорит, что он нарисует на зимней картине. Например, психолог говорит: «Я нарисую дерево», а ребёнок добавляет: «А я нарисую снег» и т.д. Когда картина нарисована психолог просит ребёнка вспомнить, что они нарисовали на картине. 2. Игра «Признаки зимы»

3. Ира «Найди пару: разноцветные снежинки» Пальчиковая гимнастика «Снеговик»  

Игра «Следы на снегу» Задача ребёнка определить какой предмет оставил след. Игра проводится 2-3 раза.

. Игра «Укрась следы»  кинетическом песке

Декабрь

Зимующие птицы.

Зимние забавы. Новый год.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Зимующие птицы.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Составление числа 4 разными способами.

2. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

Развитие речевого восприятия:

1. Звук «и».

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Зимние забавы. Новый год.

 Развитие элементарных математических представлений:

1. Цифра 0.

2. Знакомство с тетрадью в клетку.

Развитие речевого восприятия:

1. Звук и буква И.

Лепка: (коллективная) «Птицы на кормушке».

Ознакомление с художественной литературой: пересказ рассказа А. Толстого «Хотела галка пить».

Рисование: (акварель) «Снегири на ветке», (цветные карандаши) «Птичка-невеличка».

Конструирование (в технике оригами) «Птичка»

Беседа: «Кто улетел, а кто остался?», «Как люди помогают птицам зимовать».

Дидактические игры: «У кормушки», «Один – много».

Лепка: (пластилин) «Снеговик».

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание Н. Калининой «Про снежный колобок».

Рисование: (акварель) «Сказочный домик Деда Мороза», (гуашь) «Снеговик у нас в гостях».

Аппликация: «Ёлочка – красавица».

Беседа: «Как люди встречают Новый год», «Игры детей зимой».

Дидактические игры:

 «Подбери признак», «Исправь ошибку».

Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации.

Физминутки.

Самомассаж.

Подвижные и хороводные игры.

Занятия на сенсорном оборудовании.

Дыхательная и зрительная гимнастика.

Кинезиологические упражнени

1. Игра «Собираемся на прогулку» Описание: Психолог кидает ребёнку мяч и говорит: «Я одеваю на прогулку штаны», а задача ребёнка повторить, то, что сказал психолог и добавить своё. Каждый раз называем 2 предыдущих слова. 2. Игра «Что спрятано под снегом?» Описание: Психолог предлагает ребёнку найти спрятанные игрушки под кинетическим песком. 3. Игра «Едут санки и коньки» Описание: Психолог предлагает ребёнку скользить

Словесная игра «Летает – не летает - плавает». Игра «Найди тень» . Игра «Повторял-ка»

Пальчиковая гимнастика «Велосипед» . Игра «Зоркий глаз». . Игра «Сложи картинку: транспорт»

1 Развивать зрительное восприятие.

2 Развивать внимание, память, мышление.

3 Развивать мелкую

Последовательности.  1. Игра «Телескоп: посуда» Описание: Психолог предлагает ребёнку через телескоп рассмотреть картинку и назвать, то, что он видит на столе. 2. Игра «Что стоит на столе?» 3. Игра «Зоркий глаз: посуда» Описание: Карточки с изображени4. Пальчиковая

гимнастика «Пос

        

.

Ребёнок одновременно кидает 2 кубика «Семья» и «Эмоции». Его задача сказать, что чувствует тот или иной член семьи.

1. Игра «Поставь пальчик» где стоит?» Описание: Психолог кидает ребёнку мяч и называет любой предмет мебели, а задача ребёнка сказать в каком помещении она может стоять: комната, кухня, гостиная, прихожая и т.д. 3. Игра «Зоркий глаз: мебель» 4. Пальчиковая

гимнастика «Мебельный магазин». 5. Игра «Собери картинку: мебель» (

Январь

Январь

Транспорт.

Посуда.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Транспорт.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Закрепление понятий «больше», «меньше».

2. Уравнивание групп предметов.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки и буквы И, Ы.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Посуда.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Повторение образования и состава числа 4.

2. Геометрическая фигура –

треугольник.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «м», «мь».

Лепка: (глина) «Машины нашего города».

Ознакомление с художественной литературой: заучивание стихотворения А. Барто «Грузовик».

Рисование: (цветные карандаши) «Вагончики для поезда», (акварель) «Грузовик».

Аппликация: «Грузовик».

Беседа: «О видах транспорта», «Грузовые и легковые машины».

Сюжетно-ролевая игра: «Мы – шофёры».

Дидактические игры:

 «Кто чем управляет?», «Вода, небо, земля».

Лепка: (пластилин) «Папина чашка».

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание рус. нар. сказки «Лиса и кувшин».

Рисование: (восковые мелки) «Кувшин», (акварель) «Роспись чашки».          

Конструирование: (из бумаги) «Ведерко». 

Беседа: «Виды посуды», «Как мы дежурим по столовой».

 Дидактические игры:

«Приготовим салат», «Сосчитай посуду».

Исследовательская деятельность: 

«Из чего сделана посуда?».

Февраль

Квартира. Мебель.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Квартира. Мебель.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Образование числа 5.  Цифра 5.

2. Понятия «вчера – сегодня - завтра», «раньше - позже».

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «м», «мь» и буква М.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Одежда. Обувь. Головные уборы.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Порядковый счет до 5.

2. Уравнивание групп предметов.

 Понятие «пара».

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «н», «нь».

Лепка: (пластилин) «Мебель для кукол».

Ознакомление с художественной литературой:

 чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны».

Рисование: (декоративное, акварель) "Украсим стол», (цветные карандаши) «Мебель для детского сада».

Конструирование: (из строительного материала) «Кроватка для куклы Кати».

Беседа: «Моя квартира», «Для чего нужна мебель?».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Мой дом».

Лепка: (пластилин) «Шапочка для куклы».

Ознакомление с художественной литературой: 

рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

Рисование: (акварель) «Украсим косынку для куклы», (цветные карандаши) «Шапочка».       

Аппликация: «Платок для матрёшки».

Беседа: «Какая бывает одежда», «О порядке надевания вещей».

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди пару».

Исследовательская деятельность: 

«Из чего сшита одежда?».

Февраль

День защитника Отечества.

Одежда. Обувь. Головные уборы (итоговое).

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. День защитника Отечества.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Практическое знакомство с составом числа 5.

2. Образование числа 6.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «н», «нь» и буква Н.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Одежда. Обувь. Головные уборы (итоговое).

Развитие элементарных математических представлений:

1. Числовой ряд до 6.

2. Части суток, их последовательность.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «в», «вь».

Лепка: (глина) «Самолёт».

Ознакомление с художественной литературой: заучивание наизусть стихотворения С. Маршака «Февраль».

Рисование: (восковые мелки) «Самолёт», (цветные карандаши) «Подарок папе».

Конструирование: (в технике оригами)  

«Мой самолёт».

Беседа: «Кто служит в Армии?», «Виды военной техники».

Дидактические игры: «Кто что делает?», «Один - много».

Лепка: (декоративная пластина) «Варежка».

Ознакомление с художественной литературой: пересказ отрывка рассказа Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял».

Рисование: (акварель) «Украсим варежку», (восковые мелки) «Сапожки».

Аппликация: «Мои варежки».

Беседа: «Зимняя одежда и обувь», «Одежда для мальчиков и девочек».

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин одежды».

Дидактические игры: «Магазин», «Узнай по описанию».

1. Игра «Папины помощники» Описание: Психолог показывает ребёнку картинки с изображением инструментов.. 2. Игра «Найди тень» 3. Игра «Чувства папы»  Ребёнок кидает кубик «Эмоции» и называет, что чувствует папа. 4. Пальчиковая гимнастика «23 февраля» 5. Задание «Подарок для папы: кораблик»

1 Уточнить и расширить представления ребёнка

Обуви ,головных, уборах, одежды

2 Развивать внимание, память, мышление.

3 Развивать мелкую моторику рук.

4 Развивать целостное восприятие.

2 Развивать целостное восприятие1. Игра «Найди тень»  2. Игра «Укрась сапожок» Описание:. 3. Физкультминутка «Стирка»  Игра «Собери картинку: обувь» . Игра «Зоркий глаз» «Головные уборы» . Игра «Найди тень» 3. Физкультминутка «Стирка» . Игра «Собери картинку:   Игра «Повторял-   Игра «Дополни»

1. Игра «Мамины помощники» Описание: Психолог показывает ребёнку картинки с изображением бытовой техники. Задача ребёнка назвать что это и сказать для чего оно нужно. 2. Игра «Найди тень: бытовые приборы» 3. Игра «Мамины чувства» Описание: Ребёнок кидает кубик «Эмоции» и называет, что чувствует мама. Например, если на грани кубика выпала эмоция радость, то ребёнок говорит: «Мама радуется». 4. Динамическая пауза «Дружно маме помогаем». 5. Игра «Уборка в доме». 6. Задание «Подарок для мамы»

Март

Междуна-родный женский день. Семья.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Международный женский день. Семья.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Геометрическая фигура – прямоугольник.

