Особенности глагольного словаря у современных дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Бахитова Татьяна Анатольевна

    В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Для того чтобы ребенок мог в достаточном объеме освоить устную связную речь, ему необходимо накопить обширный глагольный словарь. Увеличение общего лексического запаса наиболее активно и непринужденно происходит в дошкольном возрасте, поэтому именно этот   период нужно использовать для формирования предикативного словаря.

   В процессе двустороннего общения ребенка со взрослыми расширяется представление об окружающем мире, происходит его психическое развитие, взросление, речь его развивается, а общение усложняется. Для успешного речевого общения необходим хорошо сформированный лексический словарь, и как его важная составляющая — словарь глаголов.

Различные нарушения в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование когнитивных процессов, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной общеобразовательной программой и могут усугублять негативное отношение детей с недоразвитием речи к учебной деятельности.

      В современных диагностических методиках изучение глагольного словаря входит в состав исследования лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому на долю его обследования приходится совсем немного заданий, это не всегда дает полную картину качества усвоения глагольной лексики, и достаточно сложно, опираясь на результаты этих методик понять механизмы несформированности предикативной лексики у дошкольников. В то же время изучение особенностей глагольной лексики у детей с ОНР имеет большое значение для точной диагностики нарушений речевого развития, а в последствии и правильного выбора необходимого набора коррекционных методик для устранения дефекта у данных детей.

     К сожалению, в последнее время нет данных об исследовании состояния глагольного словаря у современных дошкольников. Нет опубликованной информации об изменении характера нарушений в освоении лексики у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с данными исследований известных ученых, таких как: Р.И. Лалаева, Г.М. Лямина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина. Чтобы понять,  как изменилось состояние глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР в современных условия жизни, был проведен констатирующий эксперимент.

     Констатирующий эксперимент проходил на базе ГБДОУ Детский сад №11 Московского района Санкт-Петербурга.

   Всего в эксперименте принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста (от 6,6 до 7,1 лет), из них 15 детей экспериментальной группы с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи III уровня, и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bahitova_tatyana_anatolevna.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бахитова Татьяна Анатольевна,

учитель-логопед, воспитатель

ГБДОУ Детский сад №11 Московского района Санкт-Петербурга

Особенности глагольного словаря у современных дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.

В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Для того чтобы ребенок мог в достаточном объеме освоить устную связную речь, ему необходимо накопить обширный глагольный словарь. Увеличение общего лексического запаса наиболее активно и непринужденно происходит в дошкольном возрасте, поэтому именно этот период нужно использовать для формирования предикативного словаря.

В процессе двустороннего общения ребенка со взрослыми расширяется представление об окружающем мире, происходит его психическое развитие, взросление, речь его развивается, а общение усложняется. Для успешного речевого общения необходим хорошо сформированный лексический словарь, и как его важная составляющая — словарь глаголов.

Различные нарушения в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование когнитивных процессов, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной общеобразовательной программой и могут усугублять негативное отношение детей с недоразвитием речи к учебной деятельности.

В современных диагностических методиках изучение глагольного словаря входит в состав исследования лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому на долю его обследования приходится совсем немного заданий, это не всегда дает полную картину качества усвоения глагольной лексики, и достаточно сложно, опираясь на результаты этих методик понять механизмы несформированности предикативной лексики у дошкольников. В то же время изучение особенностей глагольной лексики у детей с ОНР имеет большое значение для точной диагностики нарушений речевого развития, а в последствии и правильного выбора необходимого набора коррекционных методик для устранения дефекта у данных детей.

К сожалению, в последнее время нет данных об исследовании состояния глагольного словаря у современных дошкольников. Нет опубликованной информации об изменении характера нарушений в освоении лексики у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с данными исследований известных ученых, таких как: Р.И. Лалаева, Г.М. Лямина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина. Чтобы понять, как изменилось состояние глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР в современных условия жизни, был проведен констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проходил на базе ГБДОУ Детский сад №11 Московского района Санкт-Петербурга.

Всего в эксперименте принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста (от 6,6 до 7,1 лет), из них 15 детей экспериментальной группы с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи III уровня, и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием контрольной группы.

