Определение и реализация оптимальных путей и средств сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
статья по коррекционной педагогике

Ермолаева Ирина Валерьевна

Целью психолого‐педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Достижение поставленной цели предусматривает решение комплекса задач: 1. Интеграции в образовательную среду. 2. Определение и реализацию оптимальных путей и средств сопровождения ребенка в условиях дошкольной организации.3. Совершенствование интегративных механизмов в деятельности участников педпроцесса. Решение данных задач психологической службы носит многослойный и многоуровневый характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps_detey_s_osob.obr_.potrebnostyami.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Определение и реализация

оптимальных путей и средств сопровождения

ребенка с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями (далее ООП) - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. 

Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:

-трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности;

-меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;

-меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти;

-недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);

        -недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);

         -замедленным темпом психического развития в целом;

         -повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф).

С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия, способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ООП в условиях дошкольной образовательной организации является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

        Достижение поставленной цели предусматривает решение комплекса задач:

1. Интеграция в образовательную среду.

2. Определение и реализация оптимальных путей и средств сопровождения ребенка в условиях ДО.

3. Совершенствование интегративных механизмов в деятельности участников педпроцесса.

 Решение данных задач психологической службы (ПС) носит многослойный и многоуровневый характер.

         

Первая группа задач - Интеграция в социальную среду.        

        Интеграция ребенка в естественную социальную среду предполагает, во-первых, подготовку интеграционных процессов не только самого ребенка, но и значимых взрослых его семьи. Во-вторых, подготовку интеграционных процессов сверстников из группы детского сада - и их близких, в третьих, в ДО создается система поддержки каждого ребенка в период его адаптации в новой группе.

Вторая группа задач направлена непосредственно на определение и реализацию средств сопровождения ребенка на выявление психологической структуры нарушения; затем выбор стратегии корригирующего воздействия; и оказание содействия ребенку с ООП в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.    

Прогноз развития ребёнка и возможностей обучения строится на основе выявленных особенностей развития, и в первую очередь, через изучение психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия.

Данный вид работы предполагает:

1.   Диагностику индивидуальных особенностей развития.

2. Создание банка данных по индивидуальному изучению ребенка по материалам наблюдений, посещения занятий, бесед с педагогами и родителями.      

3. Психологический мониторинг, предполагающий диагностику развития ребенка на разных возрастных этапах.

В рамках мониторинга применяется психодиагностический инструментарий: по четырем блокам (личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный).

Оказание содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации предполагает осуществление собственно психологической коррекционной и развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.

Основные формы организации коррекционно-развивающей работы:

1. Индивидуальные занятия по выявленным проблемам.

2. Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми 4 - 7 лет.

3.Групповые планово-профилактические занятия со всеми субъектами образовательного процесса (кружковая работа с детьми, Педагогическая гостиная и Школа для родителей).

  Над чем мы работаем.

В сфере развития жизненной компетенции детей с ООП соблюдаются следующие обязательные направления коррекционной работы:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3.    Овладение   навыками    коммуникации.                  

4.    Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных навыков. 

В сфере социальной компетентности детей предполагаются четыре направления сопровождения:

1. Обеспечение успешности адаптации к обучению в группах ДО.

2. Формирование произвольности психических процессов.

3. Коррекция и развитие познавательных процессов.

4. Формирование коммуникативных умений.

На каждое направление разработаны коррекционно-развивающие программы для детей 4-7 лет.

При организации работы основными задачами в индивидуальных, и в подгрупповых формах являются:

- коррекция конфликтных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

- развитие позитивного самовосприятия;

- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.

Программы коррекционно-развивающих занятий по выявленным проблемам социальной адаптации (взаимодействие с окружающим миром) для детей с ООП предполагают последовательность работы:

1) Объяснение и показ ребенку выполнения, т.е. максимальная помощь.

2) Только при необходимости оказывается та или иная помощь.

3) Создается ситуация успеха и поощрение за выполненное задание.

В зависимости от особенностей в социально-личностном развитии, ребенок может одновременно посещать занятия индивидуальной коррекции и быть включен в подгруппу или группу.

Преимущества подобной организации работы состоят в следующем. У многих детей с ООП имеются серьезные личностные проблемы и проблемы общения, затрудняющие социальную адаптацию, а психологическая группа способствует преодолению этих проблем. Кроме того, подгрупповые занятия позволяют закрепить результаты индивидуальной коррекции и создают пространство для реализации сформированных навыков общения в группе. Таким образом, данная система работы обеспечивает преемственность и непрерывность в сопровождении, позволяет психологу варьировать работу и контроль над развитием ребенка.  

Содержание и организационные формы занятий определяются направлением развивающей или корригирующей работы. По возможности усвоенные навыки переносятся в повседневную жизнь группы.

В выборе психокоррекционных техник предпочтителен интегративный подход. Он предполагает использование приемов разных направлений: игровой психокоррекции; приемы нейропсихологической помощи; арттерапии (изотерапия, сказкотерапия, песочная игротерапия); информационно-коммуникационные технологии.

Третья группа задач психолого-педагогического сопровождения предполагает совершенствование интегративных механизмов в деятельности участников педагогического процесса и связано, в первую очередь, с

- оптимизацией взаимодействия всех специалистов, сопровождающих обучение, воспитание и развитие ребенка с ООП.

        Внутреннее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса предполагает развитие психолого-педагогической компетентности, повышение психологической культуры педагогов ДОО и родителей.

        Образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей, педагогов и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания детского сообщества как модели реального социума.

         Очень важным звеном в этой системе работы является внешнее взаимодействие.

Т.е. социальное партнерство с организациями различных ведомств, общественными организациями.

        Обобщая вышесказанное, можно отметить, что данная система работы обеспечивает преемственность и непрерывность в сопровождении ребенка с ООП, и позволяет психологу оптимально варьировать работу и контроль над развитием каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ

В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...