2. Образование числа 7.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «в», «вь» и буква В.

Лепка: (солёное тесто) «Цветы для мамы».  

Ознакомление с художественной литературой: заучивание стихотворения О. Саконской «Моя мама».

Рисование: (цветные карандаши) «Бусы   для мамы», (акварель) «Фартук

для любимой бабушки».    

Конструирование: (в технике оригами) «Подарок для   мамы».

Беседа: «Моя семья», «Мамин праздник».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Дидактические игры: «Подбери слова о маме», «Чьи это предметы?».

Марь

Весна. Признаки весны.

Перелётные птицы.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Весна. Признаки весны.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Числовой ряд до 7.

2.Сравнение множеств.

Развитие речевого восприятия:

1. Различение твёрдых и мягких согласных звуков «м» - «мь», «н» - «нь», «в» - «вь».

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Перелётные птицы.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Образование числа 8.

2. Равенство и неравенство (+ 1, - 1) Сравнение количества.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «к», «кь».

Лепка: (барельеф) «Солнышко, покажись!».

Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна».

Рисование: (восковые мелки) «Бегут ручьи», (акварель) «Ветка мимозы».

Аппликация: «Солнышко лучистое».         

Беседа: «О первых признаках весны», «Пробуждение природы».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Закончи предложение».

Исследовательская деятельность:

«Почему тают сосульки?».

Лепка: (пластилин) «Гнездо для птицы». 

Ознакомление с художественной литературой: пересказ рассказа Н. Сладкова «Грачи прилетели».

Рисование: (цветные карандаши) «Скворечник», (монотопия) «Птички-невелички».

Конструирование: (из семян) «Скворечник».

Беседа: «Какую пользу приносят птицы?», «Изменения в жизни   птиц».

Дидактические игры: «Отгадай и назови», «Улетает - не улетает».

1. Игра «Воображаемая картина» Описание: «Я нарисую дерево», а ребёнок добавляет: «А я нарисую почки» и т.д. Когда картина нарисована психолог просит ребёнка вспомнить, что они нарисовали на картине. 2. Игра «Признаки весны» 3. Пальчиковая гимнастика «Клён» 4. Игра «Разбуди спящих зверей». 5. Релаксационное упражнение «Радуга» Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки». 6. Задание «Выложи радугу» Описание: Психолог просит ребёнка выложить из камней марблс радугу

1. Игра «Назови птичку». 2. Игра «Покорми птичку» 3. Игра «Зоркий глаз». 4. Пальчиковая гимнастика «Птичка» 5. Игра «Найди тень: Выигрывает тот, кто больше всего соберёт карточек. 6. Игра «Собери картинку: птицы»

Познавательное развитие..

Разрезные картинки.

Игры на развитие когнитивных функций.

Дидактические игры.

Сюжетно-предметные картинки.

Настольно-печатные игры.

Строительно-конструктивные игры.

Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики

.Развивать моторные функции, мимику, пантомимику, снять эмоциональное напряжение. 3.Развивать мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук.

Игры на развитие мелкой моторики

Дидактические игры

Сенсорные коробочки.

Апрель

Профессии. Инструменты.

Мой город.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Профессии. Инструменты.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Числовой ряд до 8.

2.Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Развитие речевого восприятия.

1. Звуки «к», «кь» и буква К.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Мой город.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Образование числа 9.

2. Сравнение множеств.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «п», «пь».

Лепка: (глина) «Молоток».

Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения Я.  Акима «Неумейка».

Рисование: (восковые мелки) «Расчёска», (акварель) «Лопата, грабли».

Аппликация: «Молоток».

Беседа: «Кем работает моя мама?», «Кто строит дом?».

Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская».

Дидактические игры:

 «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?».

Исследовательская деятельность: «Свойства песка».

Лепка: (пластилин) «Мой дом».

Ознакомление с художественной литературой: чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка».

Рисование: (цветные карандаши) «Дома на нашей улице», (акварель) «Город вечером».

Конструирование: (из строительного материала) «Моя улица».

Беседа: «Любимые места Кузнецка»

Д/и: «Путешествие по городу», «Один – много»

Апрель

Правила дорожного движения.

Насекомые.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

Правила дорожного движения.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Числовой ряд до 9.

2. Сравнение предметов по размеру.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «п», «пь» и буква П.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. Насекомые.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Образование числа 10.

2. Соотнесение числа и количества.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «с», «сь».

Лепка: (глина) «Машина».

Ознакомление с художественной литературой: заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный…».

Рисование: (цветные карандаши) «Знаки дорожного движения», (акварель) «Светофор».

Аппликация: «Три цвета есть у светофора».

Беседа: «Соблюдение правил дорожного движения», «Для чего нужен светофор?».    

Сюжетно-ролевая игра: «Мы – шофёры».

Дидактические игры: «По дороге домой», «Светофор».  

Лепка: (декоративная пластина) «Бабочка».

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха».

Рисование: (монотопия) «Бабочка», (восковые мелки) «Божья коровка».   

Конструирование: (из природного материала) «Насекомые».

Беседа: «Для чего нужны насекомые», «Муха – вредное насекомое».

Д/и: «Один – много», «Закончи предложение».

Познавательное развитие.

Занятия на сенсорном оборудовании.

Разрезные картинки.

Игры на развитие когнитивных функций.

Дидактические игры.

Сюжетно-предметные картинки.

Настольно-печатные игры.

Строительно-конструктивные игры.

Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики

1/Игра «Зоркий глаз. 2. Игра «Найди тень». 3. Пальчиковая гимнастика «Комар». 4. Игра «Найди отличия: насекомые». 5. Игра «Собери картинку: насекомые6. Игра «Археолог» Описание: Ещё до начала занятия психолог прячет  песочнице жучков не большого размера. Задача ребёнка очень осторожно с помощью широкой кисти найти все предметы.

Май

День Победы.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:

1-2. День Победы.

Развитие элементарных математических представлений:

1. Числовой ряд до 10.

2. Повторение состава числа 5.

Развитие речевого восприятия:

1. Звуки «с», «сь» и буква С.

Лепка: (глина) «Пушка».

Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Рисование: (цветные карандаши) «Салют», (акварель) «Цветок для ветерана».      

Аппликация: «Праздничная открытка.

Беседа: «Как празднуем День Победы», «Защитники нашей Родины».

Дидактические игры:

«Скажи наоборот», «Подбери признак».

Познавательное развитие.

Занятия на сенсорном оборудовании.

Разрезные картинки.

Игры на развитие когнитивных функций.

Дидактические игры.

Сюжетно-предметные картинки.

Настольно-печатные игры.

Строительно-конструктивные игры.

Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Список литературы.

  1. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие» — СПб: КАРО.
  2. Борякова Н.Ю. Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития». М., 2004.
  3. Картушина М.Ю. «Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет» - Москва: издательство «ТЦ Сфера», 2008
  4. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва: издательство «Просвещение», 1990
  5. Котышева Е.Н. «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» - СПб: издательство «Речь», 2010
  6. Морозова И. А., Пушкарева М. А.  – КРО. «Ознакомление с окружающим миром» (конспекты занятий)- М.: Мозаика-Синтез,2010. 4.
  7. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -    М.: 2010.И.
  8. Морозова И. А., Пушкарева М. А. – КРО 5+. «Тетрадь по математике для детского сада»
  9. Морозова И. А., Пушкарева М. А.  – КРО «Подготовка к обучению грамоте» (конспекты занятий) - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Морева Н.А. «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении» - Москва: издательство «Просвещение», 2004
  11. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки»– СПб.: Детство-пресс, 2008
  12. Полевая Н.В., Перминова Л.В. «Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка»» - СПб: издательство «Детство - Пресс», 2010
  13. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой – СПб: 2009
  14. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с учителем-дефектологом

Конспект занятия по аппликации в разновозрастной  группе компенсирующей направленности для детей 4-7 летТема: «Украшение бабочки»...

Тематическое занятие "8 марта" (взаимодействие воспитателя с учителем-дефектологом)

Конспект тематического занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4-7 лет, посвящённого Международному женскому дню 8 марта.Взаимодействие воспитателя с учителем-дефектол...

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»

Данная консультация рассматривает вопросы взаимодействия педагога, учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностя...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ.Речь пойдет об организации  взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с детьми с особыми образо...

Взаимодействие в работе учителя дефектолога и воспитателя коррекционно-развивающей группы

Приемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя коррекционной группы ....

Взаимодействие в работе учителя-дефектолога и семьи для детей с ОВЗ

Семья и дошкольные учреждения  - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошколь...