Определение и реализация оптимальных путей и средств сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
статья по коррекционной педагогике
Целью психолого‐педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Достижение поставленной цели предусматривает решение комплекса задач: 1. Интеграции в образовательную среду. 2. Определение и реализацию оптимальных путей и средств сопровождения ребенка в условиях дошкольной организации.3. Совершенствование интегративных механизмов в деятельности участников педпроцесса. Решение данных задач психологической службы носит многослойный и многоуровневый характер.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение и реализация
оптимальных путей и средств сопровождения
ребенка с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями (далее ООП) - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:
-трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности;
-меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;
-меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти;
-недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
-недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
-замедленным темпом психического развития в целом;
-повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф).
С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия, способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Целью психолого‐педагогического сопровождения ребенка с ООП в условиях дошкольной образовательной организации является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение комплекса задач:
1. Интеграция в образовательную среду.
2. Определение и реализация оптимальных путей и средств сопровождения ребенка в условиях ДО.
3. Совершенствование интегративных механизмов в деятельности участников педпроцесса.
Решение данных задач психологической службы (ПС) носит многослойный и многоуровневый характер.
Первая группа задач - Интеграция в социальную среду.
Интеграция ребенка в естественную социальную среду предполагает, во-первых, подготовку интеграционных процессов не только самого ребенка, но и значимых взрослых его семьи. Во-вторых, подготовку интеграционных процессов сверстников из группы детского сада - и их близких, в третьих, в ДО создается система поддержки каждого ребенка в период его адаптации в новой группе.
Вторая группа задач направлена непосредственно на определение и реализацию средств сопровождения ребенка на выявление психологической структуры нарушения; затем выбор стратегии корригирующего воздействия; и оказание содействия ребенку с ООП в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
Прогноз развития ребёнка и возможностей обучения строится на основе выявленных особенностей развития, и в первую очередь, через изучение психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия.
Данный вид работы предполагает:
1. Диагностику индивидуальных особенностей развития.
2. Создание банка данных по индивидуальному изучению ребенка по материалам наблюдений, посещения занятий, бесед с педагогами и родителями.
3. Психологический мониторинг, предполагающий диагностику развития ребенка на разных возрастных этапах.
В рамках мониторинга применяется психодиагностический инструментарий: по четырем блокам (личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный).
Оказание содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации предполагает осуществление собственно психологической коррекционной и развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Основные формы организации коррекционно-развивающей работы:
1. Индивидуальные занятия по выявленным проблемам.
2. Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми 4 - 7 лет.
3.Групповые планово-профилактические занятия со всеми субъектами образовательного процесса (кружковая работа с детьми, Педагогическая гостиная и Школа для родителей).
Над чем мы работаем.
В сфере развития жизненной компетенции детей с ООП соблюдаются следующие обязательные направления коррекционной работы:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных навыков.
В сфере социальной компетентности детей предполагаются четыре направления сопровождения:
1. Обеспечение успешности адаптации к обучению в группах ДО.
2. Формирование произвольности психических процессов.
3. Коррекция и развитие познавательных процессов.
4. Формирование коммуникативных умений.
На каждое направление разработаны коррекционно-развивающие программы для детей 4-7 лет.
При организации работы основными задачами в индивидуальных, и в подгрупповых формах являются:
- коррекция конфликтных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
- развитие позитивного самовосприятия;
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.
Программы коррекционно-развивающих занятий по выявленным проблемам социальной адаптации (взаимодействие с окружающим миром) для детей с ООП предполагают последовательность работы:
1) Объяснение и показ ребенку выполнения, т.е. максимальная помощь.
2) Только при необходимости оказывается та или иная помощь.
3) Создается ситуация успеха и поощрение за выполненное задание.
В зависимости от особенностей в социально-личностном развитии, ребенок может одновременно посещать занятия индивидуальной коррекции и быть включен в подгруппу или группу.
Преимущества подобной организации работы состоят в следующем. У многих детей с ООП имеются серьезные личностные проблемы и проблемы общения, затрудняющие социальную адаптацию, а психологическая группа способствует преодолению этих проблем. Кроме того, подгрупповые занятия позволяют закрепить результаты индивидуальной коррекции и создают пространство для реализации сформированных навыков общения в группе. Таким образом, данная система работы обеспечивает преемственность и непрерывность в сопровождении, позволяет психологу варьировать работу и контроль над развитием ребенка.
Содержание и организационные формы занятий определяются направлением развивающей или корригирующей работы. По возможности усвоенные навыки переносятся в повседневную жизнь группы.
В выборе психокоррекционных техник предпочтителен интегративный подход. Он предполагает использование приемов разных направлений: игровой психокоррекции; приемы нейропсихологической помощи; арттерапии (изотерапия, сказкотерапия, песочная игротерапия); информационно-коммуникационные технологии.
Третья группа задач психолого-педагогического сопровождения предполагает совершенствование интегративных механизмов в деятельности участников педагогического процесса и связано, в первую очередь, с
- оптимизацией взаимодействия всех специалистов, сопровождающих обучение, воспитание и развитие ребенка с ООП.
Внутреннее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса предполагает развитие психолого-педагогической компетентности, повышение психологической культуры педагогов ДОО и родителей.
Образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей, педагогов и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания детского сообщества как модели реального социума.
Очень важным звеном в этой системе работы является внешнее взаимодействие.
Т.е. социальное партнерство с организациями различных ведомств, общественными организациями.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что данная система работы обеспечивает преемственность и непрерывность в сопровождении ребенка с ООП, и позволяет психологу оптимально варьировать работу и контроль над развитием каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».
В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ
В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Статья "Программа сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями развития с использованием DIR Floortime"
Выступление в рамках педагогической конференции...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...