В экспериментальной логопедической группе, состоящей из 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня, был 2 детей с моторной алалией и 3 дошкольника со стертой псевдобульбарной дизартрией. Среди них шесть девочек и девять мальчиков.

Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 6,6 - 7 лет, которые посещали подготовительную группу ДОУ.

В своем исследовании мы решили использовать методику психологического исследования нарушений речи Р.И. Лалаевой. Для проведения нужного нам исследования мы выбрали из этой методики те задания, которые исследуют глагольную лексику.

  • Обследование активного/пассивного глагольного словаря.
  • Исследование семантической структуры слова и лексической системности.
  • Исследование словообразования глаголов.

Для исследования применялись разные приемы, всего в методике использовалось 30 проб. Мы взяли полностью задания, касающиеся исследования качества усвоения глагольной лексики, исключив лишь задания, посвященные изучению словоизменения глаголов. Так как в нашем исследовании принимали участие дошкольники самого старшего возраста, 6,5 — 7 лет, то предполагается, что в этом возрасте ошибки на словоизменение не встречаются или происходят очень редко, даже у детей с недоразвитием речи, тем более что большинство детей посещают логопедическую группу в детском саду, и эта часть речевого дефекта, как самая легкая, должна быть устранена. Задания, касающиеся вопросов словообразования глаголов, мы использовали полностью, так как это наиболее сложные грамматические конструкции.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него позитивного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование глагольного словаря. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Так как мы столкнулись со сложностями при подборе наглядного материала для проведения данного обследования, мы решили проводить обследование детей, предъявляя им картинки не только в бумажном варианте, а и на экране компьютера в электронном виде в формате презентации Power Point. Это в свою очередь служило дополнительной мотивацией для активного сотрудничества с детьми, так как дети проявляли интерес и добровольное желание «поиграть в интересную компьютерную игру». Все методики подавались в игровой форме. Исследование проходило в первой половине дня, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

В ходе исследования пассивного и активного уровней глагольного словаря, оказалось, что развитие пассивного словаря детей из обеих групп находится на более высоком уровне, чем развитие активного словаря. У детей экспериментальной группы преобладает средний и ниже среднего уровень развития. Трудными оказались задания на выбор глаголов, отражающих звуки птиц и животных.

У всех детей обеих групп вызвало затруднение подбор слова для обозначения действия голубя. Слово «воркует» из 30 обследованных детей никто не назвал. Также вызвало затруднение и обозначение действия гуся.

При исследовании сформированности семантического поля вокруг глаголов (пробы 8 – 14) ни один ребенок экспериментальной группы не показал высокого уровня. Дети не владеют близкими по смыслу глаголами, не могут подобрать слова с противоположным значением, часто при ответах используют неадекватные реакции. Данные показатели говорят о несформированности лексической системности.

При исследовании образования приставочных глаголов противоположного значения (проба №15 — 16) оказалось, что в импрессивной речи, где дети не произносили образованный глагол, а только показывали действие на картинке, дети с речевой патологией справились лучше, чем в экспрессивной речи, где глагол нужно было образовать и произнести его без опоры на изображение.

Дети при выполнении данного задания с трудом подбирали нужный глагол или заменяли его на глагол с частицей не, а также на близкий по значению синоним для предъявленного слова-действия.

Большинство дошкольников без речевой патологии автоматически подбирали аффикс, тогда как детям с речевой патологией было трудно подобрать аффикс, который точно указывал бы на приближение или на удаление. Это означает, что дети с трудом дифференцировали глаголы данные экспериментатором с глаголами, которые сами образовали. Это связано с особенностями различения, понимания слов сходных по своему звучанию.

При изучении способности словообразования глаголов со значением пересечения пространства, времени или предмета в импрессивной и экспрессивной речи (проба №19-20), показ не вызвал затруднений, но при самостоятельном подборе нужной формы глаголы у детей снова возникли сложности.

У 73,5% детей с речевой патологией выявились недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов.

При исследовании способности образования глаголов со значением начала и конца действия (проба №21-22) полностью с заданием не справился никто, дети проявили в основном уровень ниже среднего и низкий.

Можно отметить, что у детей недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов.

Самой частой ошибкой был неправильный выбор аффикса, вместо до- большинство детей использовали приставку при-. Например, «приехал» вместо «доехал», «прибежал» вместо «добежал»; «приплыл» вместо «доплыл»; «прилетел» вместо «долетел». Глагол «догорела» из контрольной группы не использовал никто, вместо него называли такие глаголы, как «сгорела» - большинство ответов, «потухла», «потушилась», «погорела». Один ребенок проявил неадекватную реакцию при ответах вместо «долетела» – «упала в гнездо», «поменяли лампочку» вместо «догорела».

Обследование выявило, что все дошкольники довольно хорошо дифференцируют на слух глаголы совершенного и несовершенного вида.

Но в экспрессивной речи, у 80% детей экспериментальной группы наблюдались следующие виды ошибок:

- затруднение в подборе более точного аффикса, например: залез – «прилез», вымыла – «помыла», выпила – «попила»;

- неправильный выбор производящего (мотивирующего слова), например: выпила чай – «уже наелась», нарисовал - «закончил»;

- выражение законченности действия другими словами: нарисовал - «доделал дом», «закончил рисовать», выпила чай – «закончила пить» и т.п.

Эти ошибки обусловлены трудностями дифференциации в экспрессивной речи значений аффиксальных словообразовательных элементов.

Анализ результатов показал, что дети достаточно хорошо понимают залоговые отношения, редко допускают ошибки в образовании возвратных глаголов. Допускались ошибки такого плана, как употребление несоответствующих глаголов («спрятался» вместо «прячется»; «расчесывает», «чешет», «расчесывается» вместо «причесывает», «причесывается»; «надевает», «надевается» вместо «одевает», «одевается»). Это можно объяснить, несоблюдением формальных условий при образовании нового слова, его звуковой, слоговой структуры, ударности.

При исследовании способности образования глаголов от других частей речи (пробы №27 - 28) все проявили уровни ниже среднего и низкий.

Дети экспериментальной и контрольной групп достаточно уверенно называли слова, которые часто употребляются в разговорной речи. Например, завтракать, обедать, ужинать, кричать, стучать, плакать.

Такие результаты можно объяснить тем, что глаголы, образованные таким способом не частотны в речи, дошкольники с ОНР обладают трудностями выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, бедностью активного словаря, по сравнению с детьми без речевой патологии.

Для детей с ОНР задания на объяснение значения производных слов-глаголов (проба №29) вызвали затруднения. При толковании значения глаголов, как и при ответах в пробе №11, наиболее употребляемыми были синтагматические связи, например, «ехать — на велосипедах, машине, на маме» «летать — на самолете, на крылышках», «тащить — камни, мешки» (называние предмета, с которым связано действие).

Это можно объяснить бедностью пассивного словаря, особенностями развития внимания, мышления, памяти, недостаточными возможностями семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностями адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов.

При выполнении задания на верификацию словосочетаний с приставочными глаголами (проба №30) дети без речевой патологии в большинстве своем справились успешно. Дети с ОНР даже если и определяли словосочетание как неправильное, то с трудом подбирали глагол с нужной приставкой.

Это обусловлено трудностями дифференциации в экспрессивной речи значений аффиксальных словообразовательных элементов.

Проведя констатирующий эксперимент, мы смогли сделать следующие выводы о состоянии глагольного словаря детей экспериментальной группы:

1. Активный словарь детей беден, наблюдаются большие расхождения в объеме активного владения глагольной лексикой и пассивного.

2. Дети не владеют близкими по смыслу глаголами.

3. При обследовании словообразования глаголов дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий:

Не всегда правильно понимают и используют значение префиксальных глаголов.

Затруднено различение глаголов совершенного и несовершенного вида.

Не могут подобрать слова с противоположным значением.

Испытывают затруднения в образовании приставочных глаголов.

Неправильно образуют глаголы от других частей речи.

Полученные нами данные показали, что характер нарушений освоения глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР не претерпел больших изменений, по сравнению с данными исследований десятилетней давности. Также мы выяснили, что некоторые задания при выполнении вызывают существенные затруднения даже у детей без речевой патологии. Это может быть связано с общей тенденцией ухудшения качества устной речи у современных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Методологическую основу методики обследования составили фундаментальные положения о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психического развития ребенка (Л.С.Выготск...

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Особенности памяти у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи

Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказа...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассмотрены особенности развития двигательной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